Зачем нужен прокол грунта

Как выполняется прокладка труб методом прокола: технические правила и советы специалистов

Если подземные коммуникации пересекают дорожную трассу или железнодорожные пути, демонтаж таких объектов может быть крайне затруднителен, а часто и вовсе невозможен. Решить проблему поможет прокладка труб методом прокола. Этот способ значительно проще и дешевле в реализации.

Желающим узнать, как прокладываются трубы в земле без нарушения наземных покрытий, сноса построек, перемещения мобильных объектов, мы раскроем специфику технологии. У нас вы узнаете, какое оборудование используется в ходе работ, каким способом осуществляются проколы.

Кроме титульной методики мы описали альтернативные варианты прокладки труб в земле по бестраншейной технологии, приложили схемы, фото-подборки и видео-материалы.

Что из себя представляет метод прокола?

Методом прокола называют технологию, при которой можно получить отверстие без разработки и выемки грунта путем его уплотнения.

Такой способ подходит для прокладки стальных конструкций. Диаметр может варьироваться в пределах 100-500 мм, длина отверстия – 30-50 м. Прокол под дорогой – это один из самых востребованных методов бестраншейной прокладки коммуникаций.

Таким образом устраивают подземные ветки водопровода, канализации, подводят к участку магистральный газ.

Управляемый прокол используют для прокладки:

  • коммуникаций из металла и пластика;
  • футляров, в которые затем укладывают газовые и водопроводные трубы;
  • футляров для силовых, телефонных кабелей и т.п.

Прокол используется не только в тех случаях, когда необходимо безболезненно пересечь трассу или железнодорожные пути.

Метод подходит для прокладки отверстий в колодец (при условии, что диаметр этого колодца не менее полутора метров), подвал дома, при необходимости провести провода под каким-либо относительно небольшим объектом и т.п.

Чаще всего управляемый прокол выполняют в толще глинистого грунта под различными дорогами, например, под автотрассой или железнодорожным полотном. Для этого используют насосно-домкратный нажимной агрегат, например, такой как установка Ditch Witch P80.

Кроме того, понадобится набор расширителей, штанг, головок и другого инструмента, с помощью которого выполняют буровые работы.

Обязательно используют гидравлическую станцию. Необходимое силовое воздействие обеспечивает гидроцилиндр, приемлемая мощность агрегата составляет порядка 36 тонн. Работу станции должен обеспечивать двигатель внутреннего сгорания. Для наблюдения за ходом работ в толще грунта применяют средства беспроводной локации.

В качестве примера можно рассмотреть порядок работы локационного устройства Eclipse. В буровую головку помещают зонд, который передает сведения о ходе буровых работ.

Информация поступает на локатор. Здесь данные анализируются, в результате чего определяется точное расположение бурового инструмента в толще грунта, угол наклона буровой головки, соответствие ее движения составленному ранее плану работ. Одновременно контролируется состояние батареи зонда, с которого поступают сведения.

Буровая головка устроена таким образом, что часть ее поверхности скошена. Это улучшает производительность, но отражается на качестве работ.

Из-за скоса при продвижении в толще грунта положение головки будет постоянно отклоняться от вектора воздействия. Оператор должен постоянно корректировать траекторию движения головки, сверяясь с результатами локации.

Чтоб инструмент двигался строго по прямой, его необходимо вращать с постоянной скоростью. Первую стадию выполнения прокола начинают в стартовом котловане, а завершают – в приемном. Здесь вместо буровой головки на установку закрепляют конусный расширитель.

Это устройство проходит образовавшуюся горизонтальную скважину в обратном направлении, что позволяет расширить ее и уплотнить стенки.

После этого в получившееся длинное отверстие вставляется труба необходимого диаметра или футляр для прокладки коммуникаций. В зависимости от ситуации можно прокладывать не одну, а несколько труб. Дальнейшие действия состоят в том, чтобы эти коммуникации проложить и подключить к общей системе.

Во время подготовительных работ также необходимо продумать место хранения труб, которые должны находиться рядом с местом проведения бурения.

Обычно площадку для труб предусматривают рядом со стартовым котлованом. Размеры площадки для хранения зависят от длины труб, которая может достигать шести метров. Желательно, чтобы выбранные для прокладки трубы хранились в горизонтальном положении. Это упростит монтаж и снизит вероятность повреждения конструкции.

Кроме того, нужно обеспечить подъездные пути к стартовому котловану, чтобы беспрепятственно доставлять материалы и необходимую для проведения работ технику.

Сначала выполняется предварительное обследование места проведения работ на местности. Специалисты при этом используют проектную документацию, основываясь на которой, а также на результатах анализа объекта, составляется план выполнения прокола.

Если необходимо выполнить прокол под объектом, испытывающим серьезные транспортные нагрузки (трамвайные пути, автотрасса, железная дорога, метро и т.п.), трубы укладывают в специальных футлярах.

Такой футляр должен иметь диаметр, превышающий размеры труб примерно на 15-20 см. Сначала кладут футляр, затем в него монтируют трубы, а пространство между этими коммуникациями заливают раствором, для которого можно использовать недорогой цемент М-100. Футляры уменьшают нагрузки на подземные коммуникации и снижают риск их повреждения.

Гидро-, вибропрокол и продавливание

Различают гидро- и вибропроколы. В первом случае в качестве инструмента для продавливания грунта используют водяную струю, которая под большим напором бьет из специального наконечника.

Этот метод особенно эффективен на несвязных песчаных грунтах, легко размываемых под воздействие струи. Он позволяет проделать отверстие диаметром около 50 см за минимальное количество времени. Но максимальная длина скважины при гидропроколе – 30 м.

Вибропрокол, как понятно из названия, осуществляется с помощь вибрационного воздействия. В устройстве для выполнения прокола используются ударно-вибрационно-вдавливающие установки с возбудителями продольно-направленных колебаний.

Статическое вдавливание сочетают с воздействием на грунт ударных импульсов вибромолота. Метод применяется на водонасыщенных и маловлажных песчаных грунтах как для прокладки труб, так и для их извлечения. Диаметр скважины может достигать 50 см, а ее протяженность – 60 м.

Метод продавливания осуществляется с помощью домкратов, как и прокол. Но в этом случае труба направляется в грунт открытым концом. В процессе продвижения конструкции в трубе образуется плотная пробка из грунта, которая затем удаляется.

Для выполнения этого типа работ используют от двух до восьми мощных (на 200-400 тонн) гидродомкратов, для работы которых необходим монтаж упорной стенки с рамой и наголовником.

За смену такое устройство может пройти до 10 метров грунта, а общая длина скважины обычно не превышает 80 метров. Если требуется проложить более длинную трассу, ее разбивают на отдельные участки не более 80 метров.

Этот метод также требует устройства начального и финишного котлована, в которых и устанавливают необходимую гидравлику.

Проходку каждого участка выполняют дважды: в прямом, а затем в обратном направлении. Контроль работы механизмов и качества продавливания ведет оператор, который находится в котловане.

Технически этот метод сложнее, чем обычный прокол, но его можно применять практически на любых грунтах. Диаметр конструкции может достигать 172 см. Выборка керна, сформировавшегося внутри трубы, может производиться вручную или механизированными средствами.

Преимущества метода прокола

Востребованность метода прокола объясняется его значительными преимуществами по сравнению с другими вариантами выполнения работ этого типа. Например, прокол доступен в любое время года, высокая или низкая температура наружного воздуха и грунта большого значения не имеет.

Работа установки не требует использования бентонитового раствора, подачи в скважину воды или бурового раствора. Это компактный и мощный агрегат, который оснащен надежной системой электробезопасности. Его не сложно доставить к объекту и установить. При этом компактные размеры не мешают устройству работать с высокими показателями мощности.

Сроки работ также меньше, чем при применении других методов. Даже если на участке, где выполняется прокол, наблюдается повышенный уровень грунтовых вод, нет необходимости проводить мероприятия по отведению воды с участка.

Во время прохождения расширительного конуса производится и уплотнение стенок траншеи, поэтому дополнительные работы в этом отношении не требуются.

Выполнение прокола на разных объектах

Сложность и скорость работ этого типа во многом зависит от условий, т.е. от местности и характеристик объекта, под которым выполняется прокол. Для бурения под железнодорожным полотном обычно требуется достаточно серьезное оформление. Сначала нужно согласовать бурение с целым рядом служб железной дороги.

В России нужно обратиться в подразделения ЭЧ, ШЧ, РЦС НОДГ, ПЧ и другие службы ОАО “РЖД”. В обязательном порядке оформляются договора на ведение технадзора, а также на установку страховочных пакетов. Вся исполнительная документация должна быть согласована и предоставлена органам железной дороги.

В дистанцию пути передается пакет документов по окончании цикла работ по прокладке труб. В городах прокол под дорогой очень востребован при прокладке новых коммуникаций, особенно в местах с историческими достопримечательностями.

Метод позволяет не только сохранить обычное движение на дорогах, но и предотвратить разрушение старинной мостовой, когда необходимо проложить трубы под такими участками.

Реставрация подобного объекта может быть сложной, а порой и невозможной. В коттеджных поселках прокладка коммуникаций методом прокола позволяет выполнить все работы с минимальными повреждениями уже готовых объектов: дорог, изгородей и т.п.

Оценка альтернативных вариантов

Помимо метода управляемого прокола существуют и другие варианты устройства коммуникаций в толще грунта без устройства траншей. Иногда альтернатива может оказаться более приемлемой, чем прокол, все зависит от конкретной ситуации.

Горизонтально направленное бурение, которое также называют наклонно-направленным, используется для прокладки напорных и безнапорных трубопроводов. Бурение этим способом выполняется с поверхности земли. Диаметр отверстия следует взять на 30-50% больше, чем размеры труб, которые предполагается в нее уложить.

Отверстие расширяют не сразу, а в несколько этапов. При этом используется бентонитовый раствор, который смешивается с взрыхленным грунтом и облегчает его удаление из ствола. Кроме того, эта рабочая жидкость используется для охлаждения бурового инструмента, а в дальнейшем она образует на стенках шахты слой, который защищает их от разрушения.

Для откачивания отработанного бентонитового раствора используют илосос. После откачки ненужный раствор нужно отвезти на свалку для дальнейшей утилизации. Если работы выполнены правильно, в результате получается чистая скважина с прочными стенками.

Буровые установки для выполнения работ этого типа обладают различными характеристиками, такими как крутящий момент и тяговое усилие. От этого зависит длина труб, которые будут уложены в толще грунта, которая может достигать 1000 метров.

Допустимый диаметр труб – 120 см. Путем горизонтального направленного бурения можно укладывать и металлические, и пластиковые трубы.

Бурение выполняется по предварительно рассчитанной траектории, движение бурового инструмента контролируется с помощью системы локации. Угол забуривания может варьироваться в пределах 26-34 градуса.

Еще один важный показатель при использовании ГНБ – изгиб штанг, который может составлять 6-12 %, это зависит от их типа. Еще одна популярная методика бестраншейной прокладки труб – бурошнековое бурение. Для ее выполнения используют специальную гидравлическую установку, действующую как домкрат.

Сначала делают стартовый и финишный котлованы. Глубина каждого из них должна быть на один метр глубже, чем уровень прокладки трубопровода. В стартовый котлован опускают гидравлическую установку, которая вращает шнек и трубы продавливания. В результате часть грунта удаляется и получается скважина для трубы.

Затем внутрь устанавливают трубы, футляры и т.п. Максимальная длина прокладки обычно составляет всего 100 метров, но диаметр коммуникаций может достигать 172 см, показатели во многом зависят от типа грунта, на котором проводится бурение.

Для контроля над проведением работ во время бурошнекового бурения используют лазер, который обеспечивает правильный угол наклона бура, а также позволяет отслеживать направление бурения с высокой точностью. После того, как шнек достигает финишного котлована, его выводят из получившейся скважины в обратном порядке.

Микротоннелирование – это высокоточный метод бестраншейной прокладки коммуникаций, который выполняется с помощью специального проходческого щита.

Для перемещения устройства используется домкратная станция высокой мощности. Она оказывает воздействие на колонну из ж/б труб, которые присоединены к щиту. Постепенно длина скважины наращивается, поэтому длину колонны увеличивают путем наращивания железобетонных конструкций.

Этот метод также требует предварительной подготовки двух котлованов, расстояние между ними может варьироваться в пределах 50-500 метров. Домкратную установку нужно опустить в стартовый котлован на глубину, которая соответствует уровню прокладки коммуникаций. Если длина скважины превышает 200 метров, обычно используют промежуточную домкратную станцию.

Проходческий щит разрыхляет грунт, который вымывается водой или бентонитовым раствором, поступающим по подводящим линиям. Отработанная жидкость, смешанная с частичками грунта, перемещается в отстойник по отводным линиям. После того, как проходческий щит попадает в финишный котлован, работы можно считать оконченными.

Оборудование разбирают и удаляют. Методом микротоннелирования можно устанавливать не только железобетонные, но и стальные трубы. Для контроля правильности выполнения работ используется навигационная система, состоящая из лазера, мишени и измерительного колеса.

Для длинных участков (более 200 м) эффективной считается электронная лазерная система, снабженная гидростатическим уровнем, который дает точные сведения о глубине прокладки труб независимо от температуры воздуха внутри конструкции.

Тонкости выбора подходящего способа

Способ прокладки коммуникаций с помощью горизонтального бурения выбирают еще на стадии проектирования конкретного процесса. Если бестраншейная прокладка труб будет выполняться в рамках строительства какого-то объекта, например, жилого дома, то работы могут стать частью общего строительного проекта.

При проектировании учитываются следующие сведения:

  • длина коммуникаций, которые необходимо уложить бестраншейным способом;
  • диаметр футляра или трубы;
  • материал, из которого изготовлены коммуникации;
  • глубина, на которую необходимо уложить трубы;
  • тип трубопровода (напорный или безнапорный);
  • возможность для монтажа стартового и финишного котлованов подходящей глубины;
  • подъездные пути к месту проведения работ;
  • наличие достаточно просторной площадки для хранения материалов, техники и т.п.;
  • уровень пролегания грунтовых вод;
  • другие геологические особенности участка;
  • план расположения уже имеющихся на участке коммуникаций.

В процессе строительства иногда необходимо изменить уже составленный проект. Это может быть вызвано желанием сократить расходы, используя, например, пластиковые трубы вместо стальных. Кроме того, план расположения подземных коммуникаций на объекте не всегда оказывается достаточно точным.

При выполнении работ могут обнаружиться такие неучтенные трубы или кабели. Все эти моменты могут потребовать изменений в проекте, а это может сказаться и на решении о способе бурения.

Если глубина прокладки коммуникаций невелика, возникает опасность просадки верхнего слоя грунта, особенно, если при бурении использовался бентонитовый раствор. В таких случаях лучше отдать предпочтение горизонтальному шнековому бурению.

Очень часто метод бурения определяется тем, какая именно техника имеется в распоряжении организации, выполняющей заказ.

Например, если строители располагают домкратами или установкой для горизонтального направленного бурения, то ему и будет отдано предпочтение перед методом прокола. Чаще всего такие изменения продиктованы соображениями экономической выгоды.

Выводы и полезное видео по теме

Наглядно процесс работы установки для выполнения управляемого прокола представлен в видеосюжете:

Управляемый прокол – высокоточный и относительно недорогой способ проложить коммуникации под дорогой или другим объектом. При этом важно правильно спроектировать все работы и точно соблюдать технологию.

Хотите сообщить об интересных фактах, связанных с прокладкой труб по технологии прокола? Появились вопросы в процессе ознакомления с представленной информацией? Пишите, пожалуйста, комментарии в блоке под текстом статьи.

Сообщества › Сделай Сам › Блог › Прокол под землей.

Добрый всем день.Вообщем появилась нужда прокладки нового водопровода, но один нюанс копать ОЧЕНЬ не желательно, хотел бы спросить кто ни будь делал прокол труб под землей?интересует вопрос как самому сделать эту работу, т.к нет организаций по такой работе

Смотрите также

Комментарии 94

Такую работу своими руками если делать, то может выйти очень накладно и по деньгам и по потраченному времени. Работаю в конторе по бестраншейной (подземной) прокладке труб gnb-prokol.by/. Очень часто (70-80%) переделываем после “своими руками”. Без спец оборудования и локатора лучше и не пробовать. За счет переделок в итоге получается переплата примерно в 1,5 раза.

Читайте также:  Входные двери в квартиру

Спасибо.уже как 2 года назад все сделал.Копал дистанционные ямы через 4-5 м и давил ж/д домкратом (привод для него была дрель(1квт) через редуктор)). Давил на глубине 1,7 метров трубу оцинковку, она служит обсадной, проложил ПНД 32.ушло трубы около 70 метров.и обошлось все это не более 7 т.р

Особенно хорошо получается самому делать, когда по пути прокола никакие коммуникации не лежат.

Особенно через огороды)))

Когда через огороды, то главное, чтобы сосед был адекватным)))

Пришлось соседу паралельно нитку кидать.на том участке сотку давил))))

У нас меняли водопровод по частному сектору. Тоже делали методом прокола, при чем на очень приличное расстояние метров по 300 наверно. Но трубы клали ПНД pndtryba.ru/catalog/ — такого формата, не как у тебя на фото. метал только на отопление сейчас кладут. Специальная машина для этого есть.

первая труба с соплом, сзади через муфту соединяешь керхер. Выставляешь угол и направление, вручную пробиваешь, керхер включен. Потом через муфту добавляешь вторую трубу. и Так же продолжаешь. Можно любой длины трассу пробить.Для слива воды 0,5х0,5 яму и глубиной до метра копаешь. Сам стоишь в траншее. ФСЁ.

Делал промывку труба Д 25мм ( дюймовая) с водой. можно промыть 20-25м в зависимости от грунта. Если грунт не нарушен все ОК, если старая траншея, то как повезет. Если будет камень или обломок бетона томожет уйти в сторону.

Делал под землей проколы в длину 2 метра. Первый раз нужен был водопровод и я решил использовать гидроцилиндр от трубогиба, проталкивал на глубине 160 см. в горизонтальной плоскости водопроводную оцинкованную трубу диаметром сорок мм.
Другой раз мне нужно было сделать прокол под фундаментом дома, чтобы проложить пластиковую трубу 150 мм. Использовал для этой цели бензобур.

Много раз такое делали, но заказывая машину ГНБ. Под дорогой по другому никак. Если грунт песчанный можно промывкой попробовать. Вставляешь в приямок трубу. В трубу шланг с водой под давлением (например пожарный гидрант). Он размывает грунт ты обсадную трубу двигаешь в нутрь. Делали так в пещанной отсыпке под дорогой. Пол пожарного водоёма спустили.
Кто то делал коловоротом ручным. Но помоему ничего приличного из того не вышло.

я сейчас в гараже такое делаю под дорогой дренаж в канализационный колодец. Тяжело 4,5 метро прошёл… Медленно…

Не верю что в области нет фирм которые занимаются ГНБ! Мы как раз этим занимаемся, но вам не выгодно будет нас вызывать)

В области есть только вода для меня будет потом золотой…

Для таких дел проект еще нужен, ни кто без проекта и не возьмется.

Вот я и писал …Своими руками…

В области есть только вода для меня будет потом золотой…

А так, примерно примерно 2 тысячи рублей за метр бурения, без стоимости трубы

Ну норм …для кого то…

Както телефонный провод вел к дому, и чтоб не перекапывать проезжкю дорогу придумали с соседом — на кусок 3/4 трубы натянули шланг водопровода и водрй промывали. Воды набралось прилично- зато быстро и не копали

Грунт может прочесть в этом месте где размывали

не просядет некуда. Попробуй просто обычный шланг, подключённый к насосу в землю руками на полтора метра ради эксперимента затолкать

Мы обычном буром и трубами бур удлиняли и все

Тоже хочу попробовать коронку взять по бетону и наращивать трубой хвостовик по мере заглубления

Не коронкой долго не получится нужен самый простой бур и все

Тогда можно бур на 32 думаю хватит и его наращивать

Тогда можно бур на 32 думаю хватит и его наращивать

Еще смотря какую трубу нужно класть туда мы например загнали сотку пластик и потом уже пластиковую 20 ку и все у нас бур не помню какой диаметр был вроде 40 см в диаметре если не больше друго просто не было

Тоже хочу попробовать коронку взять по бетону и наращивать трубой хвостовик по мере заглубления

коронкой не пойдёт пробовал. Эт только камни проходить, а так буром быстрее

А грунт какой у вас

плотная укатанная глина с камнями

спроси у телефонистов )) а вообще пулей пробивал и с помощью трактора (цылиндр тракторный и через гидравлику )

я занимался, установка самодельная до сих пор лежит в гараже. Если интересно пиши. Отдаю почти по цене металла. Проходил ей до 30 метром за раз.

Интересно -опиши принцып, можно фото почта jesenesek@mail.ru

Написал на почту

и мне пожалуйста продублируй fomenko837@yandex.ru

Написал на почту

можно тоже продублировать… kulittsky.sasha@yandex.ru

я занимался, установка самодельная до сих пор лежит в гараже. Если интересно пиши. Отдаю почти по цене металла. Проходил ей до 30 метром за раз.

и мне пожалуйста продублируй pashatltsf@mail.ru

я занимался, установка самодельная до сих пор лежит в гараже. Если интересно пиши. Отдаю почти по цене металла. Проходил ей до 30 метром за раз.

Если не сложно, пожалуйста продублируй на leonid.romanov.85@mail.ru

я занимался, установка самодельная до сих пор лежит в гараже. Если интересно пиши. Отдаю почти по цене металла. Проходил ей до 30 метром за раз.

Напиши на почту принцип. Интересно. wanderer.vs@gmail.com Заранее спасибо!

Добрый вечер, лет пять назад подрабатывал таким образом. Делали мы это так: участок в котором нужно сделать “прокол” с двух сторон выкапываем ямы. С той стороны с которой будете начинать прокол яма должна быть длиннее. Далее берём трубу металлическую 15шку, метра 2 длинной, подсоединяем к ней шланг с водой, подаём воду, и начинаем проталкивать трубу в грунт в нужном направлении. Как труба заканчивается отключаем воду, через муфту накручиваем следующую трубу. И так до тех пор пока труба не выйдет в другой яме. Идёт как по маслу, не нужно никаких домкратов и т.д. Если тяжело идёт можно одеть на трубу газовый ключ, и с помощью его проталкивать. После того как маленькой трубой проколите, можно любым другим диаметром идти тем же способом. Залетит со свистом. Очень много сделали проколов таким образом.

Зависит от грунта

работал 4 года в этой сфере. делай сам. смотри видео. копай ямы. И делай сперва пилотную скважену, чем-нибудь тонким. а то бур может уйти куда не надо. Когда сделаешь, расширяй до нужного тебе диаметра.

самый обычный рыболовный бур диаметр выбираешь по потребности, ручку отрезаешь и берешь трубу примерно 1/2 или 3/4 примерно мета по 2 можно и по 1.5 и по 1 не суть важно как удобнее на один из концов подбираешь трубу другого диаметра чтоб она налазила на твою кусок примерно 20 см и привариваешь и в свободном конце сверлишь отверстие примерно на восемь, это делается для изготовления перехода с наростом любой длинны и количеством трубы чтоб не рыть большую яму, а с другого конца привариваешь ручку в виде буквы т собственно и все и сверлишь но той глубине на какой тебе надо. Испытано своими руками сверлит на ура за 2 часа 6 метра таким же макаром отступил от фундамента метра два вырыл яму напротив подпола потом прикинул у гол подъема и длинны до подпола и готова сейчас знакомый бурит на даче скважину таким же образом

Я делал прокол под 5-ю железнодорожными путями. Все первые 🙂 На границе нашей родины…
Всего 50 м.
Труба стальная 102 мм толстостенная.
Наконечник делал из пики для отбойного молотка, труба лепестками на конус.
Все варится и обтачивается до гладкого.
Делал лафет 6 м с роликами. Трубу кусками по 4 м наваривал. На конец съемный оголовок.
В него бил пневматическим отбойником “Крот”.
Делал преднатяг трубы (с насаженным “Кротом”) лебедкой и забивал.
Вполне спокойно пробил 2 нитки.
Если длина прокола не большая, можно упростить: и направляющий лафет поменьше и трубу потоньше.
И попробовать домкратом.
Но главная проблема в точке опоры…

Копал две ямы и бурил буром с перфоратором (делал удлинители по 1.5 метра на резьбе.)

Тащил водопровод под дорогой, метров 6-7, с одной стороны была приемная яма, с другой — сама водопроводная траншея. Труба на 32, один конец в виде конуса сплющивал, и забивал кувалдой из траншеи. Пол-дня возился (земля каменистая у нас), после того как пробил — просто оставил трубу в дырке, срезал конус, пустил внутри водопроводную трубу на 20 и все.

делали тоже сами. паровозным домкратом механическим. трубы по метру может больше. сваривали между собой на конце конус. вышла где надо. конус срезали в трубу вставили водопроводную и все. ну и конечно ямы копать в начале и в конце.

Для информации… Как это делают компании: знакомый заказывал такую тему, но это оооочень дорого! ( что компаний в округе нет, я понял… Так для инфы) в первую очередь копают 2е ямы, если нужно проложить с нуля, в одной из ям начинают бурить специальным насадным сверлом в сторону 2ой ямы, как заканчивается сверло, насаживают продолжение в виде трубки, и так до конца, затем снимают часть сверла во второй яме, и прикручивают лебедку, затем медленно вынимают сверло обратно, протягивая тем самым лебедку, как только вытянули, насаживают на трубу которую нужно протянуть гидравлический патрон, и подцепляют лебедку к патрону, трубу вставляют в пробуренное маленькое отверстие, и начинают тянуть лебедку, при этом патрон на конце трубы создает ударные действия, раскрываясь в 4 стороны с помощью пневмо установки, и получается что лебедка дергает, а патрон вминает грунт во все стороны, таким макаром идут пока труба не закончиться, затем наваривают еще одну трубу и погнали дальше… По времени без учета ям вышло не больше 2х часов и почти 50 килорублей за почти 10м))))

Есть еще прокол методом ГНБ без ям . Ямы копаются после прокола … Цена от2000 ре за метр зависит от диаметра … Есть еще гидравлическая установка для которой копают два котлована … Один рабочий другой приемный и давят гидравликой штанги после проделанного ставят разширитель и вытаскивают обратно с трубой нужного диаметра … Сам работаю с связи ЗНАЮ КАК ДЕЛАЮТ…

Протыкал через дорогу метров 15 гидравлическим домкратом. Трубу не вытаскивали. В неё пластиковую вставили.

Горизонтально-направленный прокол – эффективная технология

Горизонтально-направленный прокол – это эффективная технология прокладки подземных коммуникаций. В последние годы она получает все большее распространение. Используя ГНБ прокол для прокладки кабельных и тепловых трасс, можно существенно снизить затраты на производство работ.

Для выполнения технологических операций требуется инженерная подготовка, специальное оборудование, материалы и оснастка, о которых и пойдет речь.

Сфера применения ГНБ

Уровень комфорта в современных городах складывался в течение многих лет. Водопровод, электрические сети и телефонные трассы проложены под землей и тем самым защищены от возможных повреждений.

Одновременно с этим происходит износ сетей, и они требуют ремонта или замены. На определенном этапе технического развития специальным службам приходилось выкапывать траншею и укладывать в ней новые трубы или кабель, взамен отслуживших свой срок. Сегодня бестраншейная прокладка коммуникаций позволяет выполнять эти работы без нарушения поверхностного слоя земли.

Многолетняя практика показывает, что подземное пространство больших городов и даже средних населенных пунктов максимально заполнено различными трассами. Значительная часть этих коммуникаций по много раз передавались с баланса одной компании в собственность другой. Техническая документация большей части утеряна. Выемка каждой новой траншеи сопряжена с риском повреждения действующей линии связи или водопровода.

В таких ситуациях бестраншейная прокладка трубопроводов методом прокола становится единственно доступным способом выполнить поставленную задачу.

Прокладка коммуникаций к вновь застраиваемым участкам или дополнительные линии связи в районах старой застройки требуют преодоления серьезных препятствий. В их числе значатся автомобильные и железные дороги, водоемы, проспекты с интенсивным движением транспорта.

Единственное решение в таких случаях – это горизонтальный прокол под дорогой. Работы выполняются без малейшего ущерба для окружающей природы или расположенных поблизости зданий.

Технология выполнения работ

Горизонтальное бурение под дорогой или любым другим объектом, выполняется по определенной схеме. Процесс прокладки трассы начинается с разработки проекта. Исполнительная документация готовится организацией, которая выполняет буровые работы.

Основанием для начала проектных работ служит акт обследования местности, на которой будут проводиться работы. Этот документ составляется и утверждается:

  • владельцем территории;
  • представителем администрации района;
  • ответственным специалистом организации, которая будет разрабатывать проект.

Следует подчеркнуть, что рабочие чертежи проходят согласования в соответствующих надзорных и контролирующих органах.

Цена горизонтального бурения под дорогой рассчитывается собственником кабельной трассы. После того как все вопросы решены, исполнители приступают к выполнению поставленной задачи.

Технология прокола ГНБ сводится к тому, чтобы забурить через грунт ствол из полых стальных штанг. Бурение производится по расчетной траектории таким образом, чтобы наконечник вышел из грунта в определенной точке.

Перед началом буровых работ выкапываются два котлована:

  1. Первый в исходной точке.
  2. Второй в том месте, куда необходимо пробурить горизонтальную скважину.

Прокол методом горизонтального бурения осуществляется за счет приложения усилий к грунту и его уплотнения продавливаемой трубой или расширителем. При обратном движении к штангам крепится трос, с помощью которого будут протягиваться полиэтиленовые трубы.

И уже в трубы, которые являются надежной защитой от внешних воздействий, протягиваются кабели. Прокол методом горизонтально направленного бурения используется при пересечении дорог.

  • при прокладке оптоволоконного кабеля к аграрному колледжу нужно было прокопать траншею прямо по зеленым насаждениям;
  • после как была просчитана цена прокола методом ГНБ и стоимость восстановительных работ при традиционном подходе, администрация приняла решение в пользу горизонтального бурения;
  • таким образом они сохранили газон и сэкономили на затратах по прокладке кабеля.

В завершении повествования о технологии горизонтального бурения, следует отметить, что прокол методом ГНБ выполняется «сухим» методом. Без применения бентонита.

В таком случае скважина не пробуривается, а в буквальном смысле слова, прокалывается. Прокалывается сквозь грунт с помощью мощного усилия, которое создается гидравлическими домкратами.

Отличие прокола от бурения заключается в том, что бурение производится с поверхности земли, а для прокола необходимо воборудовать небольшие траншеи, о которых писалось выше. Однако для прокладки коммуникаций на большие расстояния такой метод не подойдет, в таких случаях применяется ГНБ.

Общую информацию о технологии горизонтально-направленного бурения можно прочитать здесь. О преимуществах ГНБ метода смотрите в этой статье.

Экономика процесса

Всякий адекватный специалист стремится к тому, чтобы любой производственный процесс, любая технологическая операция выполнялись с минимальными затратами.

Многолетней практикой доказано, что цена ГНБ прокола ниже, чем все прочие способы выполнения подобного рода работ. Особенно это заметно когда бурение выполняется в густонаселенных районах. И ГНБ прокол под дорогой является только показательным примером преимущества данной технологии перед всеми прочими, которые используются в данной отрасли.

Как сделать прокол под дорогой своими руками

Владельцы земельных участков и собственных домов знают, как сложна бывает прокладка коммуникаций, если по пути нужно преодолеть какую-то преграду: ручей, асфальтированную дорожку, строение, проезжую часть и т.д. Можно поручить эту работу специалистам, но горизонтальное бурение стоит дорого. Сейчас мы разберемся, как сэкономить и сделать горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками. Это не так уж сложно, и в результате вы сэкономите от 30% до 50% затрат, если сравнивать с наймом специалистов для бурения.

Читайте также:  Гибкость вертикальных жалюзи

В данной статье мы не будем давать рекомендации по инструментам или расходным материалам — разберем пока саму технологию бестраншейной прокладки коммуникаций. В общей сложности она представляет собой выполнение горизонтального отверстия в грунте (путем его уплотнения), чтобы затем протянуть в это отверстие трубопровод.

Технология прокола под дорогой своими руками:

  • Наметьте траекторию прокладки коммуникаций под преградой. С двух сторон от преграды выройте рабочие приямки нужной глубины (чуть больше глубины самого прокола под коммуникации). Ширина стартового приямка должна быть такой, чтобы в него поместился работник с прутом арматуры до 2 метров.
  • Из стартового приямка начинайте вбивать по предполагаемой линии прокола стержень арматуры — он выступит в роли направляющей, а заодно поможет узнать, нет ли каких-то подземных преград (камней и т.д.). Вбивайте пруток до тех пор, пока его конец не покажется со стороны финишного приямка. Если же длины прутка недостаточно — наварите следующий стержень. Имейте в виду, лучше использовать стержни не длиннее 2 метров, иначе они будут деформироваться под ударами еще до захода в грунт.
  • Проложив арматуру в качестве направляющей, на нее следуют надеть трубу и начать вбивание. Чтобы труба легче прорезала грунт, на ведущий конец установите зубчатую насадку, а на другой конец (по которому производятся удары) — насадку-стакан. По мере того, как труба будет продвигаться в грунте, внутри начнет скапливаться и уплотняться земля — ее легко вымыть с помощью водяного насоса.

Важно: этот способ хорошо подходит только для относительно небольших проколов, не длиннее 3-4 метров.

Что же делать, если нужен прокол под дорогой на 10 метров своими руками? Можно воспользоваться для забивания арматуры и трубы гидроцилиндром или другим инструментом (например, дрелью). Но удержать при этом работающий инструмент в руках в одиночку очень сложно, да и сама процедура окажется трудоемкой. Бурение для бестраншейной прокладки коммуникаций длиной от 10 метров и более должно производиться специальной техникой по методу ГНБ.

Существуют мини-установки горизонтального бурения для таких случаев. Но здесь есть один нюанс: самовольно выполнять бурение нельзя, даже если работы будут проводиться по вашему участку. А ведь этим вопросом, как вручную сделать прокол под дорогой, обычно интересуются владельцы строящихся домов, которые нужно подключить к магистральному водопроводу или другой сети. Так вот, в этом случае требуется согласование.

Этап 1: согласование проекта строительства

План прокладки коммуникаций, в том числе и тех, что будут проходить под землей, должен быть обозначен в проекте строительства. Сам же проект нужно согласовать в соответствующих органах еще до начала работ.

Зачем нужно согласование:

  • Под землей могут проходить коммуникации, о которых вы не знаете, и есть риск их нарушить.
  • За самовольное бурение, особенно если оно выйдет за пределы вашей собственности, положен внушительный штраф.
  • Самовольное подключение к магистральным сетям строго запрещено (вы в любом случае не сможете сделать это без согласования проекта).

Этап 2: выбор метода прокладки

Выше мы описали, как делают горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками, но этот способ имеет немало ограничений. Он подходит только для песчаной и глинистой почвы без каменистых включений, а длина и диаметр трубопровода должны быть небольшими.

Прокладывать трубопроводы большего размера можно с помощью домкрата, пневмопробойника, грунтопрокалывателя, методом гидропрокола или вибропрокола, мини-установкой ГНБ и т.д. Каждый из этих способов требует своих условий, начиная от определенного типа почвы и заканчивая бюджетом строительства. Например, горизонтальное бурение ГНБ и прокладка пневмопробойником невозможны в почве с повышенным водонасыщением.

Ключевые факторы выбора:

  • Длина подземной трассы для коммуникаций;
  • Диаметр трубопровода;
  • Тип почвы и наличие скальных включений;
  • Наличие подземных вод и водонасыщенность грунта;
  • Характеристики участка и наличие подземных коммуникаций.

Как видите, перед тем, как сделать прокол под дорогой своими руками, важно всесторонне изучить сам участок и особенности грунта.

Исследование грунта

Для изучения свойств почвы на участке, где планируется прокол, можно обратиться в любую организацию, которая проводит геодезические работы. Компании, специализирующиеся на методах ГНБ, также обычно имеют в своем штате таких специалистов.

Результаты исследований сообщат о следующем:

  • Тип и состав почвы;
  • Наличие твердых включений;
  • Наличие подземных пустот;
  • Направление, скорость и глубина прохождения подземных вод;
  • Возможные опасности на застраиваемом участке.

Независимо от того, делаете вы прокол под дорогой своими руками или с помощью инструмента, такие сведения помогут не потратить время и деньги впустую, внезапно наткнувшись на скальную породу или старые коммуникации. Кроме того, они важны для обеспечения безопасности во время работ и позволят избежать обвала уже готового тоннеля.

  • Используйте качественные трубы для коммуникаций и помните, что разные материалы отличаются по температурному режиму, стойкости к коррозии, прочности и т.д. Выбирая трубы, учитывайте все эти факторы и тип коммуникации.
  • Убедитесь, что дрель, установка ГНБ или другой инструмент, который вы хотите применить для прокола или горизонтального бурения, имеют достаточную мощность. Особенно это важно, если речь идет о твердых почвах.
  • При использовании метода ГНБ обращайте внимание на качество бентонита. В его составе должно быть не более 1% песка, максимальное время растворения в воде — до 20 минут. Оптимальный расход: из 1000 кг бентонита должно получаться от 30 куб.м. бурового раствора и выше.
  • Используйте воду, чтобы размягчить слишком плотный грунт и облегчить выполнение прокола или бурения. Кроме того, после высыхания вода сделает тоннель для коммуникаций более прочным.

Техника безопасности: стоит ли делать прокол самостоятельно?

Сразу отметим, в каких случаях не стоит делать прокол под дорогой своими руками: если длина необходимой трассы больше 10 метров, а также когда на территории уже есть подземные коммуникации или труднопроходимые участки.

На песчаных, глинистых и других мягких грунтах можно рискнуть и сделать все самостоятельно, если вы достаточно хорошо изучили участок. Но в любом случае вы должны подготовиться, изучить техническую часть вопроса и быть уверенными в своих силах.

Когда можно сделать прокол вручную:

  • У вас есть инженерное или строительное образование либо большой практический опыт в этих сферах, чтобы правильно оценить риски.
  • Вы согласовали проект строительства или реконструкции дома с планом будущих коммуникаций, вам одобрили проведение работ.
  • Вы уверенны в своей физической силе (особенно если речь идет о механическом проколе) или имеете несколько помощников.
  • У вас есть все необходимые инструменты: домкрат, дрель, пневмопробойник или мини-установка ГНБ, сварочный аппарат и т.д. (выбор инструментов зависит от метода прокладки коммуникаций).
  • Вы готовы приложить усилия, потратить время на изучение технологий и все сделать самостоятельно, чтобы сэкономить на затратах.
  • Вы исследовали грунт и уверены, что он подходит для выбранного метода прокола. На нужном участке нет подземных коммуникаций.
  • Длина подземной трассы, которая будет выполняться методом прокола, не превышает 10 метров.

Если же у вас есть сомнения или вы не хотите тщательно изучать методы бурения, заниматься исследованием грунта и другими подготовительными работами, которые могут занять несколько недель, лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные работники справятся с задачей в течение 2-3 дней без ущерба для благоустроенной территории. При этом компании дают пожизненную гарантию на свои работы, а значит, не нужно будет опасаться просаживания или обвала грунта.

Как сделать прокол под дорогой своими руками

Часто задаваемый вопрос на форумах — «можно ли сделать прокол под дорогой своими руками»? Теоретически осуществить прокол грунта под дорожным полотном и проложить трубу под землей под силу почти каждому. Многие, не имея возможности в своей местности обратиться в специализированную организацию, вынуждены именно так и поступать.

Работа осуществляется в несколько этапов:

  1. По обе стороны дорожного полотна на глубину чуть ниже уровня планируемой трубы вырываются приямок и приемный котлован размером 60х60 см.
  2. Заточенный отрезок стального прута или арматуры, длиной не более 2м, кувалдой забивают в направлении оси предполагаемой трубы. Когда этот кусок будет забит, к нему приваривают следующий отрезок и продолжают, наращивая, забивать прут, пока он не выйдет в приемном котловане. Прут будет служить направляющей трубы.
  3. Отрезок стальной трубы с нарезанными болгаркой зубьями, надевают на направляющий прут, и при помощи съемного стакана-насадки (во избежание расплющивания) ударяют по трубе несколько раз. Затем стакан вынимают, вставляют в трубу шланг, и при помощи насоса вымывают грунт, а жижу отчерпывают. Операцию повторяют многократно, пока прокол не будет осуществлен полностью.
  4. Вымыв грунт из трубы, берутся за кувалду. И так по новой. Далее приваривают следующий отрезок трубы и повторяют весь цикл, пока труба не покажется на противоположной стороне дороги. Нужно иметь в виду, что проложенную трубу не используют под водопровод, а она служит в качестве футляра для трубы меньшего диаметра. Обычно для футляра используют стальную трубу с диаметром 57 мм, вовнутрь проталкивают шланг ПВХ. Для домашнего водопровода этого вполне достаточно.

Максимальная длина прокола своими руками редко бывает более 6 м.

Основным плюсом осуществления прокола под дорогой своими руками является:

Из минусов:

  • трудоемкость,
  • обилие грязи (поскольку вода будет литься прямо на осуществляющего работу).
  • но главный недостаток — непредсказуемость результата, так как арматура может натолкнуться на камень или неизвестные коммуникации, и это не только сведет на нет все усилия, но может быть опасно для жизни или привести к наложению штрафов со стороны государственных структур.

К чему надо быть готовым:

  1. вы можете ни с первого раза, ни со второго, ни с третьего не попасть в нужное место вывода;
  2. если грунт сложный и имеет большое содержание каменистых пород, то трудоемкость процесс увеличивается в разы, а иногда и вовсе делает задачу не решаемой таким способом;
  3. если для осуществления прокола потребуется официальное разрешение, то вы его, скорее всего, не получите.

Делать или не делать, решать вам, но профессиональное оборудование позволяет проводить постоянную телеинспецкию в момент, когда команда специалистов проводит бурение в горизонтальном направлении, поэтому вы сразу получаете гарантированный результат.
Как видите работа не простая и быстрее, а возможно и дешевле доверить ее специалистам.

Оставить заявку компании АкваПластМагистраль на предварительный просчет стоимости прокола под дорогой можно здесь>>>

Владельцы земельных участков и собственных домов знают, как сложна бывает прокладка коммуникаций, если по пути нужно преодолеть какую-то преграду: ручей, асфальтированную дорожку, строение, проезжую часть и т.д. Можно поручить эту работу специалистам, но горизонтальное бурение стоит дорого. Сейчас мы разберемся, как сэкономить и сделать горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками. Это не так уж сложно, и в результате вы сэкономите от 30% до 50% затрат, если сравнивать с наймом специалистов для бурения.

В данной статье мы не будем давать рекомендации по инструментам или расходным материалам — разберем пока саму технологию бестраншейной прокладки коммуникаций. В общей сложности она представляет собой выполнение горизонтального отверстия в грунте (путем его уплотнения), чтобы затем протянуть в это отверстие трубопровод.

Технология прокола под дорогой своими руками:

  • Наметьте траекторию прокладки коммуникаций под преградой. С двух сторон от преграды выройте рабочие приямки нужной глубины (чуть больше глубины самого прокола под коммуникации). Ширина стартового приямка должна быть такой, чтобы в него поместился работник с прутом арматуры до 2 метров.
  • Из стартового приямка начинайте вбивать по предполагаемой линии прокола стержень арматуры — он выступит в роли направляющей, а заодно поможет узнать, нет ли каких-то подземных преград (камней и т.д.). Вбивайте пруток до тех пор, пока его конец не покажется со стороны финишного приямка. Если же длины прутка недостаточно — наварите следующий стержень. Имейте в виду, лучше использовать стержни не длиннее 2 метров, иначе они будут деформироваться под ударами еще до захода в грунт.
  • Проложив арматуру в качестве направляющей, на нее следуют надеть трубу и начать вбивание. Чтобы труба легче прорезала грунт, на ведущий конец установите зубчатую насадку, а на другой конец (по которому производятся удары) — насадку-стакан. По мере того, как труба будет продвигаться в грунте, внутри начнет скапливаться и уплотняться земля — ее легко вымыть с помощью водяного насоса.

Важно: этот способ хорошо подходит только для относительно небольших проколов, не длиннее 3-4 метров.

Что же делать, если нужен прокол под дорогой на 10 метров своими руками? Можно воспользоваться для забивания арматуры и трубы гидроцилиндром или другим инструментом (например, дрелью). Но удержать при этом работающий инструмент в руках в одиночку очень сложно, да и сама процедура окажется трудоемкой. Бурение для бестраншейной прокладки коммуникаций длиной от 10 метров и более должно производиться специальной техникой по методу ГНБ.

Существуют мини-установки горизонтального бурения для таких случаев. Но здесь есть один нюанс: самовольно выполнять бурение нельзя, даже если работы будут проводиться по вашему участку. А ведь этим вопросом, как вручную сделать прокол под дорогой, обычно интересуются владельцы строящихся домов, которые нужно подключить к магистральному водопроводу или другой сети. Так вот, в этом случае требуется согласование.

Этап 1: согласование проекта строительства

План прокладки коммуникаций, в том числе и тех, что будут проходить под землей, должен быть обозначен в проекте строительства. Сам же проект нужно согласовать в соответствующих органах еще до начала работ.

Зачем нужно согласование:

  • Под землей могут проходить коммуникации, о которых вы не знаете, и есть риск их нарушить.
  • За самовольное бурение, особенно если оно выйдет за пределы вашей собственности, положен внушительный штраф.
  • Самовольное подключение к магистральным сетям строго запрещено (вы в любом случае не сможете сделать это без согласования проекта).

Этап 2: выбор метода прокладки

Выше мы описали, как делают горизонтальный прокол грунта под дорогой своими руками, но этот способ имеет немало ограничений. Он подходит только для песчаной и глинистой почвы без каменистых включений, а длина и диаметр трубопровода должны быть небольшими.

Прокладывать трубопроводы большего размера можно с помощью домкрата, пневмопробойника, грунтопрокалывателя, методом гидропрокола или вибропрокола, мини-установкой ГНБ и т.д. Каждый из этих способов требует своих условий, начиная от определенного типа почвы и заканчивая бюджетом строительства. Например, горизонтальное бурение ГНБ и прокладка пневмопробойником невозможны в почве с повышенным водонасыщением.

Ключевые факторы выбора:

  • Длина подземной трассы для коммуникаций;
  • Диаметр трубопровода;
  • Тип почвы и наличие скальных включений;
  • Наличие подземных вод и водонасыщенность грунта;
  • Характеристики участка и наличие подземных коммуникаций.

Как видите, перед тем, как сделать прокол под дорогой своими руками, важно всесторонне изучить сам участок и особенности грунта.

Исследование грунта

Для изучения свойств почвы на участке, где планируется прокол, можно обратиться в любую организацию, которая проводит геодезические работы. Компании, специализирующиеся на методах ГНБ, также обычно имеют в своем штате таких специалистов.

Результаты исследований сообщат о следующем:

  • Тип и состав почвы;
  • Наличие твердых включений;
  • Наличие подземных пустот;
  • Направление, скорость и глубина прохождения подземных вод;
  • Возможные опасности на застраиваемом участке.

Независимо от того, делаете вы прокол под дорогой своими руками или с помощью инструмента, такие сведения помогут не потратить время и деньги впустую, внезапно наткнувшись на скальную породу или старые коммуникации. Кроме того, они важны для обеспечения безопасности во время работ и позволят избежать обвала уже готового тоннеля.

Читайте также:  Особенности аренды торговых помещений

  • Используйте качественные трубы для коммуникаций и помните, что разные материалы отличаются по температурному режиму, стойкости к коррозии, прочности и т.д. Выбирая трубы, учитывайте все эти факторы и тип коммуникации.
  • Убедитесь, что дрель, установка ГНБ или другой инструмент, который вы хотите применить для прокола или горизонтального бурения, имеют достаточную мощность. Особенно это важно, если речь идет о твердых почвах.
  • При использовании метода ГНБ обращайте внимание на качество бентонита. В его составе должно быть не более 1% песка, максимальное время растворения в воде — до 20 минут. Оптимальный расход: из 1000 кг бентонита должно получаться от 30 куб.м. бурового раствора и выше.
  • Используйте воду, чтобы размягчить слишком плотный грунт и облегчить выполнение прокола или бурения. Кроме того, после высыхания вода сделает тоннель для коммуникаций более прочным.

Техника безопасности: стоит ли делать прокол самостоятельно?

Сразу отметим, в каких случаях не стоит делать прокол под дорогой своими руками: если длина необходимой трассы больше 10 метров, а также когда на территории уже есть подземные коммуникации или труднопроходимые участки.

На песчаных, глинистых и других мягких грунтах можно рискнуть и сделать все самостоятельно, если вы достаточно хорошо изучили участок. Но в любом случае вы должны подготовиться, изучить техническую часть вопроса и быть уверенными в своих силах.

Когда можно сделать прокол вручную:

  • У вас есть инженерное или строительное образование либо большой практический опыт в этих сферах, чтобы правильно оценить риски.
  • Вы согласовали проект строительства или реконструкции дома с планом будущих коммуникаций, вам одобрили проведение работ.
  • Вы уверенны в своей физической силе (особенно если речь идет о механическом проколе) или имеете несколько помощников.
  • У вас есть все необходимые инструменты: домкрат, дрель, пневмопробойник или мини-установка ГНБ, сварочный аппарат и т.д. (выбор инструментов зависит от метода прокладки коммуникаций).
  • Вы готовы приложить усилия, потратить время на изучение технологий и все сделать самостоятельно, чтобы сэкономить на затратах.
  • Вы исследовали грунт и уверены, что он подходит для выбранного метода прокола. На нужном участке нет подземных коммуникаций.
  • Длина подземной трассы, которая будет выполняться методом прокола, не превышает 10 метров.

Если же у вас есть сомнения или вы не хотите тщательно изучать методы бурения, заниматься исследованием грунта и другими подготовительными работами, которые могут занять несколько недель, лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные работники справятся с задачей в течение 2-3 дней без ущерба для благоустроенной территории. При этом компании дают пожизненную гарантию на свои работы, а значит, не нужно будет опасаться просаживания или обвала грунта.

Зачастую для того, чтобы проложить инженерные коммуникации, предполагающие монтаж трубопровода, требуется преодолеть такое препятствие, как дорога.

Такой вид работ, как прокол под дорогой, требуется в тех случаях, когда к загородному дому или дачному участку необходимо провести водопровод через дорогу. Этот метод позволяет укладывать трубы, имеющие разные диаметры, чтобы в дом поступали вода или газ. Кроме этого, прокол под дорогой является одним из универсальных способов проводки энергетических кабелей.

Какие инструменты понадобятся

Прокол под дорогой можно выполнить своими силами. Перед началом работ необходимо подготовить следующий набор материалов и инструментов:

  • аппарат для выполнения сварочных работ и болгарку;
  • кувалду;
  • арматуру или прутья из стали, диаметр которых должен составлять 25 миллиметров и более, а длина должна превышать ширину дороги сантиметров на десять;
  • обрезки стальной трубы необходимого диаметра и такой же длины, что и прутья;
  • насос с пластиковой трубкой диаметром 12 миллиметров;
  • бочку, рассчитанную на двести литров;
  • воронку с двухметровым шлангом.

Кроме инструментов, понадобятся недюжинная физическая сила и терпение.

Поэтапное выполнение работы

Первый этап. Сначала нужно выкопать с двух сторон дороги ямы. Их глубина должна равняться глубине устанавливаемой трубы. К этом показателю нужно прибавить ещё 20 сантиметров, чтобы было удобно работать.

Из приямка проводятся все последующие работы. Он продолжает траншею и по своей длине должен быть не меньше минимальной длины отрезка подготовленной трубы, которую предстоит вбивать в землю с помощью кувалды.

Такие же размеры должен иметь и приёмный котлован. В нём должно хватать места для удобного размещения. Примерные размеры могут равняться 60 на 60 сантиметров. Как правило, этого бывает вполне достаточно.

Второй этап. Отмечаем ось будущего отверстия. Чтобы это сделать, возьмите стальной прут, заточите его с помощью болгарки, как пику, и вколотите в землю в том месте, где будет проходить труба. Длина прутка не должна быть больше двух метров. В противном случае он просто согнётся. Вбив отрезок, приварите к его концу следующий, и повторяйте эти действия, пока пруток не появится в приёмном котловане.

Арматура или стальной прут указывают направление для вбивания трубы. Во время работы вы можете столкнуться с тем, что пруток упрётся в камень. В этом случае можно его не доставать из земли, так как это практически нереально, а просто отступить некоторое расстояние и начать работу заново.

Третий этап. На этом этапе забиваем трубу. Но перед этим нужно сделать из трубы большего диаметра специальную насадку, чтобы вбиваемая труба не расплющилась.

Кроме этого, край трубы, который будет уходить в землю, нужно сделать острым с помощью болгарки или даже нарезать на нём зубцы.

Выполнив подготовительные работы, наденьте стальную трубу на прут. Затем наденьте насадку и ударьте по этой конструкции два или три раза. После этого убираем насадку, в трубу проталкиваем тонкую пластиковую трубку до упора и включаем насос. На трубку лучше всего надеть муфту, с помощью которой будет зауживаться её диаметр, чтобы увеличить давление потока воды.

Не забудьте приготовиться к тому, что весь вымываемый грунт будет поступать в обратном, то есть по направлению к вам. Поэтому лучше заранее подготовить приямник и установить в него бочку, в которую будет стекать вся грязь.

Чтобы грунт попадал в бочку, понадобится воронка, на которую нужно надеть двухметровый шланг. Воронку можно сделать из пятилитрового бутыля, просто отрезав у него днище.

После того, как принимающая бочка будет заполнена практически полностью, насос можно поставить в неё, но не на самое дно, а только на середину. Чтобы насос не сломался, его нужно защитить фильтром. В качестве фильтра подойдёт и небольшое ведро из пластика, в котором просверливаются дырки небольшого диаметра.

Четвёртый этап. Вымыв часть земли из трубы, снова возьмитесь за кувалду и повторите третий этап. Когда вся труба уйдёт в почву, к ней нужно приварить следующий отрезок и повторить весь цикл, пока труба не появится с другой стороны дороги.

Когда работа будет завершена, направляющий штырь будет свободен от грунта. Его можно использовать повторно, чего не скажешь о той трубе, которая была забита в грунт. Её уже нельзя использовать по прямому назначению, так как качество сварки при проведении такой работы могло пострадать. Поэтому стальная труба используется в качестве изолирующего футляра для трубы, имеющей меньший диаметр и изготовленной из других материалов.

Этот метод доказал свою эффективность при использовании стальной трубы с диаметром 57 миллиметров. В неё затем была установлена ПВХ-труба для водоснабжения, диаметр которой составлял 32 миллиметра.

Конечно, можно использовать и трубы с большим диаметром, но тогда потребуется либо сливать отработанную воду в подготовленную траншею, либо устанавливать ёмкость, имеющую большой объём.

Как сделать прокол в земле для водопровода

Прокладка водопровода методом прокола – способ бестраншейного монтажа трубопровода под различными препятствиями – дорогами, зданиями. Суть его состоит в формировании на заданной глубине канала необходимого диаметра путём продавливания его трубами, рабочими органами специальных машин и механизмов, струей воды высокого давления. Применяется данный способ как при прокладке магистральных водоподающих труб, так и для монтажа водопровода в частном секторе, на дачном участке.

Виды проколов

В зависимости от применяемых механизмов, принципа прокладки канала для прокладки труб различают следующие виды прокола:

  • продавливание;
  • горизонтально направленное бурение (ГНБ);
  • бурошнековое бурение;
  • гидропрокол;
  • вибропрокол.

Для удобства работы на противоположных концах траектории прокладываемой трубы выкапываются два котлована (приямка) – начальный и финальный.

Продавливание

Данный вид прокола выполняется следующим образом:

  1. В начальный приямок помещается установка направленного бурения, состоящая из рамы с гидроцилиндрами, которые приводят в движение каретку с буровой колонной – соединенными между собой штангами.
  2. Первой в каретку устанавливается штанга с рабочей головкой в виде острого конуса.
  3. При помощи маслостанции (бензинового двигателя с масляными насосами) гидроцилиндры под усилием вдавливают первую штангу в стенку приямка.
  4. После того как большая часть первой штанги скрылась в почвенной толще, каретку при помощи гидроцилиндров отводят назад. К концу штанги при помощи резьбового соединения прикручивают следующую, закрепляют ее в каретке и повторяют процесс продавливания.
  5. При появлении рабочей головки первой штанги буровой колоны в финальном приямке ее снимают, устанавливают приспособление для крепления и протяжки трубы.
  6. Вытягивая закрепленную к первой штанге трубу, осуществляют ее прокладку в пробуренном таким способом канале (футляре).

При прокладке водопроводной полиэтиленовой трубы зимой в фазу протяжки ее прогревают паяльной лампой или горелкой. Это необходимо для того чтобы полиэтилен стал более гибким, не трескался и не деформировался при прохождении в пробуренном для него канале.

Горизонтально направленное бурение

Такой способ широко применяется при прокладке водопроводных сетей диаметром до 200 мм. Прокол выполняется специальными самоходными установками на гусеничном ходу, способными работать в условиях ограниченного пространства и топкого грунта.

Технология выполнения горизонтально-направленного бурения состоит из следующих этапов:

  1. Бурение пилотной скважины – при этом установка заглубляет колонну штанг с рабочей буровой головкой в виде лопатки на первой из них под заданным углом и пробивает узкий канал, выходя на поверхность или в стенке финального приямка в конечной точке траектории прокладки трубопровода.
  2. Последовательное расширение пилотной скважины – на этом этапе рабочая головка заменяется специальным вращающимся расширителем (риммером), который при протяжке колонны штанг увеличивает диаметр канала до необходимого значения. При этом к торцу риммера крепят новые буровые штанги – это необходимо для того, чтобы после расширения канала удобно и быстро можно было протянуть через него плеть трубы.
  3. Протяжка трубопровода – на последнюю присоединённую к риммеру штангу устанавливают вертлюг (серьга), к которому присоединяют оголовок плети трубы. Протяжка трубопровода производится выборкой штанг установкой до тех пор, пока конец трубы не покажется в начальной точке бурения.

Размер (диаметр) риммера и расширенной скважины должен быть на 30 мм больше диаметра трубы, которую в нее помещают.

В процессе работы внутрь штанг буровой колоны и на наконечник (рабочую головку) подается специальный состав, способствующий разрушению пробуриваемой породы, снижению трения штанг о почву, удалению пробуренной породы из скважины. Собирающийся в приямке буровой состав после завершения работ откачивается, очищается от частиц породы и с помощью химических реагентов регенерируется для последующего использования.

Бурошнековое бурение

Данный способ бестраншейной прокладки водопроводных и других коммуникаций заключается в следующем:

  1. Внутрь большой трубы-футляра устанавливают вращающийся от двигателя установки шнек с рабочей головкой (лопатками) в торцевой части.
  2. При вдавливании установкой трубы в стенку приямка вращающийся шнек пробуривает встречающуюся ему на пути породу и частично удаляет через торец трубы.
  3. После того как первая труба полностью скрылась в почвенной толще к ней присоединяют следующую с таким же шнеком внутри;
  4. Когда конец колоны труб появится в финальном приямке, из нее последовательно извлекают все шнеки с остатками пробуренной и не удаленной ими породы.

В пробуренную таким способом трубу помещают несколько водоподающих магистралей

Гидропрокол

Данный вид прокола выполняется с помощью установки горизонтального бурения, в которой на конце первой штанги буровой колоны одевается специальная головка, пробивающая почвенную толщу перед собой при помощи мощной струи воды, создаваемой центробежным насосом.

Применяется такой метод для прокола рыхлых песчаных и супесчаных почв.

Вибропрокол

При вибропроколе рабочий орган пневмопробойника помимо вращательных движений совершает также и мощные возвратно-поступательные (как отбойный молоток). Благодаря этому, такие установки могут быстро и качественно прокалывать даже самый плотный глинистый или суглинистый грунт.

Преимущества метода

Популярность и востребованность данного метода прокладки водопровода объясняется такими преимуществами:

  • Оперативность выполнения работ – по сравнению с копкой открытой траншеи прокол занимает в 3 -4 раза меньше времени.
  • Невысокая трудоемкость – прокол не требует значительных физических усилий и большого количества рабочих, как в случае с траншейным способом прокладки труб.
  • Всесезонность – прокол грунта под водопровод с помощью различных установок можно производить в любое время года.
  • Экологичность – данный способ прокладки трубопровода позволяет избежать нарушение почвенной структуры, повреждение корней деревьев, разрушение природных ландшафтов, искусственных газонов и насаждений.
  • Низкий риск повреждения расположенных рядом коммуникаций (канализации, линий связи, газопровода) – при проколе вероятность повредить находящиеся поблизости коммуникации значительно меньше, чем при выемке грунта ковшом экскаватора или траншеекопателя.
  • Невысокая стоимость – даже при найме специалистов со специальным оборудованием выкопать канализацию методом прокола стоит на 30-40% дешевле чем при традиционной траншейной прокладке.

Прокол под водопровод своими руками поэтапно

Сделать прокол под землей для водопровода самостоятельно, без привлечения специалистов и подрядных организаций можно при его длине не более 30 м. Такие работы за исключением приобретения материалов не будут стоить их исполнителю ни копейки, позволяя не только сэкономить деньги, но и приобрести полезный опыт в прокладке коммуникаций проколом.

Материалы и инструменты

При выполнении прокола дороги для водопровода своими руками из материалов необходимы только стальная толстостенная труба диаметром 40 мм с приваренным острым наконечником пирамидальной или конусной формы. Сделать такой рабочий орган лучше из прочной инструментальной стали – непрочный материал, встречаясь в почве с твердыми включениями, прослойками глины, может быстро выйти из строя, деформировавшись.

Из инструментов для данной работы потребуются:

Этапы прокола

Простая технологии прокола под дорогой или другим препятствием состоит из следующих этапов:

  1. Копка двух траншей по обе стороны от препятствия. При этом траншею, из которой будет производиться прокол, следует выкапывать на 1,5- 2 метра больше, чем то расстояние, которое планируется пробивать под препятствием. Это необходимо для удобства работы в траншее с тяжелой кувалдой.
  2. Укладка пробивочной трубы на дне – при помощи уровня и кирпичей труба укладывается ровно по центру траншеи, упираясь острием наконечника в стенку толщи почвы, которую необходимо пробить.
  3. Пробивка слоя почвы под препятствием – ударами кувалды по торцу трубы она постепенно углубляется в почвенную толщу до тех пор пока ее наконечник не появиться в траншее с другой стороны препятствия. После этого наконечник и расплющенный ударами кувалды торец отрезается при помощи болгарки.

Выемка трубы из прокола производится непосредственно при укладке в него водопровода, чтобы земля вокруг проделанного канала не обвалилась и не засыпала его.

Стоимость работ

Цена за метр прокола почвенной толщи под препятствием для прокладки водопроводной трубы зависит не столько от объема работ, типа почвы, сколько от протяженности и диаметра пробиваемого канала. Так прокладка 1 метра водопроводной трубы методом горизонтально направленного бурения в среднем обойдется заказчику 1300 -1600 руб. При монтаже труб водоснабжения под дорогами, зданиями и другими преградами горизонтальным бурением, гидро- или вибропроколом стоимость 1 метра будет немного ниже – от 1000 до 1200 руб.

Ссылка на основную публикацию