Виды и конфигурации автозаправочных станций

«1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8» на автозаправочных станциях

Источник: «Финансовая газета» № 10, март, 2010 г.

Основным видом деятельности автозаправочных станций (АЗС) является реализация моторного топлива – бензина, дизельного топлива и сжиженного газа. Наряду с основной деятельностью многие АЗС занимаются также сопутствующим бизнесом, например оказывают услуги по замене масла, по мойке автомобилей и услуги шиномонтажа. На АЗС также могут работать розничный магазин и кафе.

Учет и реализация топлива на АЗС имеют характерные особенности, рассмотрим некоторые из них. Складской учет нефтепродуктов осложняется очень сильной зависимостью их плотности от температуры. Это в свою очередь приводит к тому, что объем нефтепродуктов также зависит от температуры. Поэтому в общем случае приходится вести параллельный учет нефтепродуктов в двух единицах измерения – единицах объема и единицах массы. Кроме того, при расчетах с покупателями на АЗС используются различные формы оплаты. Покупатели могут оплачивать топливо не только наличными денежными средствами, но и талонами, топливными или платежными картами, а также заправляться по ведомостям.

Организовать достоверный учет на АЗС помогают специализированные программные продукты, в которых реализованы методики учета нефтепродуктов как по массе, так и по объему, предусмотрено отражение розничных продаж с различными вариантами оплаты, а также другие особенности учета нефтепродуктов.

Учет в сети АЗС «Аванти-МТА»

Компания «Аванти-МТА» (г. Москва) владеет несколькими АЗС и является официальным партнером компании «ТНК».

В рамках общей задачи увеличения выручки и повышения рентабельности в компании было принято решение о внедрении единой методики учета, а также о консолидации учета всех АЗС в единой информационной системе. Кроме того, открытие на АЗС новых подразделений, занятых мойкой автомобилей, шиномонтажом, а также магазинов и кафе, привело к необходимости организовать ведение учета по этим направлениям деятельности.

Для ведения бухгалтерского учета в компании успешно использовали прикладное решение «1С:Бухгалтерия 8» на платформе «1С:Предприятие 8», поэтому для создания новой информационной системы была также выбрана платформа «1С:Предприятие 8».

Руководство компании рассмотрело несколько вариантов архитектуры системы учета. В результате был выбран вариант единой распределенной информационной базы для ведения бухгалтерского, налогового, управленческого и оперативного учета во всех подразделениях.

Выполнение проекта автоматизации было поручено фирме «Центр учетных технологий» (1С:Франчайзи, г. Москва), которая имеет большой опыт по автоматизации учета на АЗС. Ранее специалисты этой фирмы создали и несколько лет поддерживали систему учета на одной из АЗС компании, поэтому они были хорошо знакомы с задачами и спецификой проекта.

В качестве основы автоматизированной системы было использовано прикладное решение «Бухгалтерия нефтебазы и АЗС», разработанное фирмой «Центр учетных технологий» на платформе «1С:Предприятие 8». Данный программный продукт является дополнением к прикладному решению «1С:Бухгалтерия 8» и предназначен для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета на нефтебазах и АЗС.

Программа содержит набор электронных документов, позволяющих отразить все этапы движения нефтепродуктов на предприятии. Складской учет нефтепродуктов ведется в единицах объема и в единицах массы. Предусмотрено ведение складского учета нефтепродуктов, полученных на хранение. При реализации нефтепродуктов в розницу формирование необходимых документов выполняется автоматически. В состав программы включен набор печатных форм, которые применяются при торговле нефтепродуктами. Это «Акт приемки нефтепродуктов», «Товарно-транспортная накладная для нефтепродуктов», акты по ф. МХ1 и по ф. МХ3 и т.д.

Использование специализированного решения позволило приступить к опытной эксплуатации новой системы в течение месяца после начала работ, а спустя еще месяц перейти к промышленной эксплуатации.

На первом этапе проекта автоматизации была внедрена подсистема оперативного и управленческого учета основной деятельности компании по реализации топлива. После запуска этой подсистемы в эксплуатацию на всех АЗС ведется оперативный учет движения нефтепродуктов, материалов и денежных средств. Загрузка в систему сменных отчетов из АСУ ТП АЗС выполняется автоматически при закрытии каждой смены. Выполнена настройка обмена данными между узлами распределенной информационной базы.

Подсистема для оперативного учета в подразделениях сопутствующего бизнеса была внедрена на следующем этапе проекта. В соответствующих подразделениях были созданы автоматизированные рабочие места, подключено необходимое торговое оборудование. Автоматизация рабочих мест позволила ускорить процесс обслуживания покупателей, а также оперативно контролировать работу подразделений.

При внедрении данной подсистемы были решены сложные проблемы как методического, так и технического характера. Так, например, было реализовано сложное ценообразование для услуг с учетом различных вариантов скидок – накопительных, процентных, бонусных и т.д. В подсистеме также реализованы различные варианты ценообразования и оплаты для корпоративных клиентов. Другим примером является автоматизация сложной системы начисления заработной платы персоналу подразделений. В данной системе наряду с простыми сдельными и повременными формами начисления были предусмотрены различные дополнительные начисления и удержания – «за неполный рабочий день», «за вечерние и ночные часы», «за перевыполнение норм», «за выход вне графика», «за дополнительные продажи и привлечение клиентов» и т.д.

В результате выполнения проекта автоматизации в компании «Аванти-МТА» внедрена единая информационная система, которая позволяет оперативно управлять ее деятельностью, снижать издержки и выявлять узкие места в работе.

Готовые решения для АЗС на платформе «1С: Предприятие 8»

Для небольших компаний, владеющих одной или небольшим количеством АЗС, разработано прикладное решение «Бухгалтерия нефтебазы и АЗС». Программный продукт «Бухгалтерия автосервиса при АЗС» предназначен для автоматизации оперативного и бухгалтерского учета в автосервисе, шиномонтаже, пунктах замены масла, на автомобильных мойках и в розничных магазинах при АЗС. Для автоматизации оперативного учета в крупных компаниях отрасли можно использовать решение «Нефтебаза и АЗС: оперативный учет».

Прикладные решения «Бухгалтерия нефтебазы и АЗС», «Бухгалтерия автосервиса при АЗС» и «Нефтебаза и АЗС: оперативный учет» получили от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ 1С: Предприятие».

Типы и характеристика автозаправочных станций

Автозаправочные станции (АЗС) предназначены для приема, хранения и заправки наземных транспортных средств моторным топливом.

Наряду с заправкой топливом на АЗС могут выполняться следующие работы:

– замена и доливка масла в двигатели и охлаждающей жидкости в радиаторы;

– подкачка шин воздухом;

– доливка электролита и подзарядка аккумуляторов;

– доливка тормозной жидкости и прокачка тормозов;

– мелкие работы по обслуживанию и ремонту автомобилей;

– сервисное обслуживание водителей и пассажиров (кафе, магазин и т. д.).

Чтобы не снижать пропускную способность станции по заправке топливом, все вспомогательные работы выполняются в стороне от заправочных островков на специально выделенных постах.

Автомобильные заправочные станции классифицируют по различным признакам. По конструктивному исполнению:

По функциональному назначению:

По способу размещения резервуаров:

– с подземным расположением;

– с наземным расположением;

– с расположением на транспортном средстве.

По нормативным параметрам типовых проектов:

– по числу топливораздаточных колонок;

– по числу заправок в часы пик;

– по количеству заправляемых машин в сутки;

– по общей вместимости резервуаров.

По типу расположения на местности автозаправочные станции бывают:

Дорожные АЗС располагаются вблизи автомобильных дорог. Они должны обеспечивать заправку автомобилей топливом, сжатым воздухом и водой. Мощность дорожных станций зависит от напряженности автотранспорта на дороге и может достигать 1000 – 1500 заправок в сутки.

Городские АЗС размещаются в городах вне центральной части (жилой застройки) и рассчитаны на заправки всех типов автомобилей и мототехники. Мощность городских станций – 250 – 1000 заправок в сутки, а станций «тротуарного типа» – 150 – 250 заправок в сутки в центральных районах города для личных легковых автомобилей.

Сельские АЗС обеспечивают заправку автотранспортных средств сельскохозяйственных предприятий и организаций районных центров всеми видами горючесмазочных материалов.

Речные АЗС осуществляют заправку водных маломерных судов – катеров, моторных лодок и др.

Стационарные АЗС строят по типовым проектам с серийно выпускаемыми технологическими системами для приема, хранения и заправки топливом, согласованные с Государственной противопожарной службой МЧС России. Допускаются несерийные технологические системы, документация которых согласуется с территориальными подразделениями противопожарной службы.

Стационарные АЗС представляют собой капитальные сооружения, включающие здания, топливозаправочные колонки, резервуары, технологические трубопроводы, очистные сооружения и различные системы обеспечения технологического процесса. Вариант сооружений АЗС показан на рисунке 4.1.

Навесная группа включает заправочные островки, информационные колонные светильники, облицовочный комплект колоннады и навесной части, световой фриз в фирменной расколеровке «Заказчика», объемный световой знак «Заказчика», светильники освещения, переходной купол между зданием и навесной группой.

Рис. 4.1. Состав сооружений АЗС: а) I – навесная группа; 2 – производственный блок здания; 3 – сервисный блок здания; б) 1 – навесная группа; 2 – модуль здания полной заводской готовности

Заправочные островки изготавливают из полированной или шлифованной нержавеющей стали и используют в качестве оснований ТРК, опор колонн, стел и сервисных постов с целью защиты их от повреждений автотранспортом.

Здание АЗС состоит из одного модуля заводской готовности или производственного и сервисного блоков. Производственный блок включает центральный вход, зону работы оператора, электрощитовую, кладовую, служебный выход, комнату слесаря, комнату администратора, служебный санузел, санузел для посетителей и комнату охраны. Сервисный блок предназначен для обслуживания.

Здание АЗС оборудуется системами кондиционирования воздуха, тепловой завесы центрального тамбура, теленаблюдения, отопления, освещения и вентиляции, учета электроэнергии и расхода воды, канализации, охранно – пожарной сигнализации, громкой связи, а также блоками защиты ТРК и др.

Стационарные АЗС могут обеспечить заправку до 1500 машин в сутки. По емкости их рассчитывают на 200, 250, 500, 750 и 1000 заправок автомобилей в сутки, по числу заправок в часы пик – 57, 100, 135, 170 автомобилей в час, возможны и другие мощности (табл. 4.1). Наиболее распространенными типами являются АЗС на 500 – 750 заправок в сутки.

Таблица 4.1 Нормативные параметры типовых проектов АЗС

Типы АЗСМощность АЗС, машин / чКоличество резервуаров 25 м 3 , шт.Время заправки транспортного средства, мин.Число топли – вораздаточ – ных колонок, шт.Средняя разовая заправка, лПлощадь АЗС, га
Первый2,50,4
Второй2,50,35
Третий120 802,50,3
Четвертый1,750,2

Технологический процесс функционирования стационарной АЗС включает комплекс операций по приему, хранению и выдаче нефтепродуктов. С целью повышения эффективности работы АЗС технологический процесс может быть обеспечен автоматизированными системами по определению количества топлива, контроля герметичности резервуаров, снижению потерь топлива и сохранению его качества.

Количество хранимого на АЗС топлива определяется исходя из средней величины заправки одного автомобиля (50 л), а количество ТРК – из расчета обслуживания 15 автомобилей в час.

Планировка станции может иметь различные решения в зависимости от мощности и количества отпускаемого топлива и предоставляемых клиентам услуг. Одно из таких решений показано на рисунке 4.2.

Рис. 4.2. План автозаправочной станции: I – площадка под автоцистерну; 2 – топливные резервуары; 3 – стоянка машин; 4 – мусорные баки; 5 – стела; б – резервуары – накопители для очистных сооружений

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома – страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9065 – | 7314 – или читать все.

3.2. Оптимизация конфигурации сети автозаправочных станций на логистическом полигоне распределения нефтепродуктов для автомобильного транспорта

Эффективность функционирования сети автозаправочных станций, как и любых объектов сервиса, во многом определяется расположением данных объектов на логистическом полигоне, поэтому задача определения оптимального местоположения АЗС исключительно важна на этапе проектирования сети АЗС.

Читайте также:  Комод в интерьере прихожей

Логично предположить, что выбор оптимального местоположения объектов (автозаправочных станций или комплексов), а также их мощности может быть произведен на основе предварительного маркетингового исследования спроса на услуги объекта сервиса, изучения предпочтений потенциальных потребителей.

Целью организованного в рамках настоящей диссертационной работы исследования предпочтений потребителей услуг АЗС (АЗК), проведенного в форме анкетирования (подробно описано в п. З.1.), являлась проверка ряда теоретических гипотез, сформулированных на основе анализа литературных источников и обобщения экспертных мнений.

Гипотеза 1. Интенсивность потока заявок на заправку зависит от близости АЗС (АЗК) к местам концентрации транспорта.

При проверке данной гипотезы предполагалось, что местами концентрации автотранспорта могут являться: стоянки для автотранспорта в жилых массивах, гаражные кооперативы (в анкете представлены как вариант «недалеко от дома»), автотранспортные предприятия, бизнес-центры, промышленные предприятия и т. п. («недалеко от места работы»).

Результаты обработки полученных материалов представлены на рисунке 3.6. Как видно из приведенных графиков, большинство респондентов, независимо от типа эксплуатируемого подвижного состава, не имеют устойчивых

Рис. 3.6. Предпочтения потребителей по месту расположения автозаправочных

(1 – «недалеко от дома»; 2 – «недалеко от места работы»; 3 – «по пути»)

предпочтений по месту размещения АЗС, выбирая станции, расположенные по пути следования автотранспортного средства.

Гипотеза 2. Большинство потребителей имеют устойчивые предпочтения по объектам распределительной сети.

В ходе исследования данная гипотеза подтвердилась. Действительно, большинство (58 %) респондентов обычно пользуются услугами 2-3 автозаправочных станций, 20 % – услугами одной АЗС. Следует отметить, что отсутствие очереди на заправку влияет на выбор АЗС лишь 9 % опрошенных; 13 % респондентов не имеют устойчивых предпочтений и заправляют автомобиль на любой АЗС по мере необходимости. Как видно из рисунка 3.7, структура предпочтений идентична для водителей всех типов подвижного состава, однако следует отметить, что для водителей автобусов случайный выбор места заправки более характерен, чем для других категорий.

Очевидно, что с развитием сети АЗС предпочтения потребителей могут меняться. Анализ факторов (рис. 3.8), влияющих на формирование предпочте-

Рис. 3.7. Предпочтения потребителей по выбору места заправки автомобилей

(1 – на 1 АЗС; 2 – на 2-3 АЗС; 3 – на любой АЗС, где нет очереди; 4 – на любой ближайшей по мере необходимости)

Рис. 3.8. Факторы, влияющие на выбор места заправки (1 – стоимость топлива; 2 – наличие дополнительного сервиса; 3 – культура обслуживания; 4 – расположение АЗС; 5 – другие факторы)

ний по выбору места заправки, указывает на значимость для потребителей стоимости топлива (наиболее значимый фактор) и места расположения АЗС.

Гипотеза 3. Конкурентное преимущество имеют автозаправочные станции, расположенные на транспортных магистралях.

Как было указано выше, размещение АЗС является одним из основных факторов, формирующих предпочтения потребителей. Кроме того, поскольку большинство респондентов пользуются услугами АЗС по маршруту следования транспортных средств, можно сделать вывод о правильности выдвинутой гипотезы. Дополнительные исследования (рис. 3.9) показывают, что «пороговым»

Рис. 3.9. Влияние удаленности АЗС от транспортной магистрали на предпочтения потребителей (1 – до 50 м; 2 – до 500 м; 3 – на любое расстояние)

значением удаленности АЗС от транспортной магистрали можно считать расстояние 500 м: именно на такое расстояние готовы отклониться от маршрута 51% респондентов. Однако при проектировании сети АЗС следует учитывать,

что удалении автозаправочной станции более чем на 50 м от транспортной магистрали потери потенциальных клиентов могут достигать 26 %.

Таким образом, выбор наилучшего варианта при принятии решения о размещении автозаправочной станции или комплекса, на наш взгляд, в первую очередь должен основываться на анализе факторов, определяющих величину объемов реализации нефтепродуктов через проектируемую АЗС.

Согласно проведенному исследованию, основными факторами, требующими учета при прогнозировании количества заправок на проектируемой АЗС, являются: тип дороги, на которой располагается АЗС (с точки зрения величины транспортного потока); удаленность от перекрестков и расположение относительно других близлежащих АЗС (АЗК). Учесть и оценить условия размещения АЗС можно с помощью системы корректирующих коэффициентов, отражающих влияние каждого из указанных факторов (KL).

Построение подобной системы коэффициентов может производиться двумя способами – анализ или синтез значений коэффициентов. Комбинация этих двух методов позволит повысить точность полученных значений.

Решение поставленной задачи первым способом предполагает выполнение следующих действий: сбор информации о факторах, влияющих на величину рассматриваемых показателей, построение сложных многофакторных зависимостей, построение множественных корреляционных уравнений. Определить искомые коэффициенты можно также с использованием методов кластерного анализа.

Другой способ решения сводится к конструированию зависимости для определения искомого значения, попытке обобщения его величины по различным признакам. Таким образом, можно подобрать любые зависимости, получить разнообразные конфигурации из KL, провести апробацию по малым выборкам с использованием методов планирования эксперимента.

Используя метод синтезирования значений искомых коэффициентов, попытаемся установить границы значений коэффициентов KL, разделив их на еле- дующие группы: первая – АЗС расположена внутри города; вторая – АЗС расположена на трассе; третья – АЗС расположена на трассе, пересекающей границу города, или на кольцевой (объездной) дороге.

Вероятностная шкала изменения коэффициента Ki

Таблица 3.4 Число полос движения до 2-х 2-3 3-4 более 4 Число заправок в сутки до 250 500 750 более 1500 Коэффициент Ki 1,0 1,5 2,0 2,5 Промежуточные значения коэффициента Kj определяются интерполяцией.

Подтверждением вышеизложенного подхода являются результаты выполненной нами обработки и систематизации данных об объемах реализации нефтепродуктов, величине потока грузовых автомобилей на магистральных дорогах и количестве заездов на заправку. Трудность систематизации заключалась в том, что исходные данные, взятые из работы [148], были использованы автором для обоснования и иллюстрации различных положений диссертации, приводились в различных разделах и формах подачи материала, в частности, в четырех таблицах и на двух графиках. Результаты систематизации данных и первичной статистической обработки приведены в таблице 3.5.

Коэффициент учета типа дороги КОстановимся на первой группе: АЗС находится в черте основной застройки города. Допустим, что вероятность заправки на АЗС будет зависеть от интенсивности потока автомобилей, который движется по дороге. В свою очередь интенсивность потока автомобилей связана с количеством полос движения. Следовательно, количество заправок должно коррелировать с количеством полос движения на дороге и может быть принято за базовое при выборе шкалы коэффициентов Kh Согласно [148] число заправок в сутки составляет следующий ряд значений: 250, 500, 750 и 1500. Сопоставив эти значения с количеством полос движения на дороге (в одном направлении) получим вероятностную шкалу изменения коэффициента К/.

Таблица 3.5 Результаты обработки данных по трем АЗС г. Ставрополя*

Показатель Номер АЗС 1 2 3 Число ТРК 5 8 10 Количество реализованных нефте продуктов грузовым автомобилям в год млн.тонн 2,067 6,620 6,657 млн.литров 2,670 9,195 8,720 Реализовано нефтепродуктов, литров в день 7865 25192 24922 в час 524 1680 1661 Среднее число заправок всех автомо билей 522 972 695 в день 35 65 46 в час Поток грузовых автомобилей в день 775 1045 959 в час** 52 70 64 Среднее число заправок грузовых ав томобилей*** в день 105 195 139 в час 7 13 9,2 Доля автомобилей на заправке от об щего потока в час, % 13,5 18,6 14,4 * АЗС находятся на магистралях Ставрополь – Элиста (№ 1), Ставрополь – Минеральные

Воды (№ 2), Ставрополь – Ростов-на-Дону (№ 3)

** режим работы 15 часов в сутки (расчетный)

*** грузовые автомобили составляют

20 % от общего потока

Из таблицы 3.5 следует, что наблюдается определенная связь между потоком автомобилей и числом заездов на заправку (рис. ЗЛО (а)), а также между долей автомобилей на заправке и потоком автомобилей (рис. 3.10 (б)). Несомненно, только продолжение подобных довольно трудоемких исследований позволит получить устойчивые и достоверные статистические зависимости для различных АЗС (АЗК). Приведенные же данные позволяют оценить и конкретизировать параметры междугородних трасс, выходящих из г. Ставрополя. В рассматриваемом случае среднее значение доли автомобилей на заправке от общего их числа (грузовой поток) составила 15 %.

Коэффициент учета пересечения дорог К% В случае расположения АЗС на пересечении двух дорог таким образом, что имеются удобные подъезды на АЗС с каждой из них по ходу движения потока, очевидно возможно увеличение числа заправок в зависимости от числа полос движения на каждой дороге, т. к. увеличивается суммарный поток автомобилей. Примем диапазон значений коэффициента К2 в зависимости от суммы полос движения на каждой из пересекающих дорог следующим:

Суммарное число полос движения 2 4 6 8 и более Коэффициент К2 1,0 1,2 1,35 1,5

Коэффициент учета удаленности от других АЗС Ki. Рассмотрим влияние удаленности проектируемой АЗС от других пунктов заправки. В первом приближении можно предположить, что любой автомобиль, находящийся между двумя АЗС направляется на заправку к той из них, расстояние до которой по прямой, соединяющей автомобиль с АЗС, является наикратчайшим. Если соединить точки расположения АЗС прямой линией и восстановить перпендикуляр к ее середине, то он разделит плоскость на две области. В этом случае, для

Рис. 3.10. Зависимости количества автомобилей на заправке (а) и доля автомобилей на заправке (б) от общего потока грузовых автомобилей в час

любого автомобиля с точки зрения расстояния предпочтительней является АЗС, находящейся внутри области. На рисунке 3.11 (а) автомобиль (АТС) поедет на заправку АЗС-1.

Увеличим число АЗС до трех. Выполнив аналогичные построения получим три области. Тогда, тоже автомобиль АТС поедет на заправку АЗС-2, находящуюся внутри этой области (рис. 3.11 (б)).

Воспользуемся описанной процедурой для произвольно расположенных АЗС (рис. 3.11 (в)). Очевидно, в результате геометрических построений получим границы областей, внутри которых расстояние из любой точки до АЗС – центра данной области – будет наименьшее, чем до других АЗС. В общем случае рассматриваемая область представляет собой многоугольник, число сторон которого определяется количеством близлежащих АЗС.

При равномерном распределении автомобилей, площадь каждого многоугольника будет пропорциональна количеству автомобилей и, следовательно, количеству заправок. Для определения площади каждого многоугольника .S,- можно вывести точные формулы, поскольку известны координаты каждой АЗС и введено правило построения сторон. Однако возможны и приближенные решения, одно из которых сводится к следующему.

В работе [179] получена зависимость холостого пробега автомобиля на заправку (для равномерно распределенных потребителей, расположенных по всей зоне застройки города) от площади зоны обслуживания АЗС:

где S- площадь зоны обслуживания АЗС;

Р – коэффициент, зависящий от конфигурации зоны обслуживания АЗС и схемы транспортных потоков.

Для /-го выпуклого многоугольника наиболее приемлемой расчетной схемой, из рассмотренных в [179], является круг с АЗС, расположенной в его центре. При радиусе круга равном R и /?=0,48 получим: (3.2)

L = 0,48Ял/л” = 0,85R « R. Поскольку число сторон многоугольника определяется количеством близлежащих АЗС и их расположением, допустим, что радиус круга, площадь которого равна площади многоугольника, определяется по формуле

(3.3) где R3 – радиус зоны обслуживания АЗС;

п – количество сторон многоугольника, п > 3;

Ri – расстояние от точки расположения АЗС до / – й стороны многоугольника.

В частном случае постройки АЗС рядом с существующей, т. е. Rmin -> О, принимаем Rз* = 0,5 /?з.

Другой вариант формулы (3.3) можно записать в виде:

(3.4) Определим диапазон значений коэффициентов К3, основываясь на данных статистических обследований ряда авторов [148, 179 и др.] и собранной нами информации. Так, для крупного города годовая реализация АЗС составляет от 1600 до 12000 тыс. литров топлива в год (среднее значение 6000 тыс. литров), т. е. размах значений d=7,5.

Читайте также:  УЗО зачем, почему и как?

В первом приближении, можно принять:

К/max * К2тах * Кзтах

7,5 Учитывая, что К1тах = 2,5; К2тах = 1,5; получим К3тах = 2,0. 2,5 км. можно принять следую-

С учетом данных работы [179] при Rep = щие значения коэффициентов К3. Радиус зоны обслуживания АЗС R3, км. Коэффициент К3

до 1 км. 2,5 5 км и более 1,0 1,5 2,0 Аналогичные данные получены по АЗС г. Ставрополя, осуществляющим заправку главным образом грузовых автомобилей. Объем реализации нефтепродуктов в год составил от 2500 до 17500 тыс. литров (среднее значение 11300 тыс. литров); размах значений d=l.

Следует подчеркнуть, что при расчете по формуле (3.4) коэффициенты Ki должны быть отнормированы относительно своих средних значений: К] = 1,75; К2=,25КЗ=,5. Это означает, чтоКн = 3,3.

«1С:Предприятие» для торговли горюче-смазочными материалами

Современную нефтяную компанию невозможно представить без налаженной системы учета оптовой и розничной торговли горюче-смазочными материалами (ГСМ). Однако помимо работы по основному назначению (торговля ГСМ) многие из компаний, владеющих нефтехранилищами и сетью АЗС, разворачивают на них сопутствующую деятельность – магазины, кафе, автомобильные мойки и автосервисы. При этом возникает ряд проблем с обеспечением бухгалтерского и, прежде всего, управленческого учета. Кроме того, еще одной проблемой является территориальная удаленность подразделений АЗК или АЗС. Например, офис, из которого осуществляется управление, находится в городе, а сеть заправок «разбросана» в загородной зоне.

Для автоматизации оперативного учета оптовой и розничной торговли ГСМ с учетом возможной сопутствующей деятельности московская компания «1С-Рарус» разработала конфигурацию «1С-Рарус: АЗК + Нефтебаза», предназначенную для использования в системе программ «1С: Предприятие».

Данный программный продукт представляет собой комплексную многофункциональную систему управления торговым предприятием, включающим нефтехранилища, автозаправочные станции (АЗС) и автозаправочные комплексы (АЗК), а также магазины, автосервисы и точки общественного питания с торговым оборудованием.

Конфигурация «1С-Рарус: АЗК + Нефтебаза» позволяет объединить в единую информационную систему рабочие места управляющего персонала и операторов и предназначена для руководителей организаций, бухгалтеров, менеджеров по продажам, экономистов, аналитиков, кладовщиков.

В конфигурации реализован двойной количественный учет ГСМ – по массе и по объему. Предусмотрена возможность выбора метода списания товаров и ГСМ – FIFO, LIFO или «по среднему».

Автоматизация учета на нефтебазе

В конфигурации возможно ведение учета ГСМ, приобретенных за плату или по бартеру, а также полученных на комиссию и ответственное хранение. Автоматизирован учет операций по поступлению ГСМ, их реализации, перемещению, списанию и т.д.

Чаще всего ГСМ поступают на нефтебазу в цистернах, по железной дороге. При этом накладные поставщика, как правило, доставляются с опозданием, или поступают в головной офис компании, а не на нефтебазу. В результате в момент слива ГСМ информация о поставщике цистерны, а также о цене нефтепродуктов неизвестна. Для отражения в учете поступления ГСМ в этой ситуации в конфигурации используется документ «Акт на слив». В документ вводится та часть данных, которая известна из железнодорожных документов или получена в результате измерений, выполненных на нефтебазе.

После получения накладной от поставщика ГСМ оформляется документ «Поставка ГСМ по актам». С его помощью производится автоматическое заполнение «Акта на слив» недостающими данными. Если разница между массой ГСМ по накладной и величиной массы, полученной в результате измерения на нефтебазе, превышает предусмотренную для измерительной аппаратуры погрешность измерения, то в «Акте на слив» автоматически заполняется поле «Недостача». В этом случае поставщику ГСМ выставляется претензия, которая может иметь статус «Рассматривается», «Принята» или «Отклонена». От статуса претензии зависит состояние взаиморасчетов с поставщиком.

Если ГСМ поступает на нефтебазу по трубопроводу или танкерами, то в этих случаях, как правило, все необходимые сопроводительные документы присутствуют. В системе «1С-Рарус: АЗК + Нефтебаза» такие поставки оформляются с помощью документа «Поставка ГСМ». В программе предусмотрена также возможность учета транзитных поставок ГСМ, полученных нефтебазой на ответственное хранение.

В системе автоматизированы оформление заказов поставщикам ГСМ и регистрация заказов от покупателей. Для оптовой продажи ГСМ по целевому назначению в конфигурации предусмотрено ведение учета в разрезе целевых назначений (например, «под сельхозпрограмму», комиссия, по пластиковым карточкам и т.д.).

Для получения информации о деятельности нефтебазы в конфигурации используются разнообразные отчеты – «Заказы поставщикам ГСМ» и «Заказы покупателей ГСМ», «Слив цистерн», «Движение цистерн ГСМ», «Претензии по ГСМ», «ГСМ на ответственном хранении» и т.д.

Автоматизация учета на АЗС и АЗК

Особенностью учета реализации ГСМ через АЗС и АЗК является большое количество оснований налива топлива. В конфигурации предусмотрены документы для учета розничной реализации ГСМ за наличный расчет, а также по безналичному расчету по любому основанию налива – «комиссия», «по талонам», «по ведомостям (лимитно-заборным и безлимитным)», «по пластиковым картам», «по специальным программам» и т.д. Основания налива в системе могут задаваться произвольно исходя из потребностей компании.

В настоящее время все автозаправочные станции оборудованы топливораздаточными колонками (ТРК) и на каждой имеются различные измерительно-управляющие системы. Конфигурация «1С-Рарус: АЗК + Нефтебаза» поддерживает совместимость на уровне файлов обмена данными с несколькими программно-аппаратными комплексами управления терминальным оборудованием АЗС: «С-Бенч», «САОН», «Нефтепродукттехника» и «Нара». В результате загрузка данных о реализации в конфигурацию может производиться из сменных отчетов АЗС, которые формируют программы управления ТРК. Это позволяет избежать ввода документов по реализации ГСМ вручную и многократно повысить оперативность и эффективность управления автозаправочным комплексом или станцией.

По итогам работы сети АЗС за выбранный период можно сформировать различные отчеты по реализации ГСМ, например, отчеты, показывающие остатки и обороты ГСМ, реализацию ГСМ, отчет по целевым назначениям ГСМ и т.д.

Как известно, в учете ГСМ существует проблема, связанная с изменением объема и плотности нефтепродуктов в зависимости от физических условий хранения. Для минимального искажения данных о наличии топлива определяются «Нормы естественной убыли», которые в конфигурации регистрируются с помощью соответствующих документов.

Реализация сопутствующих товаров и услуг

В конфигурации предусмотрена возможность автоматизации оптовой и розничной торговли сопутствующими товарами с подключением кассового оборудования различных видов, например, ККМ АМС-200Ф, фискальные регистраторы Элвис Мини-ФРФ, Штрих-ФРФ и Феликс-РФ.

Конфигурация позволяет также автоматизировать работу сопутствующей АЗС или АЗК точки общественного питания с поддержкой торгового оборудования разных видов, а также рассчитывать калькуляцию по приготовленным блюдам и формировать «Марочный отчет» и «Отчет по реализации блюд».

В программе предусмотрена автоматизация учета услуг по мелкому ремонту, мойке и обслуживанию автомобилей. Для учета выполненных работ оформляется документ «Заказ-наряд», по итогам работы каждого специалиста можно сформировать отчет, в котором отражается выработка мастера.

Оперативный баланс

Система позволяет вести оперативно-управленческий баланс предприятия по компаниям и подразделениям, входящим в холдинг – учет движения денежных средств и ценных бумаг, ведение взаиморасчетов с контрагентами и подотчетными лицами; учет доходов и расходов, ведение корпоративного учета по всем элементам аналитики. Взаиморасчеты с контрагентами и подотчетными лицами могут быть многовалютными. Существует возможность выгрузки данных в типовую конфигурацию «1С: Бухгалтерия» по каждому документу или итогам за период.

При разработке конфигурации «1С-Рарус: АЗК + Нефтебаза» учитывались требования Министерства Энергетики Российской Федерации, описанные в «Правилах о порядке поступления, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов на нефтебазах, наливных пунктах и автозаправочных станциях».

Конфигурация «1C-Рарус: АЗК + Нефтебаза» получила от фирмы «1С» сертификат «Совместимо! Система программ »1С: Предприятие” и апробирована в ряде организаций, имеющих разветвленную сеть АЗС.

НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ

АВТОЗАПРАВОЧНЫЕ СТАНЦИИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Классификация и определенияТребования к размещениюИнформация и документация АЗСЗдания и сооружения АЗС

Классификация АЗС

Автозаправочная станция – это разновидность малой распределительной нефтебазы, обеспечивающей топливом автомобили.

– комплекс зданий, сооружений и оборудования, ограниченный участком площадки и предназначенный для заправки транспортных средств (кроме гусеничного транспорта) моторным топливом и маслом.

Автозаправочные станции общего пользования обычно располагаются в местах наибольшего скопления автомобилей: у автостоянок, в местах пересечения дорог, на автомагистралях.

Ведомственные автозаправочные станции обычно располагаются на территории тех предприятий, автомобили которых они заправляют. При их организации используются местные условия этих предприятий, поэтому их конструкция зачастую отличается от конструкций станций при одинаковых общих требованиях к ним.

Автозаправочные станции (АЗС) в соответствии с НПБ 111-98 на «Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности» классифицируются на следующие типы:

– технологическая схема которой предназначена для заправки транспортных средств только жидким моторным топливом и характеризуется надземным расположением резервуаров и размещением ТРК в контейнере хранения топлива, выполненном как единое заводское изделие.

  • тип А — общая вместимость резервуаров от 40 до 100 м 3 ;
  • тип Б — не более 40 м 3 .

– КриоАЗС, технологическая система которой характеризуется наличием совмещенного блока транспортировки, хранения и регазификации СПГ , выполненного как единое заводское изделие.

Определения характерных терминов

– расход газа по трубопроводу при аварийной разгерметизации оборудования технологической системы.

– топливо, поступившее из оборудования в окружающее пространство в результате аварийной разгерметизации указанного оборудования и/или нарушения требований к эксплуатации АЗС .

– перекрытие утечки топлива, не требующее присутствия людей в зоне загазованности парами топлива с концентрацией выше 20% от нижнего концентрационного предела распространения пламени.

– оборудование, обеспечивающее выравнивание давления паровой фазы топлива в группе резервуаров (камер), объединенных общей системой деаэрации.

– резервуар, представляющий собой двустенный сосуд (то есть сосуд в сосуде), внутренний из которых служит для хранения топлива (жидкое моторное топливо или СУГ ), а внешний выполняет роль аварийного резервуара.

– размещение оборудования в сооружениях (приямки, колодцы, лотки), обеспечивающее расположение указанного оборудования ниже поверхности прилегающей территории не менее чем на 0,5 м для оборудования под давлением и не менее чем на 0,2 м – для остального оборудования.

– обращение горючего вещества внутри технологического оборудования, при котором допускается контакт этого вещества с атмосферой только через устройство, предотвращающее распространение пламени.

– технологическая площадка, предназначенная для установки транспортного средства под заправку.

– здание, сооружение или помещение (магазин сопутствующих товаров, кафе, санузлы), предназначенное для обслуживания водителей и пассажиров на территории АЗС .

– здание, сооружение или помещение (мойка и посты технического обслуживания автомобилей), в котором предусматривается выполнение работ по техническому обслуживанию транспортных средств на территории АЗС .

– технологическая система, предназначенная для приема, хранения и выдачи жидкого моторного топлива, смонтированная на единой раме на заводе-изготовителе как единое изделие и устанавливаемая надземно.

– комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается подача топлива из резервуара к топливораздаточной колонке.

– комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается сообщение с атмосферой свободного пространства резервуара хранения жидкого моторного топлива.

– комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается наполнение резервуара топливом.

– комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается удаление подтоварной воды с включениями твердых частиц (шлама).

– комплекс оборудования, с помощью которого обеспечивается циркуляция паров топлива по замкнутому контуру (без выхода их в окружающее пространство) при сливоналивных операциях.

– территория, на которой предусматривается возможность одновременного пребывания более 100 человек (остановки транспорта, выходы со станций метро, рынки, ярмарки, стадионы).

Читайте также:  Услуги по уборке помещений

– резервуар, внутреннее пространство которого разделено герметичными перегородками на несколько камер.

– cооружение, предназначенное для защиты установленной на нем топливораздаточной колонки и/или раздаточной колонки от повреждения транспортным средством.

– технологическая площадка, предназначенная для установки автоцистерны при сливоналивных операциях на АЗС .

– участок проезжей части, предназначенный для установки транспортных средств, ожидающих очереди для заправки.

– огнетушитель, срабатывающий при воздействии на него тепла очага пожара.

– комплекс оборудования, спроектированный и изготовленный как часть единой технологической системы многотопливной АЗС и предназначенный для приема, хранения и выдачи одного из видов моторного топлива.

– устройство, предназначенное для пожаробезопасного сброса природного газа, паров СПГ или паров СУГ в атмосферу без сжигания.

– воздушное пространство внутри шахты резервуара или технологического колодца.

– комплекс оборудования, предназначенного для периодического контроля герметичности внешней и постоянного контроля внутренней стенок двустенного (двухоболочечного) резервуара на месте эксплуатации.

– комплекс оборудования, предназначенного для периодического определения персоналом АЗС герметичности резервуаров на месте эксплуатации.

– комплекс оборудования, предназначенного для раннего обнаружения разгерметизации резервуара (межстенного пространства двустенного или духоболочечного резервуара) и/или трубопровода (межстенного пространства двустенного трубопровода или трубопровода СПГ в футляре) в автоматическом режиме на месте эксплуатации.

– выгороженный участок технологической системы, в котором размещается технологическое оборудование.

– комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива на АЗС .

(499) 579 88 35

Виды автозаправочных станций

Внутриведомственная мини-АЗС – простой и выгодный способ уменьшить затраты на топливо, не жертвуя качеством и сохраняя полный контроль за его расходом. Устанавливая контейнерные заправочные станции на своей территории, автотранспортные предприятия могут сэкономить и время, и деньги.

С развитием предприятий малого и среднего бизнеса в России необходимость создания таких заправочных пунктов стала еще более актуальной. Это связано не только с экономией, но и с возможностью полностью отказаться от услуг коммерческих АЗС, стать независимым от любых недочетов в их работе.

Какими бывают АЗС?

Автозаправочные станции (АЗС) и пункты заправки техники (ПЗТ) делятся на несколько видов по назначению, конструктивному исполнению и особенностям использования. Основой всех видов заправочных пунктов являются небольшие мини-АЗС, включающие:

– резервуар емкостью до 30 м3,

– насосный агрегат для перекачки топлива или ТРК,

– необходимые контрольно-измерительные приборы.

На этой основе возможно создание самых разных пунктов заправки – стационарных, модульных, контейнерных, мобильных и т.д.

По функциональному назначению выделяют:

АЗС общего пользования – многотопливные АЗС, на территории которых предусмотрена заправка транспортных средств двумя или тремя видами топлива (бензин, дизельное топливо, сжиженный углеводородный и сжатый природный газ).

Ведомственные заправочные пункты – небольшие АЗС, размещенные на территории предприятия и предназначенные для заправки транспортных и других моторных средств только этой компании. Крупные предприятия со значительным количеством автомобильной, автотракторной, дорожной и другой заправляемой моторным топливом техники, как правило, имеют свои ведомственные ПЗТ. Это позволяет им обеспечить определенную автономность и независимость от всякого рода перебоев в системе поставок топлива.

По конструктивному исполнению АЗС бывают:

1.Стационарные – классические АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива с пространственным разнесением резервуаров и топливораздаточных колонок (ТРК). Стационарные заправочные пункты строятся (устанавливаются) непосредственно в местах обслуживания техники, на пример в автопарках.

2.Блочные – АЗС с подземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которых характеризуется установкой блока ТРК над блоком хранения топлива.

3.Контейнерные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива. Они характеризуются раздельным размещением ТРК и резервуара с технологическим оборудованием в контейнерах, выполненных как отдельные заводские изделия.

4.Модульные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива с пространственным разнесением ТРК и контейнера с топливом, выполненных в виде отдельных модулей: заправочного модуля и модуля хранения топлива.

5.Мобильные – АЗС с надземным расположением резервуаров для хранения топлива, технологическая система которых характеризуется размещением резервуара, ТРК и технологического оборудования на одном основании или в контейнере в виде единого заводского изделия. Область применения мобильных АЗС достаточно широка и включает использование их автопарками, строительными, дорожно-ремонтными и другими организациями. Они удобны повсюду, где нужно постоянное снабжение предприятий топливом.

6.Передвижные – это, как правило, мобильные АЗС, технологическое оборудование которых установлено на платформе транспортного средства (автомобильном или гусеничном шасси, прицепе, полуприцепе) и выполнено как единое заводское изделие. Передвижные пункты заправки имеют оптимальные габариты и относительно небольшой вес, поэтому они могут быть доставлены к месту работы строительной, дорожной и другой спецтехники или автотранспорта. Это позволяет значительно ускорить производственный процесс, и в конечном итоге – снизить издержки от простоя техники.

Итак, как видите, по способу размещения резервуаров все заправочные пункты можно разделить на три категории:

•с подземным расположением (традиционные – классические и блочные АЗС);

•с наземным расположением (контейнерные и модульные АЗС);

•с расположением на транспортном средстве (передвижные АЗС).

Наконец, по уровню автоматизации существуют:

Автоматические АЗС – это такие автозаправки, где во всем процессе участвует только водитель без обслуживающего персонала. В этом случае водитель должен иметь свой персональный код или электронный ключ, с помощью которых он активирует ТРК и заправляет технику необходимым количеством топлива. Аналогично действует водитель автоцистерны при заливе резервуара АЗС топливом. В обоих случаях данные по персональному и количественному учету поступают в единый центр (например, через систему ГЛОНАС) и обрабатываются. Данный вариант очень привлекателен в экономическом плане, он исключает безучётный слив топлива (воровство) и позволяет экономить на содержании обслуживающего персонала (операторов).

Полуавтоматические АЗС – это пункты, где процесс заправки (слива) отличается от предыдущего тем, что данные по персональному и количественному учету фиксируются непосредственно на АЗС (например, в диспетчерской).

Обычные АЗС – заправочные пункты, на которых водитель сообщает диспетчеру свои учетные данные и количество заправляемого (сливаемого) топлива, а затем самостоятельно заправляет машину или сливает топливо из автоцистерны.

Преимущества разных типов АЗС

Не будем рассказывать об особенностях стационарных АЗС – так выглядят все коммерческие заправки. Остановимся подробнее на контейнерных, модульных и мобильных заправочных пунктах, ведь они намного удобнее в качестве ведомственной АЗС и обладают массой преимуществ.

Контейнерная АЗС – как правило, этот тип заправки предназначается для приема, хранения, а также выдачи потребителям (владельцам автотранспортных средств) одного вида топлива (редко – двух и более). Такие АЗС характеризуются тем, что ТРК с необходимым технологическим оборудованием размещены в одном контейнере и соединены с другим контейнером – резервуаром для хранения топлива, в единую технологическую систему. Применение контейнерных АЗС оправдано на строительстве крупных объектов, где задействовано большое количество транспортных средств, дорожной и специальной техники.

Основными преимуществами контейнерной АЗС являются:

•Относительно низкая стоимость комплекта, срок окупаемости не больше одного года.

•Небольшой временной срок монтажа и наладки (примерно две недели).

•Благодаря надежной и прочной конструкции резервуара контейнерная АЗС не требует строительства сложного фундамента.

•Не требуется установка специальной емкости для возможного аварийного пролива топлива.

Контейнерная АЗС поставляется в виде комплекта, состоящего из законченных заводских изделий с соответствующими документами и техническими паспортами. Как правило, контейнерная АЗС комплектуется ТРК, но также она может комплектоваться насосным агрегатом с системой приема и выдачи топлива. В последнем случае речь идет о тех АЗС, где не требуется персональный учет выдачи топлива.

Модульная АЗС – пункт заправки, который характеризуется надземным расположением резервуаров, а также разнесением ТРК и контейнера для хранения топлива. Здесь в состав входят такие же емкости для топлива, как и в контейнерных АЗС. Однако от последних модульный вариант отличается тем, что ТРК устанавливаются на заправочных островках, а не в контейнере. Такая конструкция модульных АЗС в контейнерном исполнении дает возможность комплектовать их различными типами ТРК, поскольку почти нет ограничений по габаритам.

Преимущества модульных АЗС:

•Есть возможность использовать разные типы топливораздаточных колонок.

•Монтаж выполняется без особых затрат и не требует много времени.

•Как и в предыдущем случае, быстрая окупаемость.

Кроме различия по размерам модульные АЗС имеют другие конструктивные особенности и отличаются между собой набором устанавливаемого технологического оборудования.

Мобильная АЗС – на сегодня АЗС этого типа очень популярны среди заказчиков. Они обеспечивают прием, хранение и отпуск всех видов моторных топлив для любых транспортных средств. Мобильные АЗС позволяют работать с такими видами топлив, как дизель, бензин и авиационное топливо, а также с гидравлическими, моторными, трансмиссионными и другими маслами.

Для обеспечения работы насосов в мобильных АЗС возможно использование электрического (в том числе от аккумуляторов), гидравлического, механического (ручного) привода, а также привода от двигателя внутреннего сгорания (ДВС). В некоторых случаях, при использовании резервуаров повышенной прочности, возможно применение сжатого воздуха для выдавливания топлива непосредственно из емкости.

Среди преимуществ мобильных АЗС:

•Возможность оперативно и быстро заправлять транспортные средства на предприятиях, а также там, где недоступны стационарные АЗС.

•Всегда есть резервный запас топлива для транспортных средств, а также оперативный запас топлива, объем которого может составлять от 1000 до 30 000 литров.

•Емкость для топлива можно изготавливать в двустенном варианте, что дает возможность использовать ее в регионах с низкими температурами.

Мобильные АЗС могут успешно использоваться на территориях складских комплексов, в портах, на стоянках малых кораблей и катеров. Их также можно устанавливать на базах отдыха, где необходимо заправлять как транспортные средства самой базы, так и транспортные средства отдыхающих. Широкое применение они нашли в автосалонах и автосервисах, в сельском хозяйстве во время массовых полевых работ.

Мобильные АЗС, которые мы предлагаем нашим клиентам, производятся в Российской Федерации, включают различные виды контроля приема, хранения и отпуска топлива, они выполняются в форме единого заводского изделия и имеют все необходимые сертификаты и технические паспорта. Для монтажа мобильной АЗС и ее последующего использования не требуется специальных разрешений.

Почему это выгодно?

Мини-АЗС, как правило, поставляются заказчику в виде комплекта оборудования, скомпонованного в единую технологическую систему. Срок эксплуатации таких мини АЗС – двадцать и более лет, а условия эксплуатации предусматривают их размещение во всех климатических зонах нашей страны.

Мини-АЗС являются самым удачным вариантом в соотношении цены и качества. Они хороши тем, что они занимают небольшой участок земли, их пропускная способность позволяет полностью удовлетворить потребности клиентов в моторном топливе для транспортных средств.

Окупаемость мини-АЗС достаточно высока. Опыт показывает, что при постоянной эксплуатации в течение одного года 10-15 единиц автомобильной или специальной техники, мини-АЗС полностью себя окупает только из-за разницы между оптовыми и розничными ценами на топливо.

Кроме этого, использование автоматизированной системы управления на мини-АЗС позволяет организовать необходимый контроль и учет отпуска топлива без участия оператора, что особенно целесообразно при небольшом количестве техники.

«Пункт заправки» предлагает полный спектр услуг по обеспечению вашего автопарка топливом прямо на территории предприятия, и при этом вы платите меньше, чем заправляясь на сторонних АЗС!

Ссылка на основную публикацию