Скоростную трассу между Москвой и Петербургом построят ВТБ и французы

М-11 Москва – Санкт-Петербург

Пока большая часть пассажиров для переезда между Санкт-Петербургом и Москвой использует скоростные поезда. Успех «Сапсана» просто объяснить: помимо удачного формата железнодорожному сообщению между городами почти нет альтернативы.

Сейчас по ней ежедневно проезжают 130–170 тысяч автомобилей.

Спрос на авиаперелеты на небольшие расстояния (до 1000 км) традиционно ограничен, а соединяющая города трасса М-10 «Россия» уже достигла своего «потолка» по загрузке. Сейчас по ней ежедневно проезжают 130–170 тысяч автомобилей. Это более чем втрое выше допустимой нагрузки. В результате средняя скорость движения по трассе на подъезде к Москве в пиковый период падает до 5-7 км/ч. Рост пассажиропотока между крупнейшими городами полностью соответствует прогнозам, заложенным в транспортную стратегию страны до 2030 года. Специально для «расшивки узких мест» в России реализуются проекты по строительству новых или расширению старых трасс федерального значения. Одним из важнейших проектов стала трасса М-11, связывающая две столицы.

Каждый день в среднем из Москвы в Санкт-Петербург и обратно путешествуют 18 тыс. человек. В год получается 6 млн человек — это больше населения Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Казани, вместе взятых.

Пока большая часть пассажиров для переезда между Санкт-Петербургом и Москвой использует скоростные поезда. Успех «Сапсана» просто объяснить: помимо удачного формата железнодорожному сообщению между городами почти нет альтернативы. Спрос на авиаперелеты на небольшие расстояния (до 1000 км) традиционно ограничен, а соединяющая города трасса М-10 «Россия» уже достигла своего «потолка» по загрузке. Сейчас по ней ежедневно проезжают 130–170 тысяч автомобилей. Это более чем втрое выше допустимой нагрузки. В результате средняя скорость движения по трассе на подъезде к Москве в пиковый период падает до 5-7 км/ч. Рост пассажиропотока между крупнейшими городами полностью соответствует прогнозам, заложенным в транспортную стратегию страны до 2030 года. Специально для «расшивки узких мест» в России реализуются проекты по строительству новых или расширению старых трасс федерального значения. Одним из важнейших проектов стала трасса М-11, связывающая две столицы.

Сейчас по ней ежедневно проезжают 130–170 тысяч автомобилей.

Идею строительства новой трассы между крупнейшими городами высказал еще в 2004 году президент России. Через несколько лет фактическим исполнителем проекта стала государственная компания «Автодор», созданная специально для привлечения частных инвестиций в дорожное строительство.

Несколько лет проект находился в стадии разработки. Стоимость строительства новой трассы оценивалась в 150–180 млрд рублей с учетом привлеченных инвестиций, напоминает агентство ТАСС со ссылкой на правительственные материалы от 2004 г. Учитывая общий масштаб, огромную техническую сложность и амбициозные сроки, найти одного или даже консорциум частных инвесторов под такой проект было бы сложно. Было принято решение о делении трассы на несколько участков, у каждого из которых появится собственный инвестор.

Строительство трассы обошлось в 60 млрд руб.

Например, инвестором головного участка трассы — oт МКАД дo Солнечногорска — стала «Северо-Западная концессиoнная компания», являющаяся СП французской VINCI и ПАО «Мостoтрест». Строительство трассы обошлось в 60 млрд руб. Из них государство предоставило лишь 22,8 млрд руб., остальное привлек концессионер.

Участок уже введен в эксплуатацию в декабре 2014 г. Инвестором четвертого, пятого и шестого участков трассы стало ПАО «Мостотрест». Компания не только организовала и провела все необходимые строительные работы, но и по условиям долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС) привлекла долгосрочное финансирование в проект. При этом пятый участок трассы (с 258 по 334 км), идущий в обход города Вышний Волочек в Тверской области, уже сдан. Первый и второй этапы (с 58 по 149 км) строит ООО «Трансстроймеханизация», входящее в «Мостотрест». Компания также привлекает денежные средства в рамках ДИС.

Строительство трассы обошлось в 60 млрд руб.

Например, инвестором головного участка трассы — oт МКАД дo Солнечногорска — стала «Северо-Западная концессиoнная компания», являющаяся СП французской VINCI и ПАО «Мостoтрест». Строительство трассы обошлось в 60 млрд руб. Из них государство предоставило лишь 22,8 млрд руб., остальное привлек концессионер. Участок уже введен в эксплуатацию в декабре 2014 г. Инвестором четвертого, пятого и шестого участков трассы стало ПАО «Мостотрест». Компания не только организовала и провела все необходимые строительные работы, но и по условиям долгосрочного инвестиционного соглашения (ДИС) привлекла долгосрочное финансирование в проект. При этом пятый участок трассы (с 258 по 334 км), идущий в обход города Вышний Волочек в Тверской области, уже сдан. Первый и второй этапы (с 58 по 149 км) строит ООО «Трансстроймеханизация», входящее в «Мостотрест». Компания также привлекает денежные средства в рамках ДИС.

Другим инвестором трассы стала компания «Магистраль двух столиц», принадлежащая холдингу «ВТБ Капитал» и тому же VINCI. Это СП занимается строительством двух последних участков трассы, заканчивающихся въездом на Кольцевую автомобильную дорогу вокруг Санкт-Петербурга.

Общая протяженность новой трассы составит 669 км. Автодорога пройдет по территориям Центрального и Северо-Западного федеральных округов, по Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областям, а также по собственно Москве и Санкт-Петербургу. Важнейшее отличие новой трассы от действующей дороги М-10 заключается в том, что она пройдет в обход почти всех крупных населенных пунктов, то есть освободит от пробок Клин, Солнечногорск и другие города, поселки и деревни.

Кроме того, прокладка трассы в обход крупных городов существенно улучшит экологическую обстановку. Как показало исследование, подготовленное по заказу «Северо-Западной концессионной компании», уровень загрязнения воздуха в городах, прилегающих к действующей трассе М-10, превышает в 3-5 раз принятые санитарные нормы. Второе важное преимущество М-11 в том, что она изначально проектировалась как трасса высшей категории 1А.

На новой трассе будет установлен максимальный скоростной режим в 130 км/ч, а все ее параметры рассчитаны на эксплуатацию со скоростью до 150 км/ч. Количество полос движения варьируется от 10 в Подмосковье до 8 на подъезде к Санкт-Петербургу и по 4-6 — на остальных участках. Действующая М-10 на большей своей части имеет недостаточное количество полос: на подходе к Москве — 6, на основном протяжении — от 3 до 4, а на отдельных участках — всего 2.

На новой трассе будет установлен максимальный скоростной режим в 130 км/ч.

На новой трассе будет установлен максимальный скоростной режим в 130 км/ч.

На протяжении трассы будет построено несколько многофункциональных зон для водителей. В состав каждого центра войдут авто- и газозаправочная станции, станция для зарядки электромобилей, места для стоянки, объекты общественного питания, мини-маркеты. Кроме того, в Новгородской области будут построены два специальных съезда с трассы, ведущие в парк имения «Онег», где жила семья композитора Сергея Рахманинова.

Сейчас участки новой трассы либо уже сданы, либо находятся в активной фазе строительства. Конкурс на четырехполосную магистраль от Солнечногорска до Твери (58–149-й км) был разыгран в июле 2016 г. Победителем стала «дочка» «Мостотреста» — компания «Трансстрoймеханизация». Помимо самой трассы этот участок также будет включать в себя подъезд к Клину (4,5 км) и 49 сооружений, в том числе мост протяженностью 322 м.

Ожидается, что почти все участки будут сданы в 2018 году. При этом М-11 пойдет не «бок-о-бок» с действующей М-10, а параллельно ей и будет пересекать ее на 58, 149, 208, 258, 334 и 543 км. Это позволит переключать движение транспортных потоков с М-10 «Россия» на скоростную автомагистраль и наоборот.

Только в январе 2017 г. в РЖД сообщили о росте пассажирских перевозок «Сапсанами» на 23%. За первый месяц услугами скоростного поезда воспользовались 357 тыс. человек. Можно предположить, что трафик между городами в ближайшей перспективе только продолжит расти, и значительная часть пассажиров предпочтет совершить путешествие из Петербурга в Москву и обратно на собственном автомобиле, учитывая, насколько быстрее и комфортнее станет теперь дорога.

Владимир Путин принял участие в открытии самой современной трассы России Москва — Санкт-Петербург

Москва и Санкт-Петербург стали ближе друг к другу. 27 ноября наконец открылась трасса М-11 — скоростная, самая современная и самая дорогая в России. Проезд по ней платный, однако даже в выходные получается выгоднее, чем на «Сапсане», а по времени чуть-чуть дольше — 5,5 часов.

На основной части трассы скорость уже летом обещают ограничить 130 километрами в час, да и стоимость проезда радует — 1331 рубль в будни с транспондером, что значительно дешевле, чем на том же «Сапсане».

В церемонии открытия сегодня принял участие Владимир Путин. Президент сообщил, что называться новая трасса будет «Нева» — так решили на голосовании, и добавил, что работа еще не закончена: у современной дороги должна быть и современная инфраструктура.

Момент, которого ждали почти 10 лет! Именно столько длилось строительство новой трассы между Москвой и Петербургом. И вот сегодня по ней идут первые автомобили, в том числе и президентский Aurus. Владимир Путин перед встречей с рабочими лично оценил качество дороги.

«Я так понимаю, что здесь небольшое количество людей из тех, кто работал на трассе все эти годы. Но как в таких случаях говорят, в вашем лице поздравляю всех, кто приложил руку, сердце, труд свой. Здорово», — сказал Владимир Путин.

Длина магистрали 669 километров. От четырех до 10 полос движения на разных участках. На большей части разрешенная скорость 110 километров в час. Но на отдельных — 130 километров, и ближе к лету так будет на всей протяженности, то есть дорога между двух столиц, даже с учетом остановок, займет около шести часов — почти в два раза быстрее, чем по действующей трассе.

«Комфортно, не устаешь. На круиз-контроль машину поставил и поехал», — отмечает водитель.

«Молодцы, что придумали, потому что Ленинградка всегда забитая, а здесь 100-110, пожалуйста», — говорит женщина.

«Во-первых, едешь, этих треног нету, спокойно едешь, без всякой нервотрепки, светофоров нету», — радуется другой водитель.

Новая дорога не просто транспортный коридор, это серьезный стимул развития территорий, подчеркнул на заседании с министрами и губернаторами Владимир Путин.

«Очень приятно отметить, что проекты такого масштаба мы не только планируем, но и реализуем задуманное. Это говорит о том, что где и когда мы концентрируемся, работаем слаженно, мы добиваемся результата. Проект, который завершен сегодня окончательно, будет играть заметную, существенную роль и для всего Северо-Запада, ну и для всей страны. Это повышение конкурентоспособности регионов, по которым трасса проходит, это новые возможности для туристической отрасли, это повышение инвестиционной привлекательности в целом», — сказал глава государства.

«Трасса позволила нам, по сути дела, оживить два моногорода, это Боровичи и Угловка, там созданы территории опережающего развития, и созданы не на словах. Благодаря возможности быстрой логистики, расположению практически посередине между Москвой и Петербургом, есть инвесторы, есть новые предприятия, есть новая жизнь для этих двух городов», — подчеркнул губернатор Новгородской области Андрей Никитин.

«Открытие дороги М-11 дает новые возможности для кооперации Петербурга не только с Москвой, но также с предприятиями Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей. Мы заинтересованы в поставках сельскохозяйственной продукции из этих областей, городв этом нуждается, продукция хорошая выпускается, а дорога будет способствовать, конечно, удешевлению этих товаров», — заметил губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов.

В диспетчерском пункте принимают любое обращение водителей. В сложной ситуации на дороге помогут аварийные комиссары. Ведь одна из важных задач — повышение безопасности движения. И с момента ввода отдельных участков аварийность между двумя столицами снизились в два раза. Теперь важно следить и качеством дороги, поддерживать и обустраивать ее. Президент обратил внимание на это губернаторов.

«Ваша работа на этом не закончилась, а может быть, наоборот, она только начинается. Почему? Трасса должна быть обустроена, а это целиком и полностью ваша задача. Дорожники свое дело сделали, трасса построена, а вот обустройство трассы — это и пункты отдыха, заправки, питание, связь, интернет и так далее, и так далее — все должно работать по-современному, так, как выглядит сама трасса. Мы с вами хорошо понимаем, что в истории дорожного строительства России ничего подобного пока не было, но как вот сейчас рабочие сказали, теперь — есть», — сказал Владимир Путин.

Проект реализован в формате государственно-частного партнерства. Дорогу строили российские, французские и турецкие подрядчики.

«Еще Александр Сергеевич Пушкин мечтал о том, что через 500 лет в России будут дороги хорошие. Вот немножко ошибся, на пару сотен лет. Сегодня многие говорили о том, что это не просто такой крупнейший проект скоростной трассы на 700 километров, но это еще и очень высококачественный проект, где действительно можно будет обеспечить и высокую безопасность движения, и высокую скорость», — подчеркнул президент-председатель правления Банка ВТБ Андрей Костин.

Читайте также:  Виниловые обои и их разновидности. Преимущества и эксплуатация виниловых обоев

Магистраль М-11 проходит по территориям сразу шести регионов. Владимир Путин поинтересовался, достаточна ли пропускная способность трассы.

«Что касается въезда и выезда в Москву, из Москвы, в Петербург, из Петербурга, здесь у нас не будет узких мест? Пробок здесь не будет?» — спросил глава государства.

«Пробок не будет. Сегодняшний въезд в Москву, он уже, по сути, продлен, и люди удобно въезжают в город. Нет необходимости, собственно, разъезжаться на Московскую кольцевую, можно проехать прямо практически до центра города. В Санкт-Петербурге мы, собственно, примыкаем к Кольцевой Санкт-Петербурга, имеем возможность переехать по ней», — пояснил министр транспорта Евгений Дитрих.

«Для Москвы это тоже очень важно. Мы построили на входе в Москву, на МКАД, уникальную Бусиновскую развязку, одну из крупнейших в Европе, самая крупная в России, пятиуровневая развязка. И сегодня к входу М-11 примыкают два крупнейших еще инфраструктурных проекта — Северо-Западная и Северо-Восточная хорды», — рассказал мэр столицы Сергей Собянин.

А для Московской области дорога М-11 еще и решение больного транспортного вопроса. С учетом развития столичного Шереметьево она позволит разгрузить действующие потоки.

«Долгое время люди просто не могли рассчитать, за сколько выезжать, как вовремя прибыть на регистрацию, улетать. Была нервозность и обеспокоенность. Сейчас, слава богу, платная трасса позволяет увеличивать пассажиропотоки, Шереметьево — аэропорт номер один страны. Сейчас пассажиропоток под 50 миллионов. Это рабочие места, это налоги, это стратегически важно для нас», — подчеркнул губернатор Подмосковья Андрей Воробьев.

На всем протяжении трассы два десятка пунктов взимания платы. Отдать за проезд можно наличными или воспользовавшись специальным бесконтактным устройством — транспондером. Он крепится на лобовое стекло автомобиля. Это не просто быстрее — ведь нет необходимости останавливаться перед шлагбаумом, но еще и дешевле.

Теперь две столицы еще ближе друг к другу. И как отметил президент, за высокое качество работы строителей представят к государственным наградам.

Этапом до Твери. Скоростную трассу М-11 Москва — Петербург откроют без одного участка

Сегодня будет поставлена точка в истории самого масштабного дорожного проекта в современной России — платной скоростной трассы М–11 Москва — Петербург. Спустя 9 лет трасса дошла до Северной столицы, где пройдет церемония открытия последнего, 8–го, этапа с участием Владимира Путина. Правда, проехать по ней насквозь от одной столицы до другой невозможно, а когда будет возможно — неизвестно.

С открытием движения по участку трассы от дороги А–120 “Санкт–Петербургское южное полукольцо” до КАД Петербурга (8–й этап, 646–684–й км) вся трасса М–11 будет полностью введена в эксплуатацию, заявляют федеральные чиновники. Однако одного участка платной трассы водители пока недосчитаются. Объезжать Тверь придется по старой трассе М–10 “Россия”, а не по новой скоростной. Хотя этот участок М–10 реконструировали, расширив проезжую часть до четырех–шести полос и построив несколько развязок, но неудобство при съезде / заезде с одной трассы на другую сохранится.

Автоматом за ваши деньги. В Петербурге заработал сервис автоматической оплаты парковки “Паркоматика”

Этот факт не должен сильно омрачить праздник, потому что запуска трассы, особенно участка под Петербургом, водители ждут с весны 2018 года. Именно к этому сроку, когда проходил Чемпионат мира по футболу, должна была открыться новая магистраль.

Если вспомнить, через какие скандалы и сложности прошла трасса, удивительно, как ее вообще достроили. Начиная от знаменитого конфликта вокруг Химкинского леса в 2009–2010 годах и заканчивая внезапными археологическими раскопками и конфликтом между генподрядчиком и субподрядчиками на 8–м этапе.

К слову, помимо открытия 8–го этапа сегодня в полном объеме запустят движение по реконструированному участку трассы А–121 “Сортавала” от Приозерска до границы с Карелией. Судя по списку приглашенных высокопоставленных чиновников, они планируют успеть на обе церемонии.

Как раньше, только лучше

По сути трасса М–11 — это дублер трассы М–10, но в лучшем ее исполнении. 669 км от МКАД до КАД через шесть субъектов: Москву, Московскую, Тверскую, Новгородскую, Ленинградскую области и Санкт–Петербург, в обход всех населенных пунктов. Прямая, полностью освещенная магистраль шириной от 4 до 10 полос технической категории 1А. Сейчас разрешенная скорость движения по М–11 составляет 110 км / час. Исключение — обход Вышнего Волочка, где можно разгоняться до 130 км / час. Весной такой скоростной режим планируют ввести на всех участках трассы.

М–11 — первая в постсоветской истории автодорога, построенная с нуля и объединяющая крупнейшие агломерации, отмечают в ГК “Автодор”, представляющей государство в данном проекте. Для строительства трассы было заключено шесть контрактов: две концессии (на первый и последние участки) и четыре долгосрочных инвестиционных соглашения. Последний участок (7–8–й этапы, 543–684–й км) от Мясного Бора в Новгородской области до КАД Петербурга по концессии строило ООО “Магистраль двух столиц”, созданное “ВТБ Капитал” и французской компанией VINCI Highways.

Дорогой кофе

Концы в воду. С чем связаны обыски в “Водоканале”

Официальная стоимость проезда по всей трассе пока точно неизвестна, поскольку не озвучена цена за 8–й этап, но ранее федеральные чиновники заявляли о 2 тыс. рублей. Первый заместитель министра транспорта России Иннокентий Алафинов сравнил эту цену со стоимостью семи чашек капучино. Как сообщал “Автодор”, стоимость проезда по всей М–11 для легковых машин в будний день составит 1820 рублей, с транспондером — 1331 рубль. В выходные проезд будет стоить 2020 и 1494 рубля соответственно. Исходя из этого, стоимость 8–го этапа должна составить 100 рублей.

Когда будет построен 3–й этап (северный обход Твери), стоимость еще возрастет. В июле тверской губернатор Игорь Руденя заявлял, что это — “задача на ближайший год”. С вводом новых участков трафик на М–11 будет только увеличиваться, и существующий обход Твери на М–10 может не справиться.

Долгая история

Первые два участка начали строить в 2010 году. Тогда произошли столкновения с защитниками Химкинского леса, который новая трасса должна была разрезать на две части. После длительного противостояния власти внесли изменения в проект, хотя дорога все равно прошла через этот лес.

Значительная часть трассы идет по болотам и слабым грунтам. Из–за этого на ряде участков пришлось забивать целые свайные поля, осуществлять технологии микровзрывов для последующего укрепления основания дороги. В составе магистрали порядка 100 мостовых сооружений, большая часть которых даже не заметна водителям. Однако геология принесла строителям не так много проблем, как археология.

Весной 2018 года на 8–м этапе трассы на участке перед мостом через реку Ижора (663–й км) у поселка Войскорово строительные работы были полностью остановлены. Здесь обнаружили остатки древнего очага и культурного слоя. В итоге на трассу вышли археологи, и стало понятно, что М–11 к очередному обозначенному сроку — концу 2018 года целиком в эксплуатацию не введут.

Именно археологические раскопки называют основной причиной задержки завершающих этапов, но стоит напомнить о конфликте между итало–турецким генподрядчиком “Ичтаж Асталди” и его субподрядчиками. Последние еще в начале 2017 года заявили, что скоростную магистраль к ЧМ 2018 года не откроют из–за того, что их работы месяцами не принимались и не оплачивались. Схожая ситуация была и при строительстве ЗСД с участием той же итало–турецкой компании. К слову, среди субподрядчиков на М–11 есть и такие крупные компании, как “Возрождение”, “АБЗ–Дорстрой”, “СевЗапСтрой”.

Поворот на Колпино

Вместе с 8–м этапом движение будет запущено и по участку, который подключает М–11 к трассе М–10 и Софийской улице. Работы стоимостью 5 млрд рублей выполнила компания “Евротрансстрой”. Продолжение Софийской улицы к концу 2021 года должна была построить компания “Буер”. Но в итоге ускорилась. “Мы в начале 2019 года обратились к правительству Петербурга, они поддержали нашу идею — синхронизировать сроки сдачи, чтобы мы не делали подключение в никуда, чтобы город задышал”, — прокомментировал “ДП” директор Санкт–Петербургского филиала ГК “Автодор” Дмитрий Губин.

По его мнению, этот локальный участок будет решать и транспортные задачи субъекта, улучшит доступность Колпинской и Пушкинской агломераций. “Жители Славянки, которые стоят в часовых пробках, воспользовавшись этим участком, за 5–7 минут смогут быть на КАДе. Когда город достроит участок Софийской улицы до Заводского проспекта в Колпино, часть трафика оттуда уйдет на М–11. Значимость этого участка для города очень велика”, — уверен Губин.

Карелия ждет

Сегодня же вводом заключительного участка от Приозерска до границы с Карелией (131–153–й км) завершится десятилетняя реконструкция трассы А–121 “Сортавала” (Петербург — Петрозаводск) на территории Ленобласти. Первый ее участок открыли в мае 2010 года. Далее поэтапно с разницей в год сдавались отрезки дороги вплоть до поселка Сосново, где движение было запущено в сентябре 2015 года.

Еще 24 км трассы “Сортавала”, от поворота на Сосново до Лосево, вместе с мостом через Вуоксу реконструировали целиком к концу 2018 года. К тому же сроку капитально отремонтировали проезжую часть от Лосево до Приозерска, полностью здесь работы завершатся в 2020 году. Остается отремонтировать путепровод через железнодорожные пути на 105–м км, однако эти работы не относятся к реконструкции.

Ввод последнего участка ждали больше всего, поскольку здесь находится 5 км грунтовой дороги. По данным Упрдора “Северо–Запад”, время в пути по участку от Приозерска до границы с Карелией составляло более 50 минут, теперь этот промежуток можно будет преодолеть в 2 раза быстрее.

Строительно–монтажные работы с июля 2017 года на объекте выполняла компания “ВАД”.

В контексте

Хотя М–11 — действительно самая современная трасса в России, до европейских магистралей она пока недотягивает уровнем развития инфраструктуры. В пути надо не забывать следить за уровнем бензина в автомобиле и пользоваться интернетом, пока он есть.

По данным “Автодора”, на действующих участках трассы с интервалами около 80 км установлены АЗС контейнерного типа (порядка 15 штук), позволяющие круглосуточно заправить автомобили 95–м бензином и дизельным топливом. Однако полностью полагаться на них не стоит, потому что они могут оказаться пустыми, и тогда вас спасут только аварийные комиссары, которые привезут вам канистру бензина. Если в том месте, где у вас кончится бензин, будет работать мобильная связь. Сами власти признают, что контейнерные заправки — это временное решение для экстренных случаев.

Полноценных заправок на магистрали пока не очень много. На выездах из Москвы и Петербурга есть по одной заправке (в каждую сторону), в Тверской области — три заправки (в обе стороны — шесть), и еще две заправки в Новгородской области. К концу 2020 года обещают в общей сложности 16 заправок. Многофункциональных зон (МФЗ), где можно отдохнуть, купить необходимые товары и перекусить, еще меньше — шесть. Открытие большей части МФЗ запланировано на конец 2019 и 2020 годов. Обычных площадок для отдыха водителей на трассе достаточно, на некоторых даже есть приличные туалеты.

Решить проблему мобильной связи “Автодор” планирует к концу I квартала 2020 года. Пока из 115 необходимых мачт установлено 39. Голосовую связь на всем протяжении М–11 председатель правления ГК “Автодор” Вячеслав Петушенко обещал уже к концу этого года.

Сейчас на трассе работает 23 экипажа аварийных комиссаров, готовых оказать первую медицинскую и техническую помощь. Они базируются на пунктах взимания платы, однако должны постоянно патрулировать трассу. За ситуацией на трассе следят и с помощью видеокамер. По данным ГК, время “подлета” в случае ЧП — 10–12 минут. Однако в мае глава МЧС Евгений Зиничев заявлял, что скорость реагирования на действующей части М–11 в 2018 году составляла 1,5–2 часа. Например, к месту возгорания бензовоза на трассе в июле 2018 года первые пожарные расчеты прибыли через 1 час 20 минут. По мнению министра, аварийных комиссаров необходимо наделить функциями аварийно–спасательных подразделений, оснастить и обучить. Плюс нужны вертолетные площадки для МЧС. В перспективе они должны появиться на территории МФЗ.

ICA Construction обещает сесть за стол переговоров по вопросам урегулирования долгов перед субподрядчиками трассы М-11

Как стало известно “Ъ”, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Петербурге Александр Абросимов провел переговоры с руководством итало-турецкого консорциума ICA Construction и ОАО “Магистраль двух столиц” (структура “ВТБ Капитал” и французской VINCI Highways) — генподрядчиком и концессионером строительства платной скоростной трассы М-11 “Москва — Петербург”. Субподрядчики седьмого и восьмого участков дороги, ранее обратившиеся к бизнес-омбудсмену, уверяют, что генподрядчик с зимы задерживает им оплату: уже накопилось долгов около 4 млрд рублей. Стороны договорились, что ICA Construction в ближайшее время встретится с субподрядчиками и “примет незамедлительные меры для оперативного разрешения сложившейся ситуации”.

Читайте также:  Отвалилась плитка в ванной — чем ее приклеить?

Информацию о состоявшейся встрече “Ъ” подтвердили все стороны. Поводом для переговоров послужило обращение в адрес бизнес-омбудсмена Александра Абросимова субподрядных организаций (дорожников, мостостроителей, поставщиков материалов), участвующих в сооружении седьмого и восьмого участков (с 543-го по 684-й км) федеральной трассы М-11 “Москва — Петербург”. Дорожники требуют разобраться в ситуации с задержкой выплат в их адрес со стороны генподрядчика ICA Construction: итало-турецкая компания должна им за уже выполненные работы около 4 млрд рублей.

Седьмой и восьмой участки скоростной трассы М-11 протяженностью 138,8 км пройдут по территории Петербурга, Ленинградской и Новгородской областей. Общая стоимость строительства двух участков составляет 76,8 млрд рублей (75% из них платит госзаказчик проекта — ГК “Автодор”, а остальные инвестирует концессионер — “Магистраль двух столиц”). Ввод двух участков запланирован на конец июня 2018 года.

В аппарате бизнес-омбудсмена Александра Абросимова сообщили, что в ходе встречи генеральный подрядчик разъяснил условия договоров, заключенных с субподрядчиками в части приемки и оплаты выполненных работ, а также текущую ситуацию с реализацией проекта. В итоге участники переговоров пришли к соглашению, что ICA Construction организует в ближайшее время встречу с субподрядчиками и “примет незамедлительные меры для оперативного разрешения сложившейся ситуации”.

Сам господин Абросимов сообщил “Ъ”, что “обеспокоен рядом прогнозируемых негативных последствий”, которые могут наступить для предприятий-субподрядчиков из-за задержки выплат. Бизнес-омбудсмен отметил очевидные риски несвоевременной выплаты зарплаты, налоговых отчислений в бюджет, а также возможность последующего банкротства петербургских предприятий. А это, по его словам, в целом негативно отразится на социально-экономической обстановке в городе.

Переговоры между ICA Construction и субподрядчиками седьмого и восьмого участков М-11 проходят не в первый раз. Эта тема возникла еще в конце 2016 года, а уже в январе 2017 года перевозчики стройматериалов провели протест с требованием от ICA Construction погасить задолженность перед ними. В итоге “Магистраль двух столиц” в конце февраля направила на авансирование работ ICA Construction 5 млрд рублей. “Но подрядчики из этой суммы вместо 4 млрд рублей получили лишь 750 млн рублей”,— отметил в беседе с корреспондентом “Ъ” президент Ассоциации “Грузавтотранс” Владимир Матягин. По его словам, в сложной финансовой ситуации сегодня находятся десятки компаний, принимающих участие в стройке М-11. Многим из них приходится брать кредиты, чтобы платить своим сотрудникам зарплаты, при этом часть компаний стоит на грани банкротства. Один из собеседников “Ъ” отметил, что ICA Construction сознательно затягивает приемку уже выполненных работ, чтобы не платить вовремя деньги.

Из-за задержки выплат субподрядчикам сроки ввода двух участков М-11 в июне 2018 года могут сдвинуться. Собеседники “Ъ” уверяют, что ее не построят к чемпионату мира по футболу 2018 года. При этом в пресс-службе ICA Construction опровергают информацию о срыве сроков ввода седьмого и восьмого участков М-11. В ГК “Автодор” и вовсе заявили “Ъ”, что строящаяся трасса “Москва — Санкт-Петербург” не входит в утвержденный правительством РФ перечень инфраструктурных объектов, которые должны быть введены к чемпионату. “Трасса М-11 должна быть построена в 2018 году, и этот срок будет соблюден”,— добавили в ГК “Автодор”, отметив, что остальные вопросы (связанные с финансированием объекта, объемом освоенных средств. — “Ъ” ) — в компетенции концессионера, ООО “Магистраль двух столиц”. Однако в пресс-службе последнего на письменный запрос “Ъ” не ответили.

В пресс-службе ICA Construction “Ъ” сообщили, что условия приемки и оплаты работ по договорам субподряда напрямую взаимосвязаны с условиями, прописанными как в договоре подряда, заключенном с заказчиком, так и в концессионном соглашении, подписанным с концедентом. “В силу совокупности причин, в том числе находящихся в зоне ответственности концедента, значительная часть выполненных работ по строительству не принята и не оплачена до настоящего времени, что ведет к невозможности приемки и оплаты работ субподрядчикам. Компания прилагает все усилия для урегулирования данной ситуации и снижения ее негативных последствий. Как только необходимая для приемки работ документация будет подготовлена и принята концедентом, компания и ее субподрядчики будут вправе получить оплату выполненных работ”,— прокомментировали в пресс-службе ICA Construction, добавив, что “все вопросы и проблемы с субподрядчиками будут решены в самое ближайшее время”.

Пресс-Центр

Новости

Президент России Владимир Путин открыл дорогу М-11

Глава государства Владимир Путин сегодня приехал лично, чтобы дать официальный старт движению по последнему, восьмому, участку дороги М-11, который примыкает непосредственно к Санкт-Петербургу.

Это означает, что завершено строительство федеральной высокоскоростной трассы М-11.

С одобрения Президента России председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко запустил движение по трассе М-11 из Санкт- Петербурга в Москву. Общаясь со строителями перед запуском движения, глава государства рассказал об итогах общественного голосования по выбору названия трассы. Победителем оказалось название «Нева».

Трасса М-11 – первая автомобильная дорога, построенная в постсоветской истории нашей страны с нуля.

Это первый крупный инвестиционный проект в дорожной отрасли.

В 2009 году для финансирования строительства головного участка трассы с 15-го по 58-ой км было заключено первое в дорожной сфере концессионное соглашение с привлечением внебюджетных инвестиций. В финансировании принял участие ВЭБ.РФ в партнерстве со Сбербанком.

Всего же для строительства автомобильной дороги М-11 было заключено 6 инвестиционных соглашений, в том числе 2 концессии и 4 долгосрочных инвестиционных соглашения.

Общая стоимость строительства составила 520 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), включая 148 млрд. рублей внебюджетных инвестиций.

В строительстве и финансировании М-11 приняли участие две крупные международные инфраструктурные компании (французская Vinci и турецкая Ичташ).

Федеральная трасса М-11 эксплуатируется на платной основе. Бесплатной ее альтернативой остается автомобильная дорога М-10 «Россия». Тем самым распределены транспортные потоки в соответствии с их предпочтениями в выборе скоростного режима.

М-11 приняла на себя транзитное движение, а М-10 ориентирована на местные хозяйственные связи.

Автомобильная дорога М-11 проходит по шести субъектам Российской Федерации: начинается от МКАД в Москве, проходит в Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областях и примыкает к Кольцевой автомобильной дороге вокруг Санкт-Петербурга.

М-11 «Москва – Санкт-Петербург» соответствует параметрам высшей технической категории с 4 полосами для движения (на участках непосредственно возле Москвы и Санкт-Петербурга 6-10 полос). Встречные потоки на м-11 разделены, отсутствуют одноуровневые пересечения с другими автодорогами.

В рамках строительства дороги возведено 337 искусственных сооружения, 30 транспортных развязок.

Эксплуатация М-11 снизила аварийность на всех других дорогах транспортного коридора между Москвой и Санкт-Петербургом практически в два раза. К 2030 году необходимо снизить уровень тяжелого травматизма в 3-5 раз.

Высокий уровень безопасности на М-11 «Москва – Санкт-Петербург» обеспечивается работой аварийных комиссаров. 23 экипажа осуществляют экстренную помощь автомобилистам на всех участках автомобильной дороги. Время «подлета» в случае инцидента составляет не более 12 минут.

На текущий момент на трассе построены 4 многофункциональные зоны, с АЗС, кафе, магазинами и зонами отдыха. До конца 2020 года будут открыты еще 6.

Стоимость поездки по всей трассе для легковых машин в будний день с транспондером составляет 1331 рубль, при оплате наличными и банковской картой – 1820 рублей. В выходные дни проезд с транспондером составит 1494 рубля, наличными и картой – 2020 рублей.

Оплата проезда седьмого и восьмого этапов от Новгорода до Питера для легковых автомобилей круглосуточно составит 304 рубля при оплате транспондером, 380 рублей наличными и банковскими картами.

Строительство последних двух участков дороги – 7 и 8 этапов М-11 – было реализовано на основе концессионного соглашения между Правительством Российской Федерации, от имени которого выступает государственная компания «Автодор», и ООО «Магистраль двух столиц», созданной инвестиционными банком ВТБ Капитал и компанией VINCI Highways (дочернее предприятие VINCI Concessions). Соглашение было заключено на 27 лет: на период строительства до 2019 г. и период эксплуатации до 2041 г.

«Открытие этой дороги еще раз доказывает эффективность механизма государственно-частного партнерства, который позволяет реализовывать самые сложные инфраструктурные проекты. Строительство автомагистрали — крупный, социально значимый проект. Скоростная дорога между Москвой и Санкт-Петербургом, безусловно, изменит привычную логистику, сделает более комфортной жизнь жителей двух столиц и прилегающих регионов. Рад, что ВТБ стал частью этого проекта, а экспертиза и большой опыт команды Группы способствовали его реализации», – отметил Андрей Костин.

Платную трассу от Москвы до Петербурга не построят к чемпионату мира по футболу

И пока там нет ни одной заправки

Платная скоростная трасса М-11, которая пройдет от Москвы до Петербурга, — один из самых больших инфраструктурных проектов эпохи Владимира Путина. Планировать ее начали еще десять лет назад, а строят с 2010 года. Именно ради М-11 вырубили, несмотря на протесты общественности, часть Химкинского леса. Закончить трассу рассчитывали к чемпионату мира по футболу 2018 года. Однако строительство идет медленнее, чем предполагалось, и с рядом серьезных проблем. Спецкор «Медузы» Иван Голунов выяснил, почему бастуют субподрядчики, какие участки трассы не будут сданы в срок — а также при чем тут человек, даривший квартиры предположительным родственникам Алины Кабаевой.

Весной 2004 года Владимир Путин поручил своим подчиненным проработать вопрос о строительстве скоростной автодороги между Москвой и Санкт-Петербургом. Стоимость новой дороги оценивали в 150–180 миллиардов рублей; планировалось, что около трети этих средств вложат частные инвесторы, которые вернут деньги сбором платы за проезд. Проект стал ключевым для новой госкомпании «Автодор», которой было поручено развивать сеть платных дорог по всей стране.

На сегодня затраты на строительство трассы составляют около 450 миллиардов рублей, более 80% которых вложило государство. Планировалось, что вся трасса, которой было присвоено название М-11, будет полностью готова в мае 2018 года перед стартом мундиаля. Однако, как выяснила «Медуза», в реальности все несколько иначе.

Несколько участков дороги не будут сданы в срок, а один еще даже не начинали строить

В середине января 2017 года Сергей Кельбах, глава госкомпании «Автодор», которая отвечает за строительство дороги, заявил в интервьюрадиостанции «Страна», принадлежащей тому же «Автодору», что к началу 2018 года «однозначно заработает» только половина трассы — 360 километров из запланированных 684. Проблемными оказались сразу несколько участков дороги.

Один из них — вторая часть будущей М-11, проходящая по Московской и Тверской областям в обход Солнечногорска и Клина (трасса разделена на восемь участков, строительство каждого из которых разыгрывалось отдельно). По плану к ее строительству должны были приступить в начале 2016 года. Однако выбрать подрядчика долго не удавалось — на объявленные конкурсы не поступало заявок. «Автодору» пришлось увеличить стоимость 89-километрового участка до 74,6 миллиарда рублей и почти в два раза снизить долю, которую должен будет внести подрядчик (до 7,5 миллиарда рублей, которые затем должны быть возвращены за счет эксплуатации дороги).

На повторном конкурсе в июле 2016 года победила компания «Трансстроймеханизация», дочернее предприятие «Мостотреста», который отвечает за строительство всех остальных участков трассы, кроме последнего (с 543-го километра до Петербурга). Раньше крупнейшим акционером «Мостотреста» были структуры Игоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга; с середины 2015-го компанией владеет негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», подконтрольный «РЖД».

«Трансстроймеханизация» начала работу в августе 2016-го; на сайте компании указано, что проект будет выполнен в срок с 2016 по 2020 год. Согласно контракту, дорога должна быть сдана в эксплуатацию не позднее 1 ноября 2018 года (то есть к тому времени, как чемпионат мира по футболу в России уже завершится). Прошлой весной министр транспорта Максим Соколов на встрече с думской фракцией «Единой России» предупредил, что участок от Солнечногорска до Твери скорее будет сдан не в «2018-м, а ближе, наверное, к 2019 году». В «Автодоре» утверждают, что все работы ведутся по плану.

В этом плане тем не менее с некоторых пор вовсе отсутствует еще один участок будущей трассы, который должен пройти в обход Твери. Его строительство планируют начать «после 2020 года»; до тех пор пользователи платной дороги вынуждены будут ехать по участку бесплатной М-10, который частично проходит по городу.

Самый северный участок трассы — 138 километров между Санкт-Петербургом и деревней Мясной Бор неподалеку от Новгорода, — по документам «Автодора», также не будет доделан ни к началу 2018 года, ни к чемпионату мира по футболу. Сейчас срок его сдачи — 30 июня 2018-го, через две недели после начала турнира. В августе 2016-го эта часть дороги была готова на четверть.

Читайте также:  Интерьер спальни — 55 фото идей

Подрядчики бастуют и жалуются, что им не платят

Строительством последнего участка М-11, ведущего к Петербургу, занимается компания «Магистраль двух столиц», принадлежащая холдингу «ВТБ Капитал» и французской компании Vinci. Она должнавложить в проект около 19 миллиардов рублей (общая стоимость участка оценивается в 76,8 миллиарда).

Генподрядчиком строительства была выбрана итало-турецкая компания ICA; среди ее предыдущих проектов, например, — новый терминал аэропорта Пулково, а буквально два месяца назад ICA завершила строительство центрального участка Западного скоростного диаметра (внутригородской платной дороги в Петербурге). В середине декабря в прессе появились сообщения о том, что ICA на несколько месяцев задерживает оплату работ субподрядчикам, а 23 января 2017 года представители субподрядчиков перекрыли въезд на строительную площадку трассы. По данным Госинспекции труда по Ленинградской области, в общей сложности компаниям, выполняющим работы, задолжали около 4 миллиардов рублей.

«На грани банкротства находятся несколько десятков компаний из Петербурга и других регионов, которые принимали участие в строительстве, — пояснил „Медузе“ президент ассоциации „Грузавтотранс“ Владимир Матягин. — Из-за отсутствия финансирования субподрядчики ушли со стройплощадки». По словам Матягина, сейчас на трассе не ведутся порядка 80% необходимых работ, и в случае, если конфликт не разрешится в ближайшие три месяца, сроки сдачи участка могут быть сорваны.

С сентября 2016 года в арбитражные суды Санкт-Петербурга и Ленинградской области подано два десятка исков к ICA на общую сумму более 156 миллионов рублей (аналогичные претензии к компании выдвигают и субподрядчики, работавшие с ними на строительстве Западного скоростного диаметра). В октябре ICA попросила«Магистраль двух столиц» увеличить аванс на строительство трассы.

В середине января ICА планировала провести сбор кредиторов. На нем компания должна была предложить погасить долги перед подрядчиками строительной техникой — однако, как сообщает «Деловой Петербург», в последний момент собрание было отменено. В ответ подрядчики решили перекрыть въезд на стройплощадку; после этого их все-таки пригласили на переговоры с представителями ICA. По итогам переговоров Матягин заявил, что деньги зависают в компаниях-посредниках, которые и должны оплачивать работы перевозчикам стройматериалов. 30 января выплаты за проделанные работы наконец возобновились; по словам представителя субподрядчиков, погасить всю задолженность ICA обещает не позднее начала марта.

В строительстве дороги участвуют странные компании

Одним из крупных субподрядчиков последнего этапа трассы является строительно-производственная компания «Зеленый город». Ее название фигурирует в материалах надзорных органов, проводящих проверки работы субподрядчиков компании ICА.

Раньше «Зеленый город» занимался озеленением и городским благоустройством, однако в 2013 году получил крупный подряд на обслуживание Кольцевой дороги вокруг Петербурга (только в 2016-м это принесло компании 1,41 миллиарда рублей). Тогда же «Зеленый город» заключил с «Автодором» контракт на подготовку к строительству территории последнего участка скоростной трассы — за 2,7 миллиарда рублей компания должна была вырубить лес и перенести линии электропередачи, получив за это в качестве бонуса все вырубленные деревья (то есть более 158 тысяч кубических метров древесины только в Новгородской области).

Уже в 2016 году «Зеленый город» получил в общей сложности более полумиллиарда рублей на строительство двух путепроводов и дороги, соединяющей скоростную трассу М-11 с продолжением Софийской улицы в Петербурге. А в декабре того же года компания получила 1,05 миллиарда рублей на благоустройство территории спорткомплекса «Лужники» к проведению чемпионата мира по футболу. Точная сумма подрядов, которые получает «Зеленый город» от холдинга ICА на строительстве трассы М-11, неизвестна.

В последний год «Зеленый город» на многих тендерах «Автодора» конкурирует с небольшой компанией «Питердорнии». Это тоже заметный субподрядчик на строительстве скоростной трассы — в 2016 году «Питердорнии» получила 490 миллионов рублей за осуществление на нескольких ее участках строительного контроля. Впрочем, у компаний-конкурентов есть много общего: они являютсяединственными учредителями ассоциации дорожных предприятий «Зеленый город», а телефоны «Питердорнии», указанные в регистрационных данных, совпадают с телефонами офиса «Зеленого города».

Основателями «Зеленого города» являются Сергей Кусачев и Виталий Лукашов, которым также принадлежит питомник декоративных плодово-ягодных деревьев в Брянской области; в 2015 году совладельцем компании, по данным ЕГРЮЛ, стал Григорий Баевский. В 2003–2009 годах Баевский возглавлял ФГУП «Дирекция по инвестиционной деятельности» Росавтодора, а в 2011–2014 годах — «Русскую холдинговую компанию», бенефициаром которой является Аркадий Ротенберг. Баевский, которому также принадлежит компания по производству наноуглеродных материалов, входит в состав дачного кооператива «Отечество» в Ленинградской области, который он учредил вместе с братьями Аркадием и Борисом Ротенбергами.

В недавнем расследовании Reuters и OCCRP Баевский фигурировал как человек, который любит дарить людям недвижимость. В 2009 году бизнесмен передал квартиру в Москве Лейсан Кабаевой, сестре бывшего депутата Госдумы Алины Кабаевой; в 2013 году — отдал землю и дом на Рублево-Успенском шоссе Подмосковья некоей 81-летней Анне Зацепилиной, которую в прессе называли бабушкой Кабаевой. В 2015 году квартиру от Баевского получила Алиса Харчева, известная тем, что позировала для календаря ко дню рождения Владимира Путина.

Еще один субподрядчик петербургского участка трассы М-11 — компания «А-проект», принадлежащая родственникам председателя правления Евразийского банка развития Дмитрия Панкина, который в 2008–2013 годах был заместителем министра финансов России. По данным ЕГРЮЛ, владельцы компании — отец чиновника, 89-летний Владимир Панкин, и дочь Елена Архангельская, которая, по данным«Делового Петербурга», работает в британском отделении Deutsche Bank. Помимо строительства трассы М-11 «А-проект» участвовал в строительстве того же участка Западного скоростного диаметра, которым занималась компания ICA.

Участок М-11 неподалеку от аэропорта Шереметьево, 23 декабря 2014 года

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС / Scanpix / LETA

Частные инвесторы вкладываются в строительство неохотно

По исходному плану, 30–35% стоимости строительства дороги, которая составляет около 450 миллиардов рублей, планировалось покрыть за счет частных инвестиций. Согласно подсчетам «Медузы», в реальности доля инвесторов составила 20,4%.

Только на двух из восьми участков, на которые разбита трасса, «Автодору» удалось заключить концессионное соглашение с частными инвесторами: они должны вложить средства в строительство, а затем вернуть их, получая плату за проезд автомобилей по новой трассе.

Первый, уже построенный этап трассы строила Северо-западная концессионная компания (СЗКК). Ее создала французская Vinci вместе со структурами миллиардера Аркадия Ротенберга и холдинга «Н-транс», в котором до 2004 года работал тогдашний министр транспорта России Игорь Левитин. Концессионное соглашение с СЗКК не опубликовано. Однако в проспекте облигаций СЗКК упоминалось, что в нем содержится пункт о защите инвестора — по нему государство не могло увеличивать пропускную способность бесплатного Ленинградского шоссе более чем на 10%, а в противном случае должно было бы заплатить компании штраф.

Также СЗКК имеет право потребовать компенсации от государства, если количество автомобилей на платной дороге окажется меньше запланированного. Выполняется ли этот план, неизвестно: данные о количестве автомобилей, оплативших проезд, компания не разглашает. С учетом компенсации в почти 5 миллиардов рублей, которую компания уже получила от государства в 2015 году за задержку начала строительства трассы, доля инвестора на этом участке дороги снизилась до 53%.

Оставшиеся четыре участка трассы строятся по долгосрочному инвестиционному соглашению: подрядчик строительства обязуется вложить в проект часть собственных средств, а после завершения строительства занимается обслуживанием и ремонтом трассы, пока государство возвращает ему вложенное. Подрядчиком этих четырех этапов стали структуры холдинга «Мостотрест», который вложил в строительство от 10 до 16% от стоимости проекта.

Впрочем, большая часть вложений частных инвесторов в строительство М-11 — квазигосударственные деньги. Например, СЗКК получила 20-летний кредит на 29,2 миллиарда рублей от государственных Внешэкономбанка и Сбербанка, которые также выкупили около 70% выпуска 10-миллиардных облигаций компании. Похожая история в консорциуме «Магистраль двух столиц»: он получил 10,2 миллиарда рублей в кредит в госбанке ВТБ и выпустил облигации на 13 миллиардов рублей, большую часть которых выкупил НПФ «ВТБ пенсионный фонд». Таким образом, доля собственных средств инвесторов в проектах концессии составила 13,4 и 8,7% соответственно.

Суммы вложений подрядчиков на участках, которые строятся по долгосрочному инвестиционному соглашению, тоже оказываются меньше установленных. Так, проведя проверку сданного в эксплуатацию летом 2015 года участка строительства трассы в обход Вышнего Волочка, аудиторы Счетной палаты пришли к выводу, что «Мостотрест», который должен был инвестировать в строительство 5,2 миллиарда рублей, на деле вложил менее полутора миллиардов. «Мировая практика не знает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств и привлеченных инвестиций при реализации проектов государственно-частного партнерства; а именно — 98% к двум», — говорил тогда аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.

Кроме того, аудиторы подсчитали, что в течение 18 лет государство выплатит инвесторам платежей на сумму почти на 10 миллиардов рублей больше, чем предполагаемый объем выручки от платной дороги за это же время, — фактически дорога будет продолжать приносить убыток государству, уже будучи построенной. В «Автодоре» тогда сослались на то, что Счетная палата не сделала поправку на уровень инфляции.

Пока на трассе нет ни одной заправки

Всю трассу от Москвы до Санкт-Петербурга можно будет проехать за шесть часов с перерывом на чашечку кофе, уверял глава госкомпании «Автодор» Сергей Кельбах на презентации проекта М-11 в 2013 году. Однако до недавнего времени чашечку кофе на двух существующих участках дороги выпить было невозможно: единственное кафе заработало лишь несколько недель назад; до того из услуг в специальных зонах отдыха имелись только биотуалеты и три турника. Ни на одном из участков дороги сейчас нет заправочной станции.

К 2018 году госкомпания «Автодор» обещает открыть на трассе 13 многофункциональных сервисных зон, которые будут расположены по обеим ее сторонам: там должны появиться и кафе, и магазины, и даже места для зарядки электромобилей. Пока объявлен только конкурс на выполнение подготовительных работ для строительства этих зон — под них планируется выделить почти 100 гектаров земли, в основном из лесного фонда.

Сервисные зоны планируют строить рядом с объектами, которые могут заинтересовать туристов. Например, от будущей зоны «Мшенцы» на 368-м километре рукой подать до местных радоново-сероводородных источников. Зона на 540-м километре будет называться «Онег» — в честь разрушенной во время войны усадьбы, где жила семья композитора Сергея Рахманинова. Усадьбу планируют восстановить к 2018 году и открыть там музей; стоимость проекта оценивается в 120–150 миллионов рублей.

Конкурс для инвесторов, желающих построить сервисные зоны, пока не объявлен. Несмотря на это, в апреле 2016 года «Автодор» и правительство Тверской области подписали соглашение с нефтяной компанией «Роснефть», которое предусматривает строительство не менее четырех автозаправочных станций на М-11. Еще через три месяца аналогичный документ, предусматривающий строительство двух зон дорожного сервиса, «Роснефть» и «Автодор» подписалис правительством Новгородской области. Количество АЗС, которые планирует построить «Роснефть», совпадает с количеством сервисных зон в данных регионах, которые планируется построить в первую очередь.

Чиновники открывают первый участок скоростной платной трассы от Москвы до Петербурга. Справа налево: глава «Автодора» Сергей Кельбах, руководитель администрации президента Сергей Иванов, губернатор Московской области Андрей Воробьев, помощник президента Игорь Левитин, мэр Москвы Сергей Собянин. 23 декабря 2014 года

Фото: Сергей Фадеичев / ТАСС / Scanpix / LETA

Ездить по трассе будет дорого

Официально стоимость проезда автомобилей по платной трассе от Москвы до Петербурга не объявлялась. В 2013 году Кельбах прогнозировал, что поездка обойдется водителю легковой машины в 1000–1100 рублей. Но после открытия первых двух участков трассы выяснилось, что уже они обойдутся водителям в 740 рублей (500 рублей за участок, идущий в обход Химок, и еще 240 за участок в обход Вышнего Волочка) — притом что это меньше четверти всей дороги.

«Вздули цены так, что проехать невозможно», — раскритиковал тарифы Владимир Путин в январе 2016 года. Спустя две недели после заявления президента правительство России ограничило тарифы, установивмаксимально возможную стоимость проезда по платным дорогам. За проезд по дорогам, построенным по концессии, цена составит 12 рублей за километр для легковых автомобилей и 38,5 рубля за километр — для грузовиков. Для всех остальных платных дорог тарифы еще ниже — 3 рубля за километр и 9,5 соответственно. При этом тарифы могут повышаться раз в год в зависимости от инфляции. После этого тарифы на М-11 были снижены в соответствии с новыми стандартами: теперь проезд по двум участкам обойдется в 600 рублей.

Ссылка на основную публикацию