Основы выбора и расстановки мебели для школьника

Правила выбора мебели для школьников в дом, важные нюансы

По мере роста ребенка, поступления его в школу, родителей волнует много важных вопросов, а среди них – как правильно выбрать мебель для школьника для дома. Ведь теперь режим, интересы, потребности стали несколько иными, и их нужно учесть. Школьник много времени будет проводить за столом, выполняя домашние задания, а значит, необходимо уделить еще больше внимания его здоровью. К тому же, стимулировать интерес к учебе, как считают психологи и дизайнеры, отчасти можно с помощью грамотно обустроенной учебной зоны.

Особенности

Школьная мебель для дома – это особая категория, которая должна соответствовать важным критериям, поскольку ребенок проводит за партой много времени. В школах закупается специализированная мебель, но родители не всегда могут правильно оценить ее безопасность и повлиять на это. Зато дома этот процесс можно проконтролировать и подобрать то, что уж точно не навредит. А хорошее оформление и правильный декор стимулируют ребенка с радостью проводить время за выполнением домашних заданий.

Составляющие учебного уголка должны соответствовать следующим параметрам:

  1. Безопасность – это значит использование максимально экологичных материалов при изготовлении мебели. Большинство видов ДСП содержат формальдегидные смолы, МДФ – является достаточно безопасным и разрешен к применению в детских. Предпочтительным же вариантом будет натуральное дерево, но нужно быть готовым к его высокой стоимости;
  2. Функциональность – позволяет разместить максимальное количество полезных модулей и систем хранения удобно, при этом экономя пространство. Это особенно важный параметр, если у ребенка нет отдельной комнаты;
  3. Подходящий размер – при росте до 120 см – высота стола должна быть до 52 см, а при росте более 120 см – 60 см;
  4. Эргономичность – грамотное расположение учебной зоны в помещении.

Эти критерии играют первостепенную роль при выборе учебной мебели, а уже затем – их расцветка, дизайн и оформление. В этом случае также следует прислушаться к мнению ребенка, но не идти слепо у него на поводу.

Можно найти альтернативу: например, родители выбирают размеры и безопасный вариант, а школьник – расцветку и вариант хранения канцелярских принадлежностей. Если новая мебель не понравилась школьнику, он может потерять желание заниматься.

Разновидности

Какая именно мебель для школьника будет выбрана, зависит от большого количества факторов: наличие или отсутствие отдельной детской комнаты, возраст ребенка и другие параметры.

Основу учебной зоны составляет, конечно же, стол. Отдельно стоящий стол – классика учебной мебели для ребенка. Модели, предназначенные школьникам, разнообразны: угловые, квадратные, полукруглые. Самым популярным является квадратный стол для школьников младшего возраста и прямоугольный вариант для среднего.

При этом стол обязательно должен подходить ребенку по размеру, поэтому разработаны специальные стандарты:

  • Рабочая поверхность должна располагаться на несколько сантиметров ниже груди ребенка;
  • Если поставить локти на стол и выпрямить кисти рук, средний палец должен оказаться на уровне глаз – это укажет, что высота подобрана правильно;
  • Локти должны свободно лежать на столе;
  • Для школьников начальных классов обычно достаточно столешницы размерами 600*600 мм;
  • Для более старших возрастов потребуется компьютер, а так как оптимальное расстояние от глаз до монитора – 70 см, то глубина должна быть больше.

Если в семье 2 и более детей, которые имеют общую детскую комнату, то хорошим вариантом будет удлиненный вариант столешницы. Она сможет обеспечить письменную поверхность сразу для двоих. Для экономии пространства отлично подходят угловые варианты столов. При этом системы хранения книг и учебников можно сделать навесными.

Кресло

Правильное кресло также важно для здоровья, поэтому предпочтительные модели должны обладать следующими параметрами:

  • Жесткая спинка с изгибом, похожим повторяющим положение позвоночника;
  • Сиденье жесткое;
  • Устойчивое, офисные варианты на колесах не подходят;
  • Отсутствие подлокотников;
  • Подходящей высоты, при этом тазобедренный, коленный и голеностопный суставы ребенка должны быть согнуты под углом 90ᵒ, а стопа полностью стоять на полу.

Ортопедическая мебель – наиболее предпочтительный вариант. Она поможет в профилактике болезней опорно-двигательного аппарата, сохранению остроты зрения.

Модули

Модульные конструкции, которые совмещают сразу несколько функциональных зон, позволяют значительно экономить пространство и не задумываться об организации их в помещении. Модули могут сочетать в себе спальное место, учебную зону, разнообразные системы хранения. Обычно такие варианты используются для маленькой комнаты, фото подскажут, как расставить модули. Большинство таких конструкций хорошо продуманы и удобны.

Системы хранения учебных принадлежностей

Организованные системы хранения канцелярских принадлежностей и книг также являются частью мебели для школьников. Это могут быть навесные полки, либо часть встроенной модульной конструкции, ящики самого стола или комод. Для школьников младшего возраста можно использовать более интересные варианты. Например, использовать для хранения книг деревянные ящики, прозрачные контейнеры или необычный открытый стеллаж.

Но есть несколько особенностей, которые помогут сделать правильный выбор:

  • Чем ближе полки к столу, тем удобнее;
  • Ребенку легче навести чистоту на открытой полке, чем в закрытой тумбочке;
  • Удобны в применении специальные подставки для папок и файлов, размещаемые прямо на столе, особенно учитывая, что книжки для младших школьников обычно большие и тяжелые;
  • Специализированные товары для офиса будут полезны: в лотках раскладывают цветную бумагу, картон, тетради, подставки для ручек используют для хранения карандашей;
  • Рейлинг над столом – система из нержавейки, с прикрученным к ней необходимым количеством подставок, ламп – такой вариант позволяет освободить стол от мелочей.

Вариантов действительно масса, поэтому организовать интересное и удобное хранение – не проблема.

Как правильно расставить в комнате

Уже достаточно давно лучшим способом организации пространства в помещениях признано зонирование. Этот же принцип стоит учитывать, расставляя мебель для школьника для дома. Отделение учебной зоны от всех остальных более практично и функционально, а также помогает ребенку настроиться на работу, не отвлекаться на игрушки. Но не стоит лишать его развлечений вовсе — на столе или полке можно выделить место для пары любимых вещей.

Расположить учебную зону лучше перед окном. Естественное освещение является наиболее оптимальным для глаз, к тому же, вид за окном помогает ребенку отвлечься от занятий и дать отдых для глаз.

Место сбоку от окна также прекрасно подойдет и сделает дневной свет более рассеянным. Но даже, если мебель для школьника находится вблизи от источников естественного света, обязательным является и организация искусственного. Для этого используют настольную лампу, которую ставят на стол слева – если ребенок правша, справа – если левша. Она должна регулироваться по высоте, а также углу наклона.

Необходимая функциональность

Набор мебели для школьника, необходимый для того, что сделать учебное место наиболее функциональным и практичным, состоит из нескольких обязательных элементов:

  1. Письменный стол, который соответствует параметрам роста и возраста ребенка. Если ребенок уже пользуется компьютером, то по — возможности, для него лучше организовать отдельное место, так он не будет сильно отвлекать непосредственно от учебы;
  2. Детский стул со спинкой, обеспечивающей правильную посадку;
  3. Оборудованная система хранения тетрадей и книг, располагающаяся рядом со столом. Это позволит не отрываться от занятий в поисках необходимых материалов. Для экономии пространства отлично подойдет мебель для школьника в виде трансформера, навесные полки и выдвижные ящики;
  4. Место для хранения канцелярских принадлежностей: ручек, карандашей, линеек – лучше на самой столешнице;
  5. Искусственное освещение, в частности, настольная лампа – ее мощность должна составлять 40-60 Вт.

Интересным решением является использование грифельной доски в интерьере. Она выполняет больше не декоративную функцию, а практичную, давая возможность ребенку рисовать, записывать важные даты, тем самым, учиться самоорганизации.

Достаточное количество удобных систем хранения помогут содержать место для занятий в порядке — с уборкой сможет справиться сам школьник.

Какую лучше выбрать

Наиболее приемлемым вариантом будет приобретение отдельно стоящего стола, оборудованного модулями для хранения, или возможность расположить рядом подвесные полки.

С практической точки зрения, удобным будет приобретение специальной мебели для растущих школьников. Стол, который можно отрегулировать по высоте, прослужит несколько лет, и его не придется менять по мере роста ребенка. К тому же, обычно в таких столах-трансформерах регулируется не только высота, что позволяет его легко приспособить под любые параметры. Большинство из них оборудованы специальной выдвижной подставкой для монитора компьютера, если он необходим. При этом стул лучше приобретать в комплекте.

Преимущества таких комплектов-трансформеров:

  • Учтены анатомические особенности детей;
  • Регулировка очень удобна, поскольку указана шкала в соответствии с ростом;
  • Возможность наклона поверхности столешницы;
  • Возможна регулировка высоты, глубины;
  • Оснащение крючками для сумок;
  • В некоторых видах дополнительно есть подставка для ног, если рост ребенка слишком мал;
  • Разнообразные варианты расцветок.

Другой стол нужно будет купить, когда малыш достигнет подросткового возраста.

Если рассматривать мебель для школьника с позиции пола, то при ее выборе есть некоторые особенности, хотя набор необходимых предметов одинаков. Например, маленьким мужчинам комфортнее при наличии достаточного свободного пространства, поэтому мебель для мальчика – школьника более громоздка и занимает больше места. Освещение во время учебы должно быть ярче, так как оно стимулирует их работоспособность. Девочкам же очень важны расцветка и приятная на ощупь поверхность, а вот размеры можно выбрать более скромные. Обычно девочки предпочитают пастельные оттенки — это важно учесть.

Мебель для комнаты школьника – мальчика, как и для девочки, бывает разных цветов. Вообще же предпочтение в любом случае лучше отдать светлой, либо натуральной деревянной палитре в оформлении столешницы. Яркая письменная поверхность не будет способствовать сосредоточенности и концентрации внимания. А вот все остальное пространство может быть любого цвета.

Даже если комната ребенка обустроена максимально комфортно – это не значит, что следующие 10 лет она должна остаться в неизменном виде. Дети растут, их интересы меняются, и пространство вокруг школьника должно изменяться вместе с ним. При чем в большинстве случаев не требуется кардинальных перемен, лишь несколько корректировок. Но, конечно, в подростковом возрасте практически всю мебель нужно будет сменить на более «взрослый» вариант.

Видео

Как выбрать мебель для школьника: 9 советов от профессионалов

Почему важно учитывать рост ребенка при покупке стола, на какую высоту повесить полку для учебников и что нужно узнать у производителя перед покупкой – рассказываем, как выбрать мебель для детской правильно?

Эргономика

1. Центральное место в комнате ученика: мебель для школьника (рабочий стол, стул и система хранения для книг и тетрадей).

«Правильные» письменные столы для детей 6-7 лет имеют высоту 52 см, 7-8 лет – 60 см, 9-10 лет – 70 см. Мебель для подростков и учеников старшей школы – 75-80 см. Минимальная ширина столешницы – 70 см, в противном случае опереться локтями во время занятий будет неудобно. Оптимальная глубина столов: 40-60 см, в зависимости от того, будет ли стоять здесь ноутбук, подставка для книг и тетрадей.

Для учеников младших классов производители предлагают «растущие» парты, высота и угол наклона столешницы в них регулируются под рост и потребности ребенка. Это практичное решение, которое прослужит вам десяток лет – от младших классов до старшей школы. Единственный его недостаток – высокая цена.

2. Следите за высотой, на которой размещаете системы хранения. Полки с учебниками и тетрадями должны находиться в свободном доступе. В 7 лет дети дотягиваются до высоты в 140 см, 8-9 лет – 150-160 см. Если полки будут висеть выше – придется тянуться или постоянно вставать на табурет. Контролируйте и наполнение стеллажа или книжного шкафа – на уровне глаз располагайте все необходимое, ниже – редко используемое. Наверх уберите вещи, которые достаете совсем нечасто.

3. К выбору спального места тоже стоит подойти ответственно. Оптимальная ширина поверхности для сна – 70-80 см. Подходящая длина рассчитывается по формуле рост + 20-30 см, однако, по объективным причинам родители любят покупать мебель «на вырост».

Классическое решение – односпальная кровать. Сегодня можно встретить как традиционные модели, так и дизайнерские решения в виде машинок, автобусов и самолетов, а также мебель с нанесенным рисунком в виде героев мультфильмов и пр. Если места в детской комнате не хватает, или спальня ребенка объединена с родительской, на помощь приходят детские диваны . Раскладные конструкции существенно экономят место в комнате. Кроме того, они часто оснащаются дополнительными отсеками для хранения, что крайне актуально в помещениях небольшой площади.

Безопасность

4. Обратите внимание на материал, из которого изготовлена мебель. Для детских столов и полок подходит ламинированная ДСП с классом эмиссии не ниже Е1, МДФ, дерево, фанера, шпон. Качество отделки также имеет большое значение. Предпочтение лучше отдать краскам на водной основе: акриловым или водоэмульсионным. Рассмотрите аква-лаки и масла-воски как альтернативу. Главное, чтобы красящее покрытие имело безопасную основу.

5. Сведите к минимуму острые углы. Современные серии детской мебели имеют сглаженные формы. При покупке изделий из древесных материалов обратите внимание на кромку – она должна быть крепкой и хорошо приклеенной.

6. Спрячьте провода. В случаях, когда конструкция подключается к электросети (например, декорирована светодиодной подсветкой), важна аккуратность исполнения и тщательная изоляция проводов. Следите и за розетками, удлинителями и переходниками – они должны быть статично закреплены и защищены от детей.

Внешний вид

7. При покупке внимательно осмотрите мебель со всех сторон. Никаких заусенцев, незакромленных деталей или погрешностей на поверхностях быть не должно. По мелочам вроде плохо прокрашенной поверхности или некачественно наклеенной кромки можно оценить всю работу производителя.

8. С особым вниманием отнеситесь к фурнитуре. Именно на петлях, уголках и других элементах производители экономят чаще всего, ведь с первого взгляда фурнитура совсем не заметна. Пластиковые крепления быстро приходят в негодность, лучше отдать предпочтение металлическим, со стойким хромированным покрытием.

Читайте также:  Вариант оформления бело-голубой гостиной во французском стиле

9. Перед покупкой обязательно проверьте сертификат качества на мебель и используемые в ее производстве материалы. Это гарантия того, что ее эксплуатация доставит исключительно удовольствие!

Гигиенические требования к школьной мебели
материал

Рассматриваются требования к школьной мебели

Скачать:

ВложениеРазмер
gigienicheskie_trebovaniya_k_posadke_uchashchihsya_shkoly_mebeli_odezhde_obuvi.docx35.85 КБ

Предварительный просмотр:

Гигиенические требования к посадке учащихся школы

Гигиенические требования к мебели

Гигиенические требования к одежде и обуви

Список использованной литературы

  • обеспечение оптимальных гигиенических условий в школе – важный элемент здоровьесберегающих технологий;
  • отличительная особенность гигиенических условий и факторов заключается в том, что они регламентированы санитарными нормами и правилами.
  • рассмотреть гигиенические требования и правила к посадке учащихся, школьной мебели, одежды, обуви для младших школьников;
  • изложить правила выбора школьной мебели, одежды, обуви для младших школьников.
  • выработать нормы соблюдения санитарных условий в начальных классах.

Гигиенические требования к посадке учащихся школы

Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение – создаются при выработке у школьников прямой посадки. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. При этом расстояние от глаз до книги пли тетради сохраняется в 35 см.

Между туловищем и краем парты остается свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если школьник сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют пропорциям его тела.

Парты неправильной конструкции, не соответствующие росто-возрастным размерам детей, неизбежно вынуждают учащихся сидеть неправильно: изгибаясь, низко наклоняя голову к тетради и книгам. При такой посадке дети быстро утомляются. Правильной позы у учащихся во время занятий добиваются с первых дней посещения школы

Правильный подбор парт. Учащиеся каждого класса распределяются не менее чем по 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с наличным количеством ростовых групп необходимо ставить в основном парты 3 различных номеров. Для учащихся 3-х, 5-х, 6-х и 7-х классов нередко требуется 4 различных номера парт в силу большой разницы их в росте.

Если в 1-4-х классах ставить (при разбивке детей на группы роста с различием в 10 см) парты № 8 и 9, то можно обеспечить правильную позу в соответствии с длиной тела 78% учащихся.

Если же принять разбивку детей по группам роста с разницей в 15 см, то два номера мебели (соответственно усредненная высота стола и скамейки), поставленные в классах, позволяют правильно рассадить 85% детей.

С переходом на кабинетную систему обучения особенно остро встает проблема правильного рассаживания учащихся.

Учебные кабинеты для 5-10-х классов целесообразно оборудовать столами и стульями №10 и 11. В этом случае правильно смогут сидеть 66-72% учащихся. Если же принять распределение учащихся 5-10-х классов по группам роста с интервалом в 15 см, то, изготовляя два номера мебели (соответственно усредненная высота столов и стульев №9-10 и 11 -12), возможно будет обеспечить соответствие размеров мебели длине тела 85% учащихся.

Систематически каждые 5-10 лет санитарно-эпидемиологические станции (краевые, областные, районные, городские) с помощью медицинских работников, обслуживающих школы, должны разрабатывать в соответствии с данными измерения роста учащихся (в обуви) местные таблицы номеров мебели (в %), необходимых для оборудования разных типов школ.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы.

Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями, нанесенными через каждые 10 см, начиная со 110 см.

Произведя измерение с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около прибора. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 2 см на обувь.

Диктуется это тем, что при исследовании физического развития рост учащихся определяется без обуви. Учитель, руководствуясь полученными данными роста, рассаживает учащихся на парты требуемого номера.

Расстановка парт в классе. Парты меньших номеров ставят ближе к классной доске, а парты больших номеров – дальше. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты ставят первыми. В случаях необходимости постановки парт большого номера ближе к классной доске их ставят только в первом или третьем продольном ряду.

Между рядами парт, а также между партами и стенами соблюдаются установленные разрывы, которые указаны в обязательных санитарных правилах рассаживания школьников и расстановки парт в классах. Расстояния эти следующие: между внутренней стеной в классе и первым рядом парт 50-60 см, а между рядами парт 70-75 см, между третьим рядом парт и наружной стеной 60-70 см, между первыми партами и классной доской 2,5-2,75 м.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду.

Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Гигиенические требования к мебели

Оборудование школьных помещений должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, способствовать оптимальному обеспечению педагогического процесса и эффективному проведению внеклассной учебно-воспитательной работы. Учебные классы и кабинеты должны быть оборудованы мебелью в соответствии с требованиями действующих нормативных документов.

  • Соответствие антропометрическим размерам детей (профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата и органов зрения)
  • Травмобезопасность;
  • Нетоксичность материалов и красителей, устойчивость к санобработке;
  • Светлое матовая окраска столов, с коэффициентом отражения 35-55%.

Размеры школьных парт (столов). Правильно обустроенная парта должна соответствовать размерам тела ученика, его возраста и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, способствовать искривлению позвоночника, вызвать излишнее мышечное напряжение и более быструю утомляемость.

Рабочая поза для учащихся считается физиологической, если угол наклона грудной части тела к поясничной части равна 145°. Вместе с тем вполне недопустимой для школьников является рабочая поза, при которой расстояние от поверхности парты до глаз составляет менее 30 см.

Главными параметрами парты, которые обеспечивают правильную, менее утомительную позу учеников, есть дистанция сиденья, дистанция спинки и диференция.

Дистанция сиденья -расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к ученику) и передним краем скамьи для сидения. Она может быть нулевой, если края стола и стула расположены на одной вертикали, положительной, если край сиденья не достигает опущенной от заднего края стола вертикали и отрицательной, если опущенная вертикаль попадает на плоскость сиденья. Во время учебного процесса, когда ученик работает сидя (письмо, чтение и т.д.) оптимальной считают отрицательную дистанцию, то есть край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. При работе стоя (ответ на вопрос учителя и т.п.), как оптимальную, определяют положительную дистанцию сидения.

Рис. 1. Основные размеры школьной парты

1 – высота переднего края стола; 2 – высота заднего края стола; 3 – ширина горизонтальной части крышки стола; 4 – ширина наклонной части крышки стола; 5 – высота сидения; 6 – глубина сидения; 7 – ширина сидения; 8 – дистанция спинки; 9 – дистанция сидения; 10 – диференция

Требования к расположению парт (учебных столов). Парты (учебные столы) в классе должно быть не менее 3-х размеров для возможности подбора в зависимости от антропометрических размеров школьников, расставляются в 3 ряда. В первых трех рядах необходимо размещать парты (стола) меньших размеров, в последнем ряда- крупнейшие для данного класса размеры парт.

Требования к параметрам размещения мебели в классах: расстояние от первого ряда парт к школьной доски должна составлять 2,4-2,6 м, разрыв между рядами парт 0,6-0,8 м, между первым рядом парт и внешней стеной 0,6 -0,7 м, между третьим рядом и внутренней стеной – 0,5-0,6 м, между задней стеной и последним рядом парт – 0,4-0,5 м. На школьных партах (особенно далеких от окон) необходимо соблюдение норм углов падения и отверстия.

Классные доски. Основные требования к обустройству классной доски направленные на облегчение зрительной работы, для чего необходимо обеспечить хорошую контрастность написанного на доске.

Поэтому классные доски изготавливают, в основном из пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета с упругой, гладкой матовой поверхностью. Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают дополнительное местное освещение.

Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны из последних парт. Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при писании на ней.

Настенные доски располагают посередине передней стены классной комнаты. В первых четырех классах доску следует размещать так, чтобы нижний край ее располагался на высоте 80-83 см, а в старших классах – 90-95 см от пола.

Гигиенические требования к одежде и обуви

Детская одежда должна быть удобной, соответствовать по размерам и покрою возрасту ребенка, не быть тесной или не по росту большой. Она должна быть прочной и легко очищаться от грязи.

Первый слой одежды, непосредственно соприкасающийся с телом, – нательное белье (рубашки дневные и ночные, трусы, майки, носки, чулки, лифчик, комбинация).

Оно должно отвечать следующим требованиям: иметь достаточную воздухо- и паропроницаемость, гигроскопичность, гидравличность, испаряемость.

Нательное белье надо менять по мере загрязнения, но не реже 1 раза в неделю. Чулки и носки менять через каждые 2 – 3 дня. Наиболее гигиеничны колготы из шерстяной или хлопчатобумажной ткани. В детском или подростковом возрасте вместо лифчиков-бюстгальтеров лучше надевать обычные лифчики с вытачками. Бретельки у лифчика должны быть широкими, не уже 2см.

Второй слой одежды (платья, блузки, юбки, костюмы и пр.) надевают на белье.

Школьную форменную одежду шьют из шерстяной школьной ткани (для девочек) и из шерстяного сукна с добавлением 10% синтетического волокна (для мальчиков).

Спортивная одежда зависит от видов спорта и от того, где проходят занятия: в спортивных залах или на открытых площадках. Для выполнения гимнастических упражнений, удобен тренировочный костюм, состоящий из длинных брюк и майки с короткими рукавами. Специальные гимнастические туфли с резинками или шнурками, с мягким кожаным верхом и такими же мягкими подошвами, наиболее подходящими для занятий гимнастикой. Лучшая одежда для занятий легкоатлетическими упражнениями – майка, трусы и легкая кожаная обувь с мягкими носками на шнурах, а для бега или прыжков – туфли с шипами.

Трусы и тренировочные брюки мальчики должны надевать на плавки, которые совершенно необходимы во время занятий физкультурой. Наличие плавок облегчает выполнение физических упражнений, в них дети не чувствуют себя скованными. Девочкам рекомендуете я надевать трусы из плотного трикотажа, обтягивающего ноги. Обязательная принадлежность спортивной одежды девочек среднего и старшего возраста – бюстгальтер с застежкой, закрепленной на широкой резинке.

Третий слой одежды – для улицы. Зимняя одежда должна быть пористой, чтобы в ней было много воздуха. Теплопроводность такой одежды низкая. Зимнее пальто шьют из плотной шерстяной ткани на вате или шерстяном ватине, с меховым воротником. Высокими теплозащитными свойствами обладает одежда из тканей с водоотталкивающей пропиткой на поролоне. Из нее шьют пальто и куртки. Эта одежда легкая, теплая, удобная.

Лучшим головным убором для школьников в зимнее время года служит меховая шапка-ушанка или шапка из шерстяной ткани на подкладке из ваты. Их следует носить только в сильные морозы. В прохладную погоду рекомендуются вязаные шерстяные шапки (типа шлема). В весенне-осеннее время, кепки, береты, вязаные шапочки, а девочки – береты, вязанные или фетровые шапочки.

Летний головной убор панамы, фуражки с козырьком, шляпы. Их изготовляют из легкой, пушистой, светлой ткани – соломки, светлой парусины или пике.

Обувь – должна быть легкой, удобной, не стеснять движений, соответствовать форме и размерам стопы.

Обувь для повседневной носки на улице или в школе должна быть простой, удобной формы, на широком низком каблуке (1 – 2см). В зимнее время года сапожки или ботинки на теплой шерстяной или войлочной подкладке. В сырую, дождливую погоду резиновые сапожки или обувь с подошвами из водонепроницаемых материалов, резины, каучука, нейлона и др.

Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.

Основные размеры парт установлены на основании антропометрических измерений детей и подростков и соответствуют средним величинам отдельных частей их тела.

Высота скамейки парты соответствует средней величине длины голени со стопой данной группы роста школьников с прибавкой 2 см (на толщину каблука).

Глубину скамьи (переднезадний ее размер) делают равной 2/3 длины бедра. Такая глубина скамьи обеспечивает устойчивое и удобное положение. При большей глубине край скамьи, упираясь в подколенную впадину ученика, будет сдавливать кровеносные сосуды. Сиденью придается небольшой уклон кзади. Это исключает возможные соскальзывания со скамейки.

Спинку парты делают из одного или двух брусков. Более целесообразно устройство спинок из двух брусков, обеспечивающих не только пояснично-крестцовую, но и подлопаточную опору.

Стол парты имеет наклонную плоскость в 14- 15°. Такой наклон крышки создает более благоприятные условия для работы глаз при чтении и письме. Размер одного места за столом определяется не только длиной предплечий с кистью, но и объемом движений во время письма, а также правильным размещением раскрытой тетради.

Список использованной литературы

  1. Дубровский В.И. Гигиена физического воспитания и спорта: Учеб. для студ. сред. и высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 512 с.
  2. Кузнецов П.И. Гигиенические требования к обучению в образовательных учреждениях. – Омск: СибГАФК, 2000. – 44 с.
  3. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 «Гигиенические требования к одежде детей, подростков, взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям) контактирующих с кожей ребенка»
  4. Регламент Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» ТР ТС 007/2011.

Мебель для школьника (Фото) Идеи для детской 2019

Появившийся в семье школьник — это не только радость и важный жизненный этап, но и новые заботы, и хлопоты. Так хочется, чтобы ребенок учился с радостью и охотой! Одно из важных условий хорошей успеваемости школьника —рабочее место, будь то отдельная детская комната или просто свой собственный уголок с правильно подобранной мебелью.

Что нужно знать о мебели для школьника

Центральной частью и рабочим местом для школьника станет письменный стол, к которому прилагается кресло или удобный стул. От того, насколько правильно они будут установлены зависит осанка и здоровье ученика.

В список необходимой мебели для ребенка школьного возраста входят также: кровать, компьютерный стол (если используется ПК, а не ноутбук), шкаф или полки для школьных принадлежностей и книг, одежный шкаф.

Эргономика мебели для школьника

Рабочее место

Правильную посадку за письменным столом обеспечит только правильная высота стола и стула.

Высота столов и стульев для детей разного роста:

  • От 1 метра до 1 метра 3 сантиметров: стол — 46-52 см. (высота от пола); стул — 26-32 см.
  • От 1 м. 30 см. до 1 м. 60 см.: стол — 58-63 см.; стул — 35-38 см.
  • Выше 1м. 60 см.: стол — 70-80 см.; стул — 45 см.

Столешница должна быть достаточной ширины и глубины: чтобы умещались локти ученика при письме и все необходимое для работы.

Стул должен иметь удобную спинку.

Для младших школьников разработаны специальные парты, размеры которых можно изменять.

Место для сна

Качественный сон необходим всем, а детям — в особенности. В мебельных салонах представлено множество моделей школьных и подростковых кроватей: обычные и двухъярусные, кресла трансформеры, кровати в виде машин, ракет и прочего.

При покупке исходить нужно из следующих правил:

  • Длина кровати рассчитывается по формуле: рост ребенка плюс 30 сантиметров. Отступление в большую сторону допустимо: часто приходится покупать кровать с запасом, ведь ребенок растет!
  • Ширина — около 80 сантиметров

Шкафы и полки

В системе хранения, предназначенной для ребенка, все полки должны быть доступны без использования стульчика или стремянки.

Безопасность в детской комнате

Безопасная среда — необходимое условие жизни человека, а особенно — ребенка.

Мебель в детской должна полностью удовлетворять всем нормам и правилам безопасной эксплуатации:

  • Все высокие и узкие стеллажи должны быть зафиксированы и прикреплены к стене. Шкафы — устойчивы с надежно укрепленными полками и дверцами.
  • Необходимо проверить всю (!) мебель из ДСП на соответствие классу эмиссии Е1. Вообще, новая мебель ни в коем случае не должна резко и неприятно пахнуть. Детская мебель декорируется красками на водной основе.
  • Лучше, если мебель не будет иметь острых углов. Этого правила придерживается большинство производителей мебели.

Идеи меблировки детской комнаты

Возможность уединиться, иметь собственное пространство очень важна для ребенка. И чем старше он будет становиться, тем сильнее будет потребность в независимости. Поэтому, если в семье несколько детей. А возможности выделить каждому отдельную комнату нет — неплохо организовать хотя бы собственный уголок: стол, кровать и место для игр.

Детские психологи традиционно рекомендуют использовать для декорирования детской нежные, пастельные тона. Это вполне оправдано, ведь мягкие тона успокаивают, а красные, агрессивные оттенки — возбуждают. Тем не менее, стоит избегать скуки и однообразия: пусть ребенок развесит по стенам постеры, расставит на полках яркие игрушки и аксессуары.

Младший школьник — еще далеко не взрослый. Поэтому его комната еще мало отличается от комнаты дошкольника. Пусть в ней останутся любимые игрушки и яркая мебель. Хотя бы на время.

Очень рекомендуется установить в детской спортивный уголок или обычный турник: ребенку необходима возможность размяться и отвлечься от уроков и компьютера.

Основы выбора и расстановки мебели для школьника

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь фабричную и цветовую маркировки.

На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сиденья парты наносится обозначение группы мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе), например, .

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром 25 мм или горизонтальной полосы шириной 20 мм (табл.1) и должна быть видна со стороны прохода межу рядами.

РАССТАНОВКА МЕБЕЛИ

Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель группы А, вторыми – группы Б, третьими – группы В и т.д. При необходимости поставить мебель больших размеров ближе к доске, ее следует ставить только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах.

Рабочие места в учебных кабинетах за первыми и вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная – от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду.

Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Не менее 2 раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо проводить с целью профилактики нарушения осанки.

Между рядами столов (парт) и стенами учебного помещения соблюдаются следующие установленные расстояния:

– в учебных помещениях обычной прямоугольной конфигурации от наружной стены до ряда столов (парт) – не менее 0,5 м; от внутренней стены – не менее 0,5 м; от задней стены до столов (парт) – не менее 0,65 м; от классной доски до первых столов (парт) – не менее 1,6-2,0 м, а в кабинетах, имеющих демонстрационные столы – не менее 2,5 м; между рядами одноместных столов – не менее 0,5 м, двухместных – не менее 0,6 м;

– в учебных помещениях квадратной и поперечной конфигурации при расстановке мебели в четыре ряда расстояние от классной доски до первых столов (парт) должно быть не менее 2,5 м, что при длине доски в 3 м обеспечивает угол рассматривания для школьников, сидящих за первыми столами (партами) в первом и четвертом рядах, не менее 30°.

Для обеспечения угла рассматривания в 35° расстояние от доски до первых столов в крайних рядах должно быть увеличено до 2,4 м при трехрядной расстановке и 3,0 м – при четырехрядной.

ИЗМЕРЕНИЕ РОСТА ШКОЛЬНИКОВ

Рост школьников измеряют в обычном обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2 м. На одной стороне рейки наносят деление с интервалом в 15 см, начиная с 130 см. В промежутках между делениями проставляют обозначения групп мебели.

Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующей группы.

Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся, соответственно группам мебели, цветовые полосы шириной 15 см: желтая – на высоте от 115 до 130 см от пола, красная – от 130 до 145 см, голубая – от 145 до 160 см, зеленая – от 160 до 175 см, белая – от 175 до 190 см. Школьники могут самостоятельно измерить свой рост и найти маркировочный цвет необходимой мебели.

Данные о дате измерения роста, группе мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту.

Для облегчения рассаживания школьников I-IV классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья с указанием фамилии, роста, состояния зрения и слуха каждого школьника, а также цвета маркировки столов (парт) и стульев. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

ПРАВИЛЬНЫЙ ПОДБОР ПАРТ, СТОЛОВ И СТУЛЬЕВ

Классы и учебные кабинеты должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп в соответствии с ростом школьников в разных классах (табл.2).

Примерное распределение школьников I-XI классов по группам роста

Группы роста школьников в (cм)

Распределение школьников по принятым в настоящее время группам роста из года в год меняется мало. Зная число параллелей каждого класса и пользуясь табл.2, можно определить примерную потребность школы в мебели разных ростовых групп.

Учебные помещения для школьников начальных классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ 5994-79* или ученическими столами (ГОСТ 11015-77**) в комплекте со стульями (ГОСТ 11016-77***).
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 5994-93, здесь и далее по тексту;

** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 11015-93, здесь и далее по тексту;
*** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 11016-93, здесь и далее по тексту. – Примечание изготовителя базы данных.

Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты и другую мебель без спинки, а также не соответствующую стандартам на школьную мебель.

Столы ученические, предназначенные для оборудования 1-х классов, должны иметь приспособление, позволяющее устанавливать крышку под углом 7-12° и горизонтально.

Ориентировочное распределение парт двухместных (комплектов ученических) в начальных классах

1. В числителе указано количество двухместных парт (комплектов ученических) при наполняемости 30 человек; в знаменателе – 40.

2. Комплект ученический состоит из стола 2-местного и 2 стульев соответствующих ростовых групп.

3. При оборудовании учебных помещений одноместными столами количество комплектов удваивается.

При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, занятых в I и II смене, должны размещаться учащиеся смежных по возрасту классов, например, III и IV. При этом в помещении, предназначенном для III и IV классов, расставляются 2-3 парты группы A, 11-15 – группы Б и 1-2 – группы В, что позволит рассадить большинство детей и в III и в IV классе в соответствии с их ростом.

Учебные кабинеты для школьников V-XI классов оборудуются комплектами двухместных столов ученических по ГОСТ 11015-77 со стульями по ГОСТ 11016-77.

Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. Поэтому во всех школах необходимо оборудовать кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты для учащихся V-VI классов. Это необходимо в связи с особенностями роста и развития 10-11-летних детей и особенно важно для таких предметов, как родной язык, литература, математика, по которым уроки проводятся во все дни недели.

Кроме кабинетов родного языка и литературы, математики комплектами ученическими двухместными оборудуются кабинеты иностранного языка, истории, географии, начальной военной подготовки, методические кабинеты по основам производства и профориентации.

Ориентировочное распределение комплектов ученических двухместных в учебных кабинетах

При оборудовании кабинетов физики, химии и биологии используются двухместные ученические лабораторные столы групп В, Г, Д по ГОСТ 18314-73*, кабинетов изобразительного искусства и черчения – специальные одноместные или двухместные столы групп В и Г по ГОСТ 19549-74** в комплекте со стульями по ГОСТ 11016-77 соответствующих ростовых групп.
_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 18314-93, здесь и далее по тексту;
** На территории Российской Федерации действует ГОСТ 19549-93, здесь и далее по тексту. – Примечание изготовителя базы данных.

Ориентировочное распределение лабораторных столов и столов для черчения и рисования в комплекте со стульями в учебных кабинетах

изобразит. искусства и черчения

В приложении 2 приведен состав наборов мебели для общеобразовательных школ по учебным кабинетам и другим помещениям.

РАБОЧАЯ ПОЗА И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ

Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу – сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе.

Размеры и соотношения основных частей ученических стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников.

Для определения высоты сиденья в качестве величины принята средняя длина голени со стопой; рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины длины бедра школьников.

Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более 3/4 длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме бедра и ягодиц.

У каждого стула (скамьи) обязательно должна быть профилированная спинка, которая используется школьниками как дополнительная опора.

В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Расстояние (по вертикали) от заднего края стола до сиденья – дифференция – равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5,0-6,0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от заднего края крышки стола до спинки стула (скамьи) – дистанция спинки – оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний диаметр туловища школьника более, чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается “зажатым” между крышкой парты и спинкой скамьи: рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья – дистанция сиденья (скамьи) – должно быть только отрицательным (не менее 4 и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и форсирующие утомление.

Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников первых классов следует выделить специальный урок.

Учитель обращает внимание на подбор мебели, соответствующей росту ученика, по цветовой маркировке одинаковой для стола и стула, демонстрирует таблицу “Правильно сиди при письме”. После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги; обращает внимание на то, что сиденье стула должно заходить за край стола.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь.

Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице; еще раз объясняет, как надо держать голову, плечи, руки и т.д. и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки на столе (парте) лежат свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол.

При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя – сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу.

Таблицу “Правильно сиди при письме” следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, а и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий, особенно в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык. Об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.

ПОЛЬЗОВАНИЕ МЕБЕЛЬЮ И РЕМОНТ ЕЕ

При транспортировке мебели должны соблюдаться меры, обеспечивающие ее сохранность. В местах соприкосновения изделий друг с другом, кузовом транспортных средств, увязочными материалами и тарой должны быть проложены мягкие прокладки.

Сборку мебели, поставляемой в разобранном виде, следует производить, придерживаясь порядка, указанного в инструкциях, избегая неосторожных ударов и излишних усилий. В процессе эксплуатации надо периодически проверять затяжку болтов и стяжек.

Изделия школьной мебели должны храниться в закрытых отапливаемых помещениях при температуре не ниже +10 °С.

При использовании мебели ее следует оберегать от ударов и не ставить на нее предметы, повреждающие покрытие.

Поверхности, отделанные нитроцеллюлозными лаками и эмалями, особенно следует оберегать от попадания растворителей (ацетона, спирта, бензина и др.), кислот и щелочей.

Мебель следует систематически протирать от пыли. Лицевую поверхность крышек столов рекомендуется слегка освежать мыльной теплой (не более +60 °С) водой с последующей протиркой сухой чистой мягкой тряпкой.

Поступающие от поставщика новые изделия, в которых будут обнаружены скрытые недостатки, изготовитель обязан бесплатно заменять или ремонтировать. Гарантийный срок на изделия школьной мебели при соблюдении надлежащих условий ее транспортирования, использования и хранения установлен ГОСТ 22046-76* для изделий 1-й категории качества – 24 месяца, для изделия со Знаком качества – 30 месяцев. В течение этого срока потребитель имеет право и обязан предъявлять к поставщикам претензии с необходимыми обоснованиями.
______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 22046-2002, здесь и далее по тексту. – Примечание изготовителя базы данных.

Мелкий ремонт мебели, не связанный с использованием стационарного оборудования и специальных приспособлений, производится в школе. К мелким ремонтным работам относятся: укрепление каркасов различных конструкций мебели, укрепление и замена фурнитуры (стяжек, болтов, винтов, шурупов, полкодержателей, замков, ручек и пр.), переклейка шиповых и шкантовых соединений, устранение незначительных механических повреждений, замена отдельных деталей, заделка мелких сколов, отщепов и трещин шпатлевкой, а глубоких – вставками из древесины на клею, приклеивание пластиков, ремонт нитроцеллюлозных эмалевых и лаковых покрытий.

При ремонте мебели должны соблюдаться требования, предъявляемые к ее размерам, устройству и покрытиям. Это особенно следует учитывать при ремонте ученических столов, стульев и парт.

В отремонтированных изделиях не должно быть острых углов и ребер, выступающих винтов и шурупов, всего, что создает опасность ушибов, ущемлений и других травм.

Наиболее частыми дефектами ученических столов являются повреждение рабочих поверхностей и кромок крышек, отрыв крышек от каркасов, деформация кронштейнов для портфелей (в металлических каркасах). При креплении оторвавшихся крышек их следует устанавливать в прежнее положение. Разрушенные места под крепежную фурнитуру (втулки, шурупы) следует заделать вставками или пробками на клею. К деревянному каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить сверху “на проход” двумя-четырьмя шурупами 5х50 (рис.1). Головки шурупов следует утопить на 1-2 мм ниже плоскости крышки и зашпатлевать.

К металлическому каркасу крышку целесообразно дополнительно прикрепить двумя винтами М6 с полукруглой головкой и усом или с полупотайной или потайной головками (рис.2), установленными с двух сторон на расстоянии 350-400 мм от кромки крышки, обращенной к ученику. При исправлении погнутых металлических кронштейнов для портфелей надо обеспечить внутренний размер емкости не менее 130 мм, и расстояние по горизонтали от кромки крышки, обращенной к ученику, до кронштейнов – не менее 300 мм для столов группы А и Б и 340 мм – для столов группы Г и Д (рис.3).

При ремонте стульев следует соблюдать размеры, указанные в таблице 6 и на рис.4.

Основы выбора и расстановки мебели для школьника

ПРОВЕДЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПРОДУКЦИИ, ПРОЕКТНОЙ И ИНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ЛЮБЫЕ ВИДЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИЗМЕРЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ. ЭКСПЕРТИЗА И ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТОВАРОВ НАРОДНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НА КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ.ОКАЗАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

(495) 925-00-71

Контактные телефоны

Актуальные темы

Часто задаваемые вопросы

Наши партнеры

Требования к подбору и расстановки мебели для учащихся

Для руководителей, медицинских работников, классных руководителей общеобразовательных учреждений.

Наиболее распространенными функциональными нарушениями и заболеваниями костно-мышечной системы у учащихся являются статические нарушения осанки, деформации позвоночника и стоп, в формировании которых ведущая роль принадлежит школьным факторам риска. Современная образовательная среда оказывает негативное влияние на формирование костно-мышечной системы. И в ряд традиционных факторов, связанных с гиподинамией и длительными статическими нагрузками, входит несоответствие школьной мебели росту учащихся.

Считается доказанным, что состояние осанки и позвоночника учащихся, в первую очередь, зависит от организации рабочего места, поэтому при оборудовании классных помещений ученической мебелью необходимо учитывать ряд требований:

  • Наличие санитарно-эпидемиологического заключения в области применения, которого указано, что мебель предназначена для учебных заведений. Кроме того, следует обращать внимание, что в поле «изготовлена в соответствии» должен быть указан ГОСТ 22046-89 «Мебель для учебных заведений. Технические условия».
  • Наличие цветовой и цифровой маркировки. Парты, столы и стулья (кроме демонстрационных столов и столов для учителя), должны иметь цифровую и цветовую маркировку. Цифровая маркировка должна содержать номер мебели в числителе и средний рост детей в знаменателе. Цветовая маркировка должна быть нанесена на видимую наружную поверхность мебели в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм.
  • Соответствие функциональных размеров учебной мебели её номеру и маркировке (кроме демонстрационных столов и столов для учителя). Контроль осуществляется путём измерения высоты верхнего края крышки стола, обращённого к ученику и высоты сиденья стульев. При оценке мебели с регулируемыми параметрами контролируется соответствие номеру каждого положения регулировки.
  • Цветовое оформление отдельных элементов мебели, как фактор, формирующий благоприятный световой климат в учебном помещении. При этом следует отметить, что защитно-декоративное покрытие рабочих поверхностей столов и парт должно быть матовым. Кроме того, следует обращать внимание на цвет и рисунок облицовочных материалов защитно-декоративных покрытий отделочных элементов мебели.

При оборудовании учебных помещений следует соблюдать следующие требования к расстановке мебели:

  • между рядами двухместных столов – не менее 60 см;
  • между рядом столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см;
  • между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены– не менее 50-70 см;
  • от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, не менее 70 см, от задней стены, являющейся наружной, не менее 100 см, а при наличии оборотных классов – 120 см;
  • от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100 см;
  • от первой парты до учебной доски – не менее 240-270 см;
  • наибольшая удалённость последнего места учащегося от учебной доски 860 см;
  • угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для учащихся II-IIIступени школы и не менее 45 градусов для учащихся начальной школы.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие – ближе к доске, большие – дальше от доски. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы), независимо от их номера, ставятся первыми.

Оптимальные условия обеспечения правильной рабочей позы достигаются при соблюдении требований индивидуального подбора, расстановки мебели и контроля рабочей позы.

Каждый учащийся должен быть обеспечен удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели. Стол (парта) и стул (табуретки и скамейки вместо стульев не используются) должны иметь одинаковый номер (цветовую маркировку).

Рассаживание учащихся следует проводить с учётом состояния их здоровья. Дети, часто болеющие ОРЗ, ангинами и простудными заболеваниями должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты (столы), независимо от их номера, ставятся первыми, причём ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Для профилактики нарушений осанки рекомендуется не менее 2-х раз в году менять местами школьников, сидящих в первом и последнем ряду, не нарушая номеров мебели по росту.

В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся рекомендуется использовать лист здоровья в классном журнале (заполняющийся медицинским работником общеобразовательного учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от состояния его здоровья.

Правильная рабочая поза учащегося характеризуется

голова – держится или слегка наклонена вперёд;

корпус – имеет лёгкий или средний наклон вперёд (без опоры грудью на край стола);

руки – согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры;

ноги – согнуты под прямым или несколько большим (100-110 градусов) углом с опорой на пол или подножку парты (стола);

расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости должно соответствовать длине предплечья и кисти с вытянутыми пальцами (в среднем – 31 см).

Современные подходы к оптимизации рабочего места учащихся характеризуются использованием различных видов ученической мебели и вариантов их использования, в том числе, совмещённых, что способствует профилактике переутомления детей и повышению работоспособности. Научные исследования отмечают преимущество использования в учебном процессе в общеобразовательной школе новой модели одноместной школьной парты с подлокотниками, в сопоставлении с традиционным ученическим комплектом «стол-стул». Новая модель школьной парты способствует отсрочке наступления утомления и пролонгирует период высокой работоспособности учащихся.

  • СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения вобщеобразовательных учреждениях»;
  • МР для врачей и среднего медицинского персонала «Медицинская профилактика в общеобразовательных школах» 2006 год.

Читайте также:  Пикеты верующих за строительство храма на Ходынском поле
Ссылка на основную публикацию