Снижение энергопотребления в зданиях: экономические стимулы и отраслевые стандарты

Стимулирование энергосбережения

Многолетний опыт реализации энергосберегающей политики во многих странах мира свидетельствует о необходимости выработки согласованных и последовательных стимулирующих мер для обеспечения реальных энергосберегающих эффектов. Сами по себе экономические выгоды, получаемые в результате энергосберегающих мероприятий и проектов, очевидные в обоснованиях, оказываются часто недостаточно сильным аргументом в их пользу. Это объясняется рядом причин:

· не все потребители имеют свободные средства, чтобы полностью оплатить приобретение энергоэффективного оборудования и услуги по энергосбережению, даже потенциально быстро окупаемых проектов;

· потребители склонны к ограничению инвестиций в настоящем, несмотря на более высокие расходы в будущем;

· счета за энергопотребление оплачиваются из собственных средств предприятия, а в качестве инвестиций чаще всего используют заемные средства (решения о займах всегда принимаются трудно).

Для осуществления реального энергосбережения необходимы весомые дополнительные стимулы, в качестве которых может применяться целый комплекс мер информационного, финансово-экономического и нормативно-правового характера (рис. 7.13).

Рис.7.13. Схема стимулирования энергосбережения

При всей схожести стимулирующих мер их точная направленность на свою группу влияния обеспечивает успех воздействия. Очевидно, что меры, стимулирующие персонал предприятий, малопригодны для стимулирования населения.

Стимулирование рационального энергопотребления должно осуществляться в соответствии со следующими принципами:

· стимулирующие меры должны быть адресными, учитывать специфику различных групп объектов энергетики;

· стимулирующие воздействия для каждой группы должны быть комплексными, сочетать финансово-экономические, нормативно-правовые и информационные стимулы;

· воздействие стимулирующих мер должно иметь двухстороннюю направленность типа «поощрение–наказание». Поощрения заслуживает энергосберегающее поведение, а наказания – энергорасточительное;

· реализация стимулирующих мер должна осуществляться последовательно во времени с применением всего спектра воздействующих факторов.

Нормативно-правовое стимулирование само по себе прямого воздействия на энергопотребление или энергосбережение не оказывает.

Нормативное воздействие осуществляется через экономические механизмы, через технологии проектирования и эксплуатации, через рыночные механизмы. Оно устанавливает основы взаимоотношений субъектов, участвующих в процессе добычи, производства, передачи, транспортировки, распределения, потребления энергоресурсов и утилизации отходов. Этими субъектами являются: органы государственной власти; производители энергоресурсов; потребители энергоресурсов; транспортно-сервисные компании; население; органы местного самоуправления; производители оборудования для добычи, производства, передачи и потребления энергоресурсов; средства массовой информации.

Нормативно-правовое стимулирование устанавливает:

· границы разрешенного правового поля;

· запрещенные способы, механизмы, технологии и акции.

На практике зачастую реализуются следующие формы нормативно-правового регулирования:

· введение и исполнение обязательных и добровольных стандартов энергоэффективности;

· осуществление сертификации продукции, услуг и технологических процессов по критерию энергоэффективности.

Главная роль стандартов энергоэффективности при эксплуатации зданий, электробытовых приборов и оборудования заключается в практическом закрытии потребительского рынка для зданий и моделей энергооборудования и приборов, не удовлетворяющих определенным нормативным параметрам энергоэффективности.

В Дании, например, стандарты, основанные на показателях максимальной теплопотери зданий, были введены сразу после первого нефтяного кризиса и пересматривались в сторону ужесточения в 1977, 1982 и 1993 годов. О темпах ужесточения говорит тот факт, что последние стандарты предусматривают снижение энергопотребления до 75 % от уровня 1982 г., а к 2005 г. – еще в 1,5 раза. Единственная проблема здесь состоит в том, чтобы достигнуть этого результата без резкого повышения стоимости строительных материалов, оборудования и работ.

Обязательные стандарты на электробытовое оборудование и приборы распространены пока не так широко, как для зданий, но в ряде стран эта мера уже оказывает влияние на динамику энергоемкости коммунально-бытового комплекса.

Сертификация в системе повышения энергетической эффективности пока только ищет свое место в нормативно-правовой сфере. Ее идеология проста – путем заранее оговоренных процедур установить соответствие представленных устройств, приборов, технологических процессов нормам и стандартам энергоэффективности.

К информационным мерам стимулирования энерго-ресурсосбережения следует отнести:

· рекламные кампании, конкурсы, ярмарки, выставки, демонстрационные акции;

· распространение передового опыта;

· повышение квалификации персонала;

· публичная информация о позитивном или негативном опыте.

На начальном этапе вовлечения потребителей в реализацию энергосберегающих программ чрезвычайно важным является предоставление им максимально полной информации (включая примеры из имеющегося позитивного опыта) о том, какие объемы энергоресурсов, а, следовательно, и денежных средств могут быть сэкономлены ими; как осуществить это с минимальными затратами финансовых и временных ресурсов; какие льготы предоставляет государство энергопотребителям, реализующим энергосбережение.

В основном на это ориентированы рекламно-информационные кампании, пропагандирующие энергосберегающий стиль жизни, которые проводятся при значительной финансовой поддержке со стороны государства.

Больше всего стимулирует потребителя так называемая сравнительная информация, позволяющая ему оценить свое место по отношению к потребителю, более экономно расходующему топливно-энергетические ресурсы. Такой подход хорошо зарекомендовал себя во многих европейских странах при реализации правительственных программ по энергосбережению.

Влияние на потребителя информации об энергетических характеристиках того или иного электробытового оборудования, позволяющей оценить на длительную перспективу все финансовые выгоды от его приобретения, пока, к сожалению, весьма незначительно. Покупая холодильник, стиральную машину, сушильный агрегат или электрокамин, потребитель в любой стране мира, прежде всего, ориентируется на их цену (в последнее время также и на страну сборки), сопоставляя ее со своими сегодняшними финансовыми возможностями, т. е подтверждает стойкую приверженность настоящему времени. Однако в совокупности с рекламно-информационными кампаниями в средствах массовой информации эта мера дает определенные позитивные результаты, о чем свидетельствует ее широкое распространение в странах-членах МЭА.

Финансово-экономические стимулы, естественно, являются наиболее надежным средством обеспечения энергосбережения. В первую очередь это относится к ценам на энергетические ресурсы и к тарифам по их поставке. С одной стороны, они должны покрывать затраты энергоснабжающих организаций по производству и транспортировке энергетических ресурсов потребителям в договорных количествах, стандартного качества при заданном уровне надежности, безопасности и экономичности.

С другой стороны, цены и тарифы призваны реально стимулировать энергосбережение, повышение эффективности использования энергоресурсов, снижение потерь. Очевидно, что экономические стимулы окажутся тем сильнее, чем большую долю в себестоимости будут иметь расходы на энергетику. Существенную стимулирующую роль совместно с тарифами играет применение системы скидок – надбавок. Скидка к тарифу поощряет потребителя энергоресурса дважды:

а) экономится плата за неиспользованную часть энергоресурсов;

б) потребленная часть энергоресурса оплачивается по более низкой цене, чем плановая, за счет скидки.

Естественно, установление скидки к тарифу для энергоэффективных потребителей может быть осуществлено лишь за счет увеличения платы по другим, неэффективным потребителям. Для них устанавливается надбавка к тарифу. Существенное значение имеет норматив, от которого отсчитывается скидка или надбавка. Норматив объективно должен отражать прогрессивный, но реально достижимый уровень энергопотребления на действующем энергетическом оборудовании.

Льготное налогообложение представляет собой мощное средство стимулирования энергосбережения, осуществляемое органами государственной власти. Потребитель энергоресурсов в этом случае получает налоговую льготу или налоговое освобождение на средства, инвестируемые в разработку и реализацию энергосберегающих проектов. Для снижения ставки налога фиксированная сумма инвестиций вычитается из налогооблагаемой базы или определенная часть суммы инвестиций вычитается непосредственно из подоходного налога. Так, например, в Германии на территории бывшей ГДР владельцы индивидуальных зданий имеют право в течение 10 лет инвестировать 10 % суммы подоходного налога (до 40 тыс. марок на здание) в мероприятия по повышению их энергоэффективности. Этим достигается преимущественное финансирование энергосбережения. Реализуется один из приоритетов государственной политики.

Дифференцированное налогообложение, как более действенная мера стимулирования по отношению к льготам, является распространенным во всем мире стимулом. Воздействие на потребителей топливноэнергетических ресурсов для перевода их деятельности на энергосберегающий путь может быть как «поощряющим», так и «наказывающим».

К «наказывающим» мерам налоговой политики относится, в частности, установление высоких налогов на энергоресурсы. В результате потребительская цена энергоресурсов, включающая эти налоги, возрастает и в условиях рынка продукция становится неконкурентоспособной.

В стремлении интенсифицировать создание нетрадиционных источников энергии Дания, Норвегия, Нидерланды, Финляндия, Швеция ввели специальный налог на углерод, содержащийся в различных видах органического топлива. В результате этой меры финансовое бремя «энергетических» налогов обратно пропорционально результатам энергосберегающей активности каждого конкретного потребителя.

Финансовая поддержка государством энергосберегающих мероприятий потребителей в виде субсидий, грантов, ссуд широко практикуется во многих западных странах. Именно это стало наиболее распространенной мотивацией для осуществления мер по повышению энергоэффективности. Для реализации государственных программ поддержки во многих странах введены специальные критерии и приоритетные направления, которым должны соответствовать потребители, претендующие на получение бюджетных средств для реализации энергосберегающих проектов.

Предоставление льготных займов потребителям, проводящим энергосберегающие мероприятия (прежде всего, владельцам жилых зданий) практикуется во многих странах, что, несомненно, повышает доступность инвестиций для потенциальных получателей. В Германии, например, такие займы предоставляются по ставке на 3 % ниже рыночной.

Получившее широкое распространение во многих странах энергетическое обследование (энергоаудит), результаты которого берут за основу при планировании и проведении энергосберегающих мероприятий, привел к специфической форме финансовой поддержки потребителей энергоресурсов. Поскольку для его проведения привлекаются специализированные независимые консалтинговые фирмы, энергоаудит дόрог.

Особенно дорого для тех категорий потребителей, которые в силу специфики своей деятельности не способны давать большой доход. Стоимость услуг экспертов в сочетании со стоимостью использованного новейшего оборудования и приборов может достичь нескольких десятков тысяч долларов. Не каждое предприятие может заплатить такие деньги только за то, чтобы узнать о резервах экономии энергии. В связи с этим финансовая поддержка государством (в основном в виде субсидий) энергоаудита предприятий оказывается просто необходимой. В некоторых странах (Дания, Финляндия) для повышения привлекательности программ энергосбережения осуществляется 100%-ое субсидирование энергетических обследований. Однако, во избежание неоправданных расходов бюджетных средств, в ряде стран объем субсидирования обследований снижен до 50–80% (в зависимости от финансового состояния, масштабов проекта и т. п.), поскольку нет гарантии того, что потребители в будущем осуществят рекомендованные мероприятия. Даже при ограниченных финансовых возможностях потребителя существует механизм компенсации средств, затраченных внешним инвестором как на энергоаудит, так и на реализацию всего энергоэффективного проекта путем снижения уровня оплаты за использование энергоресурсов. Кроме того, по мнению многих специалистов, вложение собственных средств потребителя в проведение энергетического обследования будет дополнительным стимулом для скорейшего внедрения мероприятий по энергосбережению. Подобные же меры существуют в ряде стран для стимулирования специальных образовательных услуг в области энергосбережения. Специальное обучение проходит персонал предприятий, специалисты фирм, экономисты, население, государственные чиновники.

Дата добавления: 2015-09-18 ; просмотров: 2445 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Снижение энергопотребления в зданиях: экономические стимулы и отраслевые стандарты

20 ноября 2014 г. в рамках Международного форума по энергоэффективности и энергосбережению ENES – EXPO 2014 прошла панельная дискуссия при поддержке Министерства энергетики РФ и профессиональной ассоциации «Росизол» на тему: «Повышение энергоэффективности зданий. Создание экономических стимулов, отраслевых стандартов, внедрение новых технологий и материалов». Представители экспертного сообщества, государственной власти и бизнеса обсудили возможности и механизмы реализации стратегии государства по снижению энергопотребления и предложили план действий.

Одним из важнейших условий развития и повышения конкурентоспособности российской экономики является повышение энергоэффективности. Участниками дискуссии был предложен ряд эффективных мер, направленных на содействия решению данной задачи.

«Снижение энергопотребления в жилых, общественных и промышленных зданиях является одним из ключевых направлений в повышении энергоэффективности российской экономики, так-как именно на этот сектор приходится 37,8% от общего объема потребления энергии в России. Понимая актуальность данной темы, ассоциация «Росизол» в партнерстве с другими профессиональными объединениями инициировала проведение исследования международного опыта повышения энергоэффективности и возможности его применения в России. На основе полученных данных были разработаны конкретные рекомендации по созданию комплекса мер стимулирующих снижение энергопотребления в строительном комплексе, а также оценены экономические выгоды от их реализации. В самое ближайшее время эти результаты будут представлены на рассмотрение в Правительство РФ», – отметил член генеральной ассамблеи ассоциации “Росизол”, генеральный директор компании “Сен-Гобен СНГ” Гонзаг Де Пире.

Одним из ключевых вопросов энергосбережения в строительном комплексе является совершенствование строительных стандартов и правил, игармонизация их с международными стандартами с учётом климатических условий.

При этом в целях безусловного выполнения требования о снижении удельных расходов энергии в новых зданиях на 40% с 2020 г. необходимо особое внимание уделить созданию эффективной системы контроля выполнения строительных правил и норм в строительстве. Для оценки реальных результатов крайне важно дальнейшее развитие системы статистического наблюдения за уровнями эффективности использования энергии в зданиях.

Также необходимо совершенствование нормативно-правовой базы по нормированию параметров энергоэффективности в зданиях в соответствии с Федеральным законом №261 «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», включая утверждение проекта СП «Энергетическая эффективность зданий. Совершенствование правил определения классов энергоэффектив­ности зданий и практическая реализация требований статьи 12 ФЗ-261 по маркировке энергоэффективности зданий, включая совершенствование указателя класса энергоэффективности, который застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию здания

Читайте также:  Оформление столовой в саду: все внимание на стол

С учётом огромного потенциала снижения энергопотребления при проведении реконструкции существующего фонда зданий было рекомендовано разработать «стандартный» пакет мер по повышению энергоэффективности в составе работ по капитальному ремонту МКД и подготовить альбомы технических решений по повышению энергоэффективности при капитальном ремонте и модернизации типовых жилых и общественных зданий. Причём меры по повышению энергоэффективности должны быть включены в перечень обязательных работ по капитальному ремонту домов (ч.1 ст. 166 ЖК РФ).

Также повышение энергоэффективности и энергосбережения должны быть сопряжены с экономическим стимулированием строительства зданий с низким потреблением энергии и пассивных зданий

В свою очередь, исполнительный директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), Игорь Башмаков, говоря о стоимости мер по повышению энергосбережения,особенно подчеркнул важность использовать при определении оптимальных уровней повышения энергоэффективности критерий минимизации полной стоимости жизненного цикла зданий.

Отдельное внимание было уделено вопросу финансирования мероприятий по повышению энергоэффективности, включая создание системы предоставления банковских гарантий по кредитам на капитальный ремонт жилых зданий, в т.ч. на основе формирования Фондов энергосбережения.

По словам эксперта Международной финансовой корпорации, Елены Клепиковой, потенциальный объем рынка кредитования ТСЖ на цели капитального ремонта на 2015-2020 гг. оценивается в 85 миллиардов рублей и, благодаря новой системе финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, как для государства, так и для населения, в этом ключе, открываются абсолютно новые возможности.

Подводя итоги дискуссии, можно констатировать тот факт, что взаимодействие бизнес-сообщества и государственных структур в решении приоритетных стратегически значимых для экономики государства вопросов, таких как повышение энергоэффективности и энергосбережение позволяет внести огромный вклад в модернизацию России и повышение ВВП.

“Россия обладает значительным потенциалом по улучшению энергоэффективности и мы, в свою очередь, всегда открыты для предложений и сотрудничества в разработке и реализации механизмов и мер по энергосбережению”, – добавил директор Департамента энергосбережения и повышения энергетической эффективности Министерства Энергетикии России, Александр Митрейкин.

Энергосбережение: Снижаем энергопотребление домов

Экология потребления.Наука и техника:После энергетического кризиса 70-х годов многие европейские страны задумались об экологических проблемах современного мира. Бесконтрольный расход природных ресурсов и энергии они заменили разработкой природоохранных проектов.

После энергетического кризиса 70-х годов многие европейские страны задумались об экологических проблемах современного мира. Бесконтрольный расход природных ресурсов
и энергии они заменили разработкой природоохранных проектов.

Страны менялись как снаружи – подписывали международные соглашения (например, Киотский протокол), так и внутри – экономили государственные энергоресурсы и ужесточали требования к коммерческим и муниципальным объектам.

Но если повлиять на владельцев зданий такого типа смогли довольно просто, то проблемы энергопотребления частных строений решают до сих пор. Чтобы обогреть дома и обеспечить их электричеством, многие государства тратят 40% от всех энергоресурсов страны.

При этом, по мнению экспертов, в России этот показатель можно снизить на те же 40%, так как сейчас отечественные дома обладают очень низкой энергоэффективностью. Как повлиять на этот показатель?

Энергосбережение в России. Государственное воздействие

Борьба за энергосбережение в России началась в 2000-х. Одним из первых регулирующих это направление документов стали СНиП «Тепловая защита зданий», выпущенные в 2003 году
и призванные повысить энергоэффективность отечественных домов.

Без необходимого экономического стимула строительные нормы и правила не дали полноценного результата и в 2009 году были подкреплены федеральным законом «Об энергосбережении
и повышении энергетической эффективности».

Согласно документу все вводимые или находящиеся в эксплуатации здания должны соответствовать требованиям по энергоэффективности и иметь приборы учета энергоресурсов. Проверять энергетическую эффективность зданий поручили специальным организация, получившим право на энергоаудит.

Государство же взяло на себя обязанность поддерживать энергоэффективные проекты и оказывать содействие в строительстве многоквартирных домов, имеющих высокий класс энергетической эффективности. При этом на частный сектор данные правила, а соответственно и государственная поддержка не распространяются.

В одиннадцатой главе федерального закона указано, что на объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома высотой не выше трех этажей), дачные дома и садовые дома требования энергоэффективности не распространяются.

Государственная программа 2010-го года «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» затронула электроэнергетику, теплоснабжение, промышленность, транспорт, госучреждения и жилищный фонд.

В рамках программы планируют вывести из эксплуатации старое неэффективное оборудование
и установки, внедрить инновационные технологии и использовать прогрессивные устройства
в процессе нового строительства и модернизации.

Среди мероприятий по повышению энергоэффективности жилищного фонда: установка приборов учета горячей воды, тепла и газа, утепление квартир, замена старых холодильников и стиральных машин.

Также в рамках программы планируют установить люминесцентные лампы и светодиоды
в «системы квартирного освещения». К 2020 году их доля должна составить 83%.

Эти меры помогут сэкономить 330 млрд куб. метров газа , электроэнергии — 630 млрд КВт/ч, теплоэнергии — 1550 млн Гкал, нефтепродуктов — 17 млн тонн. Реализую программу в два этапа: первый – 2010-2015 годы, второй – 2016-2020 годы.

Пассивные дома и энергосбережение европейских стран

В Европе решение вопроса энергоэффективности домов нашли довольно давно. И это предсказуемо, так как мотивация у жителей европейских стран гораздо сильнее: если в России по данным «РИА Рейтинг» стоимость кВт/ч в рублях равна 2,9, то в Германии в 7,5 раз больше – 21,9.

Уровень энергопотребления домов в Европе снижают с помощью технологий «пассивного дома». Пассивные дома, или как их еще называют «энергосберегающие» и «экодома», особенно популярны в Германии, встречаются также во Франции и Швеции.

От своих стандартных «коллег» они отличаются небольшим уровнем энергопотребления. Большую часть необходимых ресурсов в них получают за счет природных факторов. Например, располагают окна так, чтобы естественное освещение поступало в дом как можно дольше, а использовать искусственный свет приходилось реже.

Тепло в жилище сохраняют за счет хорошей теплоизоляции стен и окон, стараясь минимально использовать обогревающие устройства. В особо экологичных домах даже создают резервуары для сбора дождевой воды.

За счет чего можно сэкономить?

В России подобные здания встречаются редко, ведь, как мы уже говорили выше, на частные дома требования энергоэффективности не распространяются, а достаточной финансовой мотивации нет.

Но опыт Германии подсказывает, что технологии, применяемые в пассивных домах – действительно помогают экономить. Вложенные в энергоэффективность 8-10% от общей стоимости жилья окупаются там за несколько лет.

Так, оборудовав высокоэффективную систему теплоизоляции стен, потолка, пола, чердака
и подвала, вы сократите теплопотери с 250-300 КВт на кв.м. до 15 КВт. Сохранить тепло помогут и качественные окна.

Стеклопакеты с хорошей теплоизоляцией сохранят в доме почти на 70% больше тепла, чем обычные. Окна с многофункциональным стеклом стабилизируют температуру в жилище не только зимой, но и летом.

Благодаря специальному напылению они не дадут проникнуть в дом ярким солнечным лучам
и сохранят в комнате прохладу без использования кондиционера. Система рекуперации тепла – возвращения части материалов или энергии для повторного использования – также стабилизирует температуру в помещении.

Снижаем потребление электроэнергии в частных домах

Несмотря на то, что в энергосберегающих домах предпочтение отдается естественному освещению, совсем отказаться от искусственного света нельзя. Установить светильники в доме все-таки придется, ведь энергосбережение в России необходимо организовывать с учетом природных факторов. Например, не стоит забывать, что зимой на улице рано темнеет.

Важно не просто разместить светильники, но и обеспечить достаточный уровень освещенности, так как недостаток света ухудшит зрение. Максимально уменьшат затраты на электроэнергию датчики движения, присутствия и освещенности.

Датчики движения подойдут для тех комнат, в которые вы заходите периодически. Разместите устройства в гардеробной, коридоре или кладовой и не беспокойтесь о том, что забыли выключить свет. Когда вы покинете комнату, датчик движения заметит это и автоматически отключит светильники.

У датчиков присутствия есть зона высокой чувствительности, которая распознает даже мельчайшие движения. В отличие от датчика движения, датчик присутствия «увидит» вас не только тогда, когда вы перемещаетесь по комнате, но и тогда, когда вы, например, перелистываете книгу во время чтения.

Такие устройства подойдут для рабочего кабинета, домашней библиотеки или ванны. Для ванной комнаты важно, чтобы установленный в ней датчик подходил для влажных помещений и имел степень защиты IP65, как мини-датчик присутствия PICO-M-1C.

Датчик освещенности измеряет уровень освещения в комнате и, если он не соответствует заданному порогу, включает дополнительные лампы. Чаще всего это устройство используют для включения фасадного и ландшафтного освещения.

Если вы обычно поздно возвращаетесь домой, то датчик освещенности вам необходим. Он решит сразу две функциональные проблемы: включит фонари, когда естественного света уже недостаточно, и вовремя выключит их утром.

Снижаем потребление электроэнергии в многоквартирных домах

Повысить энергоэффективность уже построенного многоквартирного дома довольно сложно: улучшение теплоизоляции стен станет целой проблемой, да и систему вентиляции не изменишь.

Чтобы повысить энергетические характеристики многоквартирного жилища, можно автоматизировать освещение как внутри квартир, так и в подъездах. Это не только улучшит энергоэффективность дома, но и сократит потребление электричества.

Про освещение дома в целом и автоматизации света в отдельных комнатах, например, спальне, мы уже рассказывали в блоге, поэтому сегодня поговорим про автоматизацию освещения
в подъездах.

В первую очередь освещение в подъездах автоматизируют на лестничных клетках. Для этого используют датчики присутствия с подключением Master&Slave или датчики движения.

Для проекта подойдут потолочные датчики движения серии PD3N, а также уличный датчик движения LC-Click-N 200.

Если в доме есть внутренняя автомобильная парковка, то для экономии электроэнергии нужно автоматизировать освещение и там. Организовать автоматическое освещение автомобильной парковки поможет датчик PD4N-1C.

У этого потолочного датчика движения большая зона охвата – 24 метра. Параллельно можно подключить несколько таких датчиков для каждой группы освещения. На каждый из них можно установить защитную антивандальную сетку.

С помощью датчика сократится средняя продолжительность освещения парковки, примерно
с 24 до 8 часов. В таком же соотношении снизится и оплата за электричество.

Энергоэффективные дома – это надежное вложение средств. Вы заплатите больше один раз,
а экономить энергоресурсы будете не один десяток лет. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

Главные стимулы энергосбережения – экономические

Закон «Об энергосбережении…», принятый в ноябре 2009 года, является шагом вперед на пути к энергоэффективной России, но до амбициозной цели снижения энергоемкости ВВП на 40 процентов пока далеко, считает генеральный директор Консорциума «Логика-Теплоэнергомонтаж» Павел Никитин.

В чем мне видится основная причина такого положения дел? Как всегда, проблем несколько. Во-первых, и это лежит на поверхности, это сложности с финансированием проектов. Несмотря на то что срок окупаемости профессионально выполненных проектов небольшой (в среднем три-четыре года), аккумулировать необходимый бюджет управляющим компаниям или ресурсоснабжающим организациям не всегда просто в силу различных причин. Во-вторых, и это более сложная проблема, Федеральный закон № 261‑ФЗ де-факто размывает ответственность за установку узлов учета между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями. У управляющих компаний может появиться мотивация подождать того момента, когда проект инициирует другая сторона, получив таким образом предусмотренную законом рассрочку на пять лет. Тем более что в этом случае нет необходимости брать на себя ответственность за управление сложным и много­этапным проектом. Есть и еще множество чуть менее значимых проблем, но активно обсуждаемых в последнее время.

Отраслевые сообщества уже несколько лет назад пришли к пониманию необходимости внесения существенных изменений в Закон об энергосбережении, и в настоящее время Комитетом Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ с привлечением ведущих экспертов рассматривается ряд инициатив и обсуждаются поправки в закон, призванные придать новый импульс мероприятиям по энергосбережению и способствовать их наиболее эффективной реализации.

Стоит особо отметить, что в связи с резким сокращением финансирования государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики» государство сделало ставку на привлечение частного капитала в проекты энергосбережения, что в свою очередь требует дополнительной законодательной регламентации механизмов и принципов реализации проектов и обеспечения понятных и прозрачных путей возврата инвестиций.

В целом, мировой опыт показывает, что наиболее эффективным средством пропаганды и продвижения идей энергосбережения являются экономические стимулы, а именно высокая стоимость энергоресурсов.

Читайте также:  Этапы косметического ремонт квартир и офисов

Потенциал возобновляемых источников энергии в России, пригодных для использования, огромен. Однако, несмотря на пропаганду и внимание к этой сфере, процент их реального использования в нашей стране по‑прежнему крайне мал.

На мой взгляд, до тех пор, пока на государственном уровне не будут обозначены четкие приоритеты и сняты имеющиеся противоречия, рассчитывать на существенное уменьшение доли традиционной энергетики не стоит.

Рассмотрим сферу тепловодоснабжения, к которой относится большинство наших проектов по энергосбережению. Узлы учета расхода тепловой энергии, горячей и холодной воды внедряются довольно активно, и они постепенно становятся нормой для России. Но организация коммерческого учета сама по себе не обеспечивает экономии энергоресурсов. Экономия начинается с того момента, когда происходит регулирование потребления энергоносителя. Ввиду чего АИТП (автоматизированные индивидуальные тепловые пункты) с погодным регулированием с каждым годом все более востребованы в нашей стране и, как мы видим, становятся основой во многих проектах в сфере ЖКХ, в том числе реализуемых по модели энергосервисных контрактов.

По нашему опыту, наибольшего эффекта при реализации программ повышения энергоэффективности сегодня можно достичь при комплексном подходе к энергосбережению, когда одновременно и согласованно осуществляются учет энергоресурсов, регулирование их потребления и диспетчеризация. На практике мы реализуем это следующим образом: на предприятии или в многоквартирном доме внедряются сразу три широко распространенных технологических решения: узлы учета тепловой энергии, автоматизированные индивидуальные тепловые пункты (АИТП) и автоматизированная система учета и регулирования потребления воды и тепла.

Ожидаемые результаты внедрения комплексной системы на примере сферы ЖКХ – экономия тепловой энергии до 30 процентов, существенное сокращение эксплуатационных затрат, обеспечение достоверного и оперативного учета ресурсов, снижение денежных затрат жильцов и управляющих компаний на оплату коммунальных услуг.

Консорциум «Логика-Теплоэнергомонтаж» предлагает комплексное решение задач энергосбережения, которое базируется на оборудовании и программном обеспечении собственного производства: узлы учета тепловой энергии, автоматизированные индивидуальные тепловые пункты и автоматизированная система учета и регулирования потребления воды и тепла. Более чем двадцатипятилетний опыт работы, высокотехнологичная производственная база, знания ведущих специалистов отрасли и накопленный портфель типовых решений теплосчетчиков, узлов учета и теплопунктов обеспечивают системный подход к реализации любого проекта, что позволяет добиться максимальной эффективности внедряемых решений и экономии энергоресурсов.

Если говорить о сфере ЖКХ, то наибольший потенциал мы видим у интеллектуальных систем контроля и управления потреблением энергоресурсов, которые в ближайшее время могут стать той инновационной технологией, которая поможет в достижении целей по энергосбережению, обозначенных в Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года. Подобные решения смогут не только осуществлять централизованный оперативный сбор информации с приборов учета энергоносителей, анализировать данные в различных разрезах, своевременно выявлять перерасход, препятствуя каким‑либо попыткам фальсификации данных, но, что самое главное, будут в режиме реального времени регулировать потребление в зависимости от ряда факторов и целевых индикаторов.

Артем Лазарев, заместитель генерального директора по развитию АО «Энергоинвест»:

– Полный отказ от традиционной энергетики невозможен. Для стабильной работы энергосистемы необходимы производители большого объема мощности. Однако потребители понимают, что высокие тарифы обусловлены не стоимостью ее производства на электростанции, а стоимостью передачи до потребителя. При этом надежность передачи оставляет желать лучшего. Большинство промышленных потребителей недовольны качеством работы сетей и терпят убытки, вызванные остановкой целых производственных линий из‑за просадок напряжения.

Альтернатива – собственная генерация, где, помимо надежности, потребитель получает киловатт-час себестоимостью до 1,8 рубля и возможность получать дополнительное тепло в виде горячей воды или пара фактически бесплатно.

Опыт других стран показывает – малая генерация повышает надежность энергоснабжения, сбалансированность всей энергосистемы и покрывает дефицит электроэнергии. В США доля малой генерации составляет около 5 процентов от всего объема производимой электроэнергии, в странах ЕС – более 10 процентов, а в России пока только около 1 процента.

Разумеется, потребителей пугает стоимость порядка 700‑1000 евро за 1 кВт установленной мощности, что в условиях роста курса валют отодвигает такие проекты в долгий ящик. Но мало кто знает, что их реализацией занимаются инвестиционные компании, готовые за свой счет приобрести и установить источник альтернативной энергии, постепенно возвращая средства из экономии потребителя, реализуя это с помощью энергосервисных контрактов, аренды оборудования и лизинга.

В кризис предприятия снижают издержки, и, вероятно, проекты собственной генерации станут более популярны, ведь каждый потребитель понимает текущую тенденцию – рост тарифа на электроэнергию обратно пропорционален ее качеству.

Винсент де Рюль, генеральный директор энергосервисной компании «ЭДФ Фениче Рус»:

В текущих условиях, учитывая цены на энергоресурсы и окупаемость проектов, у российского рынка очень большой потенциал по привлечению частных инвестиций в энергосбережение, поэтому иностранные энергетические компании продолжают работать в России. Наша компания заняла в этом году третье место в общероссийском рейтинге энергосервисных компаний благодаря своим успешно реализуемым проектам.

Сейчас «ЭДФ Фениче Рус» осуществляет программу по повышению энергетической эффективности на заводе ЗАО «ГК «Электрощит». На предприятии внедряется автоматизированная система учета электроэнергии, которая позволит контролировать ее расход и экономить. Энергетические решения компании помогают ГК «Электрощит» сократить расходы и повысить конкурентоспособность, одновременно расширяя сферу компетенций «ЭДФ Фениче Рус» и запуская новый подход к энергоэффективности, главным инструментом которого является мониторинг и анализ потребления электроэнергии.

Что касается закона об энергосбережении, то мы не считаем, что его нужно ужесточать. Тем не менее необходимо ввести эффективный налог на выбросы CO2 – он уже существует, но штрафы слишком незначительны, чтобы помогать энергосервису. Этот вопрос в качестве меры по сокращению выбросов парниковых газов обсуждался лидерами стран на Парижской конференции по климату COP-21. В нашей компании посчитали, что инвестиции, необходимые для экономии 1 МВт-ч электроэнергии с помощью мер по повышению энергоэффективности, от двух до трех раз ниже, чем инвестиции в производство 1 МВт-ч электроэнергии.

Энергоэффективность и энергосбережение как факторы успешности бизнеса: проблемы и решения

Назовите код «КП-5» и получите скидку 7% на оборудование производства компании «Эффективные Системы».

На сегодняшний день современные устройства способны увеличивать КПД электрооборудования и повышать энергетическую эффективность производственных процессов.

Контроллеры асинхронных электродвигателей предохраняют оборудование от короткого замыкания и обладают функцией коррекции коэффициента мощности.

Устройство плавного пуска позволяет решить проблему «просадок» напряжения, снизить вероятность перегрева и повысить срок службы электродвигателей.

Частотный преобразователь в комплекте с асинхронным электродвигателем поможет значительно сократить расходы на потребление электроэнергии.

Скидки и акции позволят существенно сэкономить на покупке оборудования для управления электроприводом и энергосбережением.

Стоимость электроэнергии растет день ото дня, поэтому успешность бизнеса зависит в том числе и от рациональности энергопотребления. Какие меры принять для повышения энергоэффективности и какие решения в части энергосбережения предлагает современный рынок — читайте в данной статье.

Не так давно наша страна на государственном уровне вышла на путь энергоэффективности: в 2009 году был принят Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а в 2010 году Минэнерго разработало государственную программу «Энергосбережение и повышение энергоэффективности на период до 2020 года».

Основная цель программы — снизить к 2020 году затраты энергии на единицу ВВП на 40%. В ходе достижения указанного показателя планируется решить задачи:

  • снижения нагрузки на бюджет по погашению расходов на энергоресурсы;
  • обеспечения конкурентоспособности и финансовой устойчивости экономики;
  • обеспечения доступных цен на энергоресурсы для населения и бизнеса;
  • снижения вредных выбросов и улучшения экологической ситуации;
  • повышения культуры потребления энергии.

Почему же такие понятия, как энергоэффективность и энергосбережение, так важны для страны в целом и для успешности бизнеса в частности? Давайте разбираться.

В режиме энергосбережения: основные показатели энергетической эффективности и тенденции в сфере экономии энергии

Для начала определимся с понятиями:

  • Энергосбережение — это максимальное снижение потерь энергии как при доставке энергии ее конечному потребителю, так и при использовании энергоресурсов.
  • Энергоемкость производства — количество энергии, затраченное на производство единицы продукции. Чем меньше энергоемкость, тем выше энергоэффективность.

К сожалению, реалии сегодняшнего дня таковы, что культура потребления энергии в нашей стране не на самом высоком уровне. Не будем в этой статье подробно вдаваться в причины, укажем лишь, что на это очень сильно влияет менталитет нашего народа, не привыкшего экономить энергетические ресурсы, и изношенность основных фондов, большей частью введенных в эксплуатацию еще в прошлом столетии.

В то же время нужно понимать, что энергоэффективность и энергосбережение — ключевые понятия обеспечения эффективности как бизнеса, так и государства в целом. При этом именно промышленность (бизнес) первая пожинает плоды нерационального использования ресурсов, что отрицательно сказывается на себестоимости производства. Так, любой бизнес строится на балансе доходов и издержек производства (постоянных и переменных), в число которых непременно входят затраты на потребляемую энергию — будь то тепловая, электрическая или любая другая. И чем они меньше, тем лучше себя чувствует бизнес. А он, в свою очередь, в совокупности своей создает ВВП страны.

С учетом того, что цена на энергию в нашей стране постоянно растет, мероприятия по повышению энергетической эффективности становятся все актуальнее.

Расчет энергоэффективности производится по нескольким показателям, рассмотрим основные из них:

  • Экономичность потребления топливно-энергетических ресурсов (далее ТЭР): определяется технологическим совершенством продукции/производства и качеством конструкторской проработки изделий/производственных линий. Как пример: расход топлива, приходящийся на 1 км пути при перевозке 1 тонны груза, либо коэффициент полезного действия, определенный как отношение потребляемой энергии к произведенной работе.
  • Энергетическая эффективность передачи (хранения) ТЭР: определяется расходом и/или потерями ТЭР для конкретных условий использования продукции либо реализации технологического процесса. Пример: величина тепловых потерь на 1 км теплотрассы или процент потерь электроэнергии в передающих сетях.
  • Энергоемкость производства продукции: характеризует количество энергии, затраченной на основные и вспомогательные технологические процессы, и выражается в количестве энергии на единицу продукции. Например, если при производстве электродвигателя мощностью 15 кВт затрачена энергия 1200 кВт×ч, то энергоемкость производства электродвигателя будет равна 1200/15=80 (кВт×ч/кВт). В данном случае единицей продукции считается 1кВт мощности электродвигателя.

В настоящее время, и особенно после принятия соответствующих законов и программ, намечается тенденция к уменьшению затрат на энергопотребление. У рядовых граждан формируется культура потребления энергии, бизнес старается всячески сократить расходы для увеличения рентабельности, страна заинтересована в удешевлении единицы ВВП для увеличения конкурентоспособности на международном рынке. Внутренний рынок энергоэффективных решений расширяется, и сегодня без особого труда можно найти множество предложений для удовлетворения самых разнообразных запросов. Однако не все они одинаково эффективны, поэтому чтобы выбрать оптимальное решение, возможно, придется потрудиться.

Пути повышения энергоэффективности в ключевых сферах хозяйственной деятельности

Достижение целей и решение задач государственной программы предполагает применение совокупности организационных и технических мер. Приведем несколько путей повышения энергоэффективности для основных типов промышленных предприятий и предприятий сферы ЖКХ.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Организационные меры: совершенствование тарифной политики в сфере теплоснабжения, повышение качества теплоснабжения, введение показателей качества тепловой энергии, совершенствование режимов теплопотребления, условий осуществления контроля, повышение качества нормирования и контроля технологических потерь в тепловых сетях.

Технические меры: реконструкция и модернизация электростанций и трансформаторных подстанций, воздушных линий высокого, среднего и низкого напряжения, кабельных линий, котельных. Внедрение процессов когенерации на котельных, замена двигателей в системах водоснабжения и водоотведения на энергоэффективные, внедрение частотно-регулируемого привода и/или других устройств, обеспечивающих повышение КПД при эксплуатации электродвигателей.

Промышленное производство

Организационные меры: внутренний энергоаудит, составление энергетического паспорта предприятия, разработка мероприятий энергосбережения и повышения эффективности технологических процессов, обучение и материальное стимулирование персонала, соблюдающего меры по энергосбережению, мониторинг исполнения принятых мер.

Технические меры: внедрение систем оборотного водоснабжения, очистка окон, покраска стен помещений светлой краской, использование отработанного тепла холодильников и кондиционеров для подогрева воды, внедрение систем частотного регулирования и/или других устройств, обеспечивающих повышение КПД электродвигателей в системах вентиляции, на насосных станциях и других объектах с переменной нагрузкой.

Транспорт

Технические меры: Замена изношенного парка оборудования, уменьшение аэродинамического сопротивления, уменьшение массы, использование рекуперации при торможении, более эффективной тяги за счет применения современных технологий управления двигателями, модернизация диспетчеризации, ремонт путей и магистралей.

В связи со всем выше сказанным особенное значение приобретают современные устройства, позволяющие увеличивать КПД электрооборудования и повышающие энергетическую эффективность производственных процессов.

Перспективный метод повышения КПД электрооборудования

Примером современного оборудования, отвечающего всем требованиям времени, можно назвать устройства плавного пуска с функцией энергосбережения и коррекции коэффициента мощности — контроллеры-оптимизаторы «ЭнерджиСейвер». В отличие от обычных УПП, справляющихся с запуском механизмов только в холостом или слабо нагруженном режиме, контроллеры «ЭнерджиСейвер» используют фазовые методы контроля и управления. Благодаря этому они запускают электроприводы в тяжелых и очень тяжелых пусковых режимах. Кроме того, уникальная функция энергосбережения и коррекции коэффициента мощности позволяет снизить энергопотребление в тех случаях, когда оборудование работает с пониженной нагрузкой. Благодаря этому удается повысить КПД, снизить затраты и, как следствие, — повысить конкурентоспособность предприятия.

Читайте также:  Дизайн проект интерьера квартиры в скандинавском стиле

Разработкой, изготовлением и продажей таких контроллеров занимается компания «Эффективные системы», специализирующаяся на оборудовании для электроприводов и имеющая собственное производство. Компания основана в 2002 году и на сегодняшний день ее продукция работает в 14-ти странах мира. Узнать подробнее о компании и ее продукции можно на сайте www.softstarter.ru.

Биз­не­су, ко­то­рый стре­мит­ся быть кон­ку­рен­то­с­по­соб­ным и эф­фек­тив­ным, так или ина­че при­дет­ся под­стра­ивать­ся под но­вые ре­а­лии. Энер­го­с­бе­ре­же­ние на пред­при­я­тии или в ком­па­нии важ­но не толь­ко с точ­ки зре­ния со­блю­де­ния за­ко­но­да­тельст­ва, но и в ка­чест­ве ме­роп­ри­я­тия по сни­же­нию из­дер­жек пред­при­я­тия и, как следст­вие, — уве­ли­че­ния его при­бы­ли.

О планах повышения энергоэффективности зданий в Евросоюзе и России

Рост цен на энергоносители, перспективы истощения месторождений и проблемы экологии заставляют предпринимать жесткие меры по рационализации использования энергоресурсов. Эта деятельность развертывается по всему миру. Буквально за каких-то 20 лет удельное энергоптребление зданий в ряде стран Евросоюза было снижено более, чем в 3 раза. Как показывает практика, организация энергосбережения вполне управляемый процесс, который основан на комплексном подходе при решении поставленных задач. В основе всего экономическая заинтересованность в снижении энергопотребления и детально проработанное нормативно-административное обеспечение. В данной статье приведены некоторые данные по организации энергосбережения в странах Евросоюза и данные для сравнения планов повышения энергоэффективности в странах ЕС и России.

Энергоэффективность и деятельность стран Евросоюза по ее повышению

Начало планомерному повышению энергоэффективности зданий в странах Европы положило принятие Директивы Евросоюза 93/76/ЕС. Этим документом было рекомендовано проводить работу по снижению выбросов парниковых газов путем повышения энергоэффективности зданий при соответствующем снижении их энергопотребления.

В соответствии с законом Евросоюза было рекомендовано обеспечить:

  • Энергетическую паспортизацию зданий;
  • Определение энергетических расходов на отопление, кондиционирование, и горячее водоснабжение;
  • Эффективную термоизоляцию зданий;
  • Регулярный осмотр и контроль отопительных котлов мощностью более 15 кВт;
  • Анализ энергопотребления и энергоэффективности в промышленных предприятиях;
  • Государственное субсидирование 33% расходов, направляемых на финансирование затрат по организации экономии энергии.

Хотя закон в виде директивы носил рекомендательный характер, на практике он исполнялся. По прошествии примерно 10 лет, стало понятно, что директиву можно существенно доработать и придать исполнению части функций обязательный характер. Кроме того, необходимо определить меры поощрения инвестиций в повышение энергоэффективности, стимулирования повышения энергоэффективности зданий, повышения интенсивности энергопотребления у конечного потребителя.

Одно из ключевых направлений развития – повышение энергоэффективности зданий. С этой целью в 2002 г. была принята директива ЕС 2002/91/ЕС (EPBD) в соответствии с которой предусматривается необходимость энергетической паспортизации зданий. Цель паспортизации в определении показателей теплозащиты и энергопотребления, а так же соответствия этих показателей проектным значениям. Одна из целей, заявленных энергетической паспортизацией зданий в предоставлении объективной информации покупателям при приобретении недвижимости. Помимо этого, энергетический паспорт должен содержать рекомендации по улучшению показателей энергоэффективности, включая экономическое обоснование этих мероприятий.

Энергетический паспорт для общественных зданий (административных, учреждений социальной сферы и прочих, предоставляющих услуги большому числу людей) с общей полезной площадью более 1000 м 2 , должен размещаться в доступном для всех желающих месте. Приветствуется информирование посетителей о рекомендуемых и фактических значениях температуры внутреннего воздуха в помещении и, если возможно, других климатических характеристиках внутреннего климата.

Несмотря на действующую Директиву по энергетическим характеристикам зданий, в настоящее время в странах Европейского союза единый подход к энергосертификации находится на стадии разработки и будет сформирован в ближайшее время. Вместе с тем, уже сейчас энергосертификация зданий, расположенных на территории Европейского союза, осуществляется на основании рейтинга энергетической эффективности зданий (см. рисунок), который присваивается им в зависимости от величины энергопотребления, выраженной в кВт.ч/м 2 .год. В соответствии с рейтингом зданию может быть выдан сертификат, свидетельствующий о соответствии классу энергетической эффективности от A, при потреблении меньше или равном 25 кВт.ч/м 2 .год, до G, при потреблении, превышающем 450 кВт.ч/м 2 .год.

Данный сертификат (энергетический паспорт) определяет размер годовой потребности в энергии, необходимой для эксплуатации здания, строения, сооружения, а именно: энергии для отопления, подогрева воды, кондиционирования и вентиляции, освещения и т.д. Потребность в энергии здания может изменяться исходя из назначения и типа здания, его этажности, оснащенности инженерными системами, заселенности и т.д.

Более жесткие требования новой директивы EPBD, принятой Европарламентом 19 мая 2010 г. за № 2010 /31/EU, должны быть внедрены во всех странах ЕС к 2020 году.

Проведенный в Евросоюзе анализ энергопотребления показал, что 40% энергопотребления приходится на долю зданий, поэтому повышение их энергоэффективности является ключевым фактором сокращения энергопотребления. Поэтому предлагаемая редакция нового стандарта должна начать действовать с 1 февраля 2012 г. Принятие положений новой директивы в виде национальных стандартов стран ЕС должно быть обеспечено к 2014 г. с соответствующим внедрением этих стандартов до 2020 г.

Уже в год принятия EPBD 2010 многие страны ЕС начали подготовку законодательства для ее внедрения.

Основные положения новой директивы:

  • Усиление роли европейских стандартов, утвержденных Европейским комитетом по стандартизации (CEN), в законодательстве стран ЕС
  • Расчет национальных целевых показателей – на основе потребления первичной энергии или альтернативных показателей
  • Формирование национальных требований на территориях стран ЕС с учетом рентабельности
  • Применение разделов Директивы касательно энергии из возобновляемых источников ко всем зданиям независимо от размера их площади
  • Энергетические показатели новых зданий к 2020 году должны соответствовать значениям «зданий с нулевым потреблением энергии» (nearly-zero energy). Для зданий, которые принадлежат или заняты органами публичной власти, – к 2018 году
  • Необходимость разработки мер, направленных на преодоление рыночных барьеров в странах ЕС
  • Повышение значимости энергетических сертификатов зданий, расширение параметров таких сертификатов
  • Расширение требований по контролю за системами зданий (включая отопление, вентиляцию);

Некоторые основные изменения, внесенные в EPBD 2010:

  • директива EPBD2010 опирается на стандарты, утвержденные Европейским комитетом по стандартизации, что способствует усилению роли европейских стандартов в национальных законодательствах;
  • национальные целевые показатели энергоэффективности должны быть основаны на потреблении первичной энергии в кВт.ч/м2 или альтернативном показателе;
  • в странах — членах ЕС будут установлены национальные требования с учетом рентабельности — состояния национальной экономики при разработке требований. В этой связи Комиссия ЕС планирует разработать соответствующее руководство к концу 2010 года;
  • разделы директивы EPBD2010, касающиеся использования энергии, полученной из возобновляемых источников, при капитальной реконструкции существующих зданий и для вновь строящихся зданий, теперь применяются ко всем зданиям (ранее действовало ограничение по площади в 1000 м2);
  • требуется наличие специальных регламентов по энергоэффективности для инженерных систем (обязательно для существующих зданий, не обязательно для новых зданий);
  • энергетические характеристики всех новых зданий к 2020 году должны практически соответствовать значениям характеристик «зданий с нулевым потреблением энергии» (общественные здания должны выполнить данное требование на два года раньше);
  • в каждой стране ЕС необходимо разработать меры, направленные на преодоление рыночных барьеров;
  • усиливается позиция и значимость энергетических сертификатов зданий;
  • требование старой директивы EPBD 2002 года по контролю (инспекции) водонагревателей расширено и теперь распространяется на всю систему отопления;
  • при инспекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха теперь больше внимания уделяется вопросам снижения нагрузки на систему охлаждения и возможность применения низкопотенциального охлаждения;
  • для всех национальных контролирующих органов должна быть разработана независимая система контроля качества.

В странах Евросоюза имеется ряд проблем, которые могут оказать негативное воздействие на планы повышения энергоэффективности зданий:

  • Проблемы национального законодательства, которое нужно приводить в соответствие с заявленными директивой принципами;
  • Перерегулирование (обилие нормативов и стандартов, который зачастую требуют существенные усилий для реализации и контроля );
  • Отсутствие единообразных институциональных и структурных условий для реализации мероприятий по энергосбережению в странах ЕС
  • Барьеры при практическом применении стандартов (языковые, понятийные по причине отличий в содержании ключевых характеристик зданий)

Исходя из поставленных задач, в странах Евросоюза запланированы уровни снижения энергопотребления в зданиях, включающие снижение затрат на отопление, водоснабжение и иные виды энергопотребления. «Точки отсчета» в разных странах разные, поэтому несколько различаются конечные показатели энергопотребления. Так же как и уровни энергопотребления для разных типов зданий.

В Нидерландах, Дании, Норвегии, Германии запланировано снижение энергопотребления зданий в 2020 году примерно в 3 раза по отношению к уровню 2010 г. В качестве усредненного показателя энергопотребления здания в 2020 г. можно назвать 15 кВт/час/м 2 /год. Для вновь строящихся зданий к 2030 г. запланирован так называемый нулевой уровень энергопотребления, т.е. здания должны обеспечиваться за счет собственных источников энергоснабжения. Таких например, как солнечные батареи, ветрогенераторы, тепловые насосы, геотермальные источники и т.д. Реализация на практике двух предыдущих директив в сфере повышения энергоэффективности и высокие цены на углеводороды дают основания полагать, что планы будут претворяться в жизнь.

Так в Дании предусмотрены следующие меры:

  • Введено требование, чтобы все существенные реконструкции зданий площадью до 1000 м 2 включали энергетические усовершенствования, которые определяются установленными для них маркировками.
  • Установлено требование по замене крыш, фасадных окон, мазутных и газовых котлов, а также внутридомовых теплоснабжающим систем в соответствии с современными нормами.
  • Законодательно обязали применять более эффективные маркировки к зданиям, которые продаются или сдаются в аренду.
  • Юридически обязали выполнить требования энергетических маркировок в течение 5 лет.
  • Установлена частота регулярной энергетической маркировки для зданий площадью более 1000 м 2 не реже, чем раз в пять лет.
  • Установлена регулярная энергетическая маркировка общественных зданий, вне зависимости от их площади.
  • Организовали инспектирование внутридомовых схем теплоснабжения от котлов на мазуте и газе и вентиляционных систем.
  • Через три года после накопления опыта должна проводиться его оценка и подготавливается заключение о целесообразности ввода регулярной маркировки для всех зданий.

Окна являются значимым источником теплых потерь помещений. В требованиях к зданиям этому посвящен отдельный раздел. Выделены следующие условия:

  • в зависимости от уровня теплопотерь для окон введена энергетическая маркировка от А до С;
  • установлены стандарты, которые должны соблюдаться. Это сделает необходимой масштабную замену существующих фасадных окон;
  • Энергетическим департаментом Дании и ассоциацией производителей и продавцов стекла и окон принято решение выводить из оборота обычные герметические пластиковые окна и вводить энергосберегающие.

Ситуация в России и соотносимые показатели

В Москве в 2011 г. действующий норматив для жилых зданий высотой более 11 этажей общего удельного потребление энергии зданием составляет 215 кВт•ч/м 2 в год, в т.ч. на отопление и вентиляцию 95, на горячее водоснабжение 100, на освещение общедомовых помещений, лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование 20 кВт•ч/м 2 в год. Для социальных и общественно-деловых зданий выше 3-х этажей и с односменным режимом работы общая норма составляет 187, кВт•ч/м 2 в год, в т.ч. на отопление и вентиляцию 120, на горячее водоснабжение 12, на освещение общедомовых помещений, лифты, электронику, насосное и вентиляционное оборудование 55 кВт•ч/м 2 в год.

Классы энергоэффективности зданий, определенные нормативами Минрегиона:

Класс

Величина отклонения расчетного (фактического) значения удельного расхода тепловой энергии от нормативного, %

Мероприятия, рекомендуемые органам администраций субъектов РФ

Очень высокий

А+

ниже 60

Экономическое стимулирование

А

от 45 до 59,9

Высокий

B++

от 35 до 44,9

Экономическое стимулирование в зависимости от года строительства

B+

от 25 до 34,9

B

от 10 до 24,9

Нормальный

C

от +5 до 9,9

Пониженный

D

от +5,1 до +50

Желательна модернизация здания после 2020 года

Низкий

E

более +50

Необходимо немедленное утепление здания

Сопоставимые данные по предусмотренным нормативными документами уровням энергопотребления зданий в России и Германии приведены в иллюстрации.

Из приведенных данный следует, что в «зданиях будущего» разрыв энергоэффективности примерно в 2,5 раза будет сохраняться.

В данной статье использованы материалы обзора «Энергоаудит зданий и энергетические паспорта», подготовленного московским офисом Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию