Получить разрешение на строительство в Москве станет легче

Комплекс градостроительной политики и строительства города Москвы

Темы в материале

Поделиться

Власти столицы одобрили проект постановления, который позволит оптимизировать механизм рассмотрения вопросов Градостроительно-земельной комиссией (ГЗК) города Москвы, которая выдает разрешения на строительство и реконструкцию объектов. Проект подготовил Москомстройинвест.

Необходимость внести изменения в положение о ГЗК и ряд других нормативных актов возникла из-за отсутствия в Москве утвержденных Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) и разработанных проектов планировок на всю территорию. В связи с этим заявитель после подачи заявления на получение Градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) – основного документа, разрешающего строительство, – не может получить его в установленный 30-дневный срок.

Процесс подготовки ГПЗУ заключается в сборе имеющейся градостроительной документации, распорядительных документов правительства Москвы, предпроектных проработок для дальнейшего рассмотрения технико-экономических показателей объекта Москомархитектурой и Москомстройинвестом (входят в структуру Стройкомплекса).

Подготовленный проект ГПЗУ направляется на рассмотрение рабочей группы Градостроительно-земельной комиссии, а затем, при необходимости, на саму комиссию. После принятия решения рабочей группой или ГЗК градостроительный план земельного участка может быть выдан заявителю.

Согласно постановлению правительства Москвы, Москомархитектуре и рабочей группе ГЗК передается ряд полномочий по рассмотрению и выдаче ГПЗУ для сокращения сроков предоставления документов заявителю.

Как сообщили в Москомстройинвесте, теперь не нужно выносить на рабочую группу и ГЗК проекты градостроительных планов на земельные участки, расположенные в особых экономических зонах. Они будут рассмотрены Москомархитектурой (она же выдает ГПЗУ). Комитет по архитектуре и градостроительству Москвы также вправе самостоятельно рассматривать заявки на получение ГПЗУ от физических лиц, являющихся собственниками земельных участков, расположенных в «новой Москве» (кроме территорий городских округов Троицк и Щербинка), но при условии, что эти участки находятся в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, предназначены для размещения объектов индивидуального жилищного строительства (ИЖС) и инженерного оборудования личных подсобных хозяйств либо для сельскохозяйственного использования, обустройства природных и рекреационных зон.

Вопрос о пересмотре или отмене ранее выданных ГПЗУ на объекты площадью до 5 тыс. кв. метров теперь относится к полномочиям рабочей группы ГЗК (без последующего вынесения на комиссию), если вопрос выдачи разрешения ранее принимался по решению рабочей группы либо на участке предусмотрено строительство объектов за счет средств Адресной инвестиционной программы (АИП) города, в которой бюджетом Москвы предусмотрены средства на возведение объектов.

Также рабочие группы теперь вправе решать вопросы, касающиеся участков, расположенных на территории Троицкого и Новомосковского округов (ТиНАО) в составе дачных, садоводческих и огороднических объединений, а также предназначенных для размещения объектов ИЖС и инженерного оборудования личных подсобных хозяйств, для сельскохозяйственного использования и др.

К компетенции ГЗК отнесены следующие вопросы: об условиях денежной компенсации правообладателям за освобождение земельных участков и (или) снос объектов недвижимости; о предоставлении земельных участков в ТиНАО для размещения объектов федерального значения (кроме транспортной инфраструктуры) и об установлении и прекращении сервитутов в отношении земельных участков на присоединенных территориях, где необходимо размещение объектов федерального и регионального значения.

Напомним, Градостроительно-земельная комиссия, которую возглавляет мэр Москвы Сергей Собянин, создана в конце 2010 года. Ее основная задача – рассматривать градостроительные проекты, которые планируется реализовать в столице.

Градостроительно-земельная комиссия рассматривает Правила землепользования и застройки, территориальные и отраслевые схемы, проекты планировок территорий и проекты зон охраны объектов культурного наследия.

ГЗК также принимает решения о предоставлении земельных участков для строительства и о продлении или расторжении инвестиционных контрактов, договоров аренды земельных участков (ДАЗУ), заключенных для строительства (реконструкции, реставрации).

Из-за большого числа обращений часть полномочий ГЗК делегирована рабочим группам. В Стройкомплексе Москвы рабочую группу возглавляет заместитель мэра Москвы по градостроительной политике и строительству Марат Хуснуллин.

Срок и порядок получения разрешения на строительство в Москве

Порядок получения разрешения на строительство в Москве представляет собой процесс передачи и последующей проверки документации, необходимой для возведения (восстановления) объекта. Работа выполняется в определенные сроки, а ее результатом является выдача одного из видов разрешений — на выполнение строительно-монтажных или иных работ (подготовительных, восстановительных и прочих). Получение одобрения является основанием для строительства сооружения и выполнения иных запланированных мероприятий.

Зачем это нужно?

Разрешение на строительство — бумага, позволяющая владельцу строить (реконструировать) здания (сооружения) и выполнять смежные работы по благоустройству близлежащего участка. Получение такой документации требуется во всех случаях, когда планируется возведение частной или коммерческой недвижимости.

Игнорирование требований в получении разрешения на строительства в Москве приводит к тому, что после завершения объекта человек не считается его полноправным хозяином. Кроме того, нарушителю начисляются штрафы, а само здание может быть снесено по решению суда.

С 2016 года отсутствие разрешения на строительства исключает возможность постановки объекта на кадастровый учет и его регистрации на свое имя. В дальнейшем возникают трудности с подключением коммуникаций (газа, воды, канализации, света) и нет возможности совершать какие-либо действия с объектом (продавать, арендовать, отдавать в наследство и так далее).

Порядок получения разрешения на строительство в Москве

Вопросами выдачи разрешений на строительство в Москве занимается уполномоченный орган — Мосгорстройнадзор. Подача заявки на получение услуги, а также передача требуемого пакета бумаг осуществляется через официальный ресурс мэрии Москвы (mos.ru/services/).

Для получения услуги требуется сделать такие шаги:

  • Переходим по указанной ссылке.
  • Заполняем заявление в электронной форме по предложенному образцу.

Далее прикладываем следующий пакет документации:

  • Паспорт заявителя или представителя. В последнем случае должна быть нотариальная доверенность.
  • Правоустанавливающая документация в отношении ЗУ, где планируется ведение постройки. Здесь возможно ряд вариантов — выписка из ЕГРП, свидетельство о праве собственности (копия), арендный договор (должен быть зарегистрирован в ЕГРП).
  • Градостроительный план надела. В этой бумаге приведены подробные данные о строительном объекте и ЗУ. При отсутствии такой документации получить разрешение на ведение строительных работ не удастся.
  • Проект на постройку. Такая документация должна быть утверждена уполномоченным органом. Это может быть Минстрой, а также органы управления (на региональном или городском уровне). Выполнение условия обязательно при возведении объекта коммерческого характера.
  • Результаты экспертной оценки проекта. Работа выполняется государственными или частными структурами. Если оценку производит негосударственная компания, требуется прикрепить копию лицензии на выполнение такой деятельности.

В ряде случаев требуется разрешение, подтверждающее право на превышение граничных параметров при строительстве. Как правило, это необходимо при площади ЗУ меньше, чем это установлено законами РФ (до пяти соток). Трудности со строительством возможны и в случае, если надел под объектом имеет нестандартный рельеф и трудные геологические условия. В таком случае может потребоваться консультация эксперта.

Разрешение на строительство для ИЖС и ЛПХ

Порядок получения разрешения на строительство в Москве для объектов, подпадающих под категорию ИЖС и ЛПХ аналогичен, но пакет прилагаемой документации различается. Здесь потребуется:

  • Паспорт заявителя (представителя). В случае обращения доверенного лица нужна нотариальная доверенность.
  • СПОЗУ.
  • ГПЗУ (должен быть согласован со всеми инстанциями).
  • Выписка из кадастра (в электронной и бумажной форме).
  • Правоустанавливающие бумаги на ЗУ (подлинники и копии).

Упомянутых бумаг достаточно для начала строительства в столице, в том числе в Новой Москве.

Порядок действий и срок получения разрешения на строительство в Москве

После получения документации уполномоченный орган действует следующим образом:

  • Изучает комплектность поступивших бумаг.
  • Определяет, насколько готовый проект соответствует нормам ГПЗУ, а также разрешению, позволяющему отклоняться от предельных параметров.
  • Оформляет и передает разрешительную документацию или дает отказ с пояснением причин.

Срок получения разрешения на строительство в Москве — 7 дней. Услуга предоставляется бесплатно. Решение (одобрение или отказ) направляется в электронной форме в персональный кабинет заявителя или выдается в уполномоченном органе при наличии паспорта.

Когда возможен отказ?

Соблюдение рассмотренного выше порядка позволяет минимизировать риск отказа в предоставлении услуги или приеме документов. Ниже рассмотрим случаи, когда такое возможно на практике.

Отказ в приемке документации происходит в случаях:

  • Заявитель обратился за госуслугой в орган, который не уполномочен для выдачи разрешительной документации на строительство (восстановление) объектов.
  • К рассмотрению передан пакет бумаг, комплектация которого не соответствует действующим на момент подачи требованиям законодательства.
  • Передача неполного перечня бумаг, прописанных в регламенте предоставления госуслуги в Москве под номером 145 ПП (пункты 2.8,2 .9).
  • Переданная документация содержит информацию, которая недостоверна или имеет противоречивый характер.
  • Отправленные для рассмотрения бумаги потеряли силу (просрочены). Для отказа достаточно, чтобы хотя бы один из документов имел подобный статус.
  • Заявитель обратился за госуслугой, нарушив упомянутый ранее регламент (пункт 1.3).
  • Заявку на получение услуги передал человек, который не уполномочен для таких действий и не может подтвердить переданное ему право путем передачи нотариальной доверенности.
  • Заявление или переданная документация, необходимая для получения разрешения на строительство в Москве, подписана с применением ЭЦП, не принадлежащей стороне-заявителю или его официальному представителю. Отказ возможен и при нарушении порядка, предусмотренного актами РФ и Москвы.
  • Ошибки при внесении сведений в заявление на предоставлении услуги или отсутствие каких-либо данных.
  • Наличие противоречивой информации, содержащейся в переданной документации и заполненном на сайте заявлении.

Отказ в предоставлении госуслуги вероятен в таких случаях:

  • Пакет переданной документации не соответствует нормам градостроительного регламента, планировочному и межевому проекту территории, действующим на день передачи разрешения на строительство, а также ГПЗУ.
  • Заявитель передал не полный пакет документации (установлен упомянутым регламентом в пунктах с 2.8 по 2.12, кроме 2.10).
  • Переданные бумаги не соответствуют требованиям, указанным в разрешении на отклонение от граничных характеристик одобренного восстановления или строительства сооружения.
  • Территория, где планируется строительство (реконструкция) находится во владении государства (муниципальных органов) и передана в аренду для освоения участка (до формирования ЗУ с учетом проектов планировки и межевания).
  • Расхождение сведений по разрешенному применению ЗУ или наличие ограничений, оговоренных на законодательном уровне в РФ.
  • Несоответствие проекта действующим ограничениям применения недвижимости на территории около аэродромов.

Если заявитель планирует продлить действие разрешения на строительство в Москве, отказ вероятен в ситуации, когда застройщик не приступил к работам в период действия разрешительной документации.

Зная порядок и сроки получения разрешения на строительство в Москве, на сбор документации и ее подачу в уполномоченные органы уходит меньше времени. При этом снижается риск отказа в предоставлении услуги по причинам, которые оговорены выше.

Читайте также:  Поликарбонат в строительстве, виды поликарбоната, конструкции из поликарбоната.

О ПОРЯДКЕ СОГЛАСОВАНИЯ НОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В МОСКВЕ

С точки зрения многообразия форм и количества участников строительство вряд ли сравнится с любым другим видом производственной деятельности. В процесс создания одного объекта (например, тоннеля, моста, высотного здания) могут быть вовлечены тысячи организаций, выполняющих самые разные виды работ — от инженерно-геодезических изысканий до окраски стен. Неудивительно, что строительная деятельность в Москве, как и в целом в России, связана с получением всевозможной документации, начиная с лицензирования и заканчивая разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию. Какие этапы предшествуют получению разрешения на строительство в столице? Обязательно ли информировать граждан о градостроительных планах?

Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство.

Порядок подготовки и сбора документов, необходимых для получения разрешения на строительство, реконструкцию градостроительного объекта, Правительство Москвы — в соответствии с Законом г. Москвы от 9 июля 2003 г. N 50 “О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве” (далее — Закон г. Москвы N 50) и во исполнении его — конкретизировало в своих постановлениях от 28 сентября 2004 г. N 671-ПП “Об обеспечении реализации закона города Москвы от 9 июля 2003 года N 50 “О порядке подготовки и получения разрешений на строительство, реконструкцию градостроительных объектов в городе Москве” и от 25 января 2005 г. N 43-ПП “О порядке рассмотрения обращений по размещению градостроительных объектов на территории города Москвы”.

Согласно указанным нормативным правовым актам для получения таких документов, как разрешение на строительство, ордер на проведение земляных работ и ордер на производство строительно-монтажных работ, юридическое лицо предварительно должно выполнить ряд подготовительных действий. Назовем их и рассмотрим наиболее важные из них.

1. Сбор исходных данных для проектирования (получение кадастровой справки, геоподосновы, проведение инженерно-геологических и экологических изысканий).

2. Подготовка технического задания на проектирование.

3. Подготовка предпроектных предложений.

4. Получение промежуточных согласований предпроектных предложений.

5. Получение заключения о соответствии объекта строительства (реконструкции) градостроительным нормам.

6. Получение акта разрешенного использования земельного участка. Наиболее важным звеном в цепи действий, предшествующих получению разрешения на строительство, является оформление акта разрешенного использования земельного участка (далее также — АРИ).

Согласно ч. 1 ст. 16 Закона г. Москвы N 50 проектная документация для строительства, реконструкции (далее — проектная документация) разрабатывается в соответствии с требованиями: акта разрешенного использования территории; градостроительных и строительных нормативов и правил; утвержденного застройщиком (заказчиком) задания, включающего исходные данные и условия проектирования, представляемые уполномоченными органами надзора, органами исполнительной власти, эксплуатационными организациями, а также соответствующим органом местного самоуправления.

Согласно Порядку подготовки акта разрешенного использования участка территории градостроительного объекта (земельного участка) для осуществления строительства, реконструкции(*1) АРИ является обязательной частью решения о строительстве, реконструкции градостроительного объекта и утверждается в составе данного решения.

Разработка, оформление и выдача АРИ осуществляется органом архитектуры и градостроительства г. Москвы (Москомархитектурой) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 671-ПП.

АРИ оформляется за счет средств застройщика (заказчика), изъявляющего намерение в установленном порядке осуществить строительство, реконструкцию градостроительного объекта.

Срок рассмотрения заявки и принятия решения комиссией Архитектурного совета Москомархитектуры о возможности и порядке подготовки АРИ — до одного месяца.

7. Получение распоряжения префекта (постановления Правительства Москвы) об утверждении акта разрешенного использования. В соответствии со ст. 13 Закона г. Москвы N 50 застройщик, имеющий земельный участок или объект недвижимости для реконструкции и намеренный осуществить строительство либо реконструкцию, должен обратиться в префектуру соответствующего административного округа с заявлением, в котором указываются данные о принадлежащем ему земельном участке, ином объекте недвижимости, а также назначение и предполагаемые характеристики градостроительного объекта. Префектура на основании утвержденного плана размещения строительства, реконструкции и заключения органа архитектуры и градостроительства г. Москвы о соответствии заявленного строительства, реконструкции градостроительным требованиям в течение сорока пяти дней письменно информирует застройщика о результатах рассмотрения его заявления.

Если заявленное строительство (реконструкция) не противоречит утвержденному плану размещения строительства, реконструкции и градостроительным требованиям, наступает следующий этап:

а) орган архитектуры и градостроительства г. Москвы оформляет акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта на основе существующей градостроительной документации или вновь разработанного градостроительного обоснования строительства, реконструкции;
б) префектура административного округа осуществляет подготовку, согласование, представление на утверждение решения о строительстве, реконструкции.

8. Заключение инвестиционного контракта с Правительством Москвы. Согласно ч. 3 ст. 13 Закона г. Москвы N 50 застройщик, намеренный осуществить строительство, реконструкцию и приобрести для этих целей земельный участок, иной объект недвижимости, являющийся собственностью г. Москвы, может принять участие в конкурсе на приобретение права на земельный участок, иной объект недвижимости для строительства, реконструкции.

Порядок проведения конкурсов и аукционов по подбору инвесторов для реализации инвестиционных проектов установлен постановлением Правительства Москвы от 27 апреля 2004 г. N 255-ПП.

Указанные конкурсы организуются уполномоченными органами исполнительной власти г. Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законами и иными нормативными правовыми актами г. Москвы, планами размещения строительства, реконструкции, решениями о строительстве, реконструкции. В конкурсную документацию, предоставляемую потенциальному застройщику, обязательно включаются: акт разрешенного использования участка территории градостроительного объекта, проект договора (контракта) между застройщиком и уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы, содержащий взаимные обязательства сторон относительно выполнения требований и условий разрешенного использования участка территории градостроительного объекта. Протокол с результатами конкурса является основанием для получения победителем конкурса документов, удостоверяющих его право на земельный участок, объект недвижимости, предназначенный для реконструкции.

Победитель торгов подписывает инвестиционный контракт или договор долгосрочной аренды земельного участка вместе с лицом, уполномоченным Правительством г. Москвы.

Дальнейшие отношения между органами исполнительной власти и победителем конкурса определяются условиями контракта и соответствующим распорядительным документом Правительства г. Москвы о реконструкции или строительстве объекта, конкретизирующим условия реализации инвестиционного проекта.

В случаях, установленных законодательством, застройщик может приобрести для строительства, реконструкции земельный участок, иной объект недвижимости, являющийся собственностью г. Москвы, без проведения конкурса.

9. Составление и согласование задания на проектирование. Согласно Распоряжению мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ “О Положении о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве” задание на проектирование — обязательная часть исходной документации, утверждаемая заказчиком и определяющая характер и объем выполнения архитектурно-градостроительной деятельности на объекте. Этот документ включает весь комплекс основных требований заказчика и условий исходно-разрешительной документации.

10. Получение технических условий на подключение к внешним инженерным сетям. Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на основании п. 10 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ утверждены постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2006 г. N 83 “Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения”.

11. Изготовление проектной документации (обеспечение разработки проекта и контроль над этим процессом).

12. Получение свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения. В соответствии с упомянутым распоряжением мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ архитектурно-градостроительное решение (архитектурный проект) объекта подлежит согласованию и утверждению в Москомархитектуре.

Рассмотрение архитектурно-градостроительных решений осуществляется в соответствии с регламентом работы Архитектурного совета Москомархитектуры, утвержденным распоряжением Премьера Правительства Москвы от 28 октября 1996 г. N 1033-РП “Об Архитектурном совете Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы”.

Архитектурно-градостроительное решение рассматривается в Москомархитектуре в течение одного месяца.

Утверждение архитектурно-градостроительного решения оформляется соответствующим свидетельством установленной формы (см. приложение 12 к распоряжению мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N378-РМ), в котором отражаются принципиальное градостроительное и объемно-пространственное решение, расположение и габариты объекта, его дизайнерское и художественное оформление. На титульном листе тома проектных материалов, на чертежах генплана и фасадов объекта проставляется штамп Управления подготовки согласования проектов Москомархитектуры.

Свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения подлежит регистрации в Службе градостроительного кадастра г. Москвы.

13. Получение колористического паспорта. В соответствии с приказом Москомархитектуры от 7 сентября 2000 г. N 98 проектные организации, заказчики, застройщики независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности при представлении в Москомархитектуру архитектурно-градостроительного решения объекта в обязательном порядке включают в его состав материалы по колористическому решению.

Оформление паспорта “Колористическое решение, материалы и технология производства работ” проводится для объектов нового строительства в соответствии с приложением N 2 к данному приказу.

14. Согласование проектной документации. Согласно распоряжению мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ предпроектная и проектная документация подлежит согласованию уполномоченными организациями в порядке, установленном законодательными актами Российской Федерации и г. Москвы.

Согласование проектной документации осуществляется заказчиком.

В особых случаях (в зависимости от особенностей объемно-планировочных показателей объектов, их историко-культурного значения, размещения на территориях с особыми режимами градостроительного регулирования) по требованию Москомархитектуры и Мосгосэкспертизы, а также Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы (при проведении государственной экологической экспертизы) могут проводиться дополнительные согласования предпроектной и проектной документации с организациями, уполномоченными действующими правовыми актами г. Москвы осуществлять контроль за соблюдением соответствующих норм и правил. Иные организации, уполномоченные осуществлять функции надзора и контроля, проводят рассмотрение и согласование, подготовку заключений предпроектной и проектной документации в рамках своей компетенции без предварительного согласования с другими организациями.

На согласование предпроектной документации (подготовку заключений) органами контроля, надзора и эксплуатационными организациями отводится две недели.

15. Получение заключения Мосгосэкспертизы. Согласно распоряжению мэра Москвы от 11 апреля 2000 г. N 378-РМ проекты строительства, рабочие проекты (утверждаемая часть), проекты застройки территории (независимо от источников финансирования работ и формы собственности заказчика) подлежат государственной экспертизе в соответствии с порядком, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, г. Москвы и Положением о едином порядке предпроектной и проектной подготовки строительства в г. Москве, утвержденным данным распоряжением мэра Москвы.

Государственная экспертиза проектной документации, относящейся к объектам на территории Москвы, проводится Мосгосэкспертизой по просьбе заказчика.

16. Получение разрешения на строительство, реконструкцию. Проектная документация подлежит обязательной государственной вневедомственной экспертизе.

Согласно ст.18 Закона г. Москвы N 50 для получения разрешения на строительство, реконструкцию застройщик (заказчик) должен представить в уполномоченный Правительством Москвы орган исполнительной власти следующие документы:

а) заявление по форме, установленной Правительством Москвы;
б) документы, удостоверяющие право на использование земельного участка, иного объекта недвижимости;
в) документ, подтверждающий выполнение условий договора (контракта) о строительстве, реконструкции, подлежащих выполнению до получения разрешения на строительство;
г) утвержденную, зарегистрированную в установленном порядке проектную документацию, заключение органа государственной экспертизы относительно проектной документации.

Орган архитектуры и градостроительства г. Москвы в срок до двадцати дней рассматривает представленные документы и оформляет, регистрирует и выдает застройщику (заказчику) разрешение на строительство или направляет заявителю в письменной форме отказ в выдаче разрешения на строительство, реконструкцию с указанием причины отказа, возвращает застройщику (заказчику) всю представленную им документацию.

17. Получение ордера на проведение земляных работ. Разрешение на строительство, реконструкцию является основанием для выдачи исполнителю (подрядчику) работ ордера (ордеров) на выполнение подготовительных, земляных и строительных работ, предусмотренных утвержденным в установленном порядке проектом организации строительства. Указанные ордера выдаются уполномоченным органом исполнительной власти г. Москвы в области административно-технического надзора.

18. Оформление разрешения и ордера на проведение строительно-монтажных работ. Кроме разрешения на строительство, для выполнения строительных работ необходимо получить также разрешение на выполнение строительно-монтажных работ.

В соответствии с п. 2 Примерного положения о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (утверждено приказом Минстроя России от 3 июня 1992 г. N 131) такое разрешение выдается заказчику на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве данного объекта.

Разрешения на выполнение строительно-монтажных работ подразделяются на два вида: на выполнение всех строительных работ и на выполнение отдельных видов таких работ (подготовительные работы, земляные работы, прокладка коммуникаций, устройство фундаментов и т. п.).

При передаче права на строительство объекта другому инвестору, изменении организационно-правовой формы организации-заказчика указанное разрешение подлежит перерегистрации.

На основании проектной документации, утвержденной в установленном порядке, специально уполномоченными организациями выдаются следующие документы:

  • инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора г. Москвы (ИГАСН согласно постановлению Правительства Москвы от 28 декабря 2005 г. N 1064-ПП преобразован в Комитет государственного строительного надзора г. Москвы) оформляется разрешение на проведение строительно-монтажных работ;
  • объединением административно-технических инспекций Правительства Москвы (ОАТИ) оформляется ордер на проведение подготовительных, земляных и строительных работ.

Согласно ст. 7 Закона г. Москвы N 50 необходимо ознакомить граждан с градостроительными планами в отношении конкретной территории, разработать рабочую документацию, соблюсти некоторые другие формальности. Порядок информирования граждан о реализации градостроительных проектов регламентирован Законом г. Москвы от 25 июня 1997 г. N 28-51 “О защите права граждан при реализации градостроительных решений в городе Москве”, распоряжением мэра Москвы от 22 января 1998 г. N 54-РМ “О порядке участия граждан в обсуждении градостроительных планов, проектов и решений по вопросам, связанным с использованием городских территорий”.

*1) Приложение 2 к упомянутому постановлению Правительства Москвы от 28 сентября 2004 г. N 671-ПП // СПС “Гарант”.

Журнал “Законодательство” N 5/2008, С.Ю. Лабутин

Ситуации, когда не требуется разрешение на строительство

В статье подробно раскрывается перечень объектов частного (дачный дом, гараж, баня, пристройки к ним) и особого назначения (линейные объекты, газопровод, водопровод, ЛЭП), не требующих получения разрешения на строительство и обзорно раскрывается проблема ответственности за отсутствие разрешения на строительство в остальных случаях

Процесс возведения объекта связан с созданием проектной документации, ее утверждения в государственных органах и местных учреждениях контроля градостроительной деятельности. Должностные лица осуществляют мониторинг соблюдения требований законодательства, соответствия размещения здания плану города или другого населенного пункта. Проверяется цель его создания – общественно-социальные, для личного использования, ведения коммерческой деятельности, служебного или вспомогательного назначения. Самая главная задача, стоящая перед властями, – полное устранение или минимизирование рисков причинения такой постройкой ущерба жизни и здоровью людей. Выдача разрешения на строительства, однако, иногда не обязательна. Об этом знают большинство граждан, застройщиков, индивидуальных предпринимателей или главы организаций. Приводя в пример нормы законодательства, они пытаются апеллировать тем, что на их случай не распространятся требование о получении разрешения. Зачастую это происходит, когда они неоднократно получают отказ в выдаче разрешения на строительства. Действительно ли возможно построить здание без проектной документации и ее согласования и какая ответственность ждет строителей при нарушении положений градостроительных норм?

Случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется

Общий перечень оснований, когда для возведения объекта не нужно получать разрешение, установлен ст.51 Градостроительного кодекса РФ. Такая возможность возникает:

при строительстве гаража на участке, принадлежащем на праве собственности или находящемуся в его пользовании гражданину, если здание не будет использоваться в коммерческих целях, то есть для извлечения прибыли. К примеру, для организации сервиса для ремонта машин и другой техники.

при обустройстве дачного домика на земле, предусмотренной для садоводчества, а также вспомогательных помещений для ведении подсобного хозяйства – гаражей, стаек для животных, бани, сарая для хранения инструмента, объекта ИЖС (индивидуального жилищного строительства, к примеру, коттедж) и др.

при строительстве отдельных построек вспомогательного назначения – к примеру, вахты на въезде на территорию компании. Функциональное назначение этого помещения тесно связано с обслуживанием основного здания. Строение неразрывно связано с землей, т.е. его перенос на другой участок без причинения ущерба конструкциям невозможен.

при реконструкции объектов капитального фонда, перепланировка, другие изменения плана расположения помещений здания.

при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, сооружений коммерческого назначения, к примеру, заводов или фабрик.

при согласовании размещения буровых скважин и осуществлении их сервисного обслуживания. Порядок проведения работ в этом случае регламентируется законом о разработке месторождений полезных ископаемых и ином использовании земельных участков для изыскания недр.

при установке на участке переносной конструкции – железного гаража, киоска, пункта охраны и др.

в иных случаях, установленных законом как специальные, когда осуществление строительства без разрешения не может признаваться незаконным.

Пример и судебной практики по делу N А26-10116/2010. Администрация города подала заявления на компанию о привлечении к ответственности за размещение автопарковки на принадлежащее ей земельном участке без получения соответствующего распоряжения властей. По результатам рассмотрения вопроса было установлено, что указанный объект необходимо признавать вспомогательным, созданным для целей благоустройства основного здания.

Особую сложность представляет категория дел, где в споре указаны линейные объекты, не требующие разрешения на строительство. По этому поводу есть соответствующие разъяснения. К таким видам сооружений относятся:

базы отдыха из дерева и каркаса для временно размещения отдыхающих, кафе;

площадки для обустройства пляжей, игр детей, выгула собак;

колодцы и пруды с объемом хранимой воды до 100 куб.м. на грунтовой почве;

дороги необщего использования, к примеру, подвод к домам индивидуального строительства;

вводные газопроводы в районах населенных пунктов;

линии электропередач и связи, водопроводы, сети канализации, трансформаторных станций в пределах выделенных для их создания земельных участков.

При осуществлении работ и установлении конструкций на глубине почв требуется согласование установки инженерного оборудования в местной администрации, получения разрешения на строительство не требуется. Целью таких мер является контроль соблюдения норм экологического и санитарного законодательства, а также требований атомного и технологического норм.

В остальных случаях заявление о выдаче разрешения на строительство подается с приложением проектной документации в администрацию города или другого населенного пункта, на территории которого планируется осуществление строительной деятельности.

Ответственность за отсутствие разрешения на строительство

При возведении строения без документов о согласовании деятельности от властей а определенном земельном участке, лица могут привлекаться к административной ответственности на основании ст.9.5 КоАП РФ:

на граждан налагается штраф – от 2 до 5 тыс. руб.;

должностным лицам, осуществляющим стройку без разрешения, придется выплатить в бюджет от 30 до 50 тыс. руб.;

с индивидуального предпринимателя будет взыскано от 20 до 50 тыс. руб. и выписано постановление о приостановлении работы организации на срок до 90 дней;

юридические лица обяжут заплатить за нарушение от 500 тыс. до 1 млн руб. Их деятельность также прекратиться на срок до 90 дней согласно постановления контролирующего органа.

На основании ст.51 ГрК РФ установление требований по выдаче разрешения на строительства находится в ведении местных властей. К примеру, перечень объектов, на возведение которых получение согласований не требуется, установлен Законом Московской областной думы №15/99-П от 25.09.2014.

В строго определённых законом случаях получение разрешения на строительство того или иного объекта не требуется, что упрощает подготовку строительстрва с юридической точки зрения, однако, необходимо чётко определить тип проводимых работ и вид объекта для того, чтобы правомерно воспользоваться рассматриваемой в статье возможностью.

Правила оформления разрешения на строительство индивидуального жилого дома в 2020 году

Желая возвести собственный дом, необходимо оформить разрешение на строительство. Не имея этого документа, можно остаться без долгожданного жилища и вложенных в него денег. И с ворохом штрафов, выписанных за самовольную постройку. Обладание участком земли еще не означает, что собственник вправе застраивать его по собственному желанию, без оглядки на законодательные ограничения. Как получить разрешение на строительство дома, подробно рассказывает Градостроительный кодекс, а точнее – статья 51.

Зачем и кому потребуется разрешение

Выданное государством разрешение подтверждает:

  • разработанный строительный проект учитывает все требования градостроительных законов;
  • дом возводится на земельном участке, категория которого не запрещает его постройку.

Получение разрешения на строительство убережет владельца нового дома от его сноса. Также за возведение постройки без документа «строитель» получит административный штраф. Для физических лиц предельный размер достигает 5 000 рублей (статья 9.5 КоАП).

Даже если дом будет достроен, и власти не заметят его незаконного возведения, хозяин столкнется с серьезными проблемами:

  • возникнут сложности с оформлением жилого строения в собственность, без чего владелец сможет в нем жить, но не получит права им распоряжаться (завещать, продать, оформить дарение);
  • дом не удастся подключить к газовым, водным и иным коммуникациям.

Разрешение требуется не на любую постройку. В законе (статья 51 Градостроительного кодекса) перечислены виды строений, которые могут появиться на земельном участке без этого документа. Брать разрешение на строительство не нужно:

  • на дачные/садовые домики;
  • на гаражи, сараи и другие хозяйственные постройки;
  • на навесы, небольшие киоски и прочие некапитальные объекты.

Оформление разрешения на строительство обязательно, если строящийся дом является капитальным строением, которое возводится на землях определенной категории, выданных россиянам-застройщикам:

  • под малоэтажное жилищное строительство (МЖС);
  • под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС);
  • для ведения подсобного хозяйства для личных нужд.

Кого уполномочили оформлять строительные разрешения

Чтобы получить разрешение на строительство частного дома, следует обратиться в соответствующий комитет при местной администрации. Оформлением занимается служба государственного строительного надзора и экспертизы (Госстройнадзор), но возможны и иные наименования уполномоченного ведомства.

Выдача разрешения на строительство происходит по месту расположения земельного участка, на котором строится объект, а не по месту жительства застройщика.

Индивидуальный застройщик имеет право оформить разрешительную бумагу, лично обратившись к чиновникам или сотрудникам МФЦ. Также он может действовать через представителя, составив на него доверенность, или удаленно – через электронный сервис. Чтобы воспользоваться последним вариантом взаимодействия с государственными органами, необходимо предварительно создать себе электронную подпись и зарегистрироваться на сайте (понадобятся сканы паспорта и иных бумаг).

Разрешение выдается уполномоченными лицами в единственном экземпляре.

Комплект документов

Перед тем, как получить разрешение на строительство дома на собственном участке, нужно подготовить комплект документов. На их основе будет приниматься решение чиновников об оформлении требуемого разрешения.

Какие документы нужны, зависит от типа постройки. В большинстве случаев граждане запрашивают бумагу для возведения ИЖС. Тогда перечень документов небольшой:

  • заявление с просьбой о выдаче разрешения;
  • правоустанавливающее свидетельство (выписка из реестра, договор аренды или купли-продажи);
  • градостроительный план застраиваемого участка земли;
  • составленная (самостоятельно или специалистами) схема планировочной организации участка.

Эти документы для получения разрешения на индивидуальное строительство представляются в том случае, если строящийся дом соответствует установленным параметрам:

  • не выше 3-х этажей;
  • возводится для проживания 1 семьи.

О градостроительном плане следует позаботиться заранее – он изготавливается в течение 30 дней. Выдают его в местной администрации. Юристы предупреждают, что чиновники незаконно требуют от заявителей кипу различных документов для получения данного плана. Например, просят: провести свежую топосъемку участка, сделать справку, что дом не возводится на землях культурного наследия и т.д.

На планировочной схеме указывается, где на участке будет стоять дом. Считается, что лучше доверить ее составление специалистам, так как ошибки чреваты отказом в выдаче разрешения. Но заявитель вправе оформить схему самостоятельно, воспользовавшись копией кадастрового плана. На ней можно графически изобразить предполагаемое месторасположение постройки.

Цена вопроса и сроки

Разрешение оформляется бесплатно. Но застройщик понесет расходы на подготовительном этапе к данной процедуре. Например, если по настоянию чиновников заказывает оформление планировочной схемы или иных документов, производит топосъемку и т.п.

Если гражданин решит полностью переложить функции по оформлению участка на коммерческую организацию, то ему придется оплатить ее услуги (в среднем сумма составит около 50 000 руб.). Обращаясь в такую компанию, следует проверить, есть ли у нее лицензия на оказание подобных услуг.

Когда индивидуальный дом будет достроен, то его нужно будет оформить в Росреестре как собственность застройщика. За данную госуслугу гражданин заплатит госпошлину в размере 350 рублей.

Предоставление разрешения происходит через 10 дней после подачи пакета документов в уполномоченный орган. Если чиновники найдут причину для отказа, они должны письменно ее обосновать. Чаще всего основанием для отказов служит либо неполный комплект переданных в ведомство бумаг, либо их несоответствие градостроительным требованиям или техническим нормативам. Несогласный с отрицательным решением гражданин вправе обратиться в суд для его пересмотра.

Разрешение на строительство индивидуального жилого дома привязано к определенному строению, а не конкретному застройщику. Нередко бывает, что, получив разрешительный документ, он вскоре утрачивает интерес к постройке и решает ее продать в недостроенном виде. В этом случае новому владельцу не надо оформлять другое разрешение для строительства дома. Действующий документ передается ему бывшим собственником вместе с другими бумагами на дом и участок, и он вправе им воспользоваться.

Получение разрешительного документа – необходимая процедура для тех, кто решил поселиться в собственном доме. Несмотря на то, что хождение по бюрократическим инстанциям отнимает у застройщика время, она вполне оправдана. Выдавая разрешения на строительство, государство препятствует хаотичной и опасной застройке, внося в этот процесс относительный порядок.

Как получить разрешение на строительство в Москве?

В материале данной статьи мы рассмотрим ключевые вопросы, возникающие при получении разрешения на строительство для коммерческого объекта капитального строительства в Москве.

В статье 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство определено как документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительных регламентов, проекту планировки территории и проекту межевания территории при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Таким образом, на основании разрешения на строительство, владелец участка получает законное право осуществлять строительство и реконструкцию объектов капитального строительства.

Куда обращаться за получением разрешения на строительство?

В Москве организацией, ответственной за выдачу разрешения на строительство, является Комитет государственного строительного надзора города Москвы. На сайте http://stroinadzor.mos.ru/ в разделе «Государственные услуги» приведена подробная информация о порядке предоставления государственной услуги «Получение разрешения на строительство».

Какой пакет документов требуется предоставлять при обращении за получением услуги «разрешение на строительство»?

Для получения разрешения на строительство нелинейного объекта капитального строительства коммерческого назначения застройщик подаёт следующие документы:

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

1. Документ, удостоверяющий личность заявителя (в случае, если заявитель не является застройщиком, то необходимо предоставить в орган документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика).

2. Градостроительный план земельного участка.

3. Положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, при условии необходимости прохождения данной документацией экспертизы проектной документации, в соответствии с частью 3.4 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ. Документы, подтверждающие полномочия экспертизы проектной документации (свидетельство об аккредитации) – в случае прохождения негосударственной экспертизы.

4. Свидетельство об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта (при наличии требований о разработке данного документа).

5. Материалы, содержащиеся в проектной документации, размещённые в ИАИС ОГД (Интегрированная автоматизированная информационная система обеспечения градостроительной деятельности).

6. Разрешение на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства (предоставляется в соответствии со статьёй 40 Градостроительного Кодекса РФ).

Какой порядок оформления разрешения на строительство?

Заявление на оказание услуги подаётся в электронном виде через портал государственных услуг г. Москвы: https://pgu.mos.ru. К заявлению прикладывается полный пакет документации, согласно перечню, изложенному в Градостроительном Кодексе РФ.

Общий срок оформления разрешения на строительство составляет 10 дней, при этом от Вас не потребуется визита в государственный орган ни на одном из этапов рассмотрения заявления. Услуга предоставляется на бесплатной основе, а разрешение либо мотивированный отказ в оформлении разрешения направляется заявителю в электронном виде в личный кабинет на портале или вручается лично.

В каких случаях может быть получен отказ в получении разрешения на строительство?

Заявителю может быть отказано в получении разрешения на строительство в случае:

  • наличия в проектных материалах и иной передаваемой документации несоответствий градостроительному плану земельного участка;
  • отступления от параметров, предусмотренных проектом планировки территории и проектом межевания территории (для линейных объектов);
  • отсутствия документов, обязательных для предоставления, в соответствии с регламентом оказания услуги;
  • отступления от параметров, установленных в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства (в случае наличия необходимости получения данного документа).

Необходимо обратить внимание на то, что владелец земельного участка не всегда обязан получать разрешение на строительство. В каких случаях не требуется получение разрешения на производство строительно-монтажных работ?

В соответствии с п. 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса РФ, выдача разрешения на строительство не требуется при:

1) строительстве физическим лицом на земельном участке, предназначенном для ведения дачного хозяйства, а также при строительстве гаража на земельном участке, не предназначенном для коммерческого использования;

2) строительстве объектов, не относящихся к объектам капитального строительства (киоски, навесы и т. д.);

3) строительстве сооружений вспомогательного использования;

4) изменении объектов капитального строительства без изменения контракции здания и его технико-экономических показателей (капитальный ремонт);

5) выполнении работ по устройству буровых скважин, в соответствии с законом РФ о недрах.

Законодательство РФ предусматривает ряд случаев, при возникновении которых государственные органы обладают правом лишить юридической силы разрешение на строительство. Рассмотрим, в каких случаях действие разрешения на строительство может быть прекращено.

Разрешение на строительство прекращает своё действие в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых возникли права на земельный участок;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Таким образом, перевод государственной услуги по оформлению разрешения на строительство в электронный вид позволяет заявителю, во-первых, существенно сократить время на решение процедурных вопросов, связанных с оформлением документов и их предоставлением в государственный орган, поскольку требуемые документы будут собираться в результате межведомственного электронного взаимодействия, несмотря на то, что перечень необходимых документов для получения разрешения на строительство в электронной форме идентичен списку для получения разрешения через непосредственное обращение в государственные органы.

Во-вторых, подобная инициатива призвана снизить административные барьеры и коррупционные риски, ведь исключается непосредственное личное общение заявителя с чиновниками.

В-третьих, у юридических лиц появляется возможность получения государственной услуги из любой точки мира, в любое удобное время, посредством сети Интернет с возможностью в режиме «он-лайн» получать информацию о статусе своей заявки.

Безусловно, процесс получения разрешения на строительство потребует времени и приложения определённых усилий, именно поэтому лучше позаботиться о разрешительных документах заранее, чтобы гарантированно предотвратить все сложности в будущем, а электронный сервис для получения разрешения на строительство как раз позволит сократить потребителю затраченные время и усилия.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Читайте также:  Установка карнизов своими руками: 9 правил успешного монтажа
Ссылка на основную публикацию