Велосипедную дорожку в несколько десятков километров построят между городами Подмосковья

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Темы в материале

Поделиться

Потенциал Новой Москвы в плане градостроительных перспектив – колоссальный. Всего через полтора десятилетия здесь будет построено 55 миллионов квадратных метров недвижимости. А в ближайшей перспективе, помимо жилья, москвичей, проживающих в этом округе, ждут новые социальные объекты, улучшение транспортной инфраструктуры и много другое. Обо всем этом “ВМ” рассказал в интервью глава Департамента развития новых территорий города Москвы Владимир Жидкин.

Вчера в Троицком и Новомосковском округах был введен в эксплуатацию новый жилой дом почти на пятьсот квартир, а также стало известно, что новый торговый центр “Свежий рынок Московский” в округе будет сдан в первой половине этого года. О том, что еще планируется построить на присоединенных территориях и какие перспективы развития у двух округов, “ВМ” рассказал глава Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин во время визита в нашу редакцию.

Нынешний градостроительный потенциал Новой Москвы оценивается более чем в 55 миллионов квадратных метров недвижимости различного назначения. Именно такой объем может быть построен до 2035 года. А вложить в современные объекты предстоит свыше 3,5 триллиона рублей. Подробнее о возможностях и перспективах обустройства Троицкого и Новомосковского округов рассказал глава Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин. Руководитель столичного ведомства посетил редакцию “Вечерней Москвы”, ответив на вопросы редколлегии.

Инфраструктура для жизни

– Владимир Федорович, давайте обсудим итоги 2019 года. Какие значимые объекты были построены за прошедший год?

– Стоит начать с того, что мы перешагнули планку в полтора триллиона рублей – это те средства, которые вложены в развитие Троицкого и Новомосковского округов как городом, так и частными компаниями. При этом более триллиона вложили инвесторы. Львиная доля их капиталовложений пришлась на создание комфортного жилья. Современные дома – уже сами по себе знаковые объекты. У них красивые фасады, удобные планировочные решения, благоустроенная прилегающая территория.

Мы заранее поставили задачу девелоперам – уйти от типовой застройки, создавать красивые дворы без машин, добавлять социальные объекты в формирующихся микрорайонах.

Только так мы создаем не новый спальный район, а мегаполис, в котором хочется жить, учиться, отдыхать и работать, открывать для себя что-то новое. Если говорить о знаковых объектах, то стоит отметить крупнейшую больницу в Коммунарке. Совсем недавно стало известно, что сразу пять московских проектов вышли в финал Международного конкурса в области недвижимости и городского развития MIPIM Awards. В категории “Лучший объект в области медицины” (Best healthcare development) финалистом конкурса стала как раз строящаяся больница в Коммунарке.

– Она скоро откроет двери для пациентов?

– К настоящему времени завершена первая очередь строительства многопрофильной больницы. Медицинский центр – одна из крупнейших современных клиник в нашей стране и в столице, он располагает всеми необходимыми средствами, а также лечебными, хирургическими и диагностическими возможностями. Здесь будут лечить практически все виды заболеваний – от сосудистых до онкологических. Площадь комплекса – около 160 тысяч квадратных метров, здесь планируется девять корпусов, рассчитанных на 1066 коек. Первая очередь больницы начнет работать в ближайшие месяцы. Во вторую очередь здесь откроют роддом, детскую больницу и амбулаторный центр. Получать медицинскую помощь в нем смогут жители Троицкого и Новомосковского округов, Бутова и других близко расположенных районов.

– Владимир Федорович, давайте вернемся к теме инвестиций. Как город вкладывается в развитие присоединенных территорий?

– В первую очередь Москва заботится о создании дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры. Инвесторы получают подготовленные участки – оформленные и с выходом на инженерные коммуникации, до них легко добраться по широкому шоссе или даже на метро. Достижение 2019-го – открытие четырех станций Сокольнической линии метрополитена.

В перспективе продлим красную ветку городской подземки за Коммунарку – до Потапова. Кроме того, дополнительными километрами прирастет Калининско-Солнцевская линия, а юго-запад, юг столицы и новые округа соединит будущая Коммунарская ветка. Ее, кстати, уже строят.

– Какой эффект от ввода метро уже ощутили жители присоединенных территорий?

– Строительство новых метростанций – один из драйверов развития. Первыми эффект от ввода почувствовали простые жители – станции позволяют экономить до одного часа в день. На сегодня их охват порядка 3,6 тысячи квартир. Станции помогают и бизнесу. Нежилые объекты, находящиеся в шаговой доступности от метро, пользуются безусловным успехом у клиентов, партнеров и инвесторов. Если перевести в денежный эквивалент, то на развитие метрополитена потрачено порядка 100 миллиардов рублей. В течение пяти-шести последующих лет в Троицком и Новомосковском округах появится порядка 20 станций метрополитена. А к 2035 году сеть городской подземки на присоединенных территориях вырастет на 72 километра. Это 33 станции, которые обслужат четыре новых электродепо.

А это, между прочим, еще тысячи рабочих мест в Новой Москве для жителей двух самых молодых округов.

По современным трассам

– Владимир Федорович, а с дорогами какая ситуация?

– Также большое внимание уделяем строительству дорог – только за последние семь с небольшим лет сдано в эксплуатацию чуть более 200 километров магистралей.

– А в деньгах это можно измерить?

– В создание улично-дорожной сети Троицкого и Новомосковского округов уже вложено свыше 160 миллиардов рублей. Если говорить о дорогах, то все сданные в эксплуатацию трассы имеют как минимум четыре полосы движения, оснащены выделенными полосами, а широкие тротуары освещены энергоэффективными светильниками – для безопасности всех участников движения. Есть также велодорожки и остановки общественного транспорта. Благодаря этому не только связь с исторической частью столицы стала прочнее и проще, но и между поселениями передвигаться на автомобиле можно намного быстрее.

А каковы перспективы развития улично-дорожной сети в новых округах в ближайшие годы? Раньше этот вопрос стоял достаточно остро, основная проблематика снята, но Троицкому и Новомосковскому округам все еще нужны качественные магистрали.

Работу по их созданию продолжим – в ближайшие годы город введет свыше ста километров дорог в Новой Москве. Еще более 200 километров трасс находятся в настоящее время в проектировании. Средства на реализацию проектов заложены в Адресной инвестиционной программе. Ее город утвердил на три года.

Упор на социалку

– Если уж мы говорим о будущем, Владимир Федорович, каковы перспективы развития присоединенных округов в ближайшие три года – пять лет?

– Со стороны города планируется сдать новые станции метро, о которых я упомянул выше, проложить дороги, продолжить работу по созданию социальных объектов и инженерной инфраструктуры. Вот на последней я как раз бы остановился. Напомню, что мы практически сразу – с момента присоединения территорий к Москве – начали заниматься вопросом обновления коммуникаций. Только при наличии качественных коммуникаций можно планировать строительство жилья, социальных объектов, культурных и спортивных центров. Эта работа идет постоянно: к 2035 году мы в четыре раза увеличим объемы электроснабжения, вдвое – теплоснабжения, в пять раз – снабжения водой и в шесть раз – газом. Уже сейчас заложено свыше 25 миллиардов рублей для создания инженерных сетей. Эти средства пойдут на инженерию и предусмотрены до 2023 года. Важно, что именно сейчас мы закладываем необходимость создания мощных сетей, чтобы они смогли обслуживать новостройки на долгие годы вперед.

– Владимир Федорович, еще несколько лет назад Новой Москве остро не хватало социальных объектов. Как обстоят дела сейчас?

– За прошедшие годы мы переломили эту негативную тенденцию – сдано более 70социальных объектов: школ, детских садов, объектов здравоохранения и безопасности. К примеру, только в прошлом году было введено десять значимых объектов: завершено строительство первой очереди крупнейшего больничного комплекса в Коммунарке, сдана поликлиника в Щербинке, на карте присоединенных территорий появились современные детские сады и школы. За семь с небольшим лет в Троицком и Новомосковском округах открылись 44 детских сада, 17 школ и 11 объектов здравоохранения. В ближайшие три года мы удвоим показатели: почти 70 социальных объектов сдадим до 2023 года включительно.

Центры для культуры и отдыха

– А в сфере культуры появятся знаковые объекты?

– По поручению мэра Москвы Сергея Собянина впервые в Адресной инвестиционной программе появились средства, причем очень значительные, на создание в Троицком и Новомосковском округах объектов культуры. Почти 13 миллиардов рублей будут израсходованы на строительство музейного многофункционального депозитарно-выставочного комплекса в Административно-деловом центре в Коммунарке, культурных центров в Кленовском и Михайлово-Ярцевском, школы искусств в поселении Московский, дома культуры в Киевском, а также на реконструкцию детской школы искусств в Троицке и дома культуры в поселении Десеновское. В перспективе детские школы искусств будут строиться в селе Красная Пахра, поселках Воскресенское и Щапово.

– А где появятся парки и рекреационные зоны в Новой Москве?

– Парки и скверы обустраиваются на территории жилых комплексов. Все-таки Новая Москва – это еще и экологическая территория, красивые природные виды. За прошедшие годы обустроено 19 парков. А до 2035 года их число вырастет в четыре с половиной раза.

Окупить вложения

– Владимир Федорович, а как возвращаются городские вложения с помощью налогов? Есть ли плюс для инвесторов от проектов? И что получает город, присоединив более семи лет назад территории Подмосковья?

– Во-первых, город получает возможность развиваться. Увеличивается его градостроительный и экологический потенциал. Во-вторых, повышается доступность жилья – цены в Новой Москве ниже, чем в старых городских границах. Да и мы видим, что Троицкий и Новомосковский округа становятся все популярнее у молодых семей – они составляют примерно две трети от общего числа покупателей жилья. Что касается налогов: плюс обязательных отчислений мы увидели уже через год работы. Если в 2013 году бюджет получил почти 16 миллиардов рублей в казну, то последующий рост отчислений составлял в среднем 28,14 миллиарда рублей ежегодно. В настоящее время почти втрое выросла налогооблагаемая база, а в пятилетней перспективе показатель отчислений в бюджет Москвы от Троицкого и Новомосковского округов превысит планку в 90 миллиардов рублей. А это означает, что созданные рабочие места, строительство новых объектов и увеличение числа жителей Новой Москвы дают результаты. Получается, что мы на верном пути, строя мегаполис будущего.

– Жилье также играет большую роль в развитии самых крупных столичных округов. Какие наметились тенденции в этой области сейчас?

– Только в 2019 году девелоперы ввели почти 1,24 миллиона квадратных метров жилья, на объекты индивидуального жилищного строительства пришлось почти 376 тысяч “квадратов”. Еще более 700 тысяч квадратных метров составляет нежилая недвижимость. Это объекты социального, промышленного, офисно-делового, культурного назначения. Уже подсчитали: в совокупности этот показатель составляет почти четверть общегородского объема ввода недвижимости. Жилье в ТиНАО и дальше будет строиться одновременно с созданием масштабной социальной инфраструктуры.

– Планы на этот год по недвижимости уже есть?

– В Троицком и Новомосковском округах сейчас действуют разрешения на строительство семи миллионов квадратных метров жилой недвижимости. В этом году на присоединенных территориях планируем ввести порядка двух миллионов “квадратов” жилья, включая многоэтажные комплексы и индивидуальные дома.

А всего с июля 2012 года в Новой Москве введено более 13 миллионов “квадратов” жилья.

Справка

Владимир Федорович Жидкин родился в 1963 году в городе Саранске. Окончил в 1985 году Мордовский ордена Дружбы народов государственный университет имени Огарева. Начинал в 1985 году с мастера строительного участка, а в начале 2000-х занимал руководящие позиции в строительных компаниях. В 2003-2008 годах – первый заместитель, заместитель министра строительства Московской области. В 2008-2009 годах – министр жилищ но-коммунального хозяйства правительства Московской области. В 2009-2012 годах – заместитель председателя правительства Московской области. В мае 2012 года назначен руководителем Департамента развития новых территорий.

Имеет различные награды и поощрения: благодарность губернатора Московской области, знаки губернатора Московской области “Благодарю”, “За полезное”, знак отличия “За заслуги перед Московской областью”, орден Ивана Калиты. Заслуженный строитель Российской Федерации.

Велосипедную дорожку в несколько десятков километров построят между городами Подмосковья

Greenpeace — это независимая международная некоммерческая организация.

Мы работаем только на частные пожертвования граждан и не принимаем финансирования от коммерческих, государственных и политических организаций.

ОМННО «Совет Гринпис» © 2019

Многие до сих пор думают, что велосипед — это только спорт и поездки по паркам. Развитие велосипедного транспорта они считают бесполезными фантазиями.

Отговорок много: от «в России слишком холодно» до «велосипеды для нищебродов». Но пока одни объясняют, почему это невозможно, другие воплощают мечты в жизнь. Проблем, конечно, много, но даже в нашей стране уже есть города, которые пошли путём велосипедизации.

Москва, Никитский бульвар

По данным опроса Greenpeace, россияне недовольны развитием велоинфраструктуры: из 55 городов, жители которых участвовали в исследовании, более половины опрошенных положительно или нейтрально оценили удобство веломаршрутов лишь в четырёх городах, а их безопасность — в семи. Протяжённость, доступность и связность веломаршрутов получили ещё меньше одобрительных оценок.

Greenpeace также попросил городские власти рассказать, какие меры они принимают, чтобы снизить загрязнение воздуха. Среди возможных вариантов было и развитие велоинфраструктуры. Ответы пришли из 43 городов, из которых лишь 18 перечислили меры по развитию экологичного транспорта. Правда, и в некоторых из этих 18 городов администрации верят в мифы о некомфортных климатических условиях, недостаточных технических возможностях, дефиците территории для создания велодорожек.

К тому, что на велосипеде можно ездить по городу не только для развлечения, постепенно приходит Москва, где уже были приняты меры по развитию велосипедной инфраструктуры. Сейчас в Москве построено 230 км велосипедных полос и дорожек: 90 км на улично-дорожной сети и 140 км — в парках. Кроме того, велоинфраструктура столицы включает 1867 парковок на 11 656 мест и 430 станций велопроката с 4300 велосипедами.

На портале мэра Москвы указана другая протяжённость велосипедной сети — 773 км. За велодорожки здесь выдают выделенные полосы для общественного транспорта — ПДД разрешают велосипедистам двигаться по ним с 2015 года. Но отношение к «выделенкам» у велосипедистов неоднозначное. С одной стороны, это делает их передвижение более удобным, особенно на улицах с односторонним движением, где движение по «выделенке» идёт против потока. С другой — по «выделенкам» со своей обычной скоростью движутся автобусы и такси, которые велосипедисты воспринимают как опасность. За рубежом на выделенных полосах, где допускается велосипедное движение, скорость моторизованного транспорта ограничена.

Читайте также:  Интерьер. Как добавить уникальный антиквариат в интерьер вашего дома?

Сейчас развитие велоинфраструктуры в Москве поставили на паузу: сеть велодорожек перестали расширять, а существующую — не улучшают, хотя её качество оставляет желать лучшего. Из-за ошибок при планировании сеть велодорожек получилась несвязной и кучной. Есть и «культурные» проблемы — автомобилисты безнаказанно паркуют свои автомобили на велополосах.

Городская среда с большим количеством подземных переходов, тоннелей, изрезанная железнодорожными путями, враждебна для велосипедистов. Это подтверждает серия интервью с жителями Москвы:

«Бульварное не очень комфортно, паркуются на велополосах, нервничаешь», — Олег, 23 года.

«На велодорожке чувствуешь себя незащищённым. На тротуаре можешь предвидеть поведение пешеходов, а на велодорожку они могут неожиданно выскочить, у людей нет привычки, что там свои правила», — Ирина, 27 лет.

«Не хватает велодорожек из спальных районов в центр, например, на Варшавском шоссе можно что-то придумать обособленное, как на Неглинной, и вдоль других магистралей — Ленинского проспекта, к примеру», — Пётр, 30 лет.

Санкт-Петербург также выходит на путь велосипедизации. Потенциал для развития сети велосипедных маршрутов здесь большой: по данным Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, 34 % поездок на личном автомобиле и 46 % поездок на метро совершаются на расстояния менее 10 км, а значит их можно легко заменить на велосипедные.

В рамках проекта «Велосипедный Петербург» к 2020 году доля велосипедистов в дорожном трафике должна достичь 5 %. Для этого планируется увеличить протяжённость сети велодорожек до 201,2 км (сейчас 81 км), создать парковки для длительного хранения велосипедов у станций метро и вокзалов, а также увеличить количество велосипедов в системе городского велопроката до 1500 (сейчас 366).

«В наших планах строить по 40 километров велодорожек в год. Если мы сохраним такой темп, то уже через 10 лет в Петербурге появится единая сеть, покрывающая основные маршруты — велосипедный каркас города», — отмечает советник вице-губернатора Санкт-Петербурга по велотранспорту Дарья Табачникова.

«Мы стараемся подключать общественность на всех этапах создания велоинфраструктуры: на этапе планирования мы учитываем предложения граждан, проводим общественные слушания во всех районах, на этапе проектирования и строительства привлекаем общественников, проводим рейды по велосополосам, проверяем качество и безопасность», — говорит Дарья.

Как и в Москве, прежде чем расширять велосипедную сеть в Петербурге, стоит решить проблемы, с которыми сталкиваются пользователи уже существующей инфраструктуры. К примеру, то, что за зиму разметка стирается, а на велополосах паркуются автомобили. Местные СМИ и соцсети велосообществ пестрят новостями об избиении велосипедистов, сделавших замечание водителю, который припарковал свой автомобиль на велодорожке.

Но главная проблема, по словам Дарьи, заключается в том, что у городской власти нет чётко сформулированной позиции — велосипедизацию тормозит множество запретов со стороны разных инстанций, среди которых Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству и другие. Особенно сложно согласования проходят в историческом центре. Поэтому сейчас важно разработать единую схему развития велосипедной сети на 10 лет вперёд, в которой каждый участок сети будет согласован заранее.

Примером для других российских городов может служить Альметьевск, велосипедную инфраструктуру для которого планировало датское бюро Copenhagenize Design Company. До запуска программы велосипедизации в городе было всего 4 км велодорожек, из которых 3,1 км — в парках. За 2016 год построили ещё 50 км велодорожек, связанных в единую сетью, а у «точек притяжения» появились парковки. За 2017 год протяжённость велодорожек возросла до 83 км, а к 2020 году планируется расширить сеть до 200 км. Велоинфраструктуру в Альметьевске развивают по инициативе администрации города, но при этом советуются с горожанами: основу для решений формируют результаты соцопросов.

Помимо велодорожек, в Альметьевске есть наклонные урны для велосипедистов, специальные поручни на перекрёстках, а также счётчик велосипедистов. © LetsBikeIt

В других городах велосипедизация пока буксует: их властям не хватает политической воли, чтобы признать велосипед полноценным видом транспорта и включить его в программы развития транспортной системы.

В Екатеринбурге протяжённость велодорожек сейчас составляет около 20 км и нет велопроката. Элементы велоинфраструктуры входят в проекты реконструкции улиц, то есть их смогут построить только в составе других проектов. Так, в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу были реализованы проекты реконструкции улиц с учетом создания велодорожек на проспекте Ленина, улице Татищева и в Академическом районе. Правда, по словам урбаниста Владимира Злоказова, велодорожки спроектированы не лучшим образом — в будущем эти ошибки придется исправлять. Развитию велоинфраструктуры в Екатеринбурге мешает отсутствие диалога между городскими властями и велосипедным сообществом.

Казань, где в 2013 году раньше других российских городов появилась система общественного проката (сейчас в ней 120 велосипедов), других велосипедных достижений не имеет. Существующая велоинфраструктура состоит из небольшого кольца в центре и двух велодорожек в скверах, общая протяжённость которых составляет всего 4,8 км.

При этом Казань является пилотным проектом программы развития ООН «Сокращение выбросов парниковых газов от автомобильного транспорта в городах России», в рамках которого был проведён тендер на разработку велодорожек. Проект включили в план развития городской велосети. Если он будет реализован, велосеть должна расшириться до 136,5 км.

Также в этой программе участвует Калининград. Это единственный город в России, в генеральный план которого внесена схема развития велосипедной сети — 160 км до 2035 года. Пока что в Калининграде всего 23 км велодорожек и тоже нет городского проката.

Российские города отличаются довольно активными велосипедными сообществами. Правда, добиться своего им удаётся не всегда. Например, активисты «ВелоСамары», одного из крупнейших в регионе велосообществ, безуспешно предлагают не тратить деньги на разметку 3,5 км велодорожки по набережной Волги, где всегда гуляют люди, а установить знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением» и уделить больше внимания другим улицам города.

К Чемпионату мира самарские власти проложили ещё около 25 км велодорожек Московскому шоссе и Ново-Садовой улице, но они сначала идут под одной стороне дороги, а потом по другой, из-за чего чаще происходят ДТП. Не соответствует ГОСТу и ширина велодорожек: на них с трудом разъезжаются два велосипедиста.

Велодорожка на набережной Самары. Фото © Валерий Тихонин

«ВелоВоронеж», объединение всех велосипедных сообществ для совместного преобразования города, готовит проекты создания элементов велосипедной инфраструктуры в городе. Существующие велодорожки протяжённостью 8,6 км в основном расположены в парках и на тротуарах, которые редко оборудованы пандусом на пересечениях улиц. В городе постепенно появляются велопарковки, но чаще всего это инициатива местного бизнеса. На предложения велосообщества создать велополосы в конкретных местах власти пока отказывают. При этом в планах администрации есть пункты по развитию велоинфраструктуры, но с привлечением внебюджетных средств.

Ситуация во многих российских городах очень похожа: есть развитое велосообщество и высокий спрос на инфраструктуру, но властям эта тема неинтересна и они не ведут диалог с городским сообществом. Велоинфраструктура состоит из разрозненных кусков, плохо обслуживается и часто конкурирует за пространство с пешеходной инфраструктурой.

Но первые шаги в нужном направлении уже сделаны. Нужно лишь довершить начатое — и, велосипеды станут важной частью транспортной системы, которая избавит наши города от вредных выбросов личных автомобилей.

Десять лучших городов Подмосковья

Составить рейтинг лучших городов Подмосковья не так просто: все зависит от того, по каким критериям вы выбираете лучший город для жизни. Здесь можно найти место на любой вкус: музеи и исторические достопримечательности в шаговой доступности, экологически чистые места и урбанистичные районы, высокий уровень жизни и благоустроенные общественные пространства. Численность населения в самом крупном округе здесь едва достигает полумиллиона человек: после шумной и тесной столицы Подмосковье станет для вас уголком спокойствия и комфорта, своеобразным «местом силы». При этом оно сохраняет все плюсы столичной агломерации с его удобствами, транспортной доступностью, высокими темпами роста и качеством жизни. Специально для наших читателей мы составили Топ-10 городов Московской области, в которых приятно жить, отдыхать, развлекаться и работать.

1. Красногорск

Неофициальная столица Московской области с футуристичным Домом правительства, который легко представить на обложке фантастического романа. Красногорск — молодой город, которому нет и ста лет, он находится буквально в пешей доступности от столицы: от Московской кольцевой автодороги его отделяет всего один километр. Специалисты отмечают благоприятную, несмотря на близость к мегаполису, экологию, развитую инфраструктуру и высокую транспортную доступность. Есть маршрутные такси, автобусы, электрички и близкое метро. При этом если раньше на въезде-выезде в город постоянно стояли пробки, с открытием нового путепровода на пересечении Волоколамского и Ильинского шоссе ситуация стала радикально лучше. К концу года в округе планируют ввести уже второй этап многоуровневой развязки, которая еще больше разгрузит местные дороги.

В Красногорске расположены «Крокус Сити Холл» и «Крокус Экспо» — таким образом, он находится в центре экономической, деловой, культурной и модной жизни региона. Здесь есть собственная филармония и усадьба Архангельское, где каждое лето проходят знаменитые на всю страну джазовые фестивали со звездами мирового уровня. Рядом — Москва-река, леса и много зелени; имеется и собственный дуб-долгожитель возрастом в четверть тысячелетия. При этом в самом городе огромное количество новостроек комфорт- и бизнес-класса с развитой социальной инфраструктурой, что делает его крайне привлекательным как для жизни, так и для инвестиций в жилье.

2. Одинцово

Еще один город, стабильно попадающий в первые строчки рейтингов. Одинцово по праву считается одним из самых чистых и удобных для жизни городов Подмосковья и качеством благоустройства не уступает столице. Здесь есть государственные и частные школы и садики, многочисленные магазины, фитнес-клубы, кафе и рестораны, в том числе премиум-класса, развитая индустрия красоты и великолепная экология: город буквально утопает в зелени, рядом с ним немало санаториев.

Хорошая ситуация и с транспортом — Одинцово пересекает Можайское шоссе, у южной границы проходит трасса М-1, на противоположном конце — Северный обход Одинцова. Кроме того, этим летом стартует строительство нового выезда из Трехгорки.

Одинцово — молодой город на древней земле, любители истории найдут здесь для себя немало интересного. Так, в округе находятся Одинцовские курганы XI-XIII веков. А для ценителей современности и здорового образа жизни есть крупный спортивный парк имени Ларисы Лазутиной со знаменитой лыжероллерной трассой.

В городе действуют филиалы МГИМО и РГГУ, среди домов преобладают высотки комфорт-класса. Учитывая высокую привлекательность, жилье здесь недешевое, но специалисты отмечают, что на местном рынке всегда появляются интересные варианты.

3. Истра

Старинный город в 40 километрах от Москвы, также с шикарной экологией, низкими ценами на жилье, неплохой транспортной доступностью, живописными видами и большим количеством санаториев, пансионатов и баз отдыха. Неудивительно: две трети округа занимают леса, поля и водоемы, а Истринское водохранилище является излюбленным местом отдыха горожан.

Здесь правят бал не высотки, а индивидуальное жилье: таун-хаусы, дюплексы и коттеджные поселки с рекреационными зонами и городскими коммуникациями. Отличная спортивная инфраструктура: фитнес-центры, бассейны, горнолыжный клуб; на местных реках развит водный туризм со сплавом на байдарках, серфингом, водными лыжами.

С социальной инфраструктурой тоже все отлично: есть садики и школы, магазины и торговые центры. Здесь располагается старейший в Московской области драматический театр, а также Новоиерусалимский монастырь и «Новый Иерусалим» — один из крупнейших музеев России с регулярными выставками и экскурсиями, мощный центр притяжения туристов.

Добираться в Истру очень удобно. Можно проехать электричкой от метро «Дмитровская», «Войковская» или «Тушинская», Рижского или Курского вокзалов до любой из двух станций в городе, Истры или Новоиерусалимской. Дорога займет час-полтора. Много альтернатив в виде автобусов и маршруток. Автомобилистам полезно узнать, что в пяти километрах проходит Новорижское шоссе, а по территории самого округа — трасса М-9 «Балтия», Большое и Малое Московские кольца.

4. Королев

Космическая столица России — наукоград с прекрасной экологией и парком «Лосиный остров». В этом красивом современном городе, окруженном лесами, живет множество ученых и высококлассных специалистов. Летом на улицах стоят причудливые скульптуры из зелени, есть немало парков и тихих двориков. Это один из самых благоустроенных и привлекательных городов Московской области. Королев пересекает Клязьма, там же находится Яузский водоболотный комплекс и множество мелких водоемов, идеальных для летнего отдыха.

В городе немало детских садов и школ с качественным образованием, действуют крупные вузы, в том числе Международный космический университет имени Циолковского, Королевский институт управления, экономики и социологии и ряд филиалов столичных вузов, в том числе МГТУ имени Баумана и Университета «Синергия». Таким образом, здесь есть, где работать и учиться, но и до Москвы добраться недолго: город находится в шести-семи километрах от МКАД по Ярославскому шоссе.

5. Видное

Небольшой современный город в Ленинском районе в трех километрах от МКАД, с развитой торговой и развлекательной инфраструктурой и обилием новых домов с комплексной застройкой. В нулевых получил звание самого благоустроенного города России с населением до ста тысяч жителей. До сих пор здесь живут немногим больше 60 тысяч человек — этакая тихая гавань под боком столичного монстра. Здесь много рек, прудов и парков — Видновский, Радужный, Тимоховский, Жуковский, Ермолинский.

Среди достоинств Видного специалисты отмечают хорошую экологию, транспортную доступность и недорогое жилье, а также социальную инфраструктуру, предлагающую все важные объекты буквально в шаговой доступности, от школ и садиков до поликлиник и магазинов.

Для многих будет актуальна близость к столице: добраться до мегаполиса можно всего за пятнадцать-двадцать минут. В город ходят электрички от Павелецкого вокзала, автобусы и маршрутки от «Кантемировской» и «Домодедовской» станций метро. Есть удобные автомобильные развязки, не пересекающиеся с железнодорожными путями.

Читайте также:  Выбираем пластиковые окна: какую модель лучше поставить

Развита собственная индустрия отдыха и досуга, неподалеку действует музей-заповедник «Горки Ленинские», куда нередко ездят культурные жители столицы. В целом Видное — это комфортный, компактный, удобный для жизни город.

6. Раменское

Город с цветными домами и отлично развитой инфраструктурой, эффектным готическим храмом и легендарной гжельской мануфактурой. Эксперты называют Раменское одним из лучших городов Московской области, здесь активно обновляется жилой фонд и высоко ценится недвижимость: если несколько лет назад это был типичный провинциальный городок, то сейчас здесь идет активная застройка, появилось несколько крупных торговых центров, множество фонтанов, парк с велодорожками. Кроме того, Раменское признали самым чистым в Подмосковье: здесь едва ли не раньше всех в регионе перешли на раздельный сбор мусора.

В Раменском есть целый микрорайон с цветными домами, на которых изображены городские пейзажи, окрестности и местные жители. Другая яркая особенность — памятники героям сказок и мультиков, разбросанные по городу. Гуляя, здесь можно встретиться с зайцем и волком из «Ну погоди!», Крокодилом Геной и Чебурашкой, Мухой-Цокотухой и героями «Простоквашино». А еще есть собственный ипподром со школой верховой езды.

Город расположен в 30 километрах к юго-востоку от столицы; путь на электричке до метро «Выхино» займет не больше сорока минут. С транспортом, по словам местных жителей, здесь вообще все хорошо: три железнодорожные и одна автобусная станция, а для максимальной быстроты курсирует скоростной поезд «Спутник» с кондиционером и вай-фаем.

7. Реутов

Город у метро «Новокосино», отделенный от столицы буквально несколькими сотнями метров. Здесь много комфортных новостроек, что делает его особенно привлекательным для москвичей, мечтающих о недорогом собственном жилье: эксперты по недвижимости называют его одним из самых желанных вариантов, а жители считают достойной альтернативой Москве.

Реутов буквально вылизан и регулярно попадает в рейтинги государственных инспекций, контролирующих благоустройство. Здесь отличная торговая инфраструктура на разный достаток и привычки, от недорогих сетевых магазинов до крупных супермаркетов, развитая спортивная и бьюти-индустрия. Есть бесплатные занятия в парках, воркауты и ледовый дворец, а также кинотеатры, боулинг и яблоневый сад для прогулок. Помимо обычных образовательных учреждений в Реутове действует детский технопарк «Кванториум», где ребята бесплатно занимаются айти и робототехникой. А еще у города есть собственное лицо — «Железная леди», семидесятипятилетняя Людмила Колобанова, победившая в десятках российских и международных марафонов.

8. Коломна

Древний город с мощным историческим бэкграундом, собственным кремлем и развитой туристической индустрией. Коломна — уже совершенно самостоятельный конгломерат, от Москвы ее отделяет более ста километров. Здесь действуют собственные производства и, по отзывам местных жителей, несложно найти работу.

В городе сохранилась историческая застройка, много зелени и благоустроенные жилые кварталы. Здесь протекают сразу три реки: Москва, Ока и Коломенка. Многие отмечают насыщенную культурную среду с собственными традициями, объединениями художников и музыкантов. Помимо многочисленных культурных и религиозных памятников, которых насчитывается более четырехсот, есть музей пастилы и огромное число баров, кафе, клубов и ресторанов.

В Коломне немаленькая спортивная инфраструктура: в одноименном конькобежном центре проходят соревнования мирового уровня, действует крупнейший в Европе парашютный клуб «Аэроград». Это живописный и уютный город, который непременно полюбят ценители истории и туризма.

9. Домодедово

Несмотря на крупный авиаузел под боком, Домодедово по праву считается одним из экологических оазисов Московского региона. Город со всех сторон окружает лесопарковая зона, а в нем самом действует несколько санаториев, домов отдыха и оздоровительных комплексов. Он привлекает оригинальными холмистыми ландшафтами и сосновым бором.

Главное преимущество Домодедово — комфортное расположение, развитая экономика и экология. Город активно застраивается и прирастает новыми микрорайонами. По сравнению со столичными ценами жилье здесь недорогое, есть качественная социальная инфраструктура.

До ближайшего метро — «Варшавской» или «Нагатинской» — от платформы «Домодедово» в центре города можно добраться на электричке за полчаса. Если ехать до Павелецкого вокзала, время в пути возрастет до пятидесяти минут. Станций в округе много, можно выбирать ближайшую к дому. Кроме того, по Каширскому шоссе до «Домодедовской», «Кантемировской» и «Красногвардейской» активно курсируют автобусы и маршрутки, дорога при свободных дорогах не превысит получаса. На авто к столице можно доехать по платной автодороге М-4 «Дон», Старокаширскому шоссе либо трассе А-105.

10. Сергиев Посад

Духовная столица Подмосковья и знаменитый город Золотого кольца, который невозможно обойти ни в одном обзоре. О его туристических и паломнических достоинствах можно написать несколько отдельных статей, но Сергиев Посад хорош не только для краткосрочных поездок и исторических экскурсов, но и для жизни. В 2014 году здесь с размахом отмечали 700-летие Сергия Радонежского, в связи с чем город активно обновляли и благоустраивали. В качестве неожиданного бонуса: местные жители отмечают приятный климат и мягкие зимы.

Новостроек здесь немного. Сергиев Посад находится далеко от столицы — в полусотне километрах от МКАД — и подойдет любителям маленьких игрушечных городков и живой истории. Здесь действует собственный театр, регулярно проводятся выставки и фестивали. Кроме того, это крупнейший центр богословского образования в Русской Православной Церкви.

Из Москвы доехать до города можно электричкой либо автобусом с Ярославского вокзала.

Велосипедную дорожку в несколько десятков километров построят между городами Подмосковья

Другие маршруты подмосковных велопрогулок Маршрут победителя первого тура
Саша Зубков

Филологический маршрут “Переделкинские дачи” расположен к юго-западу от Москвы и залегает между Минским и Боровским шоссе. Начало трасса берет от ж/д платформы Переделкино (если вы не житель ЮЗАО, то доберетесь сюда от Киевского вокзала за 20 мин. и 28 руб.). Первая точка маршрута – пасторальная резиденция Патриарха РПЦ. Сделайте круг вокруг нее и следуйте на северо-запад по ул.Погодина (см. карту). Заверните к ресторану “Солнце”, сразу за ним, объятое тенистыми тропинками, стоит здание литфонда “Дом творчества”. Далее по указателю сворачивайте к даче Пастернака. Дом-музей работает все дни, кроме понедельника. Перед поселком Переделки, сверните направо к роднику. Отсюда – к Самаринскому пруду. Огибайте поселок Измалково и держитесь юга по ул.Лермонтова. От нее – на ул.Гоголя находится дача-музей Евтушенко, а на ул.Довженко – дача Окуджавы. Спускайтесь к финишу, ж/д станции Мичуринец. Маршрут актуальный и культурный, обкатан этой весной. Дорога асфальтированная, машин мало.


Маршруты остальных участников конкурса Орфография и пунктуация авторов сохранены.

Александр Абрамов

Строгино-Крылатское-Фили. Прекрасный маршрут по пешеходным зонам, спокойным улицам и московским лесам. Можно начинать и заканчивать в любой точке, метро Строгино, Крылатское, Молодежная, Кунцевская, Филевский парк. Мой вариант из Строгино через Троице-Лыково, древний храм и лес (2-я Лыковская улица) попадаем в Крылатское. Для машин здесь проезд закрыт 🙂 небольшой участок по Крылатской улице и снова в парк между Живописным мостом и тоннелем и рекою. Высокий красивый берег. Далее под Живописным мостом и вдоль реки через поселок Речник. Можно срезать и проехать вдоль гребного канала по асфальту. Дальше вдоль реки все время вдали от автодорог Суворовский, Солдотенковский, Ворошиловский парки попадаем в Филевский парк, где можно найти традиционные городские развлечения, перекусить и пополнить запасы пресной воды:) Обратно возвращаемся или так же, или вдоль дорог по асфальту, как мы. А можно и на метро несколько остановок вернуться. Маршрут у нас вышел 30 км, но можно сократить!


Маршрут №2
“Строгинская шутка” Маршрут комбинированый, идеален, чтобы удивить ребенка или любимую девушку. Стартуем в любой точке и едем на пристань Троице-Лыково. Надо подгадать под расписание речного трамвая. Грузимся с великами на теплоход, наслаждаемся видами с палубы. Сходим на пристани на улице Исаковского. “Ищем” дорогу домой. дети в восторге, разрыв шаблонов. О такой велосипедной прогулке он будет долго всем рассказывать. Сухопутная часть маршрута 7км. Водная часть 6км

Маршрут №3
Строгино – Крылатское – Серебрянный бор – Щукинская – Строгино. Протяженность 20км, большая часть маршрута проходит вдали от дорог, на всем маршруте минимум пересечений проезжих частей, везде можно проехать по тротуарам. Подходит для поездок с детьми. Единственная сложность поднять и спустить велосипед по лестницам на Живописный мост. Но мы справились.Ну а по Серебрянному бору можно кататься бесконечно! Из Строгино через Троице-Лыково в Крылатское, небольшой кусочек по ул. Крылатская и снова вдоль реки долестницы на Живописный мост. После моста попадаем к мосту в Серебрянный бор, где можно кататься сколько угодно. Затем по Живописной улице, Строгинскому мосту возвращаемся в Строгино. Круг можно начинать от метро Строгино, Крылатское, Щукинская. Время от одно часа.

Сергей Мухин
Станция Расторгуево (Павелецкое направление)-Усадьба Суханово-город Подольск- с.Дубровицы (Знаменская церковь)Обратный путь: Дубровицы-станция Подольск–Курский вокзал.Длина маршрута – 30 километров (Расторгуево-Дубровицы + 8 км-Дубровицы-Подольск). Рассчитан на средний уровень. Пролегает по автодорогам с разной интенсивностью движения, от низкой (вдоль полей) до средней (Домодедовское шоссе), лес (по-желанию), город (Подольск)От платформы Расторгуево (Павелецкого направления), маршрут ,вскоре проходит через усадьбу Волконских в Суханово (XVII-XIX)

Суханово – место крайне живописное (здесь снимали «Войну и мир»), красивый английский парк (объект садово-паркового искусства), роскошное озеро. Кроме усадьбы (арх.Кокорин), мавзолей, построенный архитектором Жилярди, еще беседка, в стиле классицизм, мост и несколько руиноподобных построек.Если у Вас горный велосипед, есть смысл проехать через усадьбу и лес до Федюково. (схема с красным маршрутом) Лес удивительный. Огромные дубы (явно при Волконских посаженые), потрясающие высокие сосны. Густая трава, в которой невозможно не поваляться  красивый ландшафт и чудные виды.Если Вы на шоссейнике или не любите кататься по лесам, можно проехать по дороге (см.схему с фиолетовым маршрутом), мимо Свято-Екатерининского мужского монастыря, но обязательно сверните в Суханово и в лес в Федюково.

Конечная цель маршрута– храм Знамения Богородицы (1690-1703), в стиле нарышкинского барокко.Каменная церковь и очень красивая, нет в России больше ничего похожего . Купол выполнен в виде венца, фасады украшены резьбой из белого камня и скульптурами. В плане равноконечный крест.Храм стоит на высоком берегу, на мысе, при слиянии рек Десны и Пахры. Территория – очень неплохой ландшафтный парк. Возле церкви – усадьба Голицыных (1627 год) , охраняемая двумя львами, лежащими под табличками у входа в усадьбу – «Институт Животноводства» и «ЗАГС» (вот почему так много здесь невест… и женихов) , а рядом еще один парк с аллеей. Приятного путешествия!

*Заявка в конкурсе не участвует

Друзья! Единомышленники! Любители велосипедов! Я хочу поделиться с Вами эмоциями, которые получил во время велопутешествия по маршруту Варендорф – Дортмунд – Кобленц – Триер – Саарбрюкен – Страсбург – Безансьон – Лион – Перпиньян – Барселона. Весь маршрут проходит в постоянном желании петь песни, от того, что вокруг природная красота, которая постоянно меняется и поражает разнообразием. Реки, холмы, горы, леса, замки, виноградники, дикие животные, море ярких и пахучих цветов, гостеприимные немцы, французы! Во многих городках спокойно разгуливают белые лебеди. Мимо форелевого хозяйства, где можно попробовать копченую форель и копченого угря. Клубничные поля под Вупперталем, черешневые сады в Кобленце, персики, нектарины и абрикосы в Лионе. Все можно кушать совершенно бесплатно! Постоянные дегустации вина! Ароматерапия на всем пути! А в Провансе, лавандовые поля! Убийственно красиво! Сплошной позитив и радость от приятной езды через всю Европу! Всем желаю УДАЧИ.

*Заявка в конкурсе не участвует

Я вам пишу из Пятигорска. Да, это не Подмосковье, но я просто не могу не поделиться местным живописным маршрутом, которым я с другом проехала в прошлое воскресенье. Я его начала с собственного дома. Сначала 10 км до подножья красивейшей горы Бештау по городу, а дальше по кольцу мимо Креста – это местная достопримечательность, мы доехали до спуска в город-курорт Железноводск. Спустились пешком, т. к. ехать было невозможно по такой каменистой мокрой дороге. Покатались по местному парку, отдохнули на Селитряных скалах и поехали назад мимо моего любимого Курортного Котика. Запаслись минеральной водой в источнике. Не без труда поднялись опять на “кольцо” и продолжили путешествие вокруг Бештау. Доехали до Второ-Афонского Монастыря, отдохнули и уже по асфальту с горки легко спустились в город. В итоге я дико устала, проехав в целом 50 км. Для меня, как для новичка, это было серьёзное испытание! Зато впечатления -незабываемые! Так что, будете у нас на КМВ – попробуйте этот маршрут!

*Заявка в конкурсе не участвует

Сам я не москвич, а из Красноярска. В Москве последний раз был лет 20 назад. Так что маршрут Красноярский, увы. Да и велика у меня нет, мечтаю давно (то квартира, то машина, то семья. ). Друг прожужжал все уши своим излюбленным маршрутом и обещал мне его показать. В общих чертах маршрут идет по “козьим” тропкам по заповеднику “Столбы”.

Почти 80 километров новых велодорожек появится в Подмосковье в 2017 году

Фото: m24.ru/Михаил Сипко

В 2017 году в Подмосковье планируется организовать порядка 78 километров велодорожек. Об этом m24.ru рассказал министр транспорта Московской области Михаил Олейник. Также во втором квартале года планируется запустить межсубъектный маршрут “Яуза” протяженностью около 15 километров, который соединит городской округ Мытищи с метро “Медведково” на территории Москвы.

“В этом году обустройство велодорожек запланировано в 40 муниципалитетах. Лидерами по развитию велоинфраструктуры обещают стать Дмитровский и Люберецкий муниципальные районы, Ивантеевка и Долгопрудный”, – отметил Олейник.

По его словам, в этом году в Подмосковье планируется провести обустройство веломаршрутов общей протяженностью порядка 78 километров. Кроме того, во втором квартале 2017 года планируется запустить первый маршрут между Москвой и Подмосковьем “Яуза”.

“Межсубъектный веломаршрут протяженностью около 15 километров соединит городской округ Мытищи с метро “Медведково” на территории Москвы. На территории Московской области маршрут уже полностью оборудован. Запуск веломаршрута ожидают как подмосковные, так и столичные велосипедисты. Особый интерес к нему проявляют жители Мытищ, Королева и Пушкино”, – пояснили в Минтрансе Московской области.

Читайте также:  Автоматические выключатели ЕТІ и их характеристики.

В 2016 году наибольших результатов в развитии веломаршрутной сети добились городские округа Химки, Мытищи, Лыткарино, а также Солнечногорский, Лотошинский и Шатурский муниципальные районы. При этом нулевую активность за последние три года показали городские округа Протвино, Лосино-Петровский, Балашиха, Орехово-Зуево, Звенигород и некоторые другие районы.

Межсубъектный маршрут “Яуза” начали готовить еще в 2015 году в рамках пилотного проекта по организации веломаршрутов, связывающих жилые микрорайоны Московской области со станциями столичного метрополитена. Согласно опросам общественного мнения, более 90 процентов жителей области имеют собственный велосипед и 80 процентов готовы его использовать в ежедневных поездках при наличие инфраструктуры, прежде всего, оборудованных мест хранения велосипедов.

Президент “Велотранспортного союза” Игорь Налимов считает, что количество велосипедных дорожек в Подмосковье нужно ежегодно увеличивать. “В области огромное количество памятников, музеев, интересных мест, которые можно посетить, передвигаясь по велосипедным маршрутам. Мы хорошо знаем Московскую область, как неисчерпаемый источник для усовершенствования велопередвижения как внутри городов области, так и между ними”, – пояснил эксперт.

По его словам, велосипедисты из области давно ждут открытия межсубъектных маршрутов со столицей. “Маршрут “Яуза” является долгожданным, так как у нас есть члены союза, работающие в Мытищах, и было бы прекрасно, если бы они могли спокойно приезжать в Москву до метро. Это было бы полезно для здоровья и для разгрузки дорог от автомобилей”, – подчеркнул собеседник m24.ru.

Куратор проекта Probok.net Диана Хакимова также уверена в полезности междугородних маршрутов. “Межсубъектная инфраструктура давно напрашивается в велосипедной сфере, потому что у нас, по сути, нет разделения на Москву и область, а существует общая агломерация. Многие люди живут в Подмосковье, а работают в Москве”, – подчеркнула она.

По ее словам, главное – делать такие маршруты безопасными для велосипедистов. “На данный момент нельзя сказать, что у нас все велодорожки безопасные, потому что некоторые из них идут вдоль дороги. Если сделать велодорожки безопасными, то велодвижение из области в Москву просто расцветет, тем более весь мир движется в сторону экологии”, – отметила эксперт.

Хакимова добавила, что в самих подмосковных городах также нужно продолжать наращивать темпы развития велоинфраструктуры. “Обязательно надо делать новые велодорожки, но подходить к этому с умом. Особенно они будут полезны для тех, кто и живет, и работает в городах области”, – заключила она.

Изобретая велодорожки

Сезон велопроката открылся в Москве в самом конце апреля. На четыре дня раньше прошлогоднего. Стоимость услуги не изменилась, а велосипедов (4,3 тыс.) и станций (430) стало больше.

Как обстоят дела с остальной инфраструктурой в столице и других городах страны, iz.ru рассказали велоактивисты и урбанисты.

В конце января прославилось мобильное приложение Strava. Собирая данные о тренировках спортсменов, оно наносит их на карту мира. Благодаря этому обнаружили секретные военные базы США в Африке и на Ближнем Востоке, где тренировались военные. Кроме интернет-активистов, сервисом пользуются городские чиновники при проектировании велосипедных и пешеходных дорожек. Выбирают места для прокладки новых маршрутов там, где они наиболее востребованы, а затем могут проанализировать их востребованность.

В отличие от США и Европы, Россия на Strava Global Heatmap почти целиком — темное пятно. Но и здесь есть светлые точки, указывающие на то, что где-то на Урале или в Сибири люди ездят на велосипедах. И делают это достаточно осознанно и регулярно, чтобы пользоваться трекером. Ниже — пять самых ярких точек на велосипедной карте страны.

Россия; скриншот карты Strava Global Heatmap

Москва

Население — 12,3 млн человек

Общая длина велодорожек и полос — 230 км

Москва — город с самым большим в стране количеством велосипедных полос (участков дороги с разметкой) и дорожек (отделенных от проезжей части). До 2010 года здесь было 9 км велодорожек. К концу 2016 года эта цифра превысила 200 км. За 2017 год обустроено еще 30 км, и «эти показатели выше показателей 2015 и 2016 годов», заявили iz.ru в московском департаменте транспорта.

Московские веломаршруты почему-то принято критиковать за то, что они не образуют связной сети. Между тем из 202 км велополос и 28 км велодорожек 90 км проходят не по паркам. «Связность, протяженность и безопасность — вот три основных критерия [эффективности городской велоинфраструктуры]. Одно без другого работает плохо, — считает создательница блога Velonation Анастасия Ромашкевич.

Соавтор портала «ВелоМосква» Аркадий Гершман, полностью соглашаясь с тем, что велосеть должна быть безопасной и связной — «чтобы спокойно мог проехать ребенок» — отмечает всё же, что роль велодорожек в зависимости от размеров города меняется.

Аркадий Гершман, соавтор портала «ВелоМосква»

В мегаполисах акцент делается на внутрирайонных или межрайонных поездках, например отвезти ребенка в школу. И велосипед чаще рассматривается в комбинациях с магистральным общественным транспортом. Чтобы человек мог сесть на велосипед, доехать до станции метро или электрички и дальше либо оставить велосипед на парковке или станции проката, либо взять с собой. В этой роли велосипед дополняет общественный транспорт и повышает его доступность.

Пример удачной велодорожки в Москве приводит Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ. «Если мы говорим не о рекреационных функциях [дорожках в парках], то есть велодорожка из Капотни в район Марьино. Район Капотня фактически имеет один выезд — в Марьино. Благоустройство там велодорожки снимает конфликт при движении [автомобилистов, велосипедистов и пешеходов] к Люблинско-Дмитровской линии [метро]. Я думаю, что эта велодорожка могла бы использоваться исключительно для рабочих поездок из Капотни», — сказал Зюзин в интервью iz.ru.

Его коллега по Институту экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Егор Мулеев подчеркивает, что в городе есть правильные велосипедные практики, но замечает, что их эффективность сложно измерить. «Все развитые страны, когда пытаются развивать велоинфраструктуру, закладывают какие-то параметры и механизмы оценки эффективности. На этапе обсуждения уже есть некие прогнозы: «Вот мы на этот рубль получим два рубля». Но нет данных, чтобы говорить, насколько была востребована конкретная велополоса в городе».

С этим мнением не согласны в пресс-службе дептранса, там подчеркнули, что эффективность существующей и потенциальной велосипедной инфраструктуры в Москве всё же оценивается. Для этого «учитывается интенсивность использования велосипеда в том или ином районе, данные по использованию велопроката, данные о количестве жителей и рабочих мест. Кроме того, учитываются планировочные и градостроительные условия и ограничения».

Представитель департамента Ольга Мальцева отмечала, что для сбора статистики установлены велосипедные счетчики, проводятся телефонные и интернет-опросы, а также собираются данные о провозе велосипедов в общественном транспорте, кражах велосипедов и ДТП с участием велосипедистов. В планах мониторинг по камерам велосипедного и пешеходного движения и проведение «ручных подсчетов».

Данные Strava и подобных сервисов в департаменте анализируют в основном при проектировании дорожек в парках, «поскольку аудиторией сервиса Strava преимущественно являются спортсмены и люди, перемещающиеся на велосипедах в рекреационных целях».

В пресс-службе добавили, что на 2018 год запланированы установка новых велосипедных парковок и обустройство велосипедных дорожек. Где они пройдут, не уточнили — адреса «находятся в стадии проработки». В материалах апрельских общественных слушаний «Велосипедное будущее Москвы» говорится, что в будущем протяженность дорожек и полос может увеличиться до 600 км.

Санкт-Петербург

Население — 5,2 млн человек

Общая длина велодорожек и полос — 70 км

Санкт-Петербург — одно из любимых московскими велосипедистами мест. В городе, построенном на болотах, практически нет холмов. До недавнего времени не было там и велоинфраструктуры.

Летом 2012 года 200 петербуржцев проехали по единственной велополосе, устроенной не в парке. Пытались таким образом показать, что 4,5 км для них маловато. Тогда же проект «Велосипедизация Санкт-Петербурга», основанный Дарьей Табачниковой, ставшей через несколько лет советником по велотранспорту при вице-губернаторе, начал устраивать велопробеги и конференции.

В 2013 году в городе установили 500 велопарковок, они велосипедистам не понравились. В 2014-м появилась система проката. Диалог с властями начался. И в феврале 2017 года губернатор объявил инфраструктуру для велосипедов приоритетным проектом развития города.

Дарья Табачникова, советник по велотранспорту при вице-губернаторе Санкт-Петербурга

В этом [2017] году мы сделали 40 км дорожек в дополнение к тем 30, что были разбросаны по городу при [предыдущем губернаторе Валентине] Матвиенко. И сейчас планируется бюджет на строительство еще 40 км ежегодно в течение пяти лет. В 2017-м на велоинфраструктуру потратили 130 млн рублей.

По мнению Табачниковой, для того чтобы количество велосипедистов в городе выросло, нужна связанная сеть дорожек хотя бы на 200 км.

«Потенциал велосипедизации у Петербурга большой. По крайней мере у исторической его части, благодаря хорошему рельефу и более-менее нормальному климату, — говорит соавтор портала «ВелоМосква» Аркадий Гершман. — Но речь идет именно о велополосах. Это можно рассматривать только как первичный запрос на велоинфраструктуру. Потому что ехать с ребенком маме или просто пожилому человеку будет некомфортно».

Альметьевск

Население — 150 тыс. человек

Общая длина велодорожек и полос — 83 км

Альметьевск — звезда транспортных блогов и самопровозглашенная велосипедная столица России. На карте Strava город, где находится штаб-квартира «Татнефти», не так заметен, как столицы исторические. Но опрошенные корреспондентом iz.ru эксперты выбрали его как самый вдохновляющий, а кое-кто как единственный пример удачной велосипедизации в России. В том числе потому, что при населении в 34 раза меньше, чем в Санкт-Петербурге, велодорожек в этом татарстанском городе больше на 15%.

«В Альметьевске совпало несколько факторов: понимание администрации и участие крупного бизнеса. Город развивает качественную городскую среду, стараясь привлечь высокопрофессиональные кадры и сохранить здоровье жителей, а бизнес поддерживает эти инициативы», — рассказывает Владимир Кумов, курирующий проект Let’s bike it!. Так, единственный пока велопрокат в России по китайской системе — без станций — работает именно в Альметьевске. И куплен на деньги нефтяной компании.

Анастасия Ромашкевич, создательница блога Velonation

Это единственный город, где имеется четкий план развития велотранспорта, над его составлением и реализацией работали профессионалы из Дании, а также имеются количественные критерии оценки проекта.

Речь идет, в частности, об уличных счетчиках, которые позволяют узнать количество велосипедистов, проехавших по дорожке.

За два года мэру Альметьевска Айрату Хайруллину и его команде удалось пересадить на велосипед 2% населения. В 2015 году здесь почти не было велодорожек. Сейчас их 83 км, и по ним можно ездить круглый год, почти не соприкасаясь с автомобилями. До 2020-го запланированы 200 км — на это «Татнефть» выделила 250 млн рублей. И на велосипеды пересядут уже, по прогнозам, 7%. Власти уже отчитываются о том, что статистика сердечно-сосудистых и легочных заболеваний в Альметьевске пошла на убыль.

Калининград

Население — 467 тыс. человек

Общая длина велодорожек и полос — 13 км

В Калининграде велоинфраструктура не слишком развита. Есть разрозненные и достаточно короткие (самая маленькая — 0,4 км в длину) велополосы. При этом в городе сформировалось устойчивое велосипедное сообщество, в том числе единственная постоянно действующая в стране ячейка движения «Критическая масса».

Движение за права велосипедистов зародилось в Сан-Франциско в 1992 году. 60 велосипедистов поехали после работы провожать друг друга до дома. Вскоре акции стали устраивать в других городах Америки и в Европе. В 2002 году в юбилейной «Критической массе» приняли участие 5 тыс. человек только в Сан-Франциско. В том же году первая «масса» прошла в Москве.

Калининградские велосипедисты впервые заявили о себе еще через 10 лет. Проехали по центру колонной, и делают это с тех пор каждые последние выходные месяца, даже зимой. Случается такое и в Москве, но нерегулярно. Более того, в отличие от Москвы, где 12 июня 2012 года нескольких участников «Критической массы» задержал ОМОН, власти Калининграда пошли навстречу велосообществу.

Как вспоминают активисты, до первых акций самым популярным ответом чиновников было: «Хотите велодорожки? Покажите, где эти велосипедисты вообще есть». Теперь велодорожки внесены в Генплан — 160 км до 2035 года. Также решено присоединить регион к европейской сети трасс EuroVelo, построив 51 км велодорожек от Куршской до Балтийской косы. И потратить на это 1 млрд рублей до 2024 года. Кроме того, есть программа подготовки города к чемпионату мира по футболу, по которой делают велопешеходное кольцо в центре города и велодорожки на реконструируемых набережных.

«Есть знаменитый спор любителей урбанистики: «Что раньше — курица или яйцо? Что раньше — велосипедист или велодорожка?» Одни говорят, что нужно делать велодорожки, и мы получим большое количество людей, которые передвигаются на велосипеде. С другой стороны, справедлива ситуация и обратная. Калининград это показывает», — считает Егор Мулеев из НИУ ВШЭ.

Причина калининградского парадокса в том, что он окружен европейскими городами, уверен коллега Мулеева по НИУ ВШЭ Павел Зюзин.

Павел Зюзин, старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов

Люди из Калининграда, используя льготный визовый режим, имеют возможность наблюдать практики в окрестных городах в области велосипедизации. Поэтому отношение к велосипедам в Калининграде более благосклонное, чем в других городах России. Чем дальше от западной границы страны, тем быстрее пролистываются любые программные документы, содержащие слово «велодорожка». Никто в принципе не воспринимает этот вид транспорта как возможный к использованию для трудовых поездок.

Зюзин полагает, что, если программа велосипедизации города к чемпионату мира по футболу будет реализована, Калининград может стать первым городом России с полноценной связной сетью велодорожек, «где можно будет доехать на велосипеде в центр города к основным центрам формирования пассажиропотоков от вокзалов и спальных районов».

Пока же, по данным эксперта, в городе с населением меньше полумиллиона насчитывается 100 тыс. велосипедистов, и ежегодно на 20% растут продажи двухколесного транспорта.

Ссылка на основную публикацию