С компании «Мостовик» требуют возврата денег за столичное метро

«Мостовик» подвинули с метро

После введения процедуры банкротства в отношении «Мостовика» под вопросом оказалась реализация многомиллиардных контрактов по строительству инфраструктурных объектов в Омской области, самый неоднозначный из которых — многострадальное омское метро. Тендер на проект завершения первых трех станций омской подземки уже выиграла компания из Новосибирска.

Компания «Мостовик» является генподрядчиком строительства ряда крупных объектов в регионе. Но если, к примеру, участок окружной дороги на западном обходе Омска с помощью «Мостовика» обещают сдать до наступления морозов, а путепровод на Торговой к концу ноября, то ситуация с метро не так однозначна. Возможно, Олегу Шишову придется уйти с этой стройки.

По словам губернатора Виктора Назарова, озвученным на пресс-конференции 25 июня, когда в «Мостовике» будет утвержден арбитражный управляющий, власти будут отрабатывать с ним варианты взаимодействия.

«Если они нам скажут, что дальше работать не смогут, мы потребуем возврата авансовых платежей и будем переходить к другому контрагенту, — пояснил губернатор. — Авансовые платежи были заложены в размере 15% от суммы контрактов, которые мы оплатили, а они не освоили».

Но Виктор Назаров признает, что самое сложное здесь — потеря сроков. Если область разорвет контракт на строительство с «Мостовиком», это будет означать новые торги, и с реализацией этих проектов мы откатимся назад как минимум на год. «Поэтому хотелось бы сделать работы даже в рамках банкротного предприятия через субподрядчика», — прокомментировал губернатор.

Проект по метро завершат новосибирцы

В начале года Виктор Назаров заявил о решении правительства переформатировать недострой метрополитена — соединить его с трамвайными линиями в проект легкого рельсового транспорта (ЛРТ).

Свои варианты проектов представили московская «ТрансМашГрупп» (его частично озвучил в марте министр строительства Омской области Олег Илюшин) и агентство «Городские проекты» с американским профессором Вуканом Вучиком, презентовавшие в марте свою концепцию публично. Региональные власти ушли думать, пообещав к маю сформулировать базовое техзадание на разработку проектной документации и презентовать проект ЛРТ в федеральном Минтрансе.

Однако этого до сих пор не произошло. Тем временем правительство решило потратить еще порядка 100 млн рублей на рабочую документацию по завершению уже существующих объектов метрополитена. 26 июня конкурсная комиссия КУ Омской области «Управление заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений» подвело итоги аукциона по контракту на подготовку рабочей документации по архитектурным, техническим и технологическим решениям для первого пускового участка первой линии метро с начальной ценой 105 млн рублей. Речь идет о достройке трех станций: «Библиотека им. А. С. Пушкина», «Заречная» и «Кристалл».

Можно было предположить, что у «Мостовика» хотя бы часть этой проектной документации уже имеется. Ведь проект этот разрабатывал и защищал в Главгосэкспертизе именно «Мостовик». Однако НПО даже не стало подавать заявку на конкурс. За контракт торговались два участника из Новосибирска — ОАО «Сибгипротранс» и ОАО «Сибмост», предложившие за свои услуги 86,1 и 84,6 млн рублей соответственно. Победителем аукциона выбрали ОАО «Сибмост», который должен будет подготовить всю документацию к 5 декабря.

Так подземка или ЛРТ?

По мнению «Городских проектов», в этом тендере спорным для достройки объектом является станция «Кристалл». В концепции, предложенной Вуканом Вучиком и «Городскими проектами», на этой станции необходимо выходить на поверхность. В противном случае придется потратить еще минимум 4 млрд рублей на достройку тоннелей к следующей наземной станции.

Однако руководитель Управления заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений Владимир Плеханов рассказал «ДО», что котлован станции «Кристалл» уже сделан, а выход метро на уровень земли возможен уже только за бульваром Архитекторов с постепенным подъемом на поверхность вдоль проспекта Комарова. Там же, где это предлагали сделать «Городские проекты», всегда планировалась автомагистраль до улицы Конева.

«На «Кристалле» осталось сделать конструкции самой станции, на станции «Соборная» в районе Левобережного рынка пока установлен забор и выносятся инженерные коммуникации, — рассказал Владимир Плеханов. — Вот там уже вместо котлована предлагалось делать наземную станцию и эстакаду. Тот конкурс, итоги которого мы сейчас подвели и который касается работ на станции «Кристалл», уже никак не влияет на то, пройдет ли дальше метро под землей или выйдет на поверхность».

Подземелье под пейнтбол

Как заявил губернатор на пресс-конференции 25 июня, решение о судьбе метро и перспективах его трансформации в ЛРТ будет проработано с Минтрансом РФ до конца года.

«Если мы получим понимание, что нам эти деньги выделят даже на переформатированное метро, то мы будем его запускать и начнем восстановление и ремонт трамвайных путей, — предположил Виктор Назаров. — Но если этих денег в полном объеме нам не дадут, то придется строить за счет бюджета Омской области. Конечно, тогда мы будем сжимать этот проект».

Если федералы не поддержат идею метротрама, то область, скорее всего, просто заморозит проект, продолжая терять десятки миллионов рублей ежегодно на содержание уже построенных объектов. Такой обузой для бюджета уже несколько лет является участок метро, выкопанный в районе улицы Б. Хмельницкого. Это 700 метров тоннеля, где сегодня стоит забор и полностью приостановлены все работы.

«На то, чтобы поддерживать этот объект в надлежащем состоянии (на откачку воды), мы ежегодно тратим из бюджета Омской области 6 млн рублей, — посетовал Виктор Назаров. — Посчитали, сколько необходимо денег, чтобы закопать эти 700 метров. Нужно 200 млн рублей. Уже думали отдать его каким-нибудь игрокам в пейнтбол или открыть подземную стоянку. Пока желающих нет».

Очевидно, что промедление с решением о переформатировании метро обходится бюджету недешево. Однако проблема в данном случае совсем не в обанкротившемся генподрядчике, потому что его финансовое состояние вряд ли уже сыграет большую роль в судьбе омского метро.

Алексей Пантелеев

Фото: Вадим Харламов

Текст опубликован в газете «Деловой Омск» №24 (028) 1 ию ля

«Мостовик» потребовал отдать ему плиты для строительства метро

от 11.08.18 в 13:38 версия для печати

Решение омских властей законсервировать недостроенный метрополитен привело к иску со стороны НПО «Мостовик». Компания-банкрот потребовала вернуть ей более 1500 плит, уложенных на левобережных станциях «Заречная» и «Кристалл».

Иск в арбитражный суд Омской области поступил от «Мостовика» к Управлению заказчика по строительству транспортных объектов и гидротехнических сооружений. Предприятие требует вернуть ему в собственность имущество, сообщает «Омск Здесь». При этом суд отказал НПО в обеспечении иска: предприятие просило на время разбирательств передать ему плиты на хранение. Учитывая, что стоимость одной плиты составляет 16 тыс. рублей, спор идет об имуществе примерно на 25 млн рублей.

В настоящий момент готовность первой ветки омского метро составляет 40%, денег на его достройку у властей нет. Объект планируется законсервировать.

Тараненко готов продать муниципальную «Тепловую компанию»
В мэрии объяснили, почему Омск сегодня так плохо почистили от снега [ФОТО]
Директор «Магнита» предложил омичам носить мусор за километр
На Омск обрушится переохлажденный дождь и сильный ветер

1. Почему Шишову то? Не Шишов требует плиты, а конкурсные управляющие Мостовика, которые действуют в интересах банков.

2. Мостовику не платили за строительство метро. Мостовику платили за выполнение конкретного объёма работ, то есть одной станции и двух пар перегонных тоннелей. За что заплачено, то и сделано. Собственно и до Мостовика в 90-х омское метро строила новосибирская компания, и после Мостовика в 2015 году уже питерская компания метростроем занималась. Они тоже каждая по метро должны сделать?

3. Эти плиты формально принадлежат Мостовику, он их не передавал и не продавал заказчику, купил на свои деньги. Они просто находятся на территории метро. Банкиры, управляющие Мостовиком, их просто продадут за копейки.

Ответ на сообщение:
Новости
Политика
Экономика/Бизнес
Общество
Образование
Культура/Афиша
Спорт
Отдых и туризм
Авто
Происшествия
Промышленность
Разделы
Новости
ЧТИВО Дня
ОМСКИНФОРМ-TB
Спецпроекты
Омск-информ. БИЗНЕС
Сделано в Омске
Место встречи
ЕДА в Омске
Здоровье
Диалог с бизнесом
Своя колонка
ПОЛИТГРАМОТНОСТЬ
Контакты

ООО “Омские СМИ” 644042, г. Омск, пр. Маркса, дом 39

Мы работаем в режиме онлайн, нам важен каждый ваш звонок: (3812) 53-44-46

Дирекция: 8 (381-2) 53-08-94, 53-08-95 info@omskinform.ru

Редакция: 8 (381-2) 53-44-46 omskinform1@mail.ru

Реклама: 8 (381-2) 53-99-54, 31-07-83

Региональное информационное агентство «Омск-информ» – региональный информационный интернет-портал. Омск и Омская область в режиме online – ежедневно все новости о жизни региона. Экономика, новости политики, бизнес, новости спорта, омский хоккей, новости культуры, происшествия в Омске, дайджест всех событий за неделю. Информация о вакансиях в Омске (трудоустройство), ВТТВ, Авангард, афиша культурных событий, новости партнеров. Все права на материалы, созданные журналистами, фотографами и дизайнерами региональным информационным агентством «Омск-информ», принадлежат ООО «Омские СМИ».

Вся информация, размещенная на сайте www.omskinform.ru охраняется в соответствии с законодательством РФ и не подлежит использованию в какой-либо форме, в том числе воспроизведению, распространению, переработке иначе как со ссылкой на сайт www.omskinform.ru. При цитировании материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» в интернет-источниках должна быть прямая гиперссылка – www.omskinform.ru. Представителем авторов публикаций является ООО «Омские СМИ». Использование материалов регионального информационного агентства «Омск-информ» без соответствующих ссылок будет рассматриваться в соответствии с Законом о СМИ и действующим законодательством Российской Федерации.

Региональное информационное агентство «Омск-информ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия ИА № ФС77-76034 от 24 июня 2019 года.

На сайте предусмотрена обработка метаданных пользователей (файлов cookie, данных об IP-адресе). Используя www.omskinform.ru вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности сайта.

Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру лицам младше 18 лет. Сайт не несет ответственности за содержание рекламных материалов.

Из-за спора с субподрядчиком счета компании заблокированы

Счета одного из крупнейших инфраструктурных строителей в России — омского НПО “Мостовик” — арестованы. Такого решения в суде добился его подрядчик “Компания энерго”, строившая по контракту с “Мостовиком” океанариум на острове Русский к саммиту АТЭС. Стороны не могут договориться об объеме выполненных работ: “Компания энерго” считает, что заказчик задолжал ей 74 млн руб., “Мостовик”, в свою очередь, требует вернуть 201 млн руб.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга принял обеспечительные меры в виде запрета на распоряжение денежными средствами на счетах НПО “Мостовик” в порядке обеспечения исполнения судебного акта, сообщили “Ъ” в суде. Решение принято по запросу “Компании энерго”, которая судится с “Мостовиком” из-за разногласий по поводу выполнения договора подряда при строительстве океанариума и дельфинария на острове Русский. Адвокат “Компании энерго” Александр Шахназаров подтвердил эту информацию. Генеральный директор “Мостовика” Олег Шишов сказал, что ему известно об аресте счетов его компании.

Договор субподряда на 1,07 млрд руб. на выполнение строительно-монтажных работ “Компания энерго” и НПО “Мостовик” заключили в 2010 году. Океанариум строился к саммиту АТЭС во Владивостоке. В соответствии с договором “Компании энерго” был перечислен аванс в размере 291 млн руб. В марте 2012 года “Мостовик” расторг договор в одностороннем порядке и обратился в суд. “Субподрядчик не выполнял работы и не отчитался полностью за аванс. Из-за разбирательства и отсутствия документов мы до сих пор не можем сдать научно-адаптационный корпус океанариума”,— рассказал “Ъ” Олег Шишов. В своем иске “Мостовик” требовал вернуть 201 млн руб., за которые не отчитался субподрядчик. В удовлетворении иска “Мостовику” было отказано, тогда как иск “Компании энерго” о взыскании 74 млн руб. был удовлетворен. 28 августа субподрядчик подал иск о банкротстве “Мостовика” в арбитражный суд Омской области. Александр Шахназаров говорит, что “Компания энерго” выполнила работы, стоимость которых превышает аванс. “Мы подали встречный иск на 74 млн руб. Арест счетов одобрен в рамках этого спора”,— пояснил он. По словам Олега Шишова, суд принял сторону “Компании энерго” на основании документов, представленных в одностороннем порядке. “Они не подтверждены никем, в том числе заказчиком. Из-за отсутствия подтверждений заказчик рекомендовал нам расторгнуть договор с субподрядчиком и вернуть аванс”,— говорит господин Шишов. “Компании будет нанесен материальный ущерб. Но мы не допустим банкротства и будем возбуждать уголовное дело”,— заявил Олег Шишов.

НПО “Мостовик” создано в 1982 году. Принадлежит Олегу Шишову. Объем выполняемых работ — 45 млрд руб. в год. Строило мост на остров Русский (один из крупнейших объектов к АТЭС, стоимость $1 млрд), является подрядчиком строительства Большой ледовой арены в Сочи ($300 млн), выиграло конкурс на подготовку проектной документации для строительства стадиона в Калининграде к чемпионату мира по футболу.

Арест счетов парализует деятельность компании. “Банк, получив соответствующее уведомление, перестает проводить любые операции. Останавливаются расчеты с контрагентами, компания не может выплачивать зарплату сотрудникам, плюс это удар по деловой репутации”,— перечисляет партнер “ФБК Право” Александр Ермоленко. По его словам, можно открыть другой расчетный счет, куда будет поступать выручка, но изменение номера счета придется объяснять контрагентам.

Общие затраты на подготовку к саммиту АТЭС достигли 679 млрд руб., из которых 219 млрд руб. выделил федеральный бюджет, 116 млрд руб.— край и город, еще 344 млрд руб.— внебюджетные средства. Одним из громких скандалов подготовки Владивостока к саммиту АТЭС стал срыв сроков сдачи двух отелей под брендом Hyatt. Директор департамента имущественных отношений Приморья Наталья Соколова сообщала “Ъ”, что после подписания договора с Hyatt пришлось заново перепроектировать объекты, а генподрядчик гостиниц ЗАО РАСКО, которое на июнь 2008 года принадлежало экс-главе департамента дорожного строительства Приморья Владимиру Розенбергу, отказалось выполнять работы.

Следователи задержали гендиректора компании «Мостовик»

Задержан за невыплату зарплат

Следственные органы задержали генерального директора омского НПО «Мостовик» и депутата законодательного собрания Омской области Олега Шишова, сообщило во вторник управление Следственного комитета России по Омской области. В отношении Шишова следователи возбудили уголовное дело по статье «Полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, совершенная из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации», говорится на сайте управления.

По версии следствия, Шишов больше двух месяцев подряд не выплачивал зарплату работникам предприятия, с января по июнь 2014 года, хотя имел для этого финансовую возможность. Как считают следователи, общая задолженность Шишова перед ними составила 535 тыс. руб.

Генерального директора «Мостовика» задержали в Москве 10 ноября, вызвав по незначительному предлогу в Следственный комитет, рассказал РБК его адвокат. По его словам, там Шишова ждали омские следователи, которые препроводили его в Омск, где во вторник утром предъявили обвинение. Уголовное дело, по словам адвоката, заведено накануне, 10 ноября. Поэтому у защиты Шишова пока нет контрдоказательств, говорит Мотовилов. Он также ожидает, что суд рассмотрит меру пресечения Шишова в среду.

Управление СК России по Омской области будет настаивать на аресте Шишова. Документы в суд поданы во вторник, в среду Шишову должна быть избрана мера пресечения, сообщила РБК старший помощник руководителя управления Лариса Болдинова. По ее словам, Шишов также является подозреваемым еще по двум уголовным делам. Уголовное дело по факту невыплаты зарплат Следственный комитет возбудил по результатам прокурорской проверки, сказала Болдинова.

Проверка региональной прокуратуры показала, что генеральный директор предприятия Олег Шишов, будучи ответственным за его производственно-хозяйственную деятельность, своевременно не отдал распоряжение на выплату заработной платы, в связи с чем работникам свыше двух месяцев подряд не выплачивалось вознаграждение за труд, сообщила вчера омская областная прокуратура. Поводом для проведенной в марте проверки стали публикации в СМИ и обращения сотрудников компании по фактам невыплаты заработной платы, сказала РБК старший помощник прокурора Омской области Татьяна Бородина.

По статье о невыплате зарплат максимально предусмотренное законом наказание – три года лишения свободы, хотя чаще применяется штраф в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Статья крайне редко применяемая на практике, только единичные дела по ней доводятся до суда, говорит старший партнер юридической фирмы «Дювернуа Лигал» Игорь Гущев. По его словам, суды обычно ограничиваются минимальным наказанием в виде штрафа. Невыплата зарплаты – не настолько общественно опасное преступление, чтобы настаивать на аресте подозреваемого, полагает юрист.

Олег Шишов, владелец и генеральный директор НПО «Мостовик»

В 1976 году окончил Сибирский автомобильно-дорожный институт с красным дипломом и уехал в Сургут. Работал в 29-м мостоотряде строймастером производственно-технического отдела, старшим мастером. В 1978 году вернулся в аспирантуру Омского автомобильно-дорожного института. Занимался автоматизацией, разрабатывал программное обеспечение ЭВМ для проектирования сложных мостовых сооружений. В мае 1982 года защитил кандидатскую диссертацию. В 1983 году с товарищами из студенческого конструкторского бюро при кафедре «Мосты» образовал компанию «Мостовик».

Долги и уголовные дела

По данным сайта государственной инспекции труда в Омской области, НПО «Мостовик» было внесено в список недобросовестных работодателей. Компания на март этого года была должна 433,2 млн руб. 13,4 тыс. сотрудников.

Специалисты госинспекции в разделе вопросов и ответов на сайте ведомства признают, что «действительно ситуация в НПО «Мостовик» непростая». Они предлагают всем уволившимся сотрудникам обращаться в суд с исковым заявлением «по вопросу взыскания задолженности по заработной плате, денежной компенсации за задержку ее выплаты и морального вреда».

Из 25 тыс. сотрудников в компании остались менее половины, остальные или уволились, или находятся в отпуске без содержания, сказал РБК топ-менеджер «Мостовика», который с мая не выходит на работу и не получает зарплату.

Пресс-служба олимпийского подрядчика была расформирована ранее. В отделе маркетинга НПО «Мостовик» не стали комментировать факт задержания Олега Шишова и невыплату на предприятии заработной платы. В приемной Олега Шишова заявили РБК, что он до сих пор является гендиректором предприятия и им неизвестно о «назначении временно исполняющего обязанности гендиректора НПО «Мостовик».

Председатель территориальной первичной профсоюзной организации МП «Новопроф» (НПО «Мостовик» профсоюзной организации не имеет) в Омске и Омской области Владимир Есионов сказал РБК со ссылкой на сотрудников предприятия, что заработную плату стали платить тем, кто остался работать. «Мы встречались с трудовым коллективом. Было видно, что остались на предприятии те, кому некуда уйти, или люди предпенсионного возраста. Одно время говорили, что выплачивают зарплату тем, кто увольняется», – говорит Есионов. По его словам, у рабочих-вахтовиков не было даже трудовых договоров на руках. «Мы не можем утверждать, что их не существует в природе, но на руках у многих сотрудников их не было», – отмечает Есионов.

О возбуждении первого уголовного дела против Шишова Следственный комитет объявил в августе. Оно возбуждено по факту мошенничества в особо крупном размере по ст. 159 ч. 4 Уголовного кодекса, сообщало ведомство. «По данным следствия, Шишов совершил хищение из бюджета Омской области денежных средств в сумме свыше 500 млн руб., не исполнив условия государственного контракта на выполнение строительства участка Федоровка – Александровка окружной дороги города Омска, а неустановленные должностные лица казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Омской области» и правительства Омской области незаконно перечислили ООО «НПО «Мостовик» денежные средства. В результате из бюджета Омской области похищены денежные средства в особо крупном размере на сумму более полумиллиарда рублей», – говорилось в заявлении Следственного комитета.

Еще одно уголовное дело против совладельца «Мостовика» возбуждено по ст. 199 ч. 2 – «Уклонение от уплаты налогов», сообщила вчера Болдинова, отказавшись рассказать подробности.

НПО «Мостовик»

Первый железобетонный мост силами студенческого отряда «Мостовик» был спроектирован и построен в селе Корсине Колосовского района через реку Ошу (Омская область). В 1987 году Олег Шишов возглавил кафедру «Мосты» Сибирского автомобильно-дорожного института. После того как в 1988 году вышло постановление ЦК КПСС о расширении хозяйственной деятельности молодежи, зарегистрировал компанию ЦНТТМ «Мостовик». За время своей работы «Мостовик» проектировал и строил мосты от Сочи до Владивостока. Компания выступила генпроектировщиком моста на остров Русский во Владивостоке. Среди примечательных объектов компании – Живописный мост через Москву в Серебряном бору, Бутовская линия Московского метрополитена, которая стала первым для российского метростроения опытом строительства легкого метро, Омский метрополитен, 700-метровый мост через Иртыш на севере Омской области. В родной Омской области «Мостовик» занимается еще и жилищным строительством.

Олимпийская история

Проблемы «Мостовика» вышли наружу в конце марта, когда Сбербанк, крупнейший его кредитор, подал иск в Кировский районный суд к компании и ее совладельцам с требованием о взыскании 18,9 млрд руб. Соответчиками по иску выступили генеральный директор Олег Шишов и менеджеры Михаил Федяев и Наталия Кравченко. Шишов тогда объяснял финансовые трудности компании убытками по нескольким проектам, в том числе подрядам «Олимпстроя». В феврале компания не смогла вовремя обслужить кредитные договоры с Газпромбанком, Альфа-банком, Сбербанком и другими кредиторами, говорил Шишов в марте. В марте объемы строительных работ сократились на 40%, в апреле – на 60%, сетовал он.

На строительстве олимпийских объектов в Сочи, по данным компании, с 2009 по 2014 год работали более 7 тыс. сотрудников «Мостовика», который отстроил и ввел в эксплуатацию инженерные сети и коммуникации в Олимпийском парке, принимал участие в создании олимпийских транспортно-пересадочных узлов, в том числе и железнодорожного вокзала в Адлере, а также санно-бобслейной трассы и Большой ледовой арены.

В начале апреля компания подала иск в арбитражный суд с просьбой признать себя банкротом. Это было нужно для защиты от недружественного поглощения, рассказывал Шишов. Он подчеркивал, что «Мостовик» не уклоняется от переговоров с банками-кредиторами. В мае около 20% долей «Мостовика» приобрела структура Сбербанка. Банк хочет показать, что ему небезразлична судьба компании-должника, и дает сигнал рынку, что будет помогать «Мостовику», объяснял в августе РБК источник, знакомый с позицией банка.

Процедуру наблюдения суд ввел в «Мостовике» в конце июня. Управляющим была назначена Анна Нехина из Москвы. Вчера в ее приемной отказались обсуждать задержание Шишова.

Общий долг «Мостовика» – около 40 млрд руб., активы – 4,2 млрд руб., а дебиторский долг – около 17 млрд руб., сообщается в решении арбитража о начале процедуры банкротства подрядчика. Кроме Сбербанка, крупнейшие кредиторы компании – Газпромбанк с долгом в 3,4 млрд руб. и Альфа-банк с 3,3 млрд руб., свидетельствуют данные арбитража. Представители всех трех банков отказались от комментариев. Задержание Шишова не повлияет на возврат долгов его компанией, уверен источник в одном из банков-кредиторов. «Следствие разберется», – заверил он РБК.

«Мостовик» как игрок рынка представляет для кого бы то ни было все меньший и меньший интерес, говорит сотрудник одного из крупных российских банков, занимающихся инфраструктурным строительством. По его мнению, арест Шишова может быть связан с действиями кого-либо из кредиторов, которые хотят поскорее получить свои деньги.

Олимпийские банкроты

С февраля 2014 года введена процедура наблюдения в «Тоннельном отряде 44». Компания задолжала кредиторам миллиарды рублей. Руководитель компании Леван Гоглидзе был арестован по обвинению в растрате бюджетных средств. «Тоннельный отряд 44» строил дублер Курортного проспекта и выполнял работы по ремонту Волгоградской улицы.

В марте 2014 года владелец «Инжтрансстроя» Ефим Басин объявил, что ликвидирует компанию. Причиной такого решения Басин назвал серьезные разногласия с заказчиками о стоимости объектов, которые были возведены в Сочи. Всего компания построила 14 объектов. Среди них автомобильная дорога от Красной Поляны к горному кластеру, Главный олимпийский медиацентр, гидротехнические комплексы в порту Сочи и в устье Мзымты.

В апреле 2014 года Омское НПО «Мостовик» инициировало собственное банкротство. В Сочи «Мостовик» получил контракты на строительство Большой ледовой арены для хоккея с шайбой на 12 тыс. мест, санно-бобслейной трассы, гостиницы на 700 мест и вокзального комплекса «Альпика-сервис». Общий долг «Мостовика» составляет около 40 млрд руб.

17 октября 2014 года по решению арбитражного суда стало банкротом ООО «Тоннельдорстрой» (Краснодарский край). На конец сентября долги предприятия насчитывали 3,7 млрд руб., в том числе 1,9 млрд – подтвержденные вступившими в силу судебными решениями. Компания строила автомобильные дороги от села Эсто-Садок до спортивно-туристического комплекса «Горная карусель» и комплекса олимпийских трамплинов, транспортную развязку в Сочи, а также участвовала в прокладке дублера Курортного проспекта.

Омский офис «Мостовика» ушел с молотка столичной фирме

Дата публикации 29 августа 2017 13:45 Автор Алексей Пантелеев Источник фото Kommersant.ru

Пятиэтажный корпус с землей вместе с миллиардной дебиторкой и другими активами продали всего за 148 млн рублей. Очень недорого также можно было купить квартиры в Омске и престижные внедорожники.

Индивидуальный предприниматель Сергей Дюрягин по поручению конкурсного управляющего ООО «НПО «Мостовик» Михаила Котова провел большую распродажу имущества обанкроченной компании. Аукцион проходил на электронной площадке ЗАО «Новые информационные сервисы». В списке реализуемого имущества — 174 лота общей стоимостью 276 млн 338,94 тыс. рублей. Это были объекты недвижимости в Омске, Москве, Чите, Приморском крае, Московской области, автомобили и специализированная техника, разбросанные по разным регионам.

Всего на торги поступили 1783 заявки. Самый ценный из лотов имел стоимость 148,4 млн рублей. Сюда вошло весьма пестрое по своему составу имущество. Это 100% долей в двух дочерних компаниях — ООО «ГК «Центр» и ООО «ЖКХ «Сервис». Впрочем, эти фирмы также банкротятся, хотя скорее всего сохранили на своем счету определенные активы. Первая компания имеет отношение к бизнес-центру «На Гагарина», а ЖКХ «Сервис» являлся крупнейшей управляющей компанией в Советском округе.

Далее в составе лота — различное производственное оборудование в Чите, два престижных японских внедорожника и — внимание — пятиэтажный проектно-административный корпус «Мостовика» в Омске по пр. Мира 5/5. Общая площадь здания — более 8 тыс. кв. метров. К нему также прилагался собственный земельный участок общей площадью почти 19 тыс. кв. метров.

Среди другой недвижимости в этом же лоте — административный корпус бывшего мясокомбината по ул. 2-я Солнечная, д. 42А (2000 тыс. кв. метров), подстанция и жд пути.

Кроме того, арбитражный управляющий включил в этот же лот многочисленные требования к дебиторам «Мостовика». Совокупная сумма долгов и займов, право требования которых включено в лот, превышает 3,5 млрд рублей. Вероятно, большую часть из этих средств взыскать уже невозможно. Но есть и весьма привлекательные пункты, например, требование почти на 200 млн рублей к новосибирскому ОАО «Сибмост» или к ГП ДРСУ №6 (11,7 млн рублей).

И все это имущество — повторим — было выставлено за 148,4 млн рублей!

Выкупить его захотели московские фирмы «Авалон» и «Флорида», которые по сходной цене ранее приобретали другие активы «Мостовика» — строительную технику, проходческий щит для строительства метрополитенов и так далее. В итоге «Авалон» сделал на торгах первый и единственный шаг, и все имущество досталось «Флориде» за 148 млн 405 тыс. рублей.

На этот же аукцион выставлялось еще множество лотов, но торги по некоторым из них не состоялись. Так, никто не захотел покупать квартиру в Москве на улице Кантемировской за 8,2 млн рублей. Никого не привлекли и мастерские и другие производственные здания в Омске по ул. Транссибирской.

Квартиры «Мостовика» в Омске также продавались по весьма привлекательным ценам. К примеру, лот №51 — квартира общей площадью 52,3 кв.м по ул. 20-го Партсъезда, 18 — был выставлен за 664 тыс. рублей. Соседние квартиры (36,7 кв. м и 54,4 кв. м) продавались за 549 тыс. и 691 тыс. рублей соответственно. Покупателей на них не нашлось, как и на другие квартиры и отдельные комнаты в этом же подъезде. К слову, на торги выставлялись квартиры с 1-й по 12-ую.

Зато борьба развернулось за участок в 966 кв. метров в садоводческом товариществе в Сочи. В ходе торгов он подорожал с 1,3 млн до 2,5 млн рублей.

На других объектах не будем останавливаться особо. Это различная недвижимость в поселке Горячий ключ и Дружино и еще одна квартира в Москве. А лоты с № 69 по № 214 составляли автотехника, бульдозеры, буровая машина и краны марки КАТО, автокраны, погрузчики, экскаваторы, машины, грузовики Volvo и HINO, множество КамАЗов, седельные тягачи и так далее. Причем, каждая из единиц техники шла отдельным лотом и почти все они были проданы. Здесь разгорелась нешуточная борьба. К примеру, джип TOYOTA LAND CRUISER PRADO выставлялся за 260 тыс. рублей. На него было подано 36 заявок, в итоге внедорожник ушел с молотка за 578 тыс. рублей. Стоило за что побороться. Всего на торги выставлялось несколько таких джипов, которые привлекли множество участников со всей страны.

Напомним, что арбитражный управляющий «Мостовика» уже ходит под уголовным делом. Оно было возбуждено по требованию прокуратуры Омска по факту растраты имущества ООО НПО «Мостовик».

Проверку проводили в полиции. Она установила, что конкурсный управляющий ООО «НПО «Мостовик» заключал договоры на оценку имущества с ООО «Лабриум-Консалтинг», которое составило сомнительные отчеты.

«В ходе проверки установлены факты занижения стоимости имущества ООО «НПО «Мостовик» путем дробления строительной техники — кранов на составные части и реализации с торгов по заниженной стоимости за 45,4 млн рублей при их рыночной стоимости более 182 млн рублей», — сообщали в прокуратуре.

В результате ООО НПО «Мостовик», а также кредиторам причинили ущерб в особо крупном размере на сумму свыше 137 млн рублей.

Банкротство НПО «Мостовик»: когда не спасает лобби Грефа

Приморский океанариум не достроен, Русский мост и Олимпийские объекты повязли в омуте скандалов, омская окружная дорога не сдана, на месте Красногорского гидроузла – заброшенная строительная площадка, – вот результаты многолетней работы строительной империи ООО «НПО «Мостовик». Благодаря высоким покровителям, среди которых называют главу сбербанка Германа Грефа и омского губернатора Виктора Назарова, директору «Мостовика» Олегу Шишову удалось построить гигантскую «госконтрактную» пирамиду. Шишов сейчас за решеткой, под следствием несколько чиновников-исполнителей. Никто из руководителей, отдававших миллиардные заказы «Мостовику» не пострадал. На начало этого года долги «Мостовика» оценивались в 80 млрд рублей, среди которых затерялся миллиард невыплаченных налогов. Причиной банкротства «Мостовика» называют неэффективный менеджмент. Журналисты ПАСМИ разбирались в самых ярких эпизодах жизни «Мостовика», пытаясь понять, где основание, а где верхушка строительной пирамиды.

Строительная монополия в Омском регионе

Олег Шишов

В далеком 1982-ом строительный гигант «Мостовик» был студенческим конструкторским бюро при Сибирском автомобильно-дорожном институте. Молодой талантливый инженер Олег Шишов возглавил бюро, одновременно он преподавал в родном СибАДИ, а среди его студентов числился не менее талантливый Евгений Греф – старший брат Германа Грефа. В советское время «Мостовик» звезд с неба не хватал, а уже после 91-го начался уверенный взлет компании. В работе руководителю «Мостовика» Олегу Шишову помогал губернатор Омской области Леонид Полежаев. Об этом Леонид Константинович не раз признавался в своих интервью. Так в 2011году «Мостовик» стал единственным участником и автоматически победителем аукциона на строительство Красногорского водоподъемного гидроузла на реке Иртыш. Стоимость контракта составила 8,6 млрд рублей, а это практически 14% годового бюджета субъекта. 5,2 млрд рублей «Мостовику» выплатили, однако строительство легендарного гидроузла так и не было закончено. Примечательно, что договор с подрядчиком расторгнут лишь в мае этого года. Теперь «Мостовик» должен убрать с территории стройплощадки всю технику и оборудование, если таковые там, конечно, остались. Уже полтора года строительные работы не ведутся, а область тратит порядка 2 млн в год только на охрану объекта – чтобы не разворовали то, что осталось от крупнейшего проекта. Гидроузел, по мнению региональных экспертов, должен был решить глобальную проблему судоходства и водоснабжения региона. Но, видимо, проблема была не такой и глобальной.

Куда острее обстояла ситуация на суше. Омску, как и многим городам-миллионерам в условиях расширения инфраструктуры, была необходима окружная дорога. Она позволила бы решить проблему с пробками и разгрузить город от лишнего транспорта. Контракт на выполнение работ на участке Федоровка-Александровка был отдан ООО «НПО «Мостовик» 11 января 2013 года. Из 1,8 млрд (полная стоимость контракта) «Мостовик» получил 1,2 млрд рублей. Что было потом, мы с вами знаем. На Шишова завели дело о мошенничестве при строительстве трассы, а министру финансов Рите Фоминой и экс-министру развития транспортного комплекса Омской области Олегу Илюшину были предъявлены обвинения по статье «Превышение полномочий». По версии следствия, в 2013–2014 годах министр развития транспортного комплекса региона Олег Илюшин подписал ряд документов, на основании которых в НПО «Мостовик» было перечислено более 1,2 млрд рублей. По данным следователей, чиновники незаконно предоставили денежные средства руководителю «Мостовика» Олегу Шишову для перекредитования в банке. Уже тогда, задолго до начала Олимпиады, Шишов начал вкладывать деньги заказчиков в собственные долги, а не в объекты, который получал постоянно.

За время работы Виктора Назарова в должности главы региона все самые крупные заказы отдавались «Мостовику». Одни заказы стал своеобразным наследством от Полежаева, другие отдавались то ли по инерции, то ли потому, что Герман Греф и Виктор Назаров со времен института сохранили теплые отношения, так что лоббировать Шишова могли и старый губернатор, и старый друг нового губернатора. Всего с 2011 года «Мостовик» получил 21 контракт на общую сумму 12 600 764 071 рублей.

При этом супруга Олега Шишова Тамара не слишком лестно отзывается о губернаторе Викторе Назарове. «Назаров, наверное, думает больше о себе. По-моему, он просто боится поддерживать такого человека и такую компанию», — заявила Тамара Шишова в одном из своих интервью. Хотя Виктор Назаров лично дал слово найти работу уволенным сотрудникам предприятия. Однако, сотрудников не каждого разорившегося ООО обещает трудоустроить глава региона.

По сей день дорога вокруг Омска не построена, окончание строительства запланировано на 31 октября 2015 года, хотя первоначально открыть дорогу хотели в июле 2014 года. Новым подрядчиком стало ДРСУ-6, первый этап строительства уже полностью оплачен.

Русский мост – от материка до нового заказа

В 2008 году началось строительство скандально-легендарного моста от Владивостока до острова Русский. Русский мост, как потом прозвали крупнейший объект, проектировало НПО «Мостовик», оно уже участвовало в строительстве в качестве субподрядчика. Общая стоимость контракта составила 32 млрд 201 млн рублей. Еще 48,5 млн «Мостовик» получил за авторский контроль над строительством. 96 млн были украдены в виде металлоконструкциий. По версии следствия, хищение организовал бывший сотрудник службы безопасности «НПО Мостовик» Рафаэль Джавадов. Строительство моста сопровождалось многочисленными скандалами. Так министр транспорта РФ Игорь Левитин назвал мост на остров Русский самым уникальным и сложным объектом во всей практике мостостроения в России и в мире, а экс-замглавы Росприроднадзора Олег Митволь заявил, что «весь мост надо разобрать и заново построить». Как бы то ни было, но, когда встал вопрос о выборе генподрядчика для строительства океанариума, Управление делами Президента отдало предпочтение «Мостовику». Во-первых, ресурсы компании уже были на месте, во вторых, именитые подрядчики попросту отказывались участвовать в строительстве, после изучения проектной документации большинство из них сходилось во мнении, что объект слишком сложный и трудозатратный. Олега Шишова это не остановило. Уже имея долги, амбициозный инженер принялся за новый проект. «Мостовик» трудился без нареканий ровно месяц, пока не начались работы на сочинских объектах. Уже через месяц стало понятно, что «Мостовик» не отрабатывает перечисленные авансы. Несмотря на это, Управление делами Президента продолжало перечислять ему деньги. Так же, как перечисляла омский министр Рита Фомина, когда работы уже фактически не велись.

Олимпиада: главное не победа, главное — участие

В конце 2013 года Шишов перебрасывает все силы и, по видимости, финансы на Олимпиаду. О том, что у него есть и другие заказы не менее федерального значения, азартный строитель забывает напрочь. Всего «Мостовик» взял подрядов на 70 млрд рублей. Однако, по признанию самого Шишова, «Мостовик» на Олимпиаде был не только подрядчиком, но и инвестором, и заработать у него не получилось. Чуть больше месяца прошло после победоносных Олимпийских игр, и Шишов заявил о проигрыше компании. В один момент, как будто ничто не предвещало беды. Как будто не знали отдававшие Шишову заказы высокопоставленные чиновники, что долговая яма «Мостовика» уходит вглубь больше, чем подпорные стенки санно-бобслейной трассы, которая, в том числе (по расхожей версии) подкосила предприятие.

«У «Мостовика» уже нет денег везти туда (на площадку океанариума – прим. ред.) людей, потому что сочинские стройки совершенно их обескровили. Если бы их так не подкосила Олимпиада, они бы за свой счет этот океанариум достроили. Но у них уже просто не было никаких средств», — рассказала Тамара Шишова в интервью изданию «СуперОмск». Однако супруга арестованного на тот момент основателя стройимперии не уточнила, почему, собственно, деньги на постройку «Океанариума» ушли на строительство сочинских объектов.

Непонятно также, каких сотрудников собирался привезти Шишов, возможно, тех, кто за свой счет пытался уехать с острова, так и не получив обещанных денег. Всего, по версии следствия, Шишов не заплатил сотрудникам порядка полумиллиона рублей. При этом 6000 человек из 20 000 штата собрали подписи в поддержку предприятия.

2 июня 2015 года компанию отдали под руководство конкурсного управляющего. Эксперты предрекают скорую гибель «Мостовика», полагая, что ровно через полгода от компании с огромным штатом, ничего не останется. Сколько людей сейчас реально трудится в «Мостовике», подсчитать сложно. Эту информацию мы могли бы уточнить на официальном сайте «Мостовика», но ресурс оказался временно заблокирован. На главной странице крупнейшей строительной компании с поистине легендарной историей красуется надпись: «Владелец ресурса не продлил услугу хостинга». Денег, видимо, не хватило.

Кредитное основание финансовой пирамиды

«За право кредитования Шишова была самая настоящая драка. У «Мостовика» при этом реальных активов, которые он мог дать в обеспечение, – два завода и офис. Все!» — заявил финансовый аналитик Владимир Копман. Банки выдавали кредиты «Мостовику» под залог выручки, которой после окончания Олимпиады фактически не осталось. Еще со времен строительства гидроузла у «Мостовика» накапливались долги, которые он гасил, получая новые заказы. По закону пирамиды такая схема должна была в один момент лопнуть.

Герман Греф

Остается только догадываться, зачем Сберабанк выкупил 51% процент акций компании за месяц до обращения Шишова в суд с заявлением о самобанкротстве. И зачем 20% акций разваливающейся компании Сбербанк взял еще через месяц? Возможно, такая сделка могла спасти положение Шишова, однако этого не случилось. Возможно, являясь основным кредитором «Мостовика» Сбербанк пытался вернуть хотя бы часть заемных денег, и средства, отданные по банковским гарантиям за недостроенные объекты. А вернуть деньги Сбербанку было просто необходимо. Ведь если, например, «Альфа-банк» кредитовал «Мостовик» под 12,8% годовых, а в 2012-2013гг. и вовсе снизил ставку до 11,1%, то Сбербанк отдавал Шишову деньги под огромный процент – 35,7, а в 2012-2013 гг. повысил этот процент до 37,5%.

Откуда такая разница в процентах? Специалисты в строительной сфере утверждают, что предприятия редко берут кредит под такой огромный процент, тем более, когда в другом банке процент займа ниже в три раза. «Мостовик», получая авансы от заказчиков, большую часть денег выплачивал Сбербанку в виде процентов по ранее полученным кредитам. Таким образом, можно предположить, что Сбербанк не меньше самого «Мостовика» был заинтересован в получении новых контрактов на строительство. Только за 2013 год «Мостовик» отдал Сбербанку порядка 1,7 млрд рублей – и это только проценты по кредитам. Не только Шишов, но и те, кто лоббировал его на самом высоком уровне, надеялись, что пирамида в ближайшее время не рухнет. Перед арестом Шишова готовился к подписанию новый договор на реконструкцию корейских железных дорог. Но, когда глава строительной империи оказался за решеткой, переговоры резко прекратились. Возможно, если бы не вскрылись хищения на проекте «Приморский океанариум», то цепочка, выстроенная Шишовым и его покровителями, не порвалась.

Читайте также:  Митинг обеспокоенных жителей в поселке Юдино
Ссылка на основную публикацию