Как происходит консервация объектов строительства?

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 “Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства”

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802
“Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства”

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства
Российской Федерации

30 сентября 2011 г.

Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают порядок консервации объекта капитального строительства (далее – объект), а также особенности принятия решения о консервации объекта капитального строительства государственной собственности Российской Федерации (далее – объект государственной собственности).

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

3. В случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, застройщик (заказчик) обеспечивает приведение объекта и территории, используемой для его возведения (далее – строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

в) сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации объекта (далее – техническая документация), а также сроки проведения работ по его консервации;

г) размер средств на проведение работ по консервации объекта, определяемый на основании акта, подготовленного лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объекта (далее – подрядчик), и утвержденного застройщиком (заказчиком).

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

15. Проект акта Правительства Российской Федерации о консервации объекта государственной собственности (далее – проект акта о консервации) подготавливается главным распорядителем средств федерального бюджета в отношении объекта государственной собственности и согласовывается с субъектом бюджетного планирования в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является одновременно субъектом бюджетного планирования. Если строительство (реконструкция) объекта государственной собственности осуществляется в рамках федеральных целевых программ, проект акта о консервации также согласовывается с государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором) соответствующей федеральной целевой программы в случае, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является ее государственным заказчиком (государственным заказчиком-координатором).

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Установлен порядок консервации объекта капстроительства.

Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.

В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта. Цель – зафиксировать его фактическое состояние, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).

Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).

Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. N 802 “Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства”

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в “Российской газете” от 7 октября 2011 г. N 225, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 октября 2011 г. N 41 (ч. II) ст. 5739

Как происходит консервация объектов строительства?

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии с Правилами (Постановление Правительства РФ от 30.09.2011 N 802) под консервацией понимается приведение объекта и территории, используемой для его возведения (строительная площадка), в состояние, обеспечивающее прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов, а также безопасность объекта и строительной площадки для населения и окружающей среды.

1.2. Согласно п.4 ст.52 Гражданского Кодекса РФ застройщик (или заказчик) должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства при необходимости прекратить работы или их временно приостановить на срок более чем на шесть месяцев.

1.3. Порядок проведения консервации

1.3.1. В случае прекращения или приостановления строительных работ более чем на шесть месяцев застройщик (заказчик) принимает решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией.

1.3.2. В таком решении должны быть определены:

– перечень работ по консервации объекта;

– лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта (должностное лицо или организация);

– сроки разработки технической документации, необходимой для проведения работ по консервации;

– сроки проведения самих работ;

– размер средств на проведение этих работ, определяемый на основании акта, подготовленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

1.4. После принятия решения о консервации застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Причём он самостоятельно определяет ее объем и содержание.

1.5. На основании указанного решения застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования.

1.6. В течение десяти календарных дней после принятия решения застройщик (заказчик) обязан уведомить о консервации объекта подрядчика и орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора, если строительство (реконструкция) объекта подлежит такому надзору.

1.7. Если консервация не произведена, застройщика могут привлечь к административной ответственности на основании ч.1 ст.9.4 КоАП РФ.

1.8. Объекты капитального строительства, строительство которых возобновляется после консервации, заказчиком передаются подрядчику по акту с указанием технического состояния на день передачи.

II. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ КОНСЕРВАЦИИ

2.1. Решение о прекращении или приостановке строительства принимает застройщик (заказчик и извещает о принятом решении исполнителя работ (подрядчика), орган местного самоуправления, а также соответствующие орган, выдавший разрешение на строительство и орган государственной строительного надзора, если такой надзор предусмотрен Градостроительным кодексом для данной вида строительства.

2.2. О факте прекращения или приостановки строительства в трёхдневный срок должны быть поставлены в известность также, в случае необходимости, ГИБДД органов внутренних дел, с целью отмены ранее введённых ограничений движения транспорта и пешеходов, а также владельцы территорий, включенных в территорию строительной площадки в соответствии с утвержденным и, согласованным градостроительным планом земельного участка.

2.3. Строительство, реконструкция, консервация и ликвидация предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, эксплуатация которых связана с обращением с отходами, допускаются при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

2.4. Решение о проведении консервации и порядок консервации объектов капитального строительства устанавливается и утверждается руководителем организации застройщика (заказчика). Типовая форма приказа “О переводе на консервацию объектов капитального строительства” приведена в приложении N 1.

Читайте также:  Основы строительства каркасного дома

2.5. Консервация объекта капитального строительства может производиться при различной степени завершенности строительства.

Степень завершённости строительства можно определить следующим образом:

2.5.1. Начальная стадия строительства (от 0% до 15% объёма работ) соответствует следующему уровню организации подготовительных и строительно-монтажных работ:

– завершены изыскательные и проектные работы;

– определены поставщики оборудования и материалов;

– выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта.

2.5.2. Средняя стадия строительства (свыше 15% до 50% объёма работ) может соответствовать следующему уровню организации подготовительных и строительных работ:

– завершены изыскательные и проектные работы;

– начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;

– начаты и практически закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

– выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

– начаты работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем.

2.5.3. Высокая стадия строительства (свыше 50% до 75% объёма работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

– завершены изыскательные работы;

– начаты и продолжаются поставки оборудования и материалов;

– закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

– выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

– работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем выполнены в пределах (50-75)%;

– начаты отделочные работы.

2.5.4.Завершающая стадия строительства (свыше 75% до 99% объема работ) соответствует следующему уровню организации строительно-монтажных работ на объекте:

– завершены изыскательные и проектные работы;

– закончены поставки оборудования и материалов;

– закончены работы по возведению стен и конструкции крыши;

– выполнены работы по временным зданиям и сооружениям в рамках проекта;

– завершаются работы по монтажу технологического оборудования и внутренних систем;

– отделочные работы на объекте выполнены в пределах (50-99)%;

– начаты пусконаладочные работы на объекте.

2.6. Застройщик (заказчик) и исполнитель работ не позднее чем через месяц после принятия решения о прекращении или приостановке строительства составляют:

2.6.1. Акт о приемке выполненной части объекта с описанием состояния объекта, указанием объемов и стоимости выполненных работ, и приложением ведомости примененных (смонтированных) на объекте оборудования, материалов и конструкций. При этом применяется унифицированная форма N КС-2 “Акт о приемке выполненных работ” (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г, N 100 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ”).

Акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (форма N КС-6а) в необходимом количестве экземпляров.

Фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны быть сопоставлены с данными смет, а также данными учета соответствующих служб заказчика и подрядчика, в том числе посредством проведения контрольных обмеров.

Акт подписывается уполномоченными представителями сторон, имеющих право подписи (производителя работ и застройщика (заказчика).

На актах приемки субподрядных работ обязательно наличие заверительных подписей и печати генерального подрядного предприятия, принявшего работу.

На основании данных Акта о приемке выполненных работ заполняется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3).

2.7. Ведомость неиспользованных и подлежащих консервации (хранению) оборудования, материалов и конструкций. Типовая форма Ведомости приведена в Приложении 2.

2.8. Перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов. Указанный Перечень составляется с участием проектной организации. Типовая форма Перечня приведена в Приложении 3.

2.9. На основе Перечня работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированных зданий (сооружений) или их конструктивных элементов проектной организацией по поручению заказчика в 2-месячный срок после принятия решения о консервации строительства составляются смета и, в случае необходимости, рабочие чертежи на проведение работ по консервации объекта капитального строительства, а также смета на мероприятия по обеспечению их сохранности.

Смета на проведение работ по консервации после согласования ее с подрядчиком и смета на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) утверждаются застройщиком (заказчиком).

Разработка рабочих чертежей и составление смет на проведение работ по консервации и на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) производится по дополнительному соглашению, заключенному между заказчиком и проектной организацией.

2.10. Заказчик обязан в 2-месячный срок со дня принятия решения о консервации строительства предприятий (объектов) произвести с подрядной организацией расчеты за выполненные до принятия решения о консервации объемы строительно-монтажных работ, возместить убытки подрядной организации, понесенные ею в связи с расторжением или изменением договоров на поставку материалов и конструкций, а также оплатить расходы по перевозке строительных материалов и оборудования на другие стройки (если таковая имеет место).

2.11. После согласования сметы на проведение работ по консервации и сметы на мероприятия по обеспечению сохранности законсервированного предприятия (объекта) заказчик и подрядчик должны оформить Акт о приостановлении строительства. При этом применяется унифицированная форма N КС-17, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 11 ноября 1999 г, N 100 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ”. В акте должны быть указаны следующие данные (по объектам, работам и затратам, приостановленным строительством):

– сметная стоимость – полная стоимость по договору и стоимость фактически выполненных строительно-монтажных работ;

– фактические затраты на дату консервации;

– средства, необходимые для расчетов с подрядной организацией;

– стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию (включая затраты по возмещению убытков поставщикам и подрядчикам).

Акт составляется в необходимом количестве экземпляров по каждой стройке с указанием раздельно приостановленных строительством работ. Один экземпляр передается подрядчику, второй – заказчику (застройщику). Третий представляется по требованию инвестора.

2.12. Выполнение строительно-монтажных работ, предусмотренных сметой на проведение работ по консервации, осуществляется подрядной организацией по дополнительному соглашению к генеральному договору подряда на капитальное строительство. В дополнительном соглашении предусматриваются сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных предприятий (объектов) и конструктивных элементов.

Расчеты за выполненные строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) производятся на основании актов приемки выполненных строительно-монтажных работ, составленных по форме N КС-2.

Строительно-монтажные работы, выполненные подрядчиком до консервации, и строительно-монтажные работы по консервации предприятий (объектов) включаются в объем строительно-монтажных работ.

2.13. Законсервированный объект и стройплощадка передаются по акту застройщику (заказчику). К акту прилагаются исполнительная документация, журнал работ, а также документы о проведенных в ходе строительства обследованиях, проверках, контрольных испытаниях, измерениях, документы поставщиков, подтверждающие соответствие материалов, работ, конструкций, технологического оборудования и инженерных систем объекта проекту и требованиям нормативных документов.

2.14. Возможность возобновления строительства объектов после длительного перерыва должна устанавливаться специализированными проектными и научно-исследовательскими организациями путем тщательного освидетельствования конструкций, определения их фактической прочности, уровня коррозионного поражения конструктивных элементов и оформления (продления) разрешения на строительство в уполномоченных органах.

2.15. Работы по расконсервации объектов капитального строительства, включая восстановительные работы, выполняются подрядчиком по смете, утвержденной в порядке, установленном п.2.9 настоящего Положения для смет на работы по консервации.

Консервация объекта незавершенного строительства

Ситуации, при которых строительство объектов останавливается на неопределенный срок, встречаются достаточно часто. Наиболее распространенной причиной, по которой это происходит, является недостаток финансирования, однако консервация объектов часто осуществляется и по причине неблагоприятных погодных условий.

Консервация недостроенных объектов в перспективе предусматривает возобновление строительных работ, поэтому соглашения подрядов чаще всего не расторгаются, а приостанавливаются на время.

Не следует путать консервацию ОНС с прекращением строительных работ. При прекращении строительства возобновление возведения объекта не исключается, но только при условии смены инвестора (в отличие от консервации, при которой тот же инвестор должен будет вкладывать средства в строительство).

Объекты, строительство которых прекращено, могут быть ликвидированы или проданы другим инвесторам, располагающим необходимыми финансовыми ресурсами.

При прекращении строительства могут возникать значительные разногласия между заказчиками и подрядчиками, причиной которых может быть специфический характер недостроенного объекта как вида имущества организации. С одной стороны, такой объект относится к внеоборотным активам организации, а с другой – во время выполнения строительно-монтажных работ все риски, связанные с состоянием объекта, несет подрядчик.

Когда требуется консервация объекта

Согласно действующему законодательству, решение о консервации объекта следует принимать в том случае, если строительство приостановлено более чем на полгода. При этом необходимо учитывать, что консервация может иметь негативные последствия для собственника недостроенного здания. К примеру, если участок использовался на основании договора аренды, по истечении периода его действия земля может быть изъята.

За время консервации могут истечь и многие другие соглашения. Но иногда консервация – единственный правильный выход из сложившейся ситуации. Решение о консервации недостроенного объекта должно приниматься заказчиком и оформляться соответствующим приказом, в котором должны быть указаны сроки проведения работ по инвентаризации объекта и разработки документации, требуемой для его консервации.

Свое решение заказчик доводит до исполнителя, совместно с которым в дальнейшем организовывает всю необходимую работу.

Порядок консервации объекта

Для консервации объекта создается специальная инвентаризационная комиссия, в состав которой входят представители заказчика, подрядных и проектных организаций.

Данная комиссия занимается составлением инвентаризационных описей, в которых указывается: название объекта; перечень элементов объекта; стадия готовности строительно-монтажных работ по объекту.

Комиссия проверяет и стоимость проведенных работ. Она может выявить нарушения, связанные с некорректным применением сметных норм или включением в стоимость работ расходов, которые не относятся к непосредственному строительству. При выявлении нарушений заказчиком вносятся соответствующие изменения в документацию.

Документальное оформление процедуры предполагает подписание субъектами договора подряда акта о приостановлении строительных работ (форма КС-17), в котором содержатся сведения о сметной стоимости работ, определение выполненных мероприятий, информация о расходах, понесенных застройщиком.
Данный акт является основанием для составления перечня мероприятий, необходимых для защиты конструкций и материалов от внешнего воздействия и для утверждения сметы консервации объекта.

Составление проекта консервации объекта

Проект консервации объекта должен быть согласован с заказчиком и обязан включать:

  • сжатую характеристику конструкций, которые находятся на объекте;
  • итоги обследования конструкций и список мероприятий, которые необходимо выполнить для их укрепления и предотвращения разрушений;
  • список мероприятий, которые следует реализовать для предотвращения негативных климатических воздействий (обустройство временной кровли, гидроизоляция и прочее);
  • список мероприятий, которые необходимо выполнить для ограждения объекта и защиты от проникновения посторонних лиц.

На основании данного проекта проводятся практические работы, все расходы по которым берет на себя заказчик.

Перечень работ и их стоимость закрепляются в дополнительном соглашении к договору подряда.

В этом же документе оговариваются сроки выполнения работ, сдачи законсервированного объекта и компенсации заказчиком всех необходимых затрат, понесенных подрядчиком. После завершения этих работ заказчик должен организовать надлежащую охрану объекта.

Выполнение работ

Если должным образом не выполнить консервацию объекта незавершенного строительства, может образоваться риск утраты выполненных строительных мероприятий, снижения их качества и эксплуатационных параметров. Объектами консервации выступают строительные конструкции, инженерные и коммуникационные сети, основания фундаментов, стройматериалы и конструкции, находящиеся на площадке.

Консервация объекта незавершенного строительства

Консервация объекта незавершенного строительства необходима в случаях, когда работы по возведению объекта не удается завершить в запланированный период. Причиной может стать нехватка денег на выполнение проекта в полном объеме, неблагоприятные погодные условия и так далее. Консервация — процесс, который подразумевает возобновление строительных работ в будущем. Вот почему подрядные договоры не разрываются, а приостанавливаются на определенный срок.

Многие путают понятие консервации и остановки строительных работ. В последнем случае мероприятия могут быть возобновлены, но обязательным условием является замена инвестора. При консервации лицо, которое финансировало проект, остается неизменным. Кроме того, остановка строительства позволяет в будущем реализовать сооружение или ликвидировать его.

Для понимания темы рассмотрим особенности консервации объекта, порядок выполнения таких работ, необходимые документы, тонкости составления акта затрат (сметы) и другие нюансы.

Понятие консервации объекта незавершенного строительства

Термин «консервация» по отношению к незавершенному объекту подразумевает временно прекращение строительных мероприятий на территории объекта с обязательным оформлением бумаг и выполнением комплекса мероприятий по сбережению уже построенной части сооружения. К таким действиям приходится прибегнуть техническому заказчику (застройщику) в случаях, когда отсутствуют средства для выполнения работ, ухудшились погодные условия или возникли иные обстоятельства непреодолимой силы.

Читайте также:  В «Логиконте» можно купить прочный 3-тонный и 5-тонный контейнер

Процесс консервации оформляется документально, в виде приказа или распоряжения, где указывается следующая информация:

  • Период разработки пакета бумаг, которые применяются при консервации.
  • Мероприятия по инвентаризации.
  • Субъекты и компании, которые несут ответственность за сохранение объекта.
  • Объем денег, которые требуется для выполнения поставленных задач.

Порядок консервации

Консервационная процедура, а также связанные с этим процессом работы выполняются застройщиком и подрядной организацией. К этой категории относятся и другие субъекты, а именно инвесторы, субподрядные компании и так далее.

Застройщик

Если заказчик принял решение о необходимости приостановки строительства сооружения, он оповещает об этом подрядную организацию, а также местные органы власти, которые выдали разрешение на возведение объекта. В ГК РФ (ст. 752) указано, что заказчик, который инициирует процесс консервации, обязан произвести оплату подрядчику:

  • По выполненным работам.
  • По возмещению затрат, связанных с консервацией процесса возведения сооружения.

Как отмечалось ранее, приостановка строительных работ не является поводом для приостановки договорных отношений. Как только организационные мероприятия завершены, застройщик приступает к выполнению работ по консервации недостроенного объекта для сохранения имеющихся элементов и продолжения строительства в будущем.

Подрядчик

Практика показывает, что выполнение консервационных мероприятий возлагается на плечи подрядной организации, которая действует за деньги заказчика. Такой вид деятельности в договоре не рассматривается и в смете не отображается, поэтому необходимые вычисления выполняются отдельно. Как правило, работы выполняет строительная фирма, после чего смета согласовывается с заказчиком.

В документации указывается такая информация:

  • Цена выполнения работы.
  • Расчеты мероприятий по монтажу, ремонту или восстановлению сооружения.
  • Охрана здания.

В соглашении строительного подряда указываются мероприятия, которые должны быть выполнены в первую очередь, а также действия участников в случае приостановки строительства и монтажа во избежание споров в будущем.

Инвентаризация

Одним из главных мероприятий при выполнении работ по консервации незаконченного объекта, является инвентаризация. Этот процесс организован с учетом требований методических указаний, согласованных и утвержденных Минфином РФ (приказ №49). Для работы назначается комиссия по инвентаризации, в которую входят участники строительного процесс и соглашения между сторонами.

Комиссия выполняет проверку и в заключение работ проводит опись законсервированного сооружения. В ней указывается название здания, объем уже выполненных работ по монтажу и строительству, расходы на реализацию мероприятий, а также причины «замораживания» строительства.

Бумаги составляются с учетом действующих рабочих схем и материалов, а именно актов приема-сдачи работ, чертежей (проектных, рабочих), имеющейся сметы, а также журналов учета сделанных работ. Свод сделанных мероприятий выполняется с учетом бумаг, которые оформлялись и заполнялись в процессе выполнения строительных работ.

Задача процесса инвентаризации заключается в фиксации реального состояния здания с учетом всех нюансов. Проводимая работа полезна и тем, что с ее помощью удается определить текущие несоответствия с ведомым учетом. Подготовленные и заверенные бумаги направляются заказчику с целью хранения и обеспечения сохранения незаконченного здания, строительство которого планируется возобновить в будущем.

Необходимые документы

Инвентаризация — только первый этап оформления консервационных процедур. После этого составляется акт о «замораживании» строительных работ, оформляемый по форме КС-17 (утверждена Постановлением Госкомстата РФ). В готовом документе отражается следующая информация:

  • Название и назначение объекта, возведение которого «заморожено».
  • День, когда строительство было начато.
  • Сметная цена работ по соглашению.
  • Фактическая стоимость выполненных мероприятий.
  • Затраты заказчика.
  • Расходы, которые приходится терпеть подрядчику при консервации сооружения, а также его охрану.

На базе акта оформляется еще один документ — смета будущих работ. После выполнения требуемых расчетов бухгалтерия застройщика выплачивает средства подрядной организации. При этом специалисты работают со счетами фирм, передают отчеты в органы надзора.

Зачем нужно консервировать дом?

Консервация сооружения — комплекс мер, которые направлены на предотвращение порчи, будущего разрушения или ухудшения параметров коммуникаций, оборудования и непосредственно здания. Кроме того с помощью консервации удается обеспечить безопасность людей и окружающей среды. Это значит, что строительная площадка и недостроенное здание должны быть в том состоянии, при котором гарантируется их устойчивость, прочностные характеристики и сохранность (для материалов, конструкций, техники). Это требование прописано в Правилах, которые утверждены постановлением российского правительства (утверждены приказом №802).

Консервация — необходимая мера, которая реализуется при отсутствии средств на продолжение работ, а также в периоды дождливого или зимнего сезона, когда материалы портятся из-за низкой температуры и других негативных факторов.

Перечень работ

Мероприятия по консервации включают в себя комплекс мероприятий по отношению к различным элементам уже готовой конструкции.

Фундамент

Если основа здания выполнена с помощью столбов или свай, в ее защите нет необходимости. Такие элементы находятся в земле, а их сохранность обеспечивается имеющимися материалами. Отдельного внимания заслуживает ленточный фундамент. По отношению к нему выполняются следующие работы:

  • Элементы конструкции, которые находятся над поверхностью земли, накрываются недорогим рубероидом.
  • Для сохранения целостности гидроизоляции требуется ее покрытие специальным утеплителем, который не подвержен воздействию влаги.
  • Чтобы материал не слетел, его прижимают с помощью тяжелых предметов, например, кирпичей.

Во избежание проблем в процессе дальнейшего строительства, перед «замораживанием» строительных работ, важно дать бетону набрать марочную прочность. Для этого мероприятия должны проводиться после 28 дней с момента заливки.

Подвал

Если подрядная организация успела выполнить работы по производству подвала, но не закрыла его, придется делать дощатый настил с последующим покрытием пленочным материалом. Такая предусмотрительность позволяет защитить подвальное помещение от попадания снега и последующего образования воды.

Пол рекомендуется покрыть щебенкой или выполнить стяжку на цементно-песчаной основе. Эти мероприятия позволяют избежать поднятия грунтовых вод в период оттепели. Если по периметру стен имеется незасыпанный котлован, его стоит заполнить до холодов, чтобы исключить скопление воды и ее давление на стены подвала в процессе застывания. Если в конструкции предусмотрены отверстия для коммуникаций, их рекомендуется закрыть фанерой или металлом с последующим прижатием.

В случае, когда перекрытие смонтировано, его стоит изолировать с помощью пленки или рубероида. Прижатие материала производится с помощью досок по всему периметру.

Дом со стенами

Отдельного внимания заслуживает консервация индивидуального жилого дома, в котором возведены стены. Если здание построено из камня или кирпича, оно лучше перенесет консервацию при наличии дверных и оконных блоков, а также покрытия кровли. Если крыша не закончена, ставятся перекрытия над стеновым материалом. Это делается для защиты от влаги промежутков между бетоном и кирпичами.

Если здание выполнено из дерева, ставить двери и окна нет необходимости — достаточно закрыть проемы с помощью фанеры или досок. В этом случае обеспечивается нормальная циркуляция воздушных масс. Как результат, бревно или брус зимует без проблем.

В целом, процесс консервации подразумевает следующие работы:

  • Создание конструкций, которые возьмут на себя проектные нагрузки.
  • Установка оборудования, закрепляющего неустойчивые элементы здания.
  • Освобождение трубопроводов и емкостей, заварка больших проемов и люков
  • Переведение оборудования в безопасное состояние.
  • Отключение коммуникаций (кроме тех, которые применяются для сохранности здания).
  • Защита объекта от доступа посторонних лиц.

Составление сметы

Для оценки объема работ и потенциальных расходов на выполнение мероприятия оформляется смета. Для ее разработки привлекается проектная компания. Подготовленная смета применяется подрядчиком при выполнении работ по дополнительному соглашению к подрядному договору.

Затраты подрядной организации на выполнение работы по консервации в смете не указываются. Вот почему перед началом консервационных мероприятий стороны должны оформить дополнительное соглашение и оговорит в нем вопрос стоимости выполняемых работ.

В завершение заказчик и подрядчик подписывают смету на работы, а также акт приостановки строительных работ, составленный по форме КС-17.

Консервация объекта незавершенного строительства

Иногда строительным организациям приходится приостанавливать работы и консервировать объекты, причиной тому может послужить нехватка денежных средств, несоответствие строящегося объекта современным требованиям, банкротство инвестора и так далее.

Решение о консервации строящегося объекта принимает заказчик. Это решение он оформляет приказом или распоряжением, где должны быть указаны сроки, в которые будет:

· разработана документация, необходимая для консервации объекта;

· проведена инвентаризация недостроенного объекта строительства.

Заказчик, после принятия решение о консервации, обязан уведомить об этом подрядчика, оплатить подрядчику все выполненные работы и возместить ему расходы, вызванные консервацией.

На практике, как правило, все работы связанные с консервацией, выполняет подрядчик. Поэтому заказчику необходимо согласовать с ним смету на строительно-монтажные, ремонтные и восстановительные работы, а также на охрану объекта.

Перед тем как начать консервацию недостроенного объекта, необходимо провести инвентаризацию. В состав комиссии по проведению инвентаризации входят представители генподрядчика, субподрядчиков, а также проектной организации. Комиссия составляет инвентаризационные описи с указанием наименования объекта, объема выполненных работ по всему объекту и по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам и оборудованию.

Инвентаризационная комиссия должна проверить:

· в каком состоянии находятся строительные объекты, которые должны быть законсервированы;

· нет ли оборудования, которое было передано в монтаж, но так и осталось не смонтированным.

Иногда комиссия выявляет завышение или занижение стоимости работ, причины которого могут быть различными, например:

· неправильно применены сметные нормы и расценки, поправочные коэффициенты пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен и другие нормативы, из которых складывается договорная цена строительной продукции;

· в стоимость выполненных работ вошли расходы, не относящиеся к строительству (например, затраты на покупку оборудования, устранение дефектов оборудования, на пусконаладочные работы и так далее);

· в расчетных документах искажены данные об объемах СМР.

После инвентаризации описи передают в бухгалтерию заказчика и подрядной строительной организации, чтобы в учет были внесены необходимые исправления.

Заказчик и подрядчик должны документально оформить решение законсервировать строящийся объект. В течение месяца со дня принятия такого решения им следует подписать Акт о приостановлении строительства, который составляется по форме №КС-17, утвержденной Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 11 ноября 1999 года №100 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ», в двух экземплярах: первый передается подрядчику, второй — заказчику (застройщику). В акте указывают:

· наименование и назначение объекта, строительство которого приостановлено;

· дата начало строительства;

· договорную (сметную) стоимость работ;

· сметную стоимость работ, которая выполнена на данный момент;

· расходы, которые понес застройщик к моменту, как были приостановлены работы;

· затраты, необходимые для консервации и охраны строительства.

Для получения необходимой информации о затратах заказчик, подрядчик и проектная организация составляют специальный перечень работ и затрат, согласно которому проектная организация разрабатывает смету консервации и охрану строительного объекта.

На основании сметы подрядчик будет выполнять СМР, которые будут оговорены в дополнительном соглашении к генеральному договору подряда на капитальное строительство. Дополнительным соглашением устанавливают сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных объектов, оборудования и материалов, указывают сроки, в которые подрядной организации возместят убытки.

В ПБУ по учету долгосрочных инвестиций, сказано, что затраты на консервацию не включаются в стоимость строящегося объекта. Как правило, их не предусматривают в сводных сметных расчетах. ПБУ по учету долгосрочных инвестиций рекомендует заказчику вести учет таких затрат на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открываемому к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы».

План счетов бухгалтерского учета рекомендует отражать затраты на консервацию объекта, признавая их прочими расходами, на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

По мнению авторов настоящей книги, в данной ситуации лучше руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета и использовать счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Заказчик не только несет расходы по консервации объекта, но и оплачивает содержание недостроенного объекта (охрану, освещение и тому подобное), эти расходы также следует отражать на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

В мае предыдущего года ООО «А» (заказчик) заключило с ООО «Б» (подрядчиком) договор на строительство офиса. Однако в январе текущего года из-за нехватки денежных средств заказчик вынужден был приостановить строительство и законсервировать объект. ООО «А» заказало проектной организации документацию, необходимую для консервации офиса. За услуги проектной организации было оплачено 11 800 рублей (в том числе НДС — 1 800 рублей).

Читайте также:  Преимущества аренды самосвала

Согласно дополнительному соглашению ООО «Б» проводит работы по консервации незавершенного строительства офисного помещения. Затраты подрядчика на эти работы составили 151 040 рублей (в том числе НДС — 23 040 рублей). Кроме того, ООО «А» уплатило подрядчику 100 000 рублей за нарушение условий договора подряда. На содержание законсервированного объекта ООО «А» ежемесячно тратит 60 000 рублей (заработная плата сторожей с учетом ЕСН).

Заказчик отражает затраты на консервацию объекта следующими записями:

Как происходит консервация объектов строительства?

Существует мнение, что для того, чтобы законсервировать какой-либо недостроенный объект, достаточно прекратить его строительство, заявив об этом в соответствующие органы. Однако просто приостановить строительство недостаточно. В данной статье речь пойдет о процедуре консервации объекта незавершенного строительства.

Само понятие «консервация» подразумевает действия, направленные на долгосрочное сохранение объектов. Консервацией же объекта незавершенного строительства является приостановление строительства на срок свыше трех месяцев и до трех лет, оформленное в установленном порядке и влекущее за собой расторжение договора, на основании которого осуществлялось строительство.

Приостановление строительства – это временное прекращение выполнения строительных работ по обстоятельствам, не связанным с технологическими перерывами в строительстве (выполнением строительных работ), которое не влечет за собой обязательного расторжения договора строительного подряда.

Объекты консервации

В зависимости от специфики объекта и стадии выполненных строительно-монтажных работ предметом консервации могут являться:

  • открытые котлованы под фундаменты, заглубленные (подземные) сооружения и пр.;
  • частично (полностью) выполненные фундаменты зданий (сооружений), блоков (секций);
  • конструкции этажа (яруса) зданий (сооружений), блоков (секций) ниже нулевой отметки;
  • конструкции этажа (яруса) зданий, блоков (секций) выше нулевой отметки;
  • законченные монтажом конструкции, подготовленные к производству отделочных работ здания (сооружения), блоки (секции).

Консервации могут подлежать и другие части, конструктивные элементы здания (сооружения), этапы работ исходя из сложившейся на объекте ситуации (пп. 5.1 и 5.2 ТКП 45-1.03-165-2009 «Консервация строящихся объектов», утвержденного приказом Минстройархитектуры от 30.12.2009 № 447, с учетом изменения № 1). При этом основные технические решения по консервации вышеперечисленных объектов предусмотрены пп. 5.3–5.7 ТКП 45-1.03-165-2009.

Что включает в себя консервация

В соответствии с Законом от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З) консервация объекта незавершенного строительства включает в себя несколько аспектов. Первоочередным условием является прекращение выполнения строительных работ, предусмотренных проектной документацией. Заказчик или инвестор должен произвести расчет с подрядчиком за выполненные строительные работы, после чего следует расторжение договора строительного подряда. Проведение необходимых мероприятий для обеспечения сохранности объекта строительства также является обязательным.

Кроме того, заказчиком, инвестором, инженером (инженерной организацией) должны проводиться периодические осмотры законсервированного объекта незавершенного строительства для обеспечения его сохранности и безопасности.

Согласно ТКП 45-1.03-165-2009 в целях обеспечения безопасности и сохранности законсервированного объекта заказчиком для наблюдения за объектом назначается ответственное лицо, а при необходимости организовывается служба контроля. В обязанности данного лица (лиц) должны входить проверки состояния конструкций, оснований, защитных покрытий, сохранности оборудования, материалов и пр. с принятием соответствующих мер по их результатам. Таким образом, территория объекта должна быть охраняемой, освещаться в ночное время, иметь надежное ограждение. При этом ценные оборудование и приборы, а также неиспользуемые материалы необходимо разместить в закрытых складских помещениях с требуемым температурно-влажностным режимом.

Основания для консервации

Основания для проведения процедуры консервации могут быть различны. Вероятно, с учетом сложившейся на данный момент экономической ситуации в республике, в частности в строительной отрасли, самое распространенное основание – отсутствие у заказчика, застройщика средств для дальнейшего финансирования строительства, невозможность обеспечения строительства строительными материалами и оборудованием в установленные договором сроки. Также решение о консервации объекта незавершенного строительства принимается при выявлении в ходе строительства несоответствия проекта обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов. Кроме того, к причинам консервации относится выявление дефектов в проектной документации на строительство, требующих ее существенного изменения. Могут быть и иные основания, предусмотренные законодательством или договором строительного подряда.

Принятие решения о консервации

Согласно п. 15 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совмина от 15.09.1998 № 1450 (в редакции от 08.11.2016 № 909), заказчик при строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных и приравненных к ним средств, не имеет права самостоятельно принимать решение о консервации или прекращении строительства объекта.

Для принятия решения по данному вопросу заказчик вносит в государственные органы в установленном законодательством порядке предложения по объектам, строительство которых финансируется полностью или частично за счет средств:

  • республиканского бюджета, – в Минэкономики;
  • местного бюджета, – в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган;
  • государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, – распорядителям этих средств.

Таким образом, решения о консервации объектов незавершенного строительства принимаются:

  • Совмином или уполномоченным им органом – по объектам, возводимым за счет средств республиканского бюджета;
  • местными исполнительными и распорядительными органами – по объектам, возводимым за счет средств соответствующих местных бюджетов;
  • иными заказчиками, застройщиками – по другим объектам незавершенного строительства.

При этом решение о консервации объекта незавершенного строительства вышеуказанные органы обязаны принять в течение одного месяца в случае приостановления строительства по истечении срока свыше трех месяцев.

В решении уполномоченного государственного органа или иного заказчика, застройщика о консервации объекта незавершенного строительства указываются дата приостановления работ, источники финансирования, сроки разработки документации, необходимой для проведения консервации, а также меры по обеспечению сохранности строительных материалов и оборудования и представитель заказчика, ответственный за их сохранность.

Оформление процедуры консервации

В течение 14 календарных дней после принятия решения о консервации объекта согласно п. 7 ст. 62 Закона № 300-З заказчиком, застройщиком или подрядчиком составляются:

  • акт о консервации объекта незавершенного строительства с указанием в нем сметной стоимости объемов выполненных строительных работ до момента консервации, к которому прилагаются ведомости на неиспользованные строительные материалы и несмонтированное оборудование;
  • перечень работ и затрат, необходимых для обеспечения сохранности законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов.

Необходимо отметить, что до 1 января 2017 г. использовалась форма акта о консервации строящегося (реконструируемого) объекта, предусмотренная в приложении А.1, форма ведомости на неиспользованные строительные материалы и несмонтированное оборудование – в приложении А.2, форма перечня работ и затрат, необходимых для обеспечения безопасности и сохранности законсервированного объекта или его конструктивных элементов, – в приложении А.3 к ТКП 45-1.03-165-2009.

С 1 января 2017 г. вышеперечисленные приложения к ТКП 45-1.03-165-2009 исключены, а форма акта о консервации объекта незавершенного строительства, предусмотренная в Законе № 300-З, в действующей редакции ТКП 45-1.03-165-2009 не приведена.

В соответствии со ст. 10 «Первичные учетные документы» Закона от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

В случае отсутствия утвержденной государственными органами унифицированной формы организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов.

Следовательно, в связи с отсутствием утвержденной республиканскими органами государственного управления формы акта о консервации объекта незавершенного строительства заказчик может самостоятельно ее разработать и утвердить. При этом в акте о консервации объекта незавершенного строительства следует учесть обязательные нормы Закона № 57-З в части оформления первичного учетного документа, а именно включить в него:

  • наименование документа, дату его составления;
  • наименование организации, фамилию и инициалы ИП, являющегося участником хозяйственной операции;
  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее оценку в натуральных и стоимостных показателях или в стоимостных показателях;
  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и (или) правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и подписи.

Также первичные учетные документы в соответствии с Законом № 57-З могут содержать иные сведения, не являющиеся обязательными.

К акту прилагаются:

1) ведомость несмонтированного оборудования;

2) ведомость несмонтированных конструкций и неиспользованных материалов.

По мнению автора, возможно оформление иных ведомостей по усмотрению заказчика, в т.ч. отражение фактических затрат на дату консервации объекта.

Далее подрядчик подготавливает и передает заказчику необходимую исполнительную документацию по объекту на момент его консервации.

На основании выданного заказчиком задания с перечнем работ и затрат и исполнительной документации проектная организация на договорных условиях разрабатывает техническую документацию и смету по консервации объекта в сроки, установленные в решении о ее проведении.

При необходимости в проект объекта вносятся соответствующие конструктивные изменения для достижения оптимальных решений по консервации.

Документы, подтверждающие создание незавершенного законсервированного капитального строения, оформляются в соответствии с Законом от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним», в редакции от 05.01.2016 № 355-З.

Документами, подтверждающими создание незавершенного законсервированного капитального строения, являются:

  • разрешение на строительство, выданное уполномоченным государственным органом;
  • документ, подтверждающий консервацию незавершенного капитального строения;
  • технический паспорт на незавершенное законсервированное капитальное строение.

Согласно Положению о порядке выдачи (перерегистрации) разрешений на производство СМР, внесения изменений и (или) дополнений в них и продления срока их действий, утвержденному постановлением Совмина от 25.02.2016 № 151 (далее – Положение № 151), действие разрешения прекращается на основании решения органа государственного строительного надзора.

Действие разрешения возобновляется с момента устранения причин и условий, в соответствии с которыми оно было приостановлено.

В случае прекращения действия разрешения выдача нового разрешения производится в порядке, установленном Положением № 151.

Компенсация затрат при консервации

Если по не зависящим от сторон причинам работы по договору строительного подряда приостановлены и объект строительства законсервирован, заказчик обязан компенсировать в полном объеме затраты подрядчика на выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения работ.

В случае консервации объекта при выявлении в ходе строительства несоответствия проекта требованиям технических нормативных правовых актов, а также дефектов в проектной документации на строительство, требующих ее существенного изменения, оплата работ по составлению сметы и технической документации производится за счет средств разработчика проектной документации.

Строительные работы по консервации объекта незавершенного строительства, предусмотренные сметой, выполняются подрядчиком по дополнительному соглашению к договору строительного подряда, в котором определяются сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированного объекта незавершенного строительства или его конструктивных элементов.

Заказчик после подписания акта о консервации объекта производит со строительной организацией окончательный расчет, расторгает договор подряда и принимает на себя функции по обеспечению безопасности и сохранности объекта.

Сроки консервации

Пунктом 10 ст. 62 Закона № 300-З определено, что в состоянии консервации объект незавершенного строительства может находиться не более трех лет. После устранения причин, вызвавших консервацию объекта незавершенного строительства, принимается решение о возобновлении его строительства. Продолжение строительства осуществляется в порядке, установленном Законом № 300-З и иными актами законодательства. Подрядчику по акту передаются объект незавершенного строительства и заключение разработчика проектной документации о его техническом состоянии.

В случае если сохранение законсервированного объекта незавершенного строительства противоречит общественной пользе или представляет угрозу национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, здоровью населения, правам, свободам и защищаемым законом интересам других лиц, на основании решения суда могут быть произведены:

  • принудительное отчуждение этого объекта с компенсацией стоимости отчужденного имущества (при этом вычитаются затраты на отчуждение и охрану указанного имущества);
  • снос этого объекта за счет средств собственника (владельца).

При невозможности устранения причин консервации объекта незавершенного строительства он реализуется как объект незавершенного строительства в порядке, установленном законодательством.

Следует отметить, что срок строительства объекта при консервации продлевается на период оформленной в установленном порядке консервации объекта незавершенного строительства.

Ольга Курьякова, инженер-строитель

Ссылка на основную публикацию