Как правильно выбрать опалубку

Опалубка для фундамента: виды, способы, материалы

Материалы для опалубки

Опалубка – это заранее подготовленный каркас для заливки фундамента. Основная задача опалубки – удерживать фундамента в нужном месте заявленной формы до его застывания. Установка опалубки является обязательным этапом монтажа фундамента дома или любой другой постройки, требующей наличие фундамента. Перед тем, как приступить к изучению технологии установки опалубки, рассмотрим виды материалов, используемых для возведения каркаса. Наиболее распространены следующие материалы для опалубки:

  • Опалубка из металла. Металлическая опалубка монтируется из листов стали толщиной до 2 мм. Преимущество металлической опалубки в простоте работы с ней, а также в гибкости и пластичности. Стальной лист легко гнется, что позволяет получить опалубку (а, следовательно, и фундамент) нужной формы. Особенно важна эта особенность при желании закруглить углы фундамента. Недостаток металлической опалубки в цене, при общей экономии бюджета строительства опалубка из металла вам не подойдет.

  • Опалубка из железобетона. Железобетонная опалубка удобная, практичная и пользующаяся популярностью. Но, помимо высокой цены, обладает одним существенным недостатком: большой вес плит обязывает хозяина постройки нанимать бригаду работник со специальной подъемной техникой. Однако, использование железобетона в качестве опалубки экономит количество бетона, который потребуется на этапе заливки фундамента. Получается, что на одном этапе финансовые потери больше, на другом – меньше.
  • Опалубка из пенополистирола. Пенополистирольные блоки для опалубки производятся промышленным способом, и в этом заключается их главное отличие и преимущество. Собрать опалубку из пенополистирола – просто и быстро, блоки крепятся друг с другом посредством специального паза-замка. Единственный минус блочной опалубки в высокой стоимости материалов.

  • Опалубка из древесины. Деревянная опалубка возможна из различных видов древесины: в ход идут и листы деревянной фанеры, и ОСБ плиты, и даже обычные доски. Преимущество опалубки из древесины – дешевизна, если сравнивать этот вид материалов с выше перечисленными. Кроме того, монтаж деревянной опалубки не сложен и интуитивно понятен, справится любой мужчина, имеющий опыт столярных работ. Однако, деревянная опалубка имеет и недостаток: ее необходимо качественно укреплять, особенно в местах увеличения толщины заливаемого бетона.

Виды опалубки

Помимо используемого материала, опалубка для фундамента отличается по типу конструкции. Различают три основных вида опалубки, имеющих функциональные и конструкционные отличия.

  • Несъемная опалубка для фундамента. Как следует из названия, несъемную опалубку устанавливают на этапе монтажа фундамента и оставляют на месте на весь период эксплуатации здания. Чаще всего, в качестве несъемной опалубки используются железобетонные блоки, но нередко остаются на месте и пенополистирольные конструкции. У несъемной опалубки имеется два существенных преимущества: вы не тратите время на ее демонтаж, а кроме того, опалубка выполняет не только фиксирующую роль, но и дополнительную техническую, звуко- или теплоизоляционную.

  • Съемная опалубка для фундамента. После полного просыхания фундамента съемная опалубка демонтируется. Преимущество съемной опалубки в возможности использования элементов на другом объекте строительства. Съемная опалубка выполняется из деревянных брусьев, пенополистирольных блоков, металлических листов. Крепление элементов происходит при помощи специальных пазовых замков, шпилек или гвоздей. Несмотря на необходимость демонтажа, работы со съемной опалубкой считаются более легкими и доступными.
  • Скользящая опалубка для фундамента. Скользящая опалубка – это фундамент, плавно переходящий в стены будущего здания. Строительство стен начинается с заливки фундамента, и слой за слоем поднимается до потолка строения. Основной недостаток скользящей опалубки в сложности ее монтажа своими руками, для осуществления этого вида опалубки придется обратиться за помощью к бригаде профессионалов.

Монтаж опалубки

Вне зависимости от выбранного материала, монтаж опалубки начинается с теоретических и чертежных работ. Чертеж необходим для правильного расчета опалубки для фундамента. Для расчета вам потребуется длина периметра здания, умножьте его на два, поскольку опалубка устанавливается по обе стороны от фундамента. Прибавьте сюда показатели длины перегородок, ширину фундамента, и заложите 5-10% на возможные ошибки и поправки в расчетах. Дальнейшая пошаговая инструкция зависит от выбранного материала для опалубки.

Опалубка из фанеры

  • Опалубка из фанеры своими руками начинается с правильного выбора материала. Чем толще будущий фундамент, тем большую нагрузку должна выдержать опалубка, поэтому фанерные листы менее 3 см толщиной лучше не выбирать.
  • Распилите листы до необходимых размеров, после чего последует создание фанерных щитов: листы соедините вместе для получения нужной высоты опалубки. Для фиксации используйте деревянный брус. В качестве фурнитуры проще и быстрее воспользоваться гвоздями.
  • Установите щиты из фанеры в подготовленный ров в земле, проследите за тем, чтобы между щитами не образовывались щели (если они появились, устраните их до начала заливки опалубки). Проверьте, чтобы гладкая сторона щитов была обращена внутрь, а соединительные брусья оказались снаружи.
  • Установите арматуру внутри каркаса, между собой арматурные прутья свяжите.
  • При помощи деревянных брусьев установите колышки с обеих сторон опалубки, вкопайте их в землю. Они необходимы для удержания давления бетона во время заливки.
  • Опалубка готова, можно заливать раствор. Опалубка из древесины своими руками популярна для заливки ленточного фундамента, как наиболее распространенного среди возможных видов.

Опалубка из пенополистирола

  • Опалубка из пенополистирола своими руками проще и быстрее, блоки материала уже готовы к работе во время покупки.
  • Подготовьте траншею для фундамента, на дно насыпьте песчаную подушку и положите выбранный гидроизоляционный материал. Пенополистирольные блоки установите в траншею и зафиксируйте при помощи специальных замков.
  • В процессе монтажа блоков не забудьте установить заготовки для коммуникативных отверстий, а также на этом этапе укладывается арматура для армирования фундамента.
  • После завершения установки опалубки проверьте ровность каркаса при помощи строительного уровня.

Опалубка из железобетона

  • Опалубка из железобетона своими руками – понятие условное, без специальной техники установить железобетонные блоки не получится.
  • Выройте траншею, закладывая в размеры толщину железобетонных блоков. На дно насыпьте слой песка и слой мелкой гальки.
  • Блоки установите на место, предварительно проделав во внутренней стороне отверстия для установки арматуры. Поставьте арматуру на место, перевяжите между собой для получения надежной фиксации.
  • Блоки устанавливаются в несколько рядов, соединяя их между собой при помощи монтажной прослойки. Следите за тем, чтобы блоки перекрывали друг друга, шли внахлест.
  • Финальный ряд блоков покройте армирующей стяжкой, после высыхания которой опалубка готова к заливке фундамента.

Советы профессионалов

Напоследок предложу вашему вниманию несколько секретов установки крепкой и надежной опалубки:

  • После фиксации опалубки важно проверить горизонтальность и вертикальность конструкции. Для этого воспользуйтесь отвесами или строительным уровнем.
  • Не допускайте щели в опалубке. Щели, свыше 5 мм, считаются большими и требуют заделки до начала заливки бетона.
  • Наиболее крепкий угол получается при сгибе арматуры в нужном месте. Если же согнуть прут не удается, воспользуется специальным соединителем, или доведите арматуру до конца, перевязав место соединения стяжками.

  • Демонтаж опалубки разрешен только после полного просыхания бетонного раствора. Это правило касается любого из материалов опалубки.
  • Перед началом работы изучите максимальное количество материалов по выбранному способу монтажа опалубки, послушайте советы специалистов, а если не чувствуете в себе сил или не понимаете весь процесс до конца, обратитесь в фирму для вызова бригады профессионалов, которые выполнят работы быстро, качественно и с гарантией.

Правильно выполненная опалубка – гарант надежного фундамента, подойдите к этому этапу строительства со всей ответственностью, чтобы строение беспроблемно служило вам не один год.

Виды и классификация опалубки. Как выбрать опалубку

Опубликовано 5 Июнь 2013 в 0:00

Опалубка — это строительный термин, означающий коробчатую конструкцию, совокупность элементов и деталей, предназначенных для придания требуемой формы монолитным бетонным или железобетонным конструкциям, возводимым на строительной площадке. Идея опалубки придать бетону конкретную форму.

Выбор типа опалубки определяется характером бетонируемых конструкций или сооружений, соотношением их геометрических размеров, принятой технологией производства работ, климатическими условиями.

Виды опалубки

Применение опалубки привело к значительному сокращению сроков строительства. На смену несъемной одноразовой опалубочной системе, которая на всегда оставалась в теле постройки, пришла новая, усовершенствованная. Такая монолитно-каркасная конструкция для возведения сооружений теперь может применяться многократно, без ухудшения окончательной работы. Именно о разборной (многоразовая опалубка) опалубке и пойдет речь.

Какие же показатели отличают ее от одноразовой опалубки? Выгоднее ли использовать систему монолитно-каркасной опалубки?

Ответ: да. Несколько основных положительных особенностей:

  • высокая прочность и отсутствие трещин на стенах постройки при усадке;
  • быстрое возведение здания;
  • удешевление его конструкции;
  • больший выбор вариантов проектируемых планировок.

Для примера сравним два кирпичных дома: один с использованием монолитно-каркасной опалубки, другой — без применения таковой. По истечении двух лет внешний вид построек расскажет о многом. Первый дом будет усаживаться постепенно, не создавая какого-либо сверхнатяжения, после которого возможно образование трещин. Кроме того, постройка кирпичного дома подразумевает небольшой выбор планировки квартир, что в случае с использованием каркасного монолита решить намного проще.

Классификация опалубки

Опалубка зданий и сооружений

Опалубка — монолитная система для облегчения и усовершенствования работы возведения зданий, дорог, туннелей. Для каждого отдельного случая применяются ее разные виды, которые преследуют конкретные цели и задачи.

Опалубка условно подразделяется на:

  • стеновую для горизонтальных поверхностей;
  • стеновую для вертикальных поверхностей;
  • стеновую ползущую (скользящую);
  • для возведения круглых или закругленных конструкций.

Подобная классификация является общей, и она, в свою очередь, тоже имеет свои подвиды, показатели которых у каждого изготовителя различны. Например, если заказчику необходимо возвести стену высотой 4 тыс. мм и высота всех вертикальных поверхностей одинакова, то для решения этой задачи можно использовать только один базовый щит. Если же она неодинакова, (3 — 4 тыс. мм), тогда в качестве базового щита лучше использовать конструкцию, обеспечивающую нижнюю отметку высоты. Тогда максимальная высота достигается путем соединения двух частей: базовой и дополнительной. Есть большая градация видов опалубки, выбор которых зависит от требований к высоте, толщине стены, предполагаемым нагрузкам и еще многим другим факторам.

Кроме всех вышеперечисленных видов и подвидов, существуют также такой вариант разборно-переставной опалубки, как универсальная. Так как сама конструкция состоит из разборных щитов, многие изготовители для максимального использования системы разрабатывают ее таким образом, чтобы она могла быть пригодна при возведении и стен, и потолка. Но такой подход к многофункциональности разделяют не все производители, считая ее ненужной.

Помните о специфичности произведенных опалубочных систем! Размеры, способы соединения и многие другие нюансы каждой торговой марки специфичны. Системы изготовлены на основании опыта компании и разработок инженеров. Каждая фирма считает именно свой вариант конструкции наиболее удобным в применении.

Самым используемым элементом опалубочной системы в длинном перечне модульных опалубок можно считать щиты высотой приблизительно 3 тыс. мм. Именно такой вид вертикальной опалубки востребован более всего, ведь в последнее время высокие потолки опять вошли в моду!

Читайте также:  Как выбрать проект строительства дома?

Сезонная динамика строительства

Стереотип сезонности в строительстве все еще присутствует. Многие уверены, что наибольший показатель активности выпадает на начало весны и заканчивается в конце осени. По мнению ведущих специалистов, подобное мнение если и будет существовать еще какое-то время, то в ближайшем будущем изменится. На рынке представлено множество видов морозостойких добавок, систем отопления площади застройки для работы в зимнее время, а также систем освещения для круглосуточного строительства.

Благодаря современной конструкции опалубки возведение зданий теперь возможно круглогодично. А, принимая во внимание тот факт, что на данный момент большинство крупных компаний используют опалубку, можно предположить, что строить по этой технологии скоро будут больше.

Как выбрать опалубку

Есть несколько основных критериев, которые необходимо учитывать при выборе продукции той или иной торговой марки. Вот три основных:

  • Цена / качество. Важно выбирать монолитно-каркасную конструкцию, обращая внимание и на цену, и на предлагаемое качество. Для наилучшего выбора соотношение цены и качества должно быть оптимальным.
  • Изнашиваемость. В случае выбора опалубки основным показателем будет количество заливок бетона: базовые щиты различных производителей выдерживают 100 — 1000 заливок.
  • Универсальность. Этот показатель подразумевает универсальную систему, благодаря которой можно было бы делать и стены, и потолки, и арочные конструкции, используя только один вид опалубки. При использовании различных видов монолитно-каркасной конструкции необходимо также узнать у производителя о механизме их соединения. Иногда все виды опалубок адаптированы для соединения друг с другом, но не всегда. В случае, когда встроенные соединительные механизмы не предусмотрены, желательно заранее запастись дополнительными. Это ускорит процесс работы в будущем.

Как правильно выбрать опалубку

Опалубочная система состоит из разных элементов, образующих форму, в которую укладывается бетонная смесь и, в конечном счете, обеспечивает заложенные в проекте характеристики монолитной бетонной конструкции. Поэтому правильный выбор опалубки является основой качественного и долговечного строительства.

Критерии выбора опалубки

Лидируют на рынке опалубки известные зарубежные компании, поэтому имя торговой марки уже является гарантией того, что приобретенная система будет соответствовать действующим строительным нормам. Критериями при выборе одной компании-производителя должны стать четыре главных фактора.

1. Широкая номенклатура изделий

Если один производитель предлагает максимально широкий номенклатурный ряд элементов, то, постепенно приобретая у него элементы разных опалубочных систем, вы сможете сформировать базу для постройки объектов разных форм и размеров. При этом вы можете быть уверены, что любые элементы одного производителя будут стыковаться идеально.

2. Высокое качество элементов крепления и замков

Продуманность конструкции и высокое качество крепежных элементов определяют скорость монтажа опалубки, удобство и безопасность соединения ее элементов в любых конструкциях, а также быстроту строительства и качество поверхностей возводимых стен и перекрытий.

3. Наличие специального программного обеспечения

Компьютерная программа позволит рассчитать комплектность необходимой опалубочной системы, разработать спецификацию необходимых элементов, определить последовательность технологических операций по монтажу опалубки, а затем и составить смету затрат.

4. Техническое сопровождение и обучение персонала

Каждая торговая марка производит элементы опалубки на основании своего опыта и сложных конструкторских разработок, имеющих свои тонкости. Консультации производителя и обучение персонала помогут быстрее освоить все технологические хитрости и удобства монтажа.

Необходимые свойства качественной опалубки:

  • прочность;
  • надежность;
  • устойчивость к вертикальным и горизонтальным нагрузкам, механическим повреждениям и прогибам;
  • долговечность.

Опалубочные материалы

Все вышеперечисленные характеристики зависят от материала, из которого выполнена опалубочная система; он же определяет и ее стоимость. Лидирует, конечно же, сталь с порошковым покрытием от коррозии. К отменным показателям прочности, износостойкости и стойкости к деформации добавляется и высокая оборачиваемость – стальная опалубка способна выдержать до тысячи циклов. Поэтому стоимость ее в расчете на единицу объема готовой конструкции гораздо ниже.

Легкий алюминий с антикоррозионной обработкой за счет небольшого веса позволяет существенно сократить затраты на перевозку и монтаж. Но в процессе эксплуатации алюминиевая опалубка деформируется легче стальной и почти не подлежит восстановлению. Более прочной и долговечной является опалубка из экструдированного алюминия, но и стоимость ее тоже значительно увеличивается.

Очень привлекательна по стоимости опалубка из клееной древесины, обладающей достаточно высокой прочностью. Но стремление сэкономить может обернуться солидными дополнительными расходами – дерево впитывает воду из бетона, размеры элементов меняются, способствуя появлению прогибов. Заменять детали часто приходится и после механических повреждений.

В малоэтажном строительстве широко применяют опалубку из пластмассы. Она не поглощает влагу, легка в монтаже, погрузке и транспортировке и выдерживает до двухсот циклов, позволяя получить идеально ровную и прочную поверхность.

Опалубка стеновая

При возведении конкретного объекта используют различные системы опалубки, исходя из целесообразности их применения и соответствующих конструктивных особенностей. Для строительства большого числа элементов здания чаще всего применяют так называемую стеновую опалубку. Основные ее виды – опалубка щитовая и балочная. Ее используют для стен, перекрытий, шахт лифтов и колонн, эстакад, туннелей и бассейнов. Выпускаются рамная и балочная стеновая опалубка.

Основа рамной – это различные по размеру щиты: каркас из металлических полых профилей и ребер жесткости плюс палуба из ламинированной фанеры или сэндвич-панелей. Такая опалубка различается по способу крепления стальных щитов и конфигурации перемычек. Щиты можно стыковать по вертикали, горизонтали и под углом, сооружая сложные по геометрии конструкции любого размера.

Основа балочной опалубки – балка-двутавр из цельной или клееной древесины со стальными или пластиковыми наконечниками, оберегающими целостность ее пояса. Дополняют конструкцию опалубочные плиты и стальные ригели для опалубки. Легкая в монтаже балочная опалубка дает возможность создавать прямые и волнообразные стены, стены под углом и колонны.

Творческая Проектная Мастерская “Мы дома”

Информация об авторе

Опалубка. Аренда или покупка? Как выбрать хорошую опалубку.

Главной целью любого строительства является надёжное, устойчивое здание, рассчитанное на длительный срок эксплуатации. И не важно, что это за здание, жилой дом, производственное сооружение либо вспомогательная постройка, качество строения должно быть наилучшим.

Строительный процесс, как известно, состоит из нескольких этапов, начальным из которых является возведение опалубки. Опалубка играет немаловажную роль в строительстве и, именно от качества сооружения опалубки, будет зависеть качество законченного архитектурного сооружения.

Роль строительной опалубки заключается в удержании заложенного бетона или железобетона вплоть до его полного затвердевания. Опалубка сооружается из нескольких щитов, которые определённым образом закрепляются между собой. Щиты для опалубки могут изготавливаться из дерева, металла или пенополистирола.

Опалубка различается по виду строительных работ, бывает опалубка для фундамента здания, для стен, колон, шахт, межэтажных перекрытий, а также опалубка для комплексного строения.

Если вы задумали строительство и не желаете тратить время на сооружение опалубки самостоятельно, то вы можете воспользоваться недавно появившимся на строительном рынке новым видом услуг – это продажа опалубки и аренда опалубки. С экономической точки зрения аренда опалубки – более выгодный вариант для потребителей, чем продажа опалубки. От материала, из которого производится строительная опалубка, зависит и качество строительных работ.

Следуя навыкам наших предков, при возведении любой постройки и в наше время часто используется деревянная опалубка. Дерево – это наилучший строительный материал, так как, с точки зрения экологии, это самый чистый материал. Дерево легко обрабатывается, а деревянная опалубка довольно лёгкая по весу и, одновременно с этим, надёжная и крепкая.

Однако деревянная опалубка подвергается разрушению под воздействием влаги, поэтому требует дополнительной обработки специальным раствором, краской лидо лаком. А испорченная деревянная опалубка не поддаётся исправлению, и дальнейшая её эксплуатация может быть невозможной. Как следствие этого, аренда опалубки из дерева не является оптимальным вариантом для её приобретения.

Благодаря стремительно развивающейся металлургии в наше время чаще всего стала использоваться опалубка из металла, поэтому на строительном рынке увеличивается продажа и аренда металлической опалубки.

Металлическая опалубка, как правило, имеет неограниченный срок эксплуатации. Металлическая опалубка представляет собой несущий металлический каркас, на который в определённом порядке крепятся щитовые пластины. Щитовые пластины – это огромные листы из алюминия, гальванизированной или оцинкованной стали. Каждый пластина в отдельности является самостоятельным элементом общей конструкции. Опалубка сооружается из нескольких таких щитовых пластин.

Металлическая опалубка, изготовленная из гальванизированной или оцинкованной стали, по своей прочности преобладает над остальными видами опалубки, её очень трудно разрушить, она может эксплуатироваться неограниченное время, а ремонт опалубки из стали не требует особых технологий. Данные качества делают стальную опалубку хорошим приобретением при условиях аренды.
Алюминиевая опалубка отличается от стальной тем, что она намного легче, не нуждается в дополнительной защите от влаги и коррозии, но менее крепкая и не настолько надёжная, как стальная опалубка. И, всё-таки, такая опалубка – не менее удобный вариант для приобретения на условиях аренды.

Опалубка из пенополистирола

Пенополистирол – это самый современный строительный материал, очень лёгкий и использующийся для теплоизоляции зданий.

По сравнению с вышеуказанными видами опалубки, опалубка из пенополистирола используется только однажды, поскольку она не снимается со строящегося объекта и её невозможно восстановить. Поэтому аренда опалубки из пенополистирола недопустима. Но, тем не менее, опалубка из пенополистирола обладает своими достоинствами, по сравнению с прочими видами.
Благодаря, практически, невесомости, такая опалубка сооружается «голыми руками», без привлечения специальной строительной техники и не требует специальной квалификации рабочих, в виду простоте сборки. Две пенополистирольные плиты устанавливаются в необходимом положении и крепятся между собой таким образом, что между ними остаётся небольшое пространство, в которое заливается бетон или железобетон. По истечении определённого промежутка времени, бетон застывает и образуется стена, с обеих сторон обложенная пенополистиролом, из-за невозможности его снятия. Здание, построенное с помощью опалубки из пенополистирола, обладает повышенной звуко- и теплоизоляцией.

Возведение опалубки собственными силами и из некачественных материалов намного затрудняет строительный процесс. Поэтому, чтобы работы проводились в нормальном темпе без потери драгоценного времени, многие строительные фирмы предлагают услуги на продаже опалубки и аренде опалубки. Как известно, аренда строительной опалубки выгоднее, чем её покупка, поскольку при этом кроме экономии денег, значительно сокращаются затраты времени, необходимого для создания собственной опалубки, затраты труда, не возникает необходимость в специализированной строительной технике, в дополнительных помещениях для изготовления и хранения опалубки.

Также, договор аренды подразумевает и такой вид услуг, как техническая и консультационная помощь специалистов, которые доступно разъяснят разнообразие конструкций опалубки и материалов, которые используются для её производства.
Аренда строительной опалубки выходит дешевле, чем собственное сооружение, несмотря на сроки проведения строительных работ.

Если строительные работы носят нерегулярный характер, аренда опалубки будет наилучшим вариантом её использования. Помимо самостоятельного сооружения опалубки или её аренды, существует и третий вариант – продажа опалубки.

Читайте также:  Облицовка стен ванной комнаты

Как не ошибиться, выбирая опалубку для покупки?

Если вы всё-таки приняли решение купить строительную опалубку, то нужно обратить внимание на следующие показатели качества опалубки:
– идеальное соотношение качества товара и его цены. Цена любого товара, по законам экономики, всегда напрямую зависит от качества данного товара. Поэтому, если вы решили сэкономить и приобрели дешёвую опалубку, то периодический ремонт опалубки вам будет гарантирован. С каждым новым проведением строительных работ расходы на ремонт опалубки будут расти в геометрической прогрессии, в результате чего стоимость дешёвой опалубки возрастёт на столько, что намного превысит ту небольшую экономию, которую вы получили при покупке.
– срок эксплуатации опалубки. Этот показатель напрямую зависит от использованного материала при производстве опалубки и от её конструкции. Опалубка наивысшего качества может выдерживать от ста до тысячи циклов строительных работ, то есть монтажа, демонтажа и закладки железобетона.
– универсальность замков соединения. Если строительство включает осуществление различных видов работ, то лучше всего приобретать опалубку у одного производителя, потому что при этом вам гарантируют, что все соединительные замки будут одного типа и не затруднят сборку всей конструкции. Различные производители оснащают свою опалубку разными замками, поэтому несколько видов опалубки, купленных у разных производителей, могут не сложиться в общую конструкцию из-за несоответствия замков. Важным условием при покупке строительной опалубки является серьёзный подход и не стремление к экономии. Недорогая опалубка, постоянно нуждающаяся в ремонте, значительно усложнит строительный процесс, благодаря чему строительство растянется на неопределённое время, а архитектурная постройка не порадует качеством.

Заливка опалубки: какая конструкция лучше

Ни одна стройка не обходится без бетонирования, а где бетонный раствор – там и опалубка. Особенного внимания заслуживает конструкция, используемая при изготовлении фундамента. Ведь от её надёжности во многом зависит качество основания для дома.

Заливка опалубки может вызвать следующие проблемы:

  • распирание при бетонировании;
  • частичное разрушение;
  • локальные протечки бетонной смеси.

Чтобы избежать этого и узнать, из чего изготовить конструкцию надежно и дешево и какие требования кней предъявляются, воспользуйтесь практическим опытом экспертов сайта FORUMHOUSE.

Из чего сделать опалубку

Качество конструкции во многом зависит от того, из какого материала её сделали. Опалубка для фундамента делается из: ламинированной фанеры, плит ОСП, листов ЦСП, плоского шифера, несъёмных листов пенополистирола. В ход идёт даже старая мебель, а также «бэушные» поддоны.

Но безусловный лидер – обычная древесина.

Как сделать конструкцию из досок

Форумчане советуют, как делать щиты для опалубки. Для сборки горизонтальных щитов рекомендуется использовать обрезную доску размером – 100х25 мм и 150х30 мм, а для вертикальных поперчен – брать брус 100х50 мм, упирая его в щит ребром.

Шаг установки вертикальных поперечен (брус 50х100 мм) – от 70 до 100 см. Для придания большей жёсткости опалубки, с каждой её стороны, горизонтально устанавливаются два бруса 50х100 мм, сверху и снизу.

При продуманном конструктиве и грамотном исполнении прочность досок данных типоразмеров достаточна, чтобы выдержать давление больших объемов бетонной смеси на стенки конструкции.

Выбирая доски для этой конструкции, необходимо сразу продумать вариант их дальнейшего использования. Т.к. опалубка под фундамент потребует не один куб, доски нерационально использовать только один раз. Чтобы доски после демонтажа остались «деловой древесиной», необходимо защитить их от прямого контакта с бетоном.

Чем крепить пленку

Изнутри конструкции перед бетонированием выстилается прочная полиэтиленовая пленка для опалубки, которую необходимо закрепить степлером. Возведение лучше вести на саморезы. В этом случае её можно легко разобрать, сведя повреждения опалубочных досок к минимуму.

Я после разборки опалубки доску 30х120 мм пустил на обрешётку. Перед этим очистил поверхность досок от степлерных скоб. Главное – разбирать всё аккуратно.

У меня крыша дома собрана из доски 40-ки, оставшейся после заливки и демонтажа опалубки. Я ее заранее перед заливанием закрыл плёнкой, доски, торчащие по углам, не пилил, всё собирал на саморезы. После разборки доски были как новые!

Материалы и технологии

При строительстве правильной конструкции в первую очередь необходимо продумать её конструктив и все необходимые силовые элементы (распоры, укосины, стяжки). Ведь одно дело: лить ленту высотой от земли в 30-40 см, и совсем другое – заливать стенки подвала высотой в 2.5 метра. Особенно, если бетон подаётся при помощи бетононасоса.

Я построил опалубку из 25-х досок. Стяжки не стал делать, думал, выдержит, т.к. каждые 30 см я ставил деревянные распорки. При заливке бетона опалубку распёрло, да так, что два раза пришлось вычерпывать вылившуюся смесь, потом снова скреплять опалубку и вручную закидывать бетон обратно. Наученный очень горьким опытом, я теперь обязательно буду стягивать стенки стяжками.

Нередки случаи, когда, не потрудившись на должном уровне произвести укрепление, мы обнаруживаем, что при заливке или вибрировании конструкцию опалубки просто разрывает. Весь бетон выливается на грунт. Конструкцию приходится в экстренном порядке латать, что приводит к большим денежным потерям. Отсюда правило: опалубку необходимо дополнительно закреплять.

Укрепление опалубки

Многие начинающие застройщики могут и не представлять, какие огромные распирающие силы действуют на опалубку при заливке бетона. Обратимся к цифрам.

Я недавно залил плиту высотой в 25 см. Конструкция просто лежала на земле, в углах крепилась на саморезы, местами была подпёрта камнями и кирпичами – нигде ничего не выдавило и не сдвинулось. Но, что годится в моём случае, не пройдёт при литье высокой ленты фундамента.

Такой пример. По СНиП III-15-76 давление на стенку = PхH. Отсюда: 2500х0.25=625кгс/кв.м. Если 1 погонный метр опалубки имеет площадь 0.25х1=0.25 кв.м, то давление на 1 погонный метр будет 625х0,25=156 кг/м.п., с учётом вибрирования бетона 200кгс/м.п.

Крепление опалубки для фундамента.

Если высота щита равна 0.9 м и выгрузка бетона производится из бетононасоса, то, по тому же СНИПу, давление составит 2500х0.9+400=2650 кгс/м2. Отсюда: давление на 1 погонный метр составит 2385 кгс/м.п. Разница просто огромна!

Но бывает так, что конструкция, даже правильно стянутая металлическими шпильками, «даёт течь». Причём не выдерживает резьбовой элемент шпильки. Резьбу или сминает, либо «отстреливает» гайку. Так происходит потому, что при стягивании промышленной опалубки используются специальные виды шпильки, с усиленными гайками и увеличенным диаметром шайбы.

В частном домостроительстве используются обычные резьбовые шпильки – М8/М10/М12 и гайки, купленные на ближайшем строительном рынке. Шпилька класса 8.8, диаметром в 10 мм, по ГОСТу обязана выдержать нагрузку в 6.7 т, но в обычной продаже, в основном, идут шпильки с «проваленными» диаметрами и формой резьбы не по ГОСТу. Качество металла тоже низкое, в лучшем случае такая шпилька выдержит рабочую нагрузку в 1.5 т.

Для фундамента я покупал шпильки на М8. Мне захотелось проверить, какую фактическую нагрузку они выдержат. Я испытал их на разрывной машине. Результат: при одной накрученной гайке, при нагрузке примерно в 100 кг, произошло срезание (смятие) резьбы шпильки. При накрученных двух гайках шпилька выдержала нагрузку (сорвало резьбу, но сама шпилька осталась цела) уже в 500 кг.

Вывод: чтобы шпилька «работала», необходимо с каждой её стороны накрутить по две гайки. Либо использовать специальные гайки увеличенной длины.

Правда, это ещё не гарантирует, что шпилька «включится в работу» на 100%. Необходимо расставить шпильки так, чтобы они давали максимальный эффект.

Я «прогнал» два варианта расстановок шпилек в опалубке в специальной программе. И вот что получилось: возьмём деревянную вертикальную стойку 50х100 мм. Ставим её к щиту ребром, высота 2.3 метра. Задаём нагрузку – 10 кНм (4 кН – от глубинного вибратора, 6кН – давление столба бетона 2.3 метра). Стягиваем опалубку тремя шпильками, с расстоянием в 70 см. Первая шпилька от низа – на высоте в 50 см. Получаем картину прогибов и напряжений в балке.

На скриншоте видно, что больше всего отклонится нижний конец балки (на 5 мм). Т.е. высока вероятность того, что подпорная балка сломается именно здесь. Расставим шпильки по-другому. Нижняя, теперь заложена на высоте в 30 см.

Теперь нагрузки распределяются иначе. Максимальное напряжение снижается почти в 3 раза (5.4), а прогиб уменьшается в 10 раз.

Мой совет – если собираетесь крепить опалубку шпильками, то их нужно устанавливать между двух вертикальных брусьев (расстояние между ними равно диаметру шпильки). Но найти качественные шпильки и гайки сложно, да и стоят они дорого, и весь этот металл потом некуда девать. Если только на монтаж стропильной системы.

Для уменьшения расходов небольшую резьбовую часть шпильки крепят к арматуре необходимой длины. А на противоположный конец следует наварить перемычку, чтобы получилась буква Т.

Намного проще и дешевле – сделать укрепление каркаса опалубки «косичкой» из вязальной проволоки диаметром 1.2 мм, сплетя её из 6-7 нитей. Такой тип стяжки прочнее, чем «косичка», сплетённая из проволоки диаметром 2 мм в 3 нити.

«Косичка» просовывается в щели между досок опалубки или в заранее просверленные отверстия. Она стягивает два опорных вертикальных бруса конструкции. Чтобы стенки опалубки при процессе скручивания «косички» не деформировало, внутрь опалубки рекомендуется установить арматурный стержень-ограничитель диаметром в 10-12 мм, который помогает ее фиксировать.

Особого внимания заслуживает опалубка под цокольный этаж.

Как залить опалубку

Форумчане рекомендуют, как залить опалубку: при высоте стен более 2-х метров следует разбивать заливку на два этапа и бетонировать за один раз не более 1-1.2 метра. Потом переставлять опалубку выше. Помимо того, что эта самодельная съемная опалубка дешевле (по материалам), чем смонтированная сразу на всю высоту, значительно уменьшается риск того, что она выдержит нагрузки при заливке бетона.

Причём, заливать в опалубку такое количество бетона и вибрировать его нужно слоями толщиной по 50 см, круг за кругом, пока не будет залита необходимая высота фундамента. Это позволит избежать излишней нагрузки в одной точке опалубки, т.к. высота заливки опалубки бетоном увеличивается постепенно. И к моменту достижения заданной высоты нижний слой бетона уже схватится, что, соответственно, уменьшит давление на стенки опалубки.

И в заключение, несколько советов от форумчан по приёмке бетона:

  • Бетон любой марки для заливки фундамента необходимо заказывать с небольшим запасом – примерно 1м3 в плюс. В случае, если часть бетона «убежит» при заливке или на бетонном узле «недольют» раствор, останется запас;

  • Заранее определяется место, куда можно будет слить излишек бетона. Это может быть подъездная дорога;
  • Бетононасосу для работы нужна площадка примерно 6х8 м;
  • Заливка бетона в опалубку не начинается, пока не будет приготовлен ремонтный комплект – это условия является обязательным. Подпорки, колья, доски, молоток, гвозди, кувалду, вёдра, лопату, ёмкость, куда можно временно слить вылившийся бетон, запасной деревянный щит. Если опалубку «рванёт» при заливке бетоном, то бегать по участку и искать способ заделать брешь, просто не будет времени;
Читайте также:  Дизайн камина из мрамора

  • При заливке фундамента бетононасосом нужно сразу договорится на бетонном узле, чтобы миксеры с бетоном шли друг за другом, без перерыва. Это позволит избежать простоя и, как следствие, дополнительный платы за аренду дорогой техники;
  • При приёмке бетона обязательно надевать защитные очки и одноразовые медицинские перчатки на руки. Бетон при попадании на отрытую кожу может вызвать химический ожог;
  • Обязателен головной убор и плотная одежда. Причём, одежда подбирается такая, которую потом будет не жалко выбросить.

Залить фундамент «в землю» можно, если воспользоваться советом форумчанина. Прочтя эту тему: вы поймёте, как правильно сделать опалубку. Также вы можете ознакомиться с результатами спора: “А нужна ли вообще деревянная опалубка” Дополнительно посмотрите видео с мастер-классом от FORUMHOUSE, по монтажу многоразовой опалубки.

Как правильно выбрать опалубку

На нашем рынке опалубка представлена как отечественными, так и зарубежными фирмами, имеющими многолетний опыт разработки и производства подобных товаров. Выпускаемые ими элементы опалубки и крепежа постоянно совершенствуются, разрабатываются новые конструктивные решения, применяются современные материалы. Отечественные производители стремительно развиваются и расширяют дилерскую сеть, а зарубежные фирмы, которые заинтересованы в долгосрочном сотрудничестве с местными партнерами, открывают свои представительства (или даже открывают свои производства). Опалубка – это технически сложные конструкции, которые требуют технического сопровождения, предоставления программного обеспечения, а также обучения персонала по работе с опалубкой . Как отмечалось выше, элементы опалубки нуждаются в периодической регенерации, и эту услугу также предлагают ведущие фирмы-производители опалубочных систем.
Попытаемся сформулировать основные положения, на которые необходимо обратить внимание при их покупке:

  • Комплексность системы. Комплексные системы, благодаря широкой номенклатуре входящих в них изделий, позволяют создавать конструкции разных форм и размеров (горизонтальные и вертикальные), начиная с мелких сооружений, и вплоть до комплексов электростанций. Необходимо отметить, что приобретать комплексные системы вовсе необязательно целиком и сразу. Фирма, в соответствии со своими задачами и финансовым положением, может остановить свой выбор сначала на одном типе опалубки, а уже в дальнейшем расширять номенклатуру изделий, будучи уверенной, что любые элементы системы будут стыковаться друг с другом.
  • Продуманность замков и элементов крепления. От качества элементов крепления во многом зависит качество поверхности получаемой стены, перекрытия, колонн, и т.п., а также скорость монтажа. Крепежные элементы должны обеспечивать быстрое и безопасное соединение элементов опалубки в горизонтальных и вертикальных конструкциях.
  • Наличие программного обеспечения , позволяющее на основании проектной документации и предполагаемых сроков строительства осуществить планирование последовательности опалубочных работ, рассчитать необходимое количество транспортных единиц, составить точную спецификацию элементов опалубки и смету затрат.
  • Предоставление технического сопровождения и обучения персонала.
  • Возможность аренды опалубки. Многие ведущие фирмы предоставляют возможность аренды опалубки или каких-то элементов. Это дает возможность испытать новые системы или их части перед приобретением.

Сборно-разборные опалубки многократного применения.

Применение современных опалубочных систем в монолитном строительстве значительно повышает технологичность строительства. Сроки, качество возведения конструкций во многом определяет применяемая опалубка. Опалубочные системы должны отвечать предъявляемым к ним требованиям по конструктивной прочности, надежности и долговечности, иметь высокие механические свойства. В зависимости от назначения опалубка должна соответствовать требованиям по допустимым нагрузкам и прогибам. К опалубке также предъявляются высокие требования по точности изготовления и надежности. Качественную опалубку возможно изготавливать только на современном оборудовании, используя передовые технологии. Опалубку могут изготавливать как полностью стальную, так и комбинированную (с элементами из других материалов). Применяемый материал существенно влияет как на технические характеристики опалубки, так и на ее стоимость.Стальную опалубку производят как зарубежные заводы-изготовители, так и отечественные.

Сталь, используемая для изготовления опалубки , применяется оцинкованная или гальванизированная, с порошковым покрытием. Покрытие не только защищает сталь от коррозии, но и обеспечивает быструю очистку опалубки в процессе эксплуатации. Сталь, как известно, обладает высокой несущей способностью, хорошей сопротивляемостью деформациям.

Кроме стали для производства опалубки применяется и алюминий, точнее сплав алюминия и кремния (для повышения прочностных характеристик). Алюминий – легкий, прочный и устойчивый к воздействию агрессивной среды металл. Но он подвержен коррозии, поэтому алюминиевые элементы должны подвергаться специальной антикоррозионной обработке. Алюминиевая опалубка легче стальной в три раза, что существенно уменьшает стоимость и трудоемкость транспортировки и монтажа опалубки. Но в то же время алюминиевые элементы практически не подлежат восстановлению и легче подвержены деформации, чем стальные. Применение принципа экструзии для производства алюминиевых элементов опалубки позволяет добиться необходимой жесткости конструкции.

Использование древесины для изготовления элементов опалубки обусловлено ее относительно низкой ценой. Преимущественно для изготовления деревянных элементов применяют клееную древесину. Клееные элементы обладают малой деформативностью и высокой прочностью. Но древесина, как известно, обладает и существенным недостатком – гигроскопичностью. Деревянные элементы впитывают воду из бетона, изменяя при этом свои размеры, снижается их грузоподъемность и появляется прогиб. При механических повреждениях деревянные элементы опалубки не всегда поддаются восстановлению, и значит, требуется их частая замена. Для быстроизнашивающихся, часто заменяемых (так называемых расходных) элементов используют фанеру, клееную древесину и пластмассу.

Современные опалубочные системы можно классифицировать по различным критериям. По области применения – опалубка стен, опалубка перекрытий , опалубка колонн , опалубка лифтовых шахт, и др. Необходимо понимать, что это достаточно условное деление, т.к. опалубочные системы для стен могут позволять изготавливать и колонны. Разработаны также и многофункциональные, универсальные опалубки.

По конструктивным особенностям опалубки могут быть рамными, балочными. Рамные и балочные опалубки применяют при строительстве различных конструкционных элементов: стен малоэтажных и высотных зданий различной конфигурации, перекрытий, колонн, шахт лифтов, и т.д.

Разработаны также опалубочные системы для выполнения специальных задач: опалубка кольцевых стен с изменяемым радиусом; переставная опалубка; туннельная опалубка ; односторонняя опалубка, и др.

Рассмотрим более подробно некоторые типы опалубочных систем для возведения стен.

Рамные опалубочные системы.

Рамная опалубочная система включает в себя: каркасные щиты, подпорные элементы и детали крепежа. Могут при необходимости использоваться угловые элементы (внешние и внутренние), а также подмости для бетонирования и леса. Основой рамной опалубки являются каркасные щиты. Они состоят из несущей металлической рамы (стальной или алюминиевой), ребер жесткости и опалубочной плиты. Рама из замкнутого полого профиля с фасонным гофром предохраняет торцы опалубочной плиты от повреждений и позволяет соединить элементы в любом месте. Металлический каркас не только обеспечивает необходимую жесткость опалубочной конструкции , но и значительно облегчает и ускоряет монтаж модульных элементов. Опалубочная плита изготавливается обычно из многослойной фанеры. Но у фанеры как древесного материала есть недостатки, о которых шла речь выше. Поэтому деревянные опалубочные плиты чаще, по сравнению с остальными элементами опалубок, нуждаются в ремонте и замене. Ряд фирм, выпускающих опалубочные системы , сегодня занимаются вопросом увеличения количества циклов эксплуатации опалубки и улучшения качества поверхности бетона.
Одной из таких новых разработок является новый “сэндвич”-материал, разработанный немецкими специалистами. Его отличают: низкая гигроскопичность, меньший вес по сравнению с фанерой, стойкость к ультрафиолетовому излучению, стойкость к механическим повреждениям, малая адгезия к бетону и упрощенная очистка.

“Сэндвич”-материал состоит из слоя пенопропилена, облицованного с двух сторон алюминиевыми листами и слоями РР-полипропилена. Цена кв.м. такой плиты приблизительно в два раза выше, чем фанерного щита, однако она обеспечивает большее количество циклов использования опалубки и улучшенное качество поверхности бетона.

Для получения ровной поверхности стены, перекрытия, и т.п. важным моментом является сохранение геометрии опалубки в процессе замоноличивания. Каждая фирма-производитель уделяет огромное внимание разработке оригинальных соединительных деталей (замков, анкерных элементов, накладок, и др.), позволяющих легко осуществлять надежное, прочное, с ровными стыками крепление элементов опалубки. Соединения между элементами опалубки должны выполняться таким образом, чтобы каркас системы мог воспринимать высокие нагрузки на сжатие, растяжение и изгиб. Достоинством крепежных систем опалубки считается возможность сборки вручную с применением простейших инструментов, а также возможность применения минимального количества соединительных элементов для обеспечения требуемой жесткости конструкции.

Номенклатура крепежных изделий, предлагаемая ведущими производителями, обширна – в ней разработаны специальные угловые зажимы, накладки и другие элементы, позволяющие соединять опалубочные модули перпендикулярно по отношению друг к другу и под различными углами (различные стационарные и шарнирные угловые элементы).

Балочно-ригельная опалубочная система.

Включает в себя: балки, ригели, элементы крепления, подпорные элементы, ригель, подмости для бетонирования. Основой балочных опалубочных систем являются балки. Балки представляют собой конструкцию из древесины двутаврового сечения, выдерживающую большую нагрузку. Детали из древесины могут быть цельными или клееными по длине и сечению. Длина балок нормирована. Для обеспечения долговечности на балки крепятся стальные или пластмассовые наконечники, предотвращающие откалывание пояса балки. Балки устанавливаются с определенным шагом и крепятся к щиту опалубки. Соединение балок между собой осуществляется с помощью стальных элементов крепления.

Туннельная опалубка.

Основным элементом конструкции является полусекция, которая состоит из одной горизонтальной и одной вертикальной панели. Туннельная опалубка предназначена для одновременного опалубливания стен и перекрытий типовых секций. Монтаж туннельной опалубки осуществляется при помощи крана. Подобного типа опалубка применяется для серийного производства одинаковых секций.

Монтаж опалубочных систем

На строительный объект опалубочные системы доставляются в разобранном виде, что удобно для складирования и транспортировки. Монтаж современных опалубочных систем осуществляется квалифицированными кадрами вручную и при помощи строительного оборудования: кранов, подмостей, лесов. В ряде случаев, например, в центральных частях городов, при реконструкции, где нет возможности для размещения строительной техники, применяют специальные опалубочные системы , монтаж которых полностью производится вручную. В данной ситуации имеет большое значение как вес опалубочных элементов, а значит и применяемый для изготовления опалубки материал (например алюминий или даже пластик), так и размеры элементов опалубки. Трудоемкость при проведении монтажных работ сказывается на общих сроках возведения конструкции.

Очистка и восстановление опалубки

Увеличить срок службы опалубки, а также улучшить качество наружного слоя бетона можно, воспользовавшись услугой, которые предлагают некоторые компании, — это чистка и восстановление опалубки. Очистка производится в заводских условиях на промышленных установках. Чистить опалубку особенно важно после завершения больших проектов. Так как элементы опалубки изготавливаются из разных материалов, то и срок их службы различен. Покрытие опалубки изнашивается быстрее, чем рама, во многих случаях его выгоднее восстановить, чем покупать новое. Полный ремонт обычно обходится в 1/3 стоимости нового элемента. При необходимости элементы можно технически усовершенствовать.

Ссылка на основную публикацию