Что такое архитектурное освещение

Архитектурная подсветка зданий и освещение фасадов

Освещение даёт фантастический эффект при украшении зданий. Несмотря на основную функцию — освещать здание и защищать его от проникновения грабителя — освещение также помогает создавать особый сказочный эффект, от которого нельзя оторвать глаз. Архитектурное освещение фасадов зданий — это целое искусство, которое может лишь с помощью одного света придать зданию удивительный вид.

Профессиональная подсветка фасадов

Полутени и тени, которые ниспадают на стены, игра тонких оттенков и ослепительных огоньков, как золотые светлячки — всё это действительно создано человеком. Архитектурная подсветка — это что-то новое, то, что может подарить зданию удивительный внешний вид, подчёркивая этим все оригинальные детали. Нужно ли говорить, что именно из-за такого света и таланта светодизайнеров мы можем любоваться красивыми зданиями даже в тёмное время суток. Особенная подсветка поможет выделить дом на фоне остальных. Наружное освещение здания подразумевает под собой:

  • красивый архитектурный свет и различные иллюминации;
  • универсальное светодиодное освещение;
  • современную подсветку из неона.

Профессионально созданная архитектурная подсветка выделяет очертания и грани здания, придаёт ему больше романтичности либо, наоборот, подчёркивает деловой вид и имидж.

Светодизайнер может улучшить здание следующим образом:

  1. Создать архитектурное освещение, которое придаст зданию и улице праздничную атмосферу.
  2. Красиво оформить любой дом.
  3. Выделить яркий акцент на самых красивых и достойных частях дома.

Возможное освещение зданий

Есть несколько методов подсветки фасада здания:

  1. Общее заливающее освещение участка — это самый популярный и востребованный метод. Он включает в себя статическое освещение плоскости либо трёхмерного объекта, что делает фасад отлично просматриваемым в вечернее и ночное время.
  2. Локальный метод — помогает подчеркнуть основные детали памятников и фасадов, концентрирует внимание человека на исторических и художественных деталях строения.
  3. Силуэтное освещение здания — помогает создать определённый контраст между затемнённой деталью сооружения и светлым фасадом с помощью проецирования пучка света с заднего плана. Также светодизайнеры используют специальный световой фон для затемнения общего силуэта строения.
  4. Освещение контуров — ещё один метод, с помощью которого светодизайнер может разработать красивый проект освещения фасада строения. Такой метод включает в себя создание контраста между нишами и стенами, а также гранями постройки.
  5. Проведение динамического освещения — помогает усиливать общий заливающий эффект с помощью разной степени освещённости на отдельных частях здания. Динамичная подсветка также может изменять свой цвет и яркость.
  6. Световой фасад — простой способ, который придаёт традиционную эстетику остеклённого здания с помощью оборудования, установленного внутри него. Ровное однотонное освещение используется для подсветки коммерческих и офисных зданий.

Для формирования выразительного светового облика здания следует в обязательном порядке учитывать площадь объекта, его расположение по отношению к остальным архитектурным постройкам, стиль отделки, фактуру и множество других важных параметров.

Области применения

Чаще всего архитектурная подсветка создаётся для таких построек, как:

  • Загородные участки и частные дома, небольшие гостиничные домики.
  • Городские здания. Это могут быть памятники архитектуры, офисы больших магазинов, административные постройки, торговые центры.
  • Мосты.

Способ освещения подбирается в зависимости от назначения строения, его места расположения и архитектурных характеристик.

Особенности подсветки

Такая функциональная подсветка создана для определённых идей дизайнеров при оформлении загородных домов и художественных иллюминаций.

Последняя применяется чаще всего для создания целостного изображения городской архитектуры. Для её создания нужно учитывать многие факторы. С такими задачами могут справиться лишь профессиональные дизайнеры из организаций. Функциональное назначение такого освещения не столь важно, в отличие от эстетического эффекта. Такая подсветка не должна расходиться с общими стилистическими особенностями здания.

Функциональное освещение прежде всего используется для создания более удобных условий для передвижения человека с наступлением темноты. В этом случае очень важно подобрать правильный показатель яркости и поставить фонарь в нужное место. Осветительный прибор ни в коем случае не должен слепить глаза, в то же время освещение должно быть полностью комфортным для жизнедеятельности.

Создание красивых световых решений в частном доме должно учитывать сразу два вышеуказанных варианта размещения. Подсветка частных домов должна полностью выполнять функциональную составляющую, также не нужно забывать и о дизайнерском решении. Каждый хозяин частного дома пытается как можно лучше облагородить свой участок, сделать его более красивым. Достичь этого можно с помощью отделки общего фасада здания.

Основные виды архитектурного освещения

Сегодня современные разработки и осветительные технологии могут предложить пользователю множество возможных вариантов освещения здания. Такие конструкции обеспечивают хорошую подсветку, которая качественно выполняет все возложенные на неё функции. Конструкция осветительной системы включает в себя определённый набор устройств, которые могут обладать некоторыми отличиями в зависимости от типа декора и его назначения:

  1. Осветительные приборы считаются главным видимым элементом при иллюминации.
  2. Датчики движения либо освещённости территории. Такие конструкции используются для экономии электрической энергии и оснащены автоматической системой. Они активно реагируют на передвижение человека либо на наступление темноты на улице.
  3. Специальные прожекторы, которые считаются главным элементом подсветки.
  4. Главный элемент управления.

С помощью такого набора подсветки можно сформировать особую атмосферу, которая в несколько раз повысит комфорт при наступлении темноты.

Проектирование осветительной системы

Проектирование освещения открывает большое количество возможностей перед светодизайнером. С помощью хорошей иллюминации строения можно воплощать самые разные визуальные эффекты, которые будут подчёркивать все архитектурные особенности постройки и помогать скрывать небольшие недостатки, если они имеются.

При создании такого вида освещения нужно учитывать большое число особенностей каждого конкретного здания. При разработке освещения нужно следовать всем особенностям строения, электропотребления и нужной яркости. В настоящее время в моду активно входит освещение, которое поддерживает энергосберегающие функции светильников.

Архитектурное освещение принято разделять на три технических расположения:

  1. Заливающая подсветка. Такой тип подсветки используется для освещения фасадов по всей высоте. Пользуется особой популярностью при создании иллюминации в общественных зданиях.
  2. Общая фасадная подсветка. В таком случае световые изделия должны выделять главные детали строения. Такая подсветка часто используется для того, чтобы подчеркнуть дизайн и имидж строения.
  3. Создание скрытой подвески. Такой метод украшение включает в себя практически полное отсутствие функционального освещения. Метод необходим для создания красивого светового изображения.

Создание такого проекта потребует профессиональной подготовки в сфере светотехники. Также можно применять специальные программы, которые помогут визуально создать все эффекты РТ современного света.

Светодиодная (LED) подсветка здания

LED — освещение начинает всё больше и больше распространяться на современном рынке. Профессиональное использование светодиодной подсветки помогает подчеркнуть красивый вид и изящество любого строения. Особенностью этого освещения считается простота установки, широкое количество цветов, технологических и дизайнерских эффектов.

Пиксельная технология светодиодов помогает создавать определённую анимацию, которой можно красиво задекорировать фасад любой постройки. Этого можно достичь с помощью центрального пульта управления, который создан для регулировки объёмной системы света.

Такие световые устройства отличаются своей простотой в использовании, долговечностью и экономичностью в повседневном обслуживании. Совместно с другими функциональными решениями от дизайнера такие показатели выводят этот тип подсветки в лидеры на рынке иллюминации.

Применение декоративного света

Такой метод создания особой атмосферы придаёт строению особую атмосферу и уют. Подсветка выбранных деталей помогает подчёркивать все особенности дизайна, выделять либо скрывать некоторые недостатки, которые были созданы при строительстве.

Для создания такого типа освещения могут использоваться различные световые приборы и устройства. Бывают случаи, когда светильники заведомо удешевляют конструкцию, поэтому для формирования гармоничного и привлекательного вида нужен особый профессиональный подход к выполнению проекции. В современном дизайне распространено использование освещения светодиодами, которое может подчеркнуть все особенности и показать игру света и теней со всей неповторимостью и изысканностью.

Чтобы создать качественное декоративное освещение, также очень часто применяют специальные прожекторы и светильники LED. Создание правильной подсветки нуждается в серьёзном подходе и определённом навыке в этой области. Если вы всё-таки решили провести такую отделку самостоятельно, то вам нужно очень тщательно изучить соответствующие материалы и купить специальную программу для моделирования света.

Иллюминации к Новому году

На территории США и Европы это обязательный элемент красивой и неповторимой сказки прямо на Рождество. Все знают, как в крупных столицах загорается красивая новогодняя иллюминация. Это считается настоящим событием, которое очень часто показывают по телевидению и печатают в газетах и журналах. Многие западные страны закладывают в государственный бюджет особую графу расходов на рождественское и праздничное освещения улиц и зданий.

В нашей стране проекты по украшению новогодней подсветки зданий начали рассматриваться лишь в последние несколько лет. Это можно объяснить отсутствием красивых и качественных осветительных устройств, которым до настоящего времени очень страдала эта отрасль.

Современные разработки и технологии принесли множество привлекательных светодиодных приборов, которые могут создать праздничную и качественную подсветку постройки. Такое решение может принести праздничное настроение и атмосферу не только детям, но и взрослым людям.

Особой популярностью для создания иллюминации под новогодние праздники пользуется дюрлайт. Это шнур, внутри которого находятся светодиодные светильники. Его создают из особых полимерных материалов. Благодаря своей прочности и пластичности, он прост и надёжен при установке и эксплуатации.

Контурный тип освещения

Такой тип подсветки применяется для детального выделения архитектурной постройки. Это может быть оконный проём, украшающий фасад здания, либо входная дверь, которая украшается по особому дизайну.

С помощью такого метода можно воплотить в жизнь интересные и необычные дизайнерские решения, выделить практически любой элемент фасада, подсветив его контур. Такие решения применяются как для жилых зданий, так и для коммерческих объектов. Для создания таких проектов чаще всего используются светодиодные ленты и остальные устройства гирляндного типа как с постоянным, так и переменным освещением.

Читайте также:  Что такое промышленные полы

Способы освещения фасадов зданий

Архитектурное освещение разрабатывают дизайнеры и реализуют инженеры. Цель художественной подсветки — создать игру света и передать красоту и уникальность проекта. Подсвечивать можно фасады зданий, памятники, рекламные и прочие сооружения. В дневное время фасадное освещение не нужно, а ночью оно помогает выделить объект на фоне остальных.

Общие задачи фасадного освещения

Благодаря художественным композициям из осветительных приборов улицы в темное время суток выглядят красиво, а передвигаться по ним безопасно.

На этапе проектирования коммерческих и жилых зданий продумывают расположение светильников, оттенки, яркость и направленность светового потока.

Критерии подбираются исходя из задач осветительного устройства. Помещения, в которых расположены офисы компаний, оформляют подсветкой, чтобы они привлекали внимание целевой аудитории и вписывались в окружение, не создавая дисгармонии.

Благодаря применению уличной подсветки здание выглядит привлекательнее, чем в неосвещенном состоянии. Это повышает ценность в глазах клиентов, потенциальных покупателей или арендаторов. Светодизайн востребован и в частном строительстве. Грамотное расположение и сочетание устройств выделяют ниши, колонны, арки, барельефы, уступы и другие формы.

Архитектурная подсветка по ГОСТам

Проект подсветки фасада составляется с учетом нормативов в области архитектуры и градостроительства.

До начала работы подрядчик выясняет у клиента нюансы:

  • задачи внешней подсветки;
  • количество осветительных приборов;
  • типы устройств и их сочетания;
  • бюджет.
  • ГОСТ Р 54350-2011 «Приборы осветительные. Светотехнические требования и методы испытаний»;
  • ГОСТ Р 55392 «Приборы и комплексы осветительные»;
  • ГОСТ Р 55708-2013 «Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров»;
  • ГОСТ 17516.1-90 «Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к механическим внешним воздействующим факторам».

Согласно ГОСТам, разрешается использовать приборы, удовлетворяющие критериям:

  • наружный тип освещения;
  • наличие ККС (криволинейных сил света);
  • угол рассеивания — от 10 до 60°.

План монтажа приборов составляют с таким расчетом, чтобы свечение не ослепляло людей рядом со зданием и с противоположной стороны улицы. При этом нужно максимально точно реализовать задумку дизайнера.

Подходящие для разных элементов здания типы устройств:

  • в пространстве между окнами — отдельно стоящие светильники, торшеры;
  • для колонн — прожекторы, дающие узконаправленный свет;
  • на карнизах — приборы, распространяющие тонкие лучи в виде линий;
  • для статуй, скульптурных композиций — металлогалогенные устройства с коэффициентом цветопередачи (CRI) 80 и выше.

Архитектор разрабатывает проект, пользуясь современными программами. Когда документы подготовлены, их утверждают в контролирующих инстанциях, затем приступают к монтажу.

Типы фасадного освещения

Есть 6 типов подсветки фасадов. Какой выбрать, зависит от функций здания, предпочтений заказчика, существующих технических ограничений, бюджета и ландшафта. Приемы освещения допускается комбинировать.

Динамическое

Динамическая подсветка характеризуется изменчивостью цвета и яркости.

Управление устройствами осуществляется с помощью сложных систем.

Типы осветительных приборов:

  • точечные светильники;
  • светодиоды;
  • ленты;
  • прожекторы.

Контурное

В этом случае предполагается размещение световых элементов по контуру стен. Удобно использовать гибкие неоны, светодиоды в форме разных фигур.

Правильно подобранные устройства помогают выделить очертания дома, сделать акцент на углах, колоннах и других интересных элементах.

Локальное

Местный свет применяют, когда нужно визуально выделить часть фасада. Примеры: подсветка окон, дверей, карнизов, балконов, фундамента, цокольного этажа.

Проекты локального освещения применяют для визуального выделения фасадов из дерева, керамогранита и других материалов.

Панельная облицовка с яркой иллюминацией тоже выглядит эффектно. Главные преимущества местной подсветки — экономичность и универсальность.

На фасаде крепят светильники, располагая в местах, предусмотренных проектом. Яркость приборов невелика, эффект достигается за счет правильной компоновки.

Альтернативный вариант — неоновые ленты. Они потребляют меньше энергии, чем устаревшие люминесцентные.

Фоновая заливка

Этот тип подсветки выделяет очертания и элементы (не обязательно по контурам), но оставляет темной основную часть. Заливку проектируют на основе светодиодных трубок. Применяют для подсветки фасадов театров, музеев, дворцов, концертных залов.

Световые фасады

Источники располагают так, что лучи освещают фасад изнутри.

Объекты, для которых подходит такая концепция освещения фасада:

  • офисы;
  • торговые и развлекательные центры;
  • магазины;
  • ночные клубы.

Заливающее

Эта разновидность освещения подходит для оптического выделения строений, скульптур, сооружений, представляющих собой историческую, культурную, художественную или архитектурную ценность.

К ним относятся памятники, скульптуры, монументы, стелы, храмы.

Прожекторы ставят на землю или возвышение и направляют лучи так, что они светят на объект с разных сторон.

Световая композиция получается яркой, но у нее есть ограничение. Заливающие конструкции нельзя устанавливать там, где они будут попадать в окна и создавать дискомфорт для людей, проживающих в близко расположенных зданиях или работающих на территории неподалеку.

Виды используемых светильников

Все виды светильников подходят для организации фасадной подсветки. Однако они должны обладать другими характеристиками, чем у приборов, которые монтируются в помещениях.

Типы ламп, подходящие для таких приборов:

  • металлогалогенные;
  • люминесцентные;
  • светодиодные.

Последняя разновидность считается оптимальной. Светодиодные элементы дают яркое свечение и потребляют мало энергии. Диапазон рабочих температур составляет -40…+40°C, цветовой спектр — от 2700 до 6500 K. приборы выпускаются в виде шнуров и лент прямоугольного и круглого сечения.

Как сэкономить на архитектурной подсветке

За основу концепции берут идею заказчика. Подбирают варианты приборов, способных реализовать задачу, потом вносят корректировки, учитывая бюджет, масштаб проекта и цели.

Так, подсветка включается в темное время или при попадании движущегося объекта в зону действия датчика присутствия.

Умная подсветка зданий — тенденция современного города

Умная подсветка фасадов предполагает использование световых сценариев. Используют программируемые устройства.

Цвет и яркость изменяются в зависимости от уровня естественного освещения. Пример: в пасмурное утро приборы излучают холодное монохромное свечение, а вечером включается теплый свет. Для праздничных дней предусматривают многоцветную динамичную RGB-подсветку.

Для управления освещением используют электронные контролирующие устройства:

Где заказывать проект

Проектирование архитектурного освещения лучше заказывать в компаниях, оказывающих услуги светодизайна.

Важно, чтобы специалисты креативно подходили к решению задач, а заказчику нравилась стилистическая направленность работ.

Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности

Архитектурное освещение представляет собой подсветку фасадов зданий, обеспечивающую художественную игру света, для реализации задумки дизайнера. Такой тип наружного освещения используют не только для домов, но и для памятников, рекламных щитов, ведь его цель – подчеркнуть красоту предметов в ночное время суток, выделить их.

Общие задачи фасадного освещения

Фасадное освещение было изобретено в США еще в начале XX века. Оно использовалось для украшения престижных районов крупных городов, после «перекочевало» и в более скромные кварталы. Именно декоративная подсветка придает домам, коттеджам, особнякам яркий, динамичный стиль, превращая целые улицы в бездны света. Современное фасадное освещение – неотъемлемая часть архитектуры, поэтому план подсветки создается еще на этапе проектирования домов, коммерческих сооружений.

Нежилые помещения подсвечивают для хорошего вписывания в городской образ, а также для привлечения внимания посетителей. Благодаря декоративной функции яркая иллюминация особенно популярна при оформлении банков, торговых центров, развлекательных комплексов, магазинов, кафе и ресторанов. Фасадное освещение придает таким объектам большие маркетинговые преимущества, поэтому повышает их рыночную стоимость.

Использование иллюминации в частных и загородных домах, дачных постройках – одно из направлений светодизайна, обеспечивающее высокие декоративные качества сооружениям. Даже самый обычный дом можно превратить в уникальное произведение искусства, выделить в нем колонны, ниши, иные формы. Но у фасадной подсветки есть и функциональная роль, она:

  • улучшает визуализацию дорожек, дверей в темный период суток;
  • повышает безопасность дворов, парковок, входов в дома.

Архитектурное освещение подчеркивает статус строения, поэтому самые крупные здания в городе обычно освещены ярче, чем небольшие.

Требования к освещению

Подсветка зданий устанавливается не только исходя из желания заказчика. Перед монтажом оборудования специалисты учитывают особенности строения – его стиль, геометрию элементов. Важно учесть и схему расположения дома, ведь освещение должно хорошо смотреться на фоне подсветки соседних зданий. Чтобы создать контраст между фоном и фасадом дома, следует организовать и уличное освещение двора, причем – особым образом.

Не менее важен правильный подбор светильников, прожекторов, иных осветительных приборов, а также расчет их количества. Так, здания для развлечений и отдыха оформляют ярче, а офисы нуждаются в менее навязчивом и броском свете. Исторические здания вовсе подсвечивают так, чтобы не нарушить задумку зодчих. При покупке ламп учитывают такие их характеристики:

Материал фасада тоже играет не последнюю роль при монтаже подсветки снаружи здания. Металл, стеклянные поверхности и глянец уменьшают яркость освещения, могут вызывать появление слепящих пятен. Здесь нужно верно располагать источники света, чтобы освещенность была на должном уровне.

Есть и иные требования к фасадной подсветке. Монтировать оборудование надо так, чтобы оно было доступно для ремонта и замены ламп. На городских улицах фасадное освещение не должно слепить проезжающих в автомобилях водителей.

Нормы и правила подсветки зданий

Проектирование светодизайна зданий отличается от разработки проектов иных типов освещения. Придется осуществлять тщательные расчетные работы, после чего можно будет выполнять основные узлы, конструкции. Специалисты точно измеряют малейшие рельефные изгибы, все элементы фасада, выбирают места установки щитов освещения, а также систем управления и областей прокладки проводки.

Существуют определенные нормативы по подбору и установке светильников. Приборы обязательно должны быть внешними (наружными), иметь КСС – кривые силы света. Угол рассеивания света составляет 10-60 градусов. Расставляют светильники так, чтобы точно реализовать основную задумку дизайнера и исключить слепящее воздействие на жильцов с противоположной стороны улицы. План расположения светильников будет служить основанием для их монтажа, поэтому он рассчитывается с высокой точностью.

Вот основные правила, которые соблюдают при планировании архитектурного освещения:

  • колонны освещают прожекторами с узкими лучами рассеивания;
  • карнизы подсвечивают особыми линейными светильниками, создающими длинную светящуюся линию;
  • межоконные простенки первого этажа освещают торшерами или иными отдельно стоящими светильниками;
  • скульптуры выделяют при помощи металлогалогенных ламп с индексом цветопередачи более 80;
  • средняя яркость фасадов в зависимости от значимости сооружения составляет 3-10 кд/кв. м.
Читайте также:  Стильные и привлекательные вертикальные жалюзи

Для выполнения проекта используют специальные компьютерные программы, значительно облегчающие работу архитектора. После готовности всех документов начинается их согласование с контролирующими органами, и только затем можно приступать к монтажу.

Типы архитектурного освещения

Существует множество способов организации освещения домов и иных зданий. У каждого есть свое предназначение, поэтому выбор зависит от стиля и размеров объекта, его конструктивных особенностей – конфигурации, фактуры. Также учитывают материал и цвет облицовки, не менее важно рассмотреть характеристики зданий вокруг.

Локальное освещение

Для усиления эстетических свойств какой-либо части здания применяют локальную иллюминацию. С ее помощью можно расставить акценты на окнах, балконах, карнизах. Данный метод широко применяют как на деревянных домах, так и на зданиях с облицовкой из керамогранита или панелей. Такой тип освещения считается самым экономичным, к тому же он универсальный. Реализация светодизайна достигается путем использования настенных светильников небольшой яркости, которые крепят в нужных местах фасада. Также применяют линейные светодиодные лампы, отлично заменяющие громоздкие люминесцентные светильники.

Заливающее освещение

Данный тип освещения является самым простым в создании. Он используется для выделения объектов культуры, памятников, церквей, любых отдельно стоящих сооружений небольшого размера. Заливающее освещение подразумевает установку прожекторов на земле или столбиках, они будут давать направленный свет. Для зданий, где живут или работают люди, заливку лучше не использовать, так как свет будет проникать в окна и создавать дискомфорт.

Контурное освещение

Организация освещения по контуру стен – оригинальный прием, который начали применять недавно. Сейчас контурная подсветка организуется при помощи светодиодов в форме лент, линеек, а также с участием гибких неонов. Большое количество светящихся элементов помогает выделить углы, иные детали фасада.

Фоновая заливка

Такой тип освещения акцентирует очертания форм здания, но при этом скрывает детали. Смысл состоит в создании светящегося фона (заднего плана), на котором силуэт сооружения будет черным. Особенно эффектно фоновая заливка смотрится по отношению к театрам, дворцам. Для ее монтажа применяют особые светодиодные трубки.

Световые фасады

Такой прием годится для подсветки домов со сплошным остеклением, а также развлекательных центров, магазинов, некоторых офисных зданий. Источники света ставят внутри помещения и направляют их на стекло, создавая неподвижный или динамичный светодизайн.

Динамическое освещение

Для такого типа освещения монтируют цветодинамические системы, в результате фасад будет подсвечен разными цветами. Через определенное время они меняются, как и яркость подсветки. Для монтажа используют прожекторы, диоды, ленты, точечные источники света.

Виды используемых светильников

В архитектурном освещении задействуют практически все типы существующих светильников. Но к ним предъявляют совсем иные требования, нежели к тем, что ставят внутри помещений. Вот эти требования:

  • возможность работать при любых климатических условиях;
  • герметичность корпуса, отсутствие дополнительных швов;
  • 100 % электробезопасность, пожаробезопасность;
  • стойкость к механическому воздействию;
  • высокая степень пыле-, влагозащиты (от IP65);
  • удобство в обслуживании;
  • корпус из нержавейки, алюминия, листовой стали с антикоррозионным покрытием.

К внешнему виду светильников требования тоже есть. Главное, чтобы они были незаметны для глаз, без лишних деталей, цвет — в тон фасада или нейтральный. Днем приборы освещения не должны портить внешний облик сооружения. Поскольку устройства работают продолжительное время, желательно устанавливать те, что потребляют минимум электроэнергии.

Сейчас выпускают такие источники света для фасадов:

Лампы для таких устройств бывают люминесцентными, металлогалогенными, но перспективными считаются только светодиодные. Их преимущества — максимальная яркость и небольшая мощность, а также длительный срок службы. Диоды работают при температурах -40…+40 градусов, быстро и легко запускаются, не мигают. Спектр цветовой температуры диодов огромен (2700-6500 К), поэтому дизайнер сможет подобрать тон, оттенок, текстуру света. Особые формы диодов — линейки и шнуры. Это ленты с круглым или прямоугольным сечением, выпускаемые в разных вариациях.

Некоторые ученые отмечают риск «светового загрязнения», которое нарушает здоровье людей и не дает созерцать чистое ночное небо в городах. Решить проблему могут особые технологии, снижающие интенсивность такого типа загрязнения и минимизирующие расходы на электроэнергию. Полностью обойтись без светодизайна зданий нельзя – он несет декоративную и практическую функции, поэтому применяется повсеместно.

Что такое архитектурное освещение

Назначение архитектурного освещения

Виды архитектурной подсветки

  • Локальное, или локализованное. Позволяет выгодно выделить декоративно-пластические или тектонические характеристики здания, а также элементы благоустройства: газоны, подпорные стенки, цветники и пр. Для создания локальной подсветки осветительные приборы устанавливают непосредственно на фасаде зданий.
  • Акцентирующее. Необходимо, чтобы обратить внимание на ключевую деталь объекта, к примеру, элемент. Это достигается за счет увеличения освещенности или выделения светом другого цвета на фоне окружения.
  • Контурное. Один из вариантов световой графики, который направлен на проявление силуэтного рисунка объекта. С помощью линейных светильников выделяют грани и углы здания.
  • Светящийся фасад. Подобный прием используют на светопропускающих фасадах, чаще стеклянных. Осветительные приборы ставят внутри и направляют их на стекло.
  • Фоновая заливка. Общий силуэт здания затемняется за счет направления пучка света с заднего плана. Это позволяет подчеркнуть очертания объекта.

Общие требования к архитектурному освещению

Проектирование архитектурной подсветки происходит в комплексе с разработкой освещения автомобильных дорог общего пользования. В процессе используют следующие нормативные документы:

  • ГОСТ Р 54350;
  • ГОСТ 14254;
  • ГОСТ Р 522398.

Основные требования и нормы наружного архитектурного освещения городских объектов:

  • Равномерность яркости для заливающей подсветки в пределах освещаемого фасада (UL) составляет 0,3 для фасадов с одноцветной и гладкой поверхностью, 0,2 – с рельефной и многоцветной поверхностью.
  • Полуцилиндрическая освещенность центральных аллей – не менее 2 лк по оси аллеи.
  • Коррелированная цветовая температура (КЦТ) для объектов с «холодно-белыми» оттенками поверхностей составляет 4000-6000 К, с «тепло-белыми» цветами – 2200-3500 К.
  • Полихромные объекты должны освещаться источниками света с общим индексом цветопередачи (Ra) не менее 80.
  • Для создания архитектурной подсветки можно использовать осветительные приборы со степенью защиты от окружающей среды не ниже IP
  • Светильники с мощностью более 150 Вт должны быть оборудованы светоэкранирующими устройствами либо установлены так, чтобы не находиться в поле зрения водителей по направлению их движения. Если такие приборы будут находиться на земле или на уровне, где к ним может прикоснуться человек, их необходимо оснащать декоративными защитными кожухами.

Используемые светильники

В архитектурной подсветке используют практически все существующие осветительные приборы, но особую популярность приобрели светодиодные светильники. В отличие от других видов, они могут работать при любых климатических условиях, поскольку имеют абсолютно герметичный корпус.

LED-светильники на 100% пожаробезопасны, а также имеют нужный стандарт защиты – от IP65. К плюсам подобных приборов также относят экономичность и простоту обслуживания, что значительно снижает затраты на поддержание подсветки в нормальном состоянии. Для создания уникальных концепций иллюминации используют разные светильники:

Разработка концепции архитектурной подсветки

Для создания концепции сначала изучают особенности здания и улицы, на котором оно находится. Учитываются следующие факторы:

  • наличие рекламных баннеров;
  • значимость проспекта или улицы, ее расположение в городе;
  • наличие на фасаде архитектурных деталей;
  • характер утилитарного освещения улицы;
  • расположение здания и его стилистику;
  • строительные и отделочные материалы объекта;
  • назначение здания (офис, торговый центр, государственное учреждение и пр.)

В концепции предусматривают 2 режима работы архитектурной подсветки: повседневный и праздничный. Для каждого из них прописывают приемы освещения и используемые светильники. Чтобы наглядно представить концепцию, на панораму здания или улицы накладывают визуализацию освещения. Это позволяет скорректировать концепцию и прийти к окончательному решению в отношении иллюминации.

Архитектурное освещение — что это?

Все мы согласны с тем, что ранее начало работы и поздний график — трудны для человеческого восприятия и должны быть обеспечены достаточным освещением рабочего места. В большей степени это освещение благоприятно напоминает дневной свет. В каждом помещении рассматривается своя перспектива освещения, в зависимости от рода занятий и функционирования объекта, в целом.

Что касается зданий, сооружений и, конечно же, наружных конструкций — крыш и фасадов, особенности которых необходимо выгодно подчеркнуть в вечернее и ночное время, здесь используется осветительное оборудование, которое принято называть архитектурным. Давайте, вместе разберемся архитектурное освещение — что это и в какое время его лучше использовать.

«В темные времена хорошо видно светлых людей», — утверждал видный немецкий писатель XX века Эрих Мария Ремарк в своем произведении «Станция на горизонте». Самого автора, кстати, позже признают представителем потерянного поколения. Вовсе не из-за того, что в свете дня он был каким-то образом удален от светлых людей, а потому что период его творчества пришелся, как сейчас считается, на самое уродливое время в истории всего мира — когда одна война прошла, а другая уже угрожала человечеству. К сожалению, самопознание не дает ответы на технические вопросы, такие как архитектурное освещение — что это и помогло ли оно разглядеть писателю самых светлых людей в его жизни. Поэтому вернемся к современности.

Исчислить объемы освещения невозможно без специального оборудования. Но и в этом случае, узнать точно, архитектурное освещение — что это, где должно находиться и в каких проектах можно его использовать рентабельно, было бы затруднительно. Тем более с позиции количественных оценок. Любой вид специфического освещения считается благоприятным только в том случае, если воссоздает естественную атмосферу.

В России в разное время года бывает разная переменчивость климата, из-за чего, до того, как приобрести тот или иной прибор, стоит обратить внимание на особенности светильников, разработанных для архитектурного освещения самых разнообразных конструктивных деталей. Попытаемся ответить на вопрос, архитектурное освещение — что это на образцах оборудования, у которого качественные герметичные корпуса и яркие источники света, и которые могут работать длительное время, даже без замены комплектующих.

Читайте также:  Преимущество стеклянной душевой кабины

Приборы, используемые для архитектурного освещения, делятся на несколько видов.

  • Фасадные прожекторные светильники используются для освещения фасадов зданий и сооружений, некоторых элементов ландшафтного дизайна. Световой поток обеспечивается светодиодами или газоразрядными лампами, на использовании которых можно существенно экономить электрическую энергию.

Также прожекторные светильники рекомендуется применять для освещения баннеров и для создания светодинамических оригинальных эффектов. Это оборудование хорошо подходит для освещения парковых и садовых территорий, витрин кафе и магазинов. Осветительные фасадные прожекторные приборы зарекомендовали себя в качестве подсветки памятников и архитектурных строений. Они имеют высокую степень защиты, благодаря чему могут использоваться на открытом пространстве. В производстве корпусов устройства используется алюминий или сталь. Металлические части светильника при изготовлении проходят специальную обработку и покрываются антикоррозийными веществами. Оптическая часть состоит из закаленного противоударного стекла.

  • Настенное осветительное устройство рекомендуется монтировать на фасады зданий и сооружений, для создания оригинальных световых эффектов, с возможность выделения особенных достоинств и сокрытия видимых недостатков объектов. Настенные светильники могут быть круглыми или прямоугольными. В процессе монтажа используются специальные кронштейны.

Источниками света являются светодиоды или металлогалогенные лампы. Оптическая часть оборудования защищена силикатным стеклом, достаточно устойчивым к механическим и температурным воздействиям.

  • Грунтовые осветительные приборы способны создать впечатление, что источник света пробивается сквозь землю. Монтируется оборудование при помощи пластиковых боксов, которые входят в комплект.

Во время установки используется дренажная система, обеспечивающая отвод влаги от корпуса осветительного прибора. Корпус изготавливается из нержавеющей стали или алюминиевых сплавов.

Подведем итог. Архитектурное освещение — что это и насколько актуально его использование в наши дни? Это осветительное оборудование, используемое для архитектурного освещения разных конструкций зданий, элементов архитектуры, декора, ландшафта, витрин, произведённое в соответствии с нормами и стандартами качества европейских стран и ГОСТов РФ. Приборы для архитектурного освещения отличаются высокими показателями защиты от поражения электрическим током, благодаря чему длительное время эксплуатируются в самых разных условиях, в том числе в неблагоприятных.

Замечали ли вы, какими оттенками окрашиваются здания и сооружения на закате в яркую солнечную погоду? Все элементы объектов, обращенные к солнцу, приобретают розовые цвета. Если на небосводе нет облаков, солнце при заходе становится слабым концентрированным источником архитектурного освещения и подчеркивает поверхности зданий и сооружений особым способом. Однако небосвод больше солнца, поэтому на противоположной теневой стороне солнца многие предметы становятся похожими на черные очертания. Искусственное архитектурное освещение актуально по той причине, что может воспроизвести такой тип света, который сделает окружающую действительность более эффективной и доступной для всеобщего понимания в любое темное время: хоть вечером, хоть ночью, хоть ранним утром.

Если вам хочется знать гораздо больше, архитектурное освещение — что это и как использовать в вашем проекте, звоните нашим инженерам и проектировщикам по телефону 391 209-09-40. Они помогут заполнить спектры ночного искусственного освещения теплыми или холодными цветами, с учетом ваших требований и условий окружающей архитектуры. Обращайтесь!

Услуги // Архитектурное освещение и архитектурная подсветка

Практически каждый человек ежедневно сталкивается с архитектурно-художественной подсветкой. Вечером наши города переливаются мириадой огней, заполняя собой все окружающее пространство, за счет сочетания в себе дорожного и уличного освещения с одной стороны и архитектурной подсветки зданий. Давайте все же определимся – что такое архитектурное освещение или как его еще называют архитектурная подсветка. Единого определения архитектурного освещения нет, если мы обратимся к поисковым система, то найдем только специально написанные тексты для поисковых систем, крайне слабо раскрывающие столь многогранное определение. Давайте не будем пытаться дать определение, как это принято в энциклопедиях, а просто разберемся в вопросе, что же это такое архитектурное освещение и в чем его отличие от иных видов.

Основной задачей архитектурного освещения является создание эстетической композиции освещаемого объекта, подчеркивая и выделяя архитектурные особенности или создавая задуманный архитектором образ, используя искусственные источники света, при этом задача функциональности освещения не является приоритетной. Простое определение, которое можно поставить под сомнение, но все же будем исходить из него. Таким образом, задачу архитектурного освещения закладывает еще на этапе концепции сам архитектор, а светодизанер (световой дизайнер) уже решает эту задачу. Основной целью при проектировании освещения являются нормируемые количественные и качественные показатели, но только не в случае архитектурного освещения. В этом случае показателем “качества” является субъективный взгляд. Таким образом в архитектурном освещении цель не нормы, хотя например для архитектурной подсветки в городе они существуют, ограничивая яркость, а эстетика.

Разработка проекта архитектурного освещения

Так с чего же надо начинать проект архитектурного освещения или подсветки? Как уже было сказано выше – это концепция самого архитектора или заказчика. Здесь задача светодизайнеров, светотехников и проектировщиков увидеть с профессиональной точки зрения те ограничения, которые должны быть наложены на проект. Да именно так, позиция многих компаний – мы сделаем все что вы хотите, не верна и приводит к печальным результатам, как с эстетической точки зрения, так и с практической. Именно профессионалы светотехники должны дать ограничения на проект с технической точки зрения, а не слепо исполнять пожелания. Ограничения на проект могут быть самыми разнообразными, приведем лишь несколько примеров.

  • В условиях городской среды накладываются нормативные ограничения по количественным показателям, а также различные проблемы, связанные с проведением монтажных работ и согласования с различными инстанциями. (Знаете ли вы, что просто так вкопать грунтовый светильник в Москве нельзя?)
  • Ограничения связанные с непосредственной функциональностью архитектурного освещения и его влиянием на эксплуатацию здания. Здесь можно сколько угодно приводить реальных примеров, многие сталкивались в гостиницах, что ночью в окно идет паразитная засветка, зачастую идущая от прожекторов архитектурной подсветки этой же гостиницы.
  • Технические ограничения, связанные с невозможностью создать требуемую систему в разумных габаритах, масштабах и финансовых возможностях. Практические везде существуют не только финансовые ограничения со стороны заказчика, но и технические сложности реализации осветительных установок.
  • Эксплуатационные ограничения связанные с последующим обслуживаем осветительной установки. Вот на этот пункт как заказчик, так и многие наши коллеги порой не обращают должного внимания или вовсе игнорируют. А ведь он во многом ключевой, мы можем вам рассказать очень много увлекательных историй про процесс эксплуатации осветительных систем архитектурного освещения. Но вы и сами прекрасно видите на улицах городов, когда на фасаде месяцами не горят 2-3 прожектора, разрушая целостную картину здания, а все из-за того, что прожектора установили так, что заменить в них лампу могут только промышленные альпинисты.

После того как определены основные ограничения наложенные на идеи архитекторов над проектом архитектурной подсветки начинает работать светодизайнер. Именно его задача создать совместно с заказчиком итоговую концепцию освещения воплощённую в виде эскизного рисунка и/или компьютерной визуализации. Существует много споров как лучше делать эскизный проект архитектурного освещения – в виде эскизов художника от руки, с помощью техники рисования на фотографии, с помощью построения трехмерной модели и последующих расчетов в специализированном программном обеспечении. Наше мнение, что делать нужно так, чтобы была возможность заказчику очень четко понимать, что он получит в реальной жизни, ведь не секрет, что восприятие картинки, пусть и качественной существенно отличается от восприятия реального объекта. Отсюда и родился термин фотореалистичность.

Следующий этап это непосредственно выполнение светотехнического проекта, что такое светотехнический проект и каков его состав мы рассмотрим в другом разделе. В процессе выполнения светотехнического проекта архитектурного освещения появляется неотъемлемая часть – спецификация оборудования с полным перечнем светильников и различных дополнительных комплектующих к ним. Выбор осветительного оборудования крайне непростая задача связанная как с техническими проблемами, так и с финансовыми ограничениями. На рынке только Европы работает более 200 крупных фабрик по производству осветительного оборудования, некоторые из них вы можете найти в нашем каталоге, а ценовой диапазон на похожие световые приборы может быть очень широк. И правильно сориентироваться в этом многообразии бывает крайне сложно.

Последним этапом в жизни светотехнического проекта является непосредственно монтаж осветительного оборудования, его юстировка, настройка и пуско-наладка. Важно чтобы все эти вещи проходили под строгим авторским надзором проектировщиков и инженеров, разработавших проект архитектурной подсветки.

Что дает архитектурное освещение

Мы не станем как многие расписывать все те “плюсы”, которые дает вашему объекту архитектурное освещение. Почему? Раз вы читаете этот текст, то уже решили, что вам необходима архитектурная подсветка и отговаривать вас мы не станем, впрочем, как и убеждать. Потребность в архитектурном освещении в крупных городах уже стала неотъемлемой частью строительства практические любого здания, особенно если оно расположено в центральных частях города. Сложно представить себе, чтобы все здания вокруг были подсвечены и лишь несколько стояли темными пятнами. Наличие различных федеральных и муниципальных программ по освещению городов, так же в той или иной мере задают тренд на архитектурное освещение. Для загородных же частных домов, например, архитектурное освещение выполняет не только эстетическую, но порой и охранную функцию.

Если вы решили, что Вам необходимо архитектурное освещение, мы будем рады постараться вам помочь.

Ссылка на основную публикацию