На строительство ЦКАД направляются средства ФНБ

Деньги на новую трассу выделены давно, а стройка еще не началась

Средства Фонда национального благосостояния, выделенные на строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД), потрачены неэффективно, строительство дороги до сих пор не началось. К такому выводу пришла Счетная палата России. Ранее собственные претензии к проведению тендеров на строительство ЦКАД предъявила Федеральная антимонопольная служба, а главе госкомпании «Автодор» Сергею Кельбаху премьер Дмитрий Медведев вынес выговор.

Результаты проверки использования денег, выделенных на строительство ЦКАД, опубликованы на сайте Счетной палаты. Напомним, что ЦКАД — это будущая 500-километровая платная дорога, которая должна быть построена к ЧМ-2018 года и пройдет параллельно существующей малой бетонке А-107. Общий объем финансирования ЦКАД — 299,8 млрд руб. Из них 150 млрд руб.— средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), 73,8 млрд руб.— средства федерального бюджета, 5,2 млрд руб.— прямые заимствования госкомпании «Автодор» (занимается проектами платных дорог и поиском подрядчиков), 70,8 млрд руб.— частные инвестиции.

Почему отложили строительство ЦКАД

Проверка СП показала, что в 2015 году на реализацию ЦКАД было направлено 39 млрд руб. Из них 21,7 млрд руб.— это средства ФНБ, вложенные 29 апреля в облигации «Автодора», 10 млрд руб.— субсидия Минтранса РФ. «Привлеченные средства ФНБ госкомпанией не используются и находятся на ее счете в Газпромбанке,— говорят в Счетной палате.— Сумма начисленных процентов в мае—июне 2015 года составила 262 млн руб. Тем не менее правительством принято решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд руб. до конца 2015 года».

Кроме того, как говорят в СП, по плану инвесторы еще в 2014 году должны были вложить в ЦКАД 370 млн руб., в 2015 году — 8 млрд. руб. «Тем не менее до настоящего времени средства инвесторов ГК “Автодор” не привлекались,— говорят в Счетной палате.— Проверка показала, что реализация проекта ЦКАД осуществляется госкомпанией неэффективно».

Напомним, ЦКАД состоит из пяти участков. Тендер на первый (между трассами М1 и М4) выиграл «Стройгазконсалтинг», однако из-за финансовых проблем последней «Автодор» уже ищет нового подрядчика, о чем сообщал “Ъ”. В результате, отметили в Счетной палате, строительство первого участка не началось, хотя соглашение с подрядчиком было заключено в 2014 году. 26 июля того года даже прошла торжественная церемония начала строительства ЦКАД с участием мэра Москвы Сергея Собянина, губернатора Московской области Андрея Воробьева, министра транспорта Максима Соколова, о чем рассказывал “Ъ”.

500 км для Москвы не крюк

Еще один разыгранный на конкурсе участок — пятый (между М3 и М10) — выиграла в 2014 году компания АРКС. Соглашение с ее дочерней структурой ООО «Кольцевая магистраль» было заключено в конце прошлого года. 25% акций АРКС ранее принадлежали Геннадию Тимченко, но в конце июля он продал свой пакет, о чем сообщал “Ъ”. По словам аудитора Валерия Богомолова, строительство пятого комплекса также до сих пор не начато. «Кольцевая магистраль» при этом уже получила аванс в 11,2 млрд руб. По мнению СП, в затраты на строительство пятого комплекса также необоснованно включены затраты на страхование строительных рисков в размере 644 млн руб.

Что касается третьего и четвертого участков ЦКАД (соединят трассы М10, М7 и М4), то эти тендеры были объявлены еще в начале года, но сбор заявок был сдвинут на осень из-за экономического кризиса («Автодор» в данный момент уточняет конкурсную документацию). Несмотря на то что конкурсы еще не проводились, Счетная палата предъявила претензии к проекту будущих соглашений: их стоимость, по мнению аудиторов, можно снизить еще на 4 млрд руб., если учесть результаты «технологического и ценового аудита». Конкурс на второй участок (между М1 и М10, но ближе к «большой бетонке») еще не проводился.

Главу «Автодора» наставили на путь

Еще одна претензия Счетной палаты касается проектной документации по ЦКАД, стоимость которой составила 8 млрд руб. «Автодор» принял работу и оплатил ее в 2012 году, подтвердив, таким образом, отсутствие замечаний к проекту. «Вместе с тем с 2014 году госкомпания скорректировала проект различных участков ЦКАД,— отметил Валерий Богомолов.— На сегодняшний день расходы на корректировку составили 100 млн руб.». Речь идет об ошибке проектировщиков в Воскресенском районе: в полосе отвода будущей дороги уже после согласования проекта обнаружился участок с ценным лиственным лесом, который не был оформлен как особая природоохранная зона. Об этой ситуации в интервью “Ъ” рассказывал глава «Автодора» Сергей Кельбах еще в 2013 году.

Кроме того, СП обнаружило, что между Минтрансом и Минфином до сих пор не заключено соглашение о контроле расходования средств ФНБ, направленных на ЦКАД, хотя ранее правительство РФ дало соответствующее поручение.

«Публичное заявление Счетной Палаты для нас явилось полной неожиданностью, — заявили “Ъ” в пресс-службе “Автодора”. — Акт по результатам проверки Счетной Палаты от 30 июня 2015 г. содержал несколько иные выводы и цифры». Утверждение о том, что привлеченные средства ФНБ госкомпанией не используются и находятся на счете в Газпромбанке, «не соответствуют действительности», заявили в «Автодоре». 38,4 млрд. руб. в соответствии с распоряжением правительства РФ не были направлены на счета госкомпании, а поступили в Газпромбанк. «В целях привлечения средств на финансирование ЦКАД государственной компанией по закрытой подписке 29 апреля 2015 г. был размещен облигационный заем серии 03, — говорят в “Автодоре”. — Облигации были приобретены Газпромбанком в соответствии с договором купли-продажи облигаций, заключенным между банком и госкомпанией». Общая номинальная стоимость облигаций составила 21,7 млрд. руб.

По поводу так и не начавшейся стройки на 1-ом участке ЦКАД в «Автодоре» заявили следующее. В компании «Стройгазконсалтинг», выигравшим тендер, произошла смена собственников уже после заключения инвестиционного соглашения в 2014 году. «После чего исполнитель проекта в мае 2015 года уведомил госкомпанию о невозможности выполнения работ в рамках соглашения, — пояснили в “Автодоре”. — За несвоевременное исполнение обязательств по соглашению госкомпания выставила исполнителю требования об уплате неустойки в размере 213,89 млн. руб». А вот строительство на пятом участке, заверяют в компании, уже началось «в соответствии с календарным графиком строительства. «В мае 2015 года получено разрешение на строительство, работы выполняются», — заявили в «Автодоре».

Отметим, что в данный момент тендеры, проведенные для строительства ЦКАД, проверяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Причем ФАС сначала пыталась отменить конкурс на пятый участок, но этому помешал Арбитражный суд. «Мы подозреваем компанию в участии в антиконкурентном соглашении,— заявил в начале июля заместитель главы ФАС Александр Кинев.— Несмотря на более выгодные по цене предложения, в конкурсе выигрывают компании, предлагающие максимальную цену. При этом победителями они становятся не по самым объективным критериям». В «Автодоре» уже объясняли, что цена, предложенная участниками конкурса, является «важным критерием, но не единственным». После споров «Автодора» с ФАС премьер Дмитрий Медведев объявил выговор руководителю госкомпании Сергею Кельбаху за «ненадлежащее исполнение должностных обязанностей», о чем сообщал “Ъ”.

На строительство ЦКАД нужно ещё 45 млрд бюджетных рублей

«Автодор» обнаружил 11 проблемных точек, которые помешают движению на будущей Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД). Почти все работы касаются пускового комплекса №5. На ликвидацию проблемных точек потребуются дополнительные 4445 млрд руб. из бюджета.

«Иначе теряется весь смысл ЦКАД, только так дорога справится с планируемым грузопотоком, в том числе с международными перевозками», — рассказал газете «Ведомости» источник, близкий к госкомпании.

Он настаивает, что это не увеличение стоимости дороги, а дополнительный проект по «расшивке» узких мест. При этом окончательная смета будет известна после того, как проект пройдёт Глагосэкспертизу.

По данным издания, «Автодор» за свой счёт готовит проект ликвидации критических точек: на него предстоит потратить около 800 млн руб., а заключение Главгосэкспертизы планируется получить к концу 2019 года.

В пресс-службе Минтранса подтвердили «Коммерсанту», что на строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД) потребуются дополнительные средства. При этом точную сумму в ведомстве не назвали.

Проблемы на пусковом комплексе №5

Почти все работы касаются пятого пускового комплекса (участка) ЦКАД. Этот пусковой комплекс ЦКАД проходит через Одинцовский, Истринский, Солнечногорский и Наро-Фоминский городские округа. Общая протяжённость участка составляет более 76 км, и треть из них проходит по Одинцовскому округу (участки с 18-го по 36-й км и с 43-го по 50-й).

Пусковой комплекс №5 проходит по Одинцовскому округу с севера на юг — в обход Звенигорода и вдоль Малого московского бетонного кольца. Трасса пересекает основные транспортные артерии муниципалитета — Минское и Можайское шоссе.

Пятый пусковой комплекс ЦКАД

По словам участника совещаний в Минтрансе, на участке предстоит построить пешеходные переходы, обходы, транспортные развязки (например, на пересечении ЦКАД с Можайским и Волоколамским шоссе), реконструировать мост через Москву-реку в Звенигороде.

Изначально вся стоимость ЦКАД-5 оценивалась примерно в 42 млрд руб. Строительство планируется начать в 2020 году и завершить в 2024. На работы потребуется финансирование из федерального бюджета. Поскольку пятый участок — единственный бесплатный на ЦКАД, то «расходы невозможно разделить с инвесторами», объясняет источник «Ведомостей».

Помимо пятого, на первом пусковом комплексе потребуется переустроить инженерные коммуникации, реконструировать Калужское шоссе на пересечении с ЦКАД, на третьем — построить развязки, а на четвёртом – эстакады на съездах.

ЦКАД: срыв сроков и увеличение стоимости работ

ЦКАД — проект развития транспортной инфраструктуры столичного региона. Он был разработан и утверждён в начале нулевых годов. Основное назначение кольцевой автодороги — разгрузка МКАД и федеральных дорог. Общая протяжённость ЦКАД составит 525 км.

На большей части пути дорога пройдёт в 400-800м от Московского малого кольца. Стоимость проезда составит около 3 руб. за километр, жители Подмосковья льгот не получат. Платными будут все пусковые комплексы, кроме пятого.

Стройка началась в 2015 году. Сроки ввода участков проекта в эксплуатацию неоднократно переносили.

На данный момент движение запущено только на одном участке ЦКАД-5 в обход Звенигорода. На церемонии его открытия в ноябре 2017 года губернатор Московской области Андрей ВОРОБЬЁВ заявил о планах по завершению работ на всём пусковом комплексе до конца 2018 года.

В апреле 2018 года Счётная палата отчиталась о выявленных многомиллиардных нарушениях при строительстве ЦКАД в период 2016-2017 годов и сообщила об увеличении стоимости строительства на 13,5 млрд руб. В октябре президент Владимир ПУТИН поручил Генпрокуратуре, Следственному комитету и Счётной палате проверить удорожание строительства ЦКАД.

В феврале 2019 Счётная палата сообщила об итогах проверки. По мнению контрольного ведомства, строительство не будет завершено в установленные сроки, причиной чему — системные проблемы и недостаточно эффективное управление проектом: «На 1 декабря 2018 года строительная готовность ЦКАД составляла от 0% до 66%, что не позволит завершить работы на пусковых комплексах №1, №3 и №5 ранее IV квартала 2020 года, а на пусковом комплексе №4 — ранее II квартала 2021 года».

Читайте также:  Журнальный стол-трансформер – универсальное решение для дома

Также проверка выявила нарушения, которые привели к увеличению стоимости работ на пусковых комплексах №1 и №5 на 5,7 млрд руб. и 900 млн руб. соответственно, и неэффективные расходы на 415 млн руб. при подготовке территории для строительства пускового комплекса №3.

В феврале по поручению правительства у «Автодора» сменился руководитель: Сергея КЕЛЬБАХА отправили в отставку, его место занял Вячеслав ПЕТУШЕНКО. Новый руководитель заявил, что отставание при строительстве ЦКАД произошло из-за качества проекта, земельных вопросов и искусственных сооружений.

Счетная палата нашла многомиллиардные нарушения при строительстве ЦКАД

Неисполнение обязательств заказчиком Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) госкомпанией «Автодор» и подрядчиками привело к увеличению сроков строительства третьего и четвертого участков ЦКАД на год, до декабря 2019 года, следует из сообщения Счетной палаты по результатам проверки строительства проекта за 2016–2017 годы.

В ходе коллегии Счетной палаты под председательством Татьяны Голиковой по этому вопросу аудитор палаты Валерий Богомолов, слова которого приводятся в сообщении, отметил, что помимо изменения сроков сдачи стоимость строительства увеличилась на 13,5 млрд, до 313,27 млрд руб., а изъятие земель для строительства перенесено на 2018–2019 годы. Как следует из сообщения, на 1 января 2018 года на ЦКАД было направлено 38,4 млрд руб. из средств ФНБ вместо 62,6 млрд руб., заявленных в паспорте проекта.

Как заявил Богомолов, госкомпания не выполнила условия по привлечению средств инвесторов и концессионеров на 8,8 млрд руб.

Кроме того, Счетная палата выявила нарушения практически по каждому участку кольцевой дороги в части сроков выполнения работ, организации строительства, принятия выполненных работ и выплаты авансов заказчиком. При этом техническая готовность участков ЦКАД, по данным палаты, составляет 15,6% по первому, 33% по пятому, а по третьему приемка вовсе не осуществлялась и не оплачивалась. Но больше всего претензий к четвертому участку, где еще не началось строительство и только в феврале нашелся новый иностранный инвестор. Как сообщал глава РФПИ Кирилл Дмитриев, соинвесторами строительства этого участка станут ​дорожно-строительная компания «Автобан» и турецкая Makyol. Стоимость всего проекта составит 85 млрд руб.

По результатам проверки Счетная палата выявила, что строительство ЦКАД в 2017 году проходило с нарушениями, что может привести к изменению сроков ввода в эксплуатацию дороги и увеличению стоимости строительства. По результатам коллегии было решено направить представления в «Автодор», обращение в Генпрокуратуру, а также письма в Минтранс и в Минэконмразвития.

Представитель Минтранса сообщил РБК, что материалы поступили. «С сентября 2017 года организована работа по устранению нарушений. План мероприятий и ход его исполнения будут представлены в Счетную палату в установленном порядке», — сказал он.

Представитель «Автодора» отказался от комментариев. В пресс-службе «Автобана» пока не ответили на запрос РБК.

ЦКАД — новое кольцо вокруг Москвы протяженностью 339–344 км, в том числе более 283 км новых дорог и еще 55,5 км реконструированных. Половина суммы на строительство, 150 млрд руб., выделена из Фонда национального благосостояния (ФНБ), еще около 80 млрд руб. — субсидии, остальное — частные инвестиции. Первые лоты — первую и пятую секции ЦКАД разыграли еще в 2014 году. Их стоимость составляет 48,9 млрд и 42,2 млрд руб. соответственно. Генподрядчиком первой секции стал «Крокус Интернэшнл», пятой — «Кольцевая магистраль» при участии компании АРКС. Соглашение по третьему участку ЦКАД (протяженностью 105,3 км) «Автодор» и Автодорожная строительная корпорация (принадлежит ГК «Автобан») подписали в 2016 году.

По итогам 2016 года Счетная палата также выявляла нарушения в строительстве ЦКАД, в результате сроки сдачи третьего и четвертого участков перенесли на 2019 год. На тот момент концессионное соглашение по четвертому было не заключено, а на третьем не начались строительные работы.

В ноябре 2017 года был открыт единственный небольшой участок ЦКАД — в обход Звенигорода. Общая его длина составит 76,44 км.

В начале марта «Ведомости» писали, что подрядчики первого и пятого участков компании «Крокус» и АРКС столкнулись со сложностями из-за переноса коммуникаций, для которого не оказалось земель.

19 марта глава «Автодора» Сергей Кельбах сообщил, что правительство согласовало перенос срока ввода в эксплуатацию четвертого участка ЦКАД с 2019-го на декабрь 2020 года.

ЦКАД – замкнутый круг «Автодора»

Масштабный инфраструктурный проект уже называют кольцом бесконечности и проектом абсурда стоимостью в сотни миллиардов рублей

Хватит тянуть бюджет за одно место?

Ну, вот и лопнуло у Кремля терпение по поводу этой бесконечной стройки. Владимир Путин распорядился создать оперативный штаб для ликвидации допущенных отставаний по проекту и недопущению роста стоимости в будущем центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Еще одно поручение отдано Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и Счетной палате. Ведомствам Юрия Чайки, Александра Бастрыкина и Алексея Кудрина предстоит провести проверку соблюдения интересов государства при заключении и выполнении госконтрактов, а также обоснованности увеличения стоимости строительства ЦКАД.

Сама по себе центральная кольцевая автодорога цель имеет благую – разгрузить радиальные трассы и снизить зависимость большегрузов от магистралей. Кольцо строится в качестве альтернативы старого бетонного кольца и после расширения оно должно быть преобразовано в полноценную автомагистраль, длинной 525 км (само кольцо примерно 340 км). Дорога будет платной – бесплатной альтернативой останется Московское малое кольцо. ЦКАД пройдет в объезд крупных населенных пунктов Подмосковья.

Впервые о необходимости строительства ЦКАД речь зашла в 2011 году, однако всерьез заговорили о проекте лишь в 2016-м. Открыть первые участки планировали уже в 2018 году, однако нынче их сдача все время переносилась.

ЦКАД поделена на пять участков, которые «Автодор» называет пусковыми комплексами. Непосредственно кольцо образуют участки №5, №3, №4 и часть участка №1. Участок №2 вместе с куском участка №1 образуют дополнительную ветку, которая должна связывать федеральные трассы: М3, М1, М9 и М10. Правда, ответвление существует пока лишь на бумаге, строить его планируют после 2020 года.

Большую часть финансирования на себя брало государство, которое выделило 150 млрд. руб. напрямую из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Еще около 80 млрд. руб. на проект выделены в качестве субсидий, остальные средства «Автодор» должен был найти самостоятельно – то есть привлечь в проект частных инвесторов. Однако, в этом плане «Автодор» не преуспел – в отличие от раздувания сметы. В общем, стройку проверила Счетная палата и нашла многомиллиардные нарушения.

То ли стройка – то ли нет

Проверка выявила, что помимо регулярных переносов сроков сдачи участков дороги, итоговая смета выросла на 13 млрд. рублей. Также в отчете «Автодору» предъявляли претензии за перенос изъятия земель под строительство дороги на 2018-2019 годы, что снова ставит реализацию проекта под сомнение.

Нет ясности и с использованием бюджетных средств – из выделенных по паспорту проекта 62,6 миллиарда рублей на ЦКАД было задействовано пока лишь 38,4 млрд. руб. Да и 8,8 млрд. руб, которые госкомпания должна была привлечь в виде частных инвестиций так и остались на словах.

Если глядеть по каждому из участков, там ситуация еще запущенней. На начало апреля, по данным Счетной палаты, первый участок ЦКАД был готов лишь на 15,6%, пятый – на 33%. По третьему участку – формально «нулевая готовность», поскольку приемок работ не проводилось, а на четвертом участке вообще пока «конь не валялся».

Но в «Автодоре» не видят в этом проблемы – главное, что нашлись деньги на строительство участка. Правда, спасли положение не инвесторы – а государственные Сбербанк, Газпромбанк и Евразийский Банк Развития, которые предоставили компании заем в размере 31,6 млрд. руб. на 15 лет.

Агаларову «неуд»?

А еще Счётная палата поймала ГК «Автодор» и подрядчика АО «Крокус интернэшнл» из Crocus Group бизнесмена Араса Агаларова на том, что они не справляются со своими обязательствами. Поэтому стоимость ЦКАД возросла почти на полтора десятка миллиардов, а сроки сдачи сдвинулись на 2019 год.

По словам аудитора Валерия Богомолова, он проверил финансовую деятельность участвующих в проекте госкомпаний и частных инвесторов за период 2016–2017 годы и пришел к неутешительным выводам:.

«… за два прошедших года ГК «Автодор» и АО «Крокус интернэшнл», которая является подрядчиком строительства пускового комплекса ЦКАД №1, не выполняли взятых на себя обязательств…».

В ходе аудита выявились и некоторые странные «тонкости» отношений между «Автодором» и «Крокусом». Например, ГК «Автодор», в нарушение условий долгосрочного инвестиционного соглашения по строительству пускового комплекса №1 выплатила АО «Крокус интернэшнл» Агаларова аванс в размере 14,6 млрд рублей, превысив разрешенный авансовый размер на 5%, что выразилось в десятках миллионов рублей переплаты.

Да и деньги перечислили на выполнение 35% работ, а выполнено по факту оказалось только 23,4% от предусмотренного объёма работ. А техническая готовность участка ЦКАДа, возводимого фирмами Агаларова, на тот момент составляла лишь 15,6%.

Инспекторы из аппарата аудитора Валерия Богомолова выяснили, что в соответствии с проектом организации строительства на первом пусковом комплексе ЦКАД в 2017 году должно было работать около 1,1 тыс. рабочих и 638 машин и механизмов.

«Визуальный осмотр строительной площадки нашими сотрудниками показал, что на объекте строительства находится менее 50 рабочих и не более 30 единиц техники», – возмущался аудитор Валерий Богомолов.

Так же в ходе проверки деятельности АО «Крокус интернэшнл» на ЦКАД выяснилось, что на трассе некачественно уложен верхний слой дорожного покрытия, а продольная ровность автодороги не соответствует ГОСТу.

При этом, как выяснили инспекторы Счётной палаты РФ, некачественная работа структур АО «Крокус интернэшнл» Араса Агаларова была оплачена ГК «Автодор» в сумме 40,3 млн рублей, – утверждают в Счетной палате.

Председатель правления ГК «Автодор» Сергей Кельбах на заседании Счётной палаты оправдывался – мол, АО «Крокус интернэшнл» пообещало устранить все нарушения по дорожному полотну.

Кольцевая выходит в тупик

Главная подмосковная стройка – ЦКАД буксует не первый год: объекты не сдаются в срок, выделенные на них деньги «зависают». И беда стучится в ворота не только расхлябанной работой детища Агаларова. Не намного лучше дела и на других участках стройки.

При проверке аудиторами работы за 2016-17 годы выявилось, что на пусковом комплексе №3 за отчетный период работы не принимались и не оплачивались, хотя к концу июня этого года здесь должно быть построено объектов на сумму 19,6 млрд рублей. Теперь сроки сдачи этого участка сдвигаются как минимум на год, при этом «Автодор» скорректировал проектную документацию без согласия Главгосэкспертизы.

Читайте также:  Нужна ли вашему автомобилю замена аккумуляторной батареи

Работы на пусковом комплексе №4 должны были начаться в июле прошлого года, но по состоянию на 1 января 2018-го так ничего и не было сделано. Да и какие могут вообще вестись работы, если в Росавтодоре не получено даже разрешения на строительство?

На пусковом комплексе №5 работы в 2017 году выполнены только на 60%, а общая готовность объекта составляет 33%, притом, что по плану сдать его нужно в декабре 2018-го…

Кроме того, основные работы по переносу коммуникаций должны были завершиться в 2017 году, а строительство участков – в конце 2018. Соответствующее поручение давал президент Владимир Путин. Но к началу года первый участок был построен на 16%, а пятый – на 47%.

Кроме того, у подрядчиков возникают проблемы с переоформлением и отчуждением земель, которые должны быть задействованы в строительстве. В общем, проблем вагон и тележка. Стройка буксует и становится все дороже и дороже.

И значительное удорожание проекта это не единственный скандал, связанный со строительством Центральной кольцевой автодороги. Еще в 2016-м появилась информация о подготовке Общественной палатой обращения в правительство РФ с призывом приостановить работы. По словам координатора лесной программы «Гринпис России» Алексея Ярошенко, лавинообразное заселение территории вокруг трассы приведёт к падению качества жизни и новому притоку «соискателей» из региона.

Другие эксперты-экологи заявляли, что территории осваиваются исключительно в интересах бизнеса, а в ходе строительства ЦКАД будут вырублены 5-6 тыс. га лесов – что нанесёт серьёзный урон «лёгким столицы». Суммарный экологический ущерб оценивается в 11 млрд руб.

Эксперты призывают пересмотреть проект и перенести строительство в соседние области, а также заморозить строительство до повторной экологической экспертизы. Но чиновников не убеждает даже тот факт, что потенциальные инвесторы также не готовы строить ЦКАД, в том числе из-за высоких финансовых рисков.

Такой проект – большая ошибка?

О минусах и рисках при строительстве ЦКАД в Общественной палате говорили с самого начала проекта. Экологи, ученые и общественники считают, что 339-километровая трасса нанесет непоправимый вред московской агломерации.

Помимо вышеупомянутого экологического ущерба и рисков, так же связанных с экологией, специалисты уверены, что дорогу нужно было строить не в Подмосковье, а в соседних областях, чтобы отвести транспорт от Москвы.

Любовь Черняго, кандидат географических наук, руководитель экспертного совета «Экологического союза» уверена: решение о строительстве проекта ЦКАД в таком масштабе и такой конфигурации было, конечно, жесточайшей ошибкой либо преступлением.

По ее мнению, проект является вредным и бесперспективным, потому что все равно, даже если построят ЦКАД, там будут пробки. Эту проблему невозможно решить иначе, как развивая общественный транспорт внутри Московской области.

«Нужна кольцевая автомобильная дорога за пределами Московской области. Это очень важно с точки зрения инвестиций и с точки зрения движения потоков и связи между регионами, – говорила Любовь Черняго. – Нам необходимы иные транспортные решения внутри Московской области, которые не будут наносить ущерб экологии, которые лучше свяжут между собой различные части пригородов столицы».

Самым разумным решением, по мнению специалистов, является поэтапное, рассчитанное на многие годы развитие сети скоростных автомобильных магистралей между административными центрами европейской территории России. Формирование системы логистических центров за пределами Московской области (в Тверской, Владимирской, Тульской, Калужской областях).

Зачем нужна дорога – денег и так много

Конечно, мнения экспертов разделяются – одни говорят, что это ошибка, другие утверждают, что дорога нужна. Но вот какая и, главное, какой ценой?

Строительство ЦКАД уже называют одним из самых «распильных» проектов Сергея Кельбаха. Кстати, кража денег, выделенных на ЦКАД, уже расследовалась компетентными органами. К примеру, Следственное управление ФСБ РФ ранее возбуждало уголовное дело о хищении около 9 млрд рублей, предназначавшихся именно для ЦКАД.

Деньги были выплачены из Инвестиционного фонда России на разработку проектной документации ЦКАД. Однако в результате различных схем «неустановленные лица» похитили эти средства. Часть из них была обналичена.

В свое время госкомпания, возглавляемая Сергеем Кельбахом, оспорила претензии ФАС к конкурсу на реконструкцию и содержание 76 километров ЦКАД. А столичный Арбитражный суд удовлетворил иск «Автодора» к ФАС об отмене решения службы, вынесенного по жалобе компании «Стройгазконсалтинг». Спор шел вокруг права реконструировать и содержать 76-километровый участок ЦКАД, стоимость контракта – 42,4 млрд руб.

Тогда контракт получила компания АРКС, аффилированная со структурами Геннадия Тимченко. «Стройгазконсалтинг» Руслана Байсарова, занявший на этом конкурсе второе место, пожаловался в ФАС на результаты конкурса. Бизнесмен представил данные, согласно которым сопоставление заявок было необъективным, а балл, выставленный компании, необоснованно низкий.

«Стройгазконсалтинг», который строит первую секцию ЦКАД, получил на конкурсе на соседнюю пятую секцию низший балл по критерию «организационно-технические предложения». ФАС согласилась с претензиями. Ведь ценовое предложение «Стройгазконсалтинга» было ниже, чем у АРКС: 39,4 млрд против 42,2 млрд рублей.

Но в итоге победу АРКС обеспечил критерий «Организационно-техническое предложение», для оценки которого баллы на свое усмотрение выставляют члены конкурсной комиссии. Получается, «завысить» количество баллов для АРКС было делом плевым. И как мы видим – коррупционная составляющая налицо, ведь «Стройгазконсалтинг» мог построить данный участок трассы на 2,8 млрд. руб. дешевле.

СМИ писали, что истинной причиной лоббирования Кельбахом интересов Тимченко мог стать «распил» этих 2,8 млрд. руб. Похоже, что давление «Автодора» на ФАС связано именно с тем, что Тимченко и Кельбах уже могли договориться о «доле» после предполагаемого «освоения средств».

И на этом «чудеса в решете» не заканчиваются. Различные источники описывают и другие забавные способы прокрутки средств выделенных на строительство трасы. Например Автодор вместо строительства ЦКАДа положил на счет в банке около 20 млрд. руб., проценты с которых идут на премии руководству. 20 из 39 миллиардов, упавших «Автодору» в 2015-м от ФНБ и Минтранса на строительство дороги не работали, упав на депозит в Газпромбанке. Зато по расчетам аудиторов, проценты на депозитах ГК «Автодор» и ООО «Кольцевые магистрали» (принадлежит ГК АРКС Геннадия Тимченко, строит 5-й участок ЦКАД) от размещения выделенных на ЦКАД средств уже превысили 2 млрд руб!

Выходит, Автодор вместо строительства дорог шикует за бюджетный счет! Это оказалось ответом на вопрос: почему подрядчики строительства 1-го и 5-го участков ЦКАД практически не строят объекты. Они, переложив на депозиты авансы от ГК «Автодор» на стройку, распоряжаются процентными доходами с них. Хотя на подобные вещи есть запрет УФАС.

Эффективность многомиллиардных авансов вызывает сомнения, они могли бы служить источником дополнительных доходов бюджета, заявляла председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. Но чиновники заботятся не о казне… Автодор за 2015 году принял у «Кольцевых магистралей» лишь 5% утвержденных по плану работ (на 119 млн руб.)!

По данным Центра исследований постиндустриального общества со ссылкой на Союз инженеров-сметчиков, средняя стоимость строительства одного километра автодороги в России, составляет порядка 13 млн долларов (а с учетом постоянного ослабления рубля – будет только расти), а в Китае – всего 2,9 млн. Дороже у нас строительство дорог, чем и в Германии, Польше и США.

Коррупция в «Автодоре» это не просто распил, а настоящая угроза национальной безопасности, ведь каждый год на 100 тыс. россиян фиксируется 18,9 смертного случая на дороге. Это в два раза выше, чем в Европе.

Что касается дороги, на которую обратил внимание даже глава государства, то ее еще нет, и когда будет – неизвестно. Зато по стоимости и уровню скандалов она уже бьет все рекорды. Наверное, как и большинство проектов «шоумена» платных дорог – Сергея Кельбаха и ведомой им госкомпании «Автодор».

И подобные вещи будут происходить всегда – вне зависимости от важности проектов. Будет расти стоимость, срываться сроки сдачи… А ведь причина проблемы лежит на поверхности – нет правильного контроля, фактически отсутствует конкуренция. О том, как в нашей стране проводятся конкурсы – это вообще отдельная песня.

А ведь будь надзор – не уходили бы непонятно куда миллиарды рублей бюджетных денег. Да и при наличии конкуренции не нужно было бы хвататься за голову в случае, когда тот или иной подрядчик не справился с задачей. Всегда можно найти, кому передать «эстафету».

А злостных нарушителей господрядов стоило бы вообще внести в «черный список» и к заказам государственной важности на пушечный выстрел не подпускать. Не взирая на громкие имена, которые значатся в акционерах компаний. Дать дорогу тем, кто работает честно и открыто – показать, что у нас в стране можно зарабатывать, не только воруя.

И это вопрос о том, в каком уголке дремлют, в том числе, и наши правоохранительные органы – Прокуратура, Следственный комитет? Это ведь по части господ Чайки и Бастрыкина сажать воров в тюрьму. А вместо этого у нас, как обычно – если где тупик – приходится лично разруливать президенту страны. Его ли дело заниматься какой-то стройкой, пусть и важной?

Тем более, даже будучи недовольным тем, как идет строительство ЦКАД, на кого вот прямо сейчас глава государства может заменить «Автодор»? Только на… «Автодор». Потому крылатая фраза про «дураков и дороги» еще долго будет нашим национальным достоянием…

Куда закатываются миллиарды ЦКАД и зачем она нужна?

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Счетная палата вновь обвинила госкомпанию “Автодор” в неэффективном расходовании средств в рамках осуществления крупнейшего инфраструктурного проекта последних лет – Центральной кольцевой автодороги. По замыслу властей, она должна стать местом пересечения нескольких международных транспортных коридоров и отвести часть грузопотока от Москвы.

    В Счетной палате утверждают, что несмотря на перечисление “Автодору” 39 млрд рублей в этом году, строительство до сих пор не началось. При этом срок сдачи дороги не изменился – 2018 год.

    В “Автодоре” признают, что проект осуществляется в сложных экономических условиях, однако заявляют, что строительные работы все-таки начались, и оснований для претензий к госкомпании нет.

    “Наша работа максимально прозрачна и открыта. Мы готовы к любым проверкам”, – цитирует РИА Новости слова представителя компании.

    Остроты этому спору добавляет факт того, что строительство ЦКАД наполовину (то есть на 150 млрд рублей, или 2,34 млрд долларов) финансируется из Фонда национального благосостояния, который был создан для обеспечения стабильности пенсионной системы страны.

    Кольцо в 300 миллиардов

    О необходимости дополнительного широкого кольца вокруг Москвы заговорили более десяти лет назад.

    Читайте также:  Что важно знать о размещении наружной рекламы и ее согласовании

    Среди преимуществ проекта называются следующие: “перехват” на дальних подъездах к Москве большегрузных транспортных средств, создание “международных транспортных коридоров №2 (Лондон – Берлин – Варшава – Минск – Москва – Нижний Новгород), №9 (Хельсинки – Санкт- Петербург – Москва – Киев – Юго-восточная Европа), “Хельсинки – Москва – Нижний Новгород”, которые проходили бы по территории Московской области.

    На прилегающих к трассе территориях может быть создано не менее 1,7 млн рабочих мест, утверждал в прошлом году руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин, имея в виду часть дороги, которая пройдет по территории так называемой Новой Москвы.

    Начало строительства планировалось на 2011 год, затем неоднократно сдвигалось. Подготовительные работы ускорились после того как президент Владимир Путин на Петербургском экономическом форуме-2013 дал правительству поручение разработать механизмы реализации проектов, профинансированных из ФНБ.

    Вскоре после этого проект ЦКАД приобрел нынешние черты. Общая стоимость строительства оценивается в 299,8 млрд руб. Из них 150 млрд рублей – средства Фонда национального благосостояния, 73,8 млрд рублей – средства федерального бюджета, 5,2 млрд рублей – прямые заимствования “Автодора”, 70,8 млрд рублей – частные инвестиции.

    Трасса пройдет на расстоянии 20-86 км от МКАД, ее протяженность составит 521,63 км, расчетная скорость движения – 120 км в час. Дорога будет платной.

    Депозит в Газпромбанке

    26 июля 2014 года мэр Москвы Сергей Собянин, губернатор Московской области Андрей Воробьев и министр транспорта России Максим Соколов в торжественной обстановке запустили строительство первого участка дороги. Однако строительство так и не началось.

    Вначале компания, подконтрольная бизнесмену Геннадию Тимченко, оспорила результаты тендера, в ходе которого победу одержала “Стройгазконсалтинг”.

    Затем у “Стройгазконсалтинга” сменилось руководство и, по некоторым данным, возникли финансовые трудности. Компания уведомила “Автодор” в невозможности начать строительство, и теперь госкомпания ищет нового подрядчика.

    Суть претензий Счетной палаты, впервые обнародованных 5 августа, сводится к тому, что несмотря на пробуксовку проекта и реляции о строительстве, деньги, перечисленные из ФНБ и бюджетных источников, не расходуются, а лежат на депозите в Газпромбанке.

    “Сумма начисленных процентов в мае-июне 2015 года составила 262 млн рублей. Тем не менее, правительством принято решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд рублей до конца 2015 года”, – говорилось в докладе аудитора Валерия Богомолова. Также Счетная палата заявила, что анонсированное начало строительства теперь уже пятого участка трассы также не началось.

    В ответ “Автодор” распространил заявление, в котором указал на то, что средства из ФНБ не направлялись на счета госкомпании в Газпромбанке, а работы на пятом участке ведутся в соответствии с графиком.

    “Непрозрачные” дороги

    Во вторник ведомство Татьяны Голиковой вновь пошло в атаку. В разосланном утром пресс-релизе указывается на изъяны в ответной аргументации “Автодора”.

    В частности, утверждение госкомпании о том, что средства из ФНБ не направлялись в Газпромбанк, Счетной палатой подтверждается, но с важной оговоркой – лишь напрямую не направлялись, а в конечном счете оказались именно в банке. Смысл в том, что “Автодор” выпустил облигации на сумму 21,7 млрд рублей, а Газпромбанк выкупил их на средства, перечисленные из ФНБ. Собранные по облигациям средства “Автодор” разместил на счету в Газпромбанке.

    По поводу работ на пятом участке ЦКАД Счетная палата указала, что на дату завершения своей проверки, 30 июня, так и не получила подтверждений проведения строительных работ. При этом средства, выделенные на осуществление этих работ, до конца проверки лежали на счетах неиспользованными.

    “Стройка дорог в России, к сожалению, непрозрачна, и в “Автодоре” при всем моем уважении, несмотря на то, что там стараются работать хорошо, и есть у них определенные результаты, – но мы не видим прозрачности”, – говорит глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов.

    Позитивного мнения о руководстве “Автодора” придерживается экс-замминистра транспорта Олег Скворцов.

    “Автодор” хорошо работает. Сам Сергей Кельбах [глава госкомпании] – строитель до мозга костей, прошедший все ступеньки от мастера до руководителя”, – заявил он в интервью “Коммерсанту” в июле.

    Нужна ли дорога?

    Однако главная проблема ЦКАД, похоже, не сводится исключительно к финансированию дороги. В экспертном сообществе идет дискуссия относительно необходимости этой трассы, которую Сергей Собянин называет “гиперпроектом”, а Владимир Путин – “проектом беспроигрышным”.

    В феврале Кирилл Янков, завлабораторией в Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН, на страницах “Ведомостей” выступил с критикой многомиллиардного инфраструктурного проекта.

    По его мнению, если целью строительства трассы являлась разгрузка транспортных потоков вокруг Москвы, то надо было строить дорогу с гораздо меньшим удалением от центра столицы.

    Мы сделаем дороже цены на жилье, землю, сделаем всё неприемлемым для проживания, опять вытесним дешевую рабочую силу за пределы Московской области Алексей Безбородов, InfraNews

    “Кольцевая дорога вокруг Берлина в среднем на расстоянии 28 км от Бранденбургских ворот, вокруг Лондона – в 27 км от Трафальгарской площади. Не то наша ЦКАД – она расположится на беспрецедентном удалении, в среднем в 58 км от Кремля… Не нужен даже школьный курс геометрии, чтобы понимать: чем дальше кольцо от центра агломерации, тем менее рационально его использование для объезда города между разными направлениями”, – писал ученый.

    Платность будущей магистрали также является, по его мнению, значительным минусом.

    “Несколько лет усиленного внедрения платных участков автомагистралей позволяют судить о практике их эксплуатации. Значительная доля водителей предпочитает не платить, а ехать по альтернативной дороге через города и села”, – отметил он.

    Глава исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов видит в строительстве ЦКАД продолжение прежней центростремительной логики развития, “в которой Москва – центр Вселенной”.

    “Подмосковью это, может быть, и выгодно с точки зрения удорожания цены земли, но если честно, это не самая хорошая мотивация. Мы сделаем дороже цены на жилье, землю, сделаем всё неприемлемым для проживания, опять вытесним дешевую рабочую силу за пределы Московской области – и снова у нас возникнет вопрос о том, как простые люди будут ездить”, – отметил эксперт.

    Средства Фонда национального благосостояния, направленные на строительство ЦКАД, не используются в полном объеме

    Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян

    Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты проверки использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта «Центральная кольцевая автомобильная дорога» (ЦКАД) в Госкомпании «Автодор». С докладом выступил аудитор Валерий Богомолов.

    Проверка показала, что в 2015 г. на реализацию проекта ЦКАД в общей сложности было направлено 39 млрд. руб. Из них 21,7 млрд. руб. – это средства Фонда национального благосостояния, вложенные 29 апреля в облигации Госкомпании «Автодор», 10 млрд. рублей – субсидия, направленная на реализацию проекта Минтрансом России. Помимо этого, неотработанный аванс 2014 г. составил 7,5 млрд. руб.

    Как сообщил на Коллегии аудитор Счетной палаты, инвестиционный проект ЦКАД включает в себя 4 пусковых комплекса. В настоящее время Госкомпанией заключены инвестиционные соглашения на строительство двух пусковых комплексов, условиями которых предусмотрено выполнение работ в 2015 г. на общую сумму всего 4 млрд. руб.

    В результате привлеченные средства ФНБ Госкомпанией не используются и находятся на ее счете в Газпромбанке. Сумма начисленных процентов в мае-июне 2015 г. составила 262 млн. руб. Тем не менее, Правительством принято решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд. руб. до конца 2015 г.

    Еще один источник финансирования строительства ЦКАД – привлечение средств инвесторов. По плану в 2014 г. они должны были вложить в проект 370 млн. руб., а в текущем году – 8 млрд. руб. Тем не менее, до настоящего времени средства инвесторов ГК «Автодор» не привлекались.

    Проверка показала, что реализация проекта ЦКАД осуществляется Госкомпанией неэффективно. Так, строительство 1-го пускового комплекса до сих пор не начиналось, несмотря на то, что соглашение заключено более года назад.

    Строительство 3-го и 4-го пусковых комплексов начнется в 2016 г. «В проекте соглашения на строительство 3-го пускового комплекса не учтены результаты технологического и ценового аудита, которые позволяют снизить стоимость строительства на общую сумму 4 млрд. руб.», – рассказал аудитор.

    По его словам, строительство 5-го пускового комплекса также не начато, хотя соответствующее соглашение было заключено еще в декабре 2014 г. Подрядчику (ООО «Кольцевая магистраль») в 2014-2015 гг. предоставлен аванс в размере 11,2 млрд. руб., который находится в Газпромбанке. Начисленные в доход организации проценты составили 190 млн. руб.

    В сметный расчет по строительству 5-го пускового комплекса необоснованно включены затраты на страхование строительных рисков в размере 644 млн. руб. «Приказом Минстроя России от 16 июня 2014 года данный вид расходов исключен из Перечня прочих затрат, включаемых в сметный расчет стоимости строительства», – уточнил Валерий Богомолов.

    Отдельное внимание аудитор уделил вопросу, касающемуся проектной документации строительства ЦКАД. Как сообщил аудитор, ее стоимость составила 8 млрд. руб. Работы были приняты и оплачены Госкомпанией в конце 2012 г. «Согласно акту выполненных работ Госкомпания подтвердила отсутствие замечаний к указанной документации. Вместе с тем с 2014 г. Госкомпания корректирует проект различных участков ЦКАД. На сегодняшний день расходы на корректировку составили 100 млн. руб.», – рассказал Валерий Богомолов.

    На Коллегии также было отмечено, что в нарушение распоряжения Правительства между Минфином и Минтрансом до настоящего времени не заключено соглашение о контроле целевого расходования средств ФНБ, направленных на реализацию проекта.

    Коллегия приняла решение направить представление в Государственную компанию «Российские автомобильные дороги», информационное письмо – в Министерство финансов Российской Федерации, а также использовать материалы проверки в отчете за первое полугодие 2015 г. о ходе реализации Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г.

    Ключевые факты

    В 2015 г. на реализацию проекта ЦКАД в общей сложности было направлено 39 млрд. руб. Из них 21,7 млрд. руб. – средства Фонда национального благосостояния.

    Госкомпанией заключены инвестиционные соглашения на строительство двух пусковых комплексов, условиями которых предусмотрено выполнение работ в 2015 г. на общую сумму всего 4 млрд. руб.

    Привлеченные средства ФНБ Госкомпанией не используются и находятся на ее счете в Газпромбанке. Сумма начисленных процентов в мае-июне 2015 г. составила 262 млн. руб.

    Правительством принято решение о предоставлении из ФНБ еще 16,7 млрд. руб. до конца 2015 г.

    В проекте соглашения на строительство 3-го пускового комплекса не учтены результаты технологического и ценового аудита, которые позволяют снизить стоимость строительства на общую сумму 4 млрд. руб.

    Ссылка на основную публикацию