Как с помощью оптических эффектов исправить недостатки помещения

Оптические иллюзии в дизайне интерьера

Даже когда квартира маленькая с неудобной геометрией, со слишком узкими или темными коридорами, со смежными комнатами или низкими потолками отчаиваться владельцам не стоит: грамотная работа с дизайном интерьера позволяет получить великолепный результат даже из самого на первый взгляд безнадежного варианта. Для расширения возможностей жилья, для нахождения творческих и эргономичных решений достаточно знать основные дизайнерские приемы, позволяющие свободно играть даже с самым неудобным пространством и превращать скучные «квадраты» квартир в удобные индивидуальные решения.

Работа с дизайном интерьера: сила оптических фокусов

Недостатки квартиры или отдельного помещения, как правило, всегда видны невооруженным глазом. Если только речь не идет о серьезном строительном браке в конструкциях. Поэтому если помещение по каким-то причинам не устраивает, не следует акцентировать внимание на его изъянах. Гораздо продуктивнее начинать работу с интерьером с творческого поиска, с выявления тех достоинств, которыми помещение обладает. А для этого необходимо как следует изучить пространство, не упуская из виду такие важные моменты, как размер оконных проемов, высота потолков, пропорции, конструктивные особенности: ниши, колонны.

Главное, чем пользуется в своей работе с интерьером любой дизайнер – зрительные иллюзии. Именно они – ошибки человеческого восприятия пространства – позволяют с помощью нехитрых приемов и инструментов делать потолки высокими, тесные комнаты – просторными, длинные и узкие коридоры – свободными и широкими. В результате «исправляются» архитектурные огрехи, в интерьере аккуратно скрывается все, что мешает чувствовать себя комфортно, он становится уютным, удобным и гармоничным. И, что немаловажно, все это достигается без глобальных перепланировок и капитального ремонта, без лишних трат и проблем с соседями.

Дизайнерские приемы: как исправить геометрию помещений

С точки зрения удобства и эргономичности идеальным считается помещение в форме квадрата или максимально приближенное к нему по габаритам. Такую комнату легко обустроить под любой вкус, не особо придавая значения деталям. Правда, даже в домах современной застройки, позиционируемых, как удобное жилье для комфортной жизни, помещения правильной квадратной формы встречаются достаточно редко. Скорректировать геометрию любой комнаты легко, если знать те дизайнерские приемы, которые позволяют изменить визуальное восприятие пространства.

Работа с цветом

Одним из главных инструментов, дизайнерские эксперименты с которым позволяют корректировать восприятие и зрительные образы, цвет. В дизайне интерьера длинных вытянутых помещений использование светлой краски или обоев добавляет недостающий объем. А если при этом на торцевых стенах применить горизонтальные элементы (молдинги, стеновые панели, обои с выраженным горизонтальным рисунком), то комната или коридор покажутся просторными и свободными. Расставлять же мебель по периметру в помещении с такой геометрией не стоит, поскольку это только подчеркнет ее недостатки и совсем не добавит гармонии.

Играя с цветом, сочетая темные и светлые оттенки, используя полутона, в интерьере можно добиться самых невероятных зрительных иллюзий. Именно различные цветовые комбинации помогают сузить или расширить пространство, поднять потолки, удалить или приблизить предметы. Другими словами, корректировать пространство помещений так, как хочется. Главное, не переусердствовать в количестве и сочетании цветов и быть аккуратнее с игрой на контрастах. Цветовые дизайнерские приемы помогут, например, увеличить высоту потолков без увеличения дверных проемов или каких-то других строительно-монтажных решений. Для этого достаточно использовать светлые обои с вертикальным рисунком, светлые шторы, а потолочный и напольный плинтус выкрасить в цвет обоев. Усилить эффект высоких потолков помогут фальш-фрамуги, расположенные над дверным проемом и карнизы для штор, закрепленные под самым потолком.

Зонирование пространства

Сделать вытянутое помещение более уютным и комфортным поможет зонирование пространства декоративными перегородками, стеллажами, подиумами, витражами. Подобное дробление позволяет разделить вытянутое помещение на несколько компактных и функциональных зон, что визуально сотрет длину. Правильное зонирование способно добавить помещению недостающую глубину. А чтобы не ошибиться с дроблением, нужно следовать принципу «золотого сечения». Так называется популярный дизайнерский прием, когда помещение делится на две неравные части в соотношении длины к ширине с коэффициентом 1.6. Это же правило пропорций идеально подходит и при декорировании помещений. В качестве примера будет использована гостиная 3х5 метров. Зонирование данного пространства будет успешным, а интерьер гармоничным и легким, если длину 5 метров умножить на 0,618. В итоге получаются две части 3,09 метра и 1,91 метра.

Приемы дизайна: свет, зеркала и текстиль

Еще одним эффективным инструментом в руках дизайнера является зеркало. Дизайнерские приемы с зеркалами позволяют визуально расширить границы пространства помещения, добавить ему света и свободы. Для этого совсем необязательно использовать большое количество зеркал. Достаточно разместить одно или два зеркала напротив окна (для того чтобы добавить помещению света и простора) или друг напротив друга (для того чтобы расширить узкое пространство). Кроме зеркал эффекта изменения геометрии помещения можно добиться, используя любые отражающие поверхности: зеркальные фасады шкафов, стеклянные столешницы, глянцевую облицовку мебельных гарнитуров.

Изменить визуальное восприятие пространства комнаты поможет также свет и текстиль. Стеклянные и металлические светильники наполнят пространство легкостью и свежестью, помогут аккуратно и ненавязчиво разделить помещение на зоны. Светлый текстиль на окнах, в обивке мягкой мебели также поспособствует увеличению пространства, визуально облегчит интерьер, добавит помещению комфорта и гармонии. Драпировка штор и портьер разными приемами также поможет добиться желаемого эффекта: облегчить пространство, визуально уменьшить габариты, сгладить углы или неудачные формы.

Если вы хотите проконсультироваться по вопросам дизайна интерьера, это можно сделать, нажав на кнопку “Бесплатная консультация” в шапке сайта. Я всегда буду рада вам помочь!

Как с помощью оптических эффектов исправить недостатки помещения

Еще с давних времен ювелиры и часовщики знали, что точность ручного труда ограничивается возможностями зрения.

Предложение «Вы можете делать то, что вы можете видеть» было действительно в течение десятилетий для микрохирургии и обосновывало использование средств оптического увеличения. Поэтому очевидно, что бинокулярные лупы имеют преимущества даже в небольших масштабах стоматологической медицины.

Особенно это актуально в реставрационной и эстетической стоматологии, благодаря интенсивной профилактике кариеса, новым инструментам и адгезивам, текучим пломбировочным материалам, когда речь идет о микродефектах и микро-полостях. Ограничивающим фактором здесь является только визуальная возможность. На практике очевидно, что таких столь малых полостей и их пломбирования необходимы средства увеличения и достаточное количество света.

Из ассортимента существующих инструментов визуализации, бинокулярные лупы и хирургические микроскопы оказались наиболее востребованными в стоматологической практике.

Большинство врачей-стоматологов использующих бинокуляры и микроскопы убеждены, что это улучшает как качество работы, так и эргономику. Однако существует поразительное несоответствие между этим субъективным убеждением и научными данными. В основном это связано со сложностью зрительной системы: существуют не только большие различия в естественном зрении, но и переменные в зависимости от возраста, такие как способность к аккомодации, контрастное зрение, влияние света и переменных оптических систем (фокусное расстояние, потеря света, качество оптики).Основным вопросом здесь будет оптический инструмент и изменения в естественном зрении, которые влияют на качество стоматологической работы. Поэтому, большинство публикаций по остроте зрения и качеству работы ограничиваются сообщениями о каких-то случаях, обзорами или мнениями экспертов или они в основном касаются открытия дополнительных корневых каналов. Положительное субъективное восприятие использования увеличительных средств еще не было научно подтверждено как в эстетической стоматологии, так и в остальных областях стоматологии.

Самая простая и экономически выгодная форма бинокуляров – это клипса с 1 линзой, которая, однако, имеет физические ограничения. Даже при коэффициенте увеличения 2 рабочее расстояние становится настолько малым, что возникают проблемы с эргономикой. С другой стороны, ближнее расстояние дает удивительно точный обзор.

Благодаря увеличительному стеклу рабочее расстояние свободно выбирается и может быть адаптировано к эргономическим требованиям. Коэффициент увеличения ограничен оптикой до 2,5, но с некоторыми компромиссами (ограниченное поле зрения, размытие краев) может быть увеличен до 3,5. Галилейские лупы можно узнать по их конической форме.

С помощью оптической системы Кеплера рабочее расстояние и коэффициент увеличения можно выбирать произвольно. Для стоматологической работы имеет смысл увеличение в 3–7 раз, поскольку при больших значениях глубина резкости слишком мала, и даже небольшие движения головы создают помехи. Бинокуляры призматической системы визуально превосходны и дают высококачественное изображение, но сложная оптика означает, что эти лупы больше и тяжелее, чем лупы Галилея. Призматические лупы можно узнать по их цилиндрической форме.

Бинокуляры позволяют увеличить рабочее расстояние с хорошей видимостью при масштабировании изображения рабочего поля. Изменяя различные параметры (рабочее расстояние, угол наклона лупы, угол схождения), увеличительное стекло оптимально адаптируется к практикующему врачу. Это позволяет снять нагрузку на спину и поддерживать комфортное расстояние между пациентом и врачом стоматологом. Тем не менее, искривление шейного отдела позвоночника и статическая осанка неизбежны, в результате чего заявленные эргономические преимущества бинокулярных приспособлений оптического увеличения неоднозначны среди профессионалов.

Недостатки бинокулярных луп:

– Увеличение ограничено: диапазон резкости, движения головы

– Напряжение в области шеи при длительной работе

– Ограниченный обзор рабочего поля

Преимущества бинокулярных луп:

– Увеличение четкости обзора рабочего поля по равнению с видимостью невооруженным взглядом

– Увеличенное рабочее расстояние

– Уменьшение нагрузки на позвоночник и мышечный корсет.

Операционные микроскопы

Микроскопы в большей степени, чем другие приборы оптического увеличения (бинокулярные лупы), расширяют возможности визуализации в области эстетического восстановления зубов, особенно при лечении корневых каналов. Операционный микроскоп позволяет выбрать увеличение с помощью ручной регулировки увеличения или бесступенчатой электрической.

Рабочее расстояние можно изменить с помощью сменных объективов с разным фокусным расстоянием или, в зависимости от модели, с помощью электрического зума, которой позволяет адаптироваться к размеру тела лечащего врача. В большинстве случаев микроскоп крепится с помощью поворотно-опорной консоли и рычагов над объектом лечения или на стоматологической установке; эта сборка явно предпочтительнее, чем подвижная, отдельно стоящая стойка. Операционные микроскопы оснащаются дополнительной лучевой осветительной системой подсветки рабочего поля.

По сравнению с бинокулярными лупами возможно более высокое увеличение (до 40, вместо 2-7 раз). Кроме того, есть возможность более глубокой и точной визуализации лечебного поля, поскольку непроизвольные движения головы не нарушают границ обзора. Кроме того, хирург и ассистент видят одну и ту же операционную зону, соблюдая приемлемую рабочую дистанцию, не находятся слишком близко друг к другу. В отличие от увеличительных стекол, зрение и освещение следуют по почти одинаковому пути луча, что приводит к значительно лучшему освещению операционного поля. Возможно и дополнительное использование системы камер в микроскопе, а также цифровое увеличение, документирование лечения и передачи операционного поля на другие мониторы. (См. микроскопы от компаний Karl Kaps, Leica Microsystems (Германия))

Читайте также:  Дом с интерьером в немецком стиле

Таким образом, врач стоматолог посредством подходящих систем обработки изображений виртуальных границ тканей, также может делать трехмерный анализ и редактирование хирургической области в пространстве и адаптироваться к этому положению.

Чтобы обеспечить простоту управления и плавность изображения, большие микроскопы выполнены в подкатном на колесах и в стационарном вариантах, оснащены активной системой балансировки тормозов, которая обычно управляется вручную и позволяет плавно менять положение без усилий.
Настройки микроскопа, такие как фокусировка и увеличение, могут быть выполнены врачом с помощью ножных переключателей. Некоторые микроскопы также предлагают возможность разблокировки тормозов с помощью механизма с электронным управлением.

В отличие от бинокулярных луп, эргономические преимущества хирургического микроскопа абсолютно бесспорны. Хирургический микроскоп допускает прямое расслабленное рабочее положение врача с достаточным расстоянием до пациента.Кроме того, свободно выбираемое увеличение и центрированный свет обеспечивают превосходный обзор в любое время. Столь же неоспоримыми являются порой и трудности в обучении для использования микроскопа. Тем не менее, эти сложности преодолимы путем повышения квалификации врача и посещения соответствующих курсов.

Преимущества операционных микроскопов

свободный выбор увеличения

возможность сосредоточиться на очень небольшой рабочей зоне

Недостатки операционных микроскопов

Сложность в освоении работы с операционным микроскопом

Ограниченный обзор рабочего поля

Малоинвазивная реставрация зубов и эстетическое восстановление

Современные инструменты для препарирования и методы пломбирования позволяют заполнять полости и локализации, которые раньше были немыслимы для работы с минимальной инвазивностью. Однако, в этой минимально инвазивной терапии кариеса визуальный контроль ограничен невооруженным глазом. Как уже упоминалось, этот предел и диапазон контроля очень отличается между людьми, но тем не менее, острота зрения может быть кардинально улучшена у любого врача стоматолога с помощью бинокулярных луп и операционных микроскопов.

Зрительные иллюзии в квартирном интерьере – дизайн, изменяющий пространство

Увлечение детей фокусами и иллюзиями заставляет их верить в чудеса, природу которых сложно объяснить. Но сегодня не только маги продолжают удивлять людей. Успешно освоили секреты применения оптических иллюзий и дизайнеры интерьеров, которые используют их для достижения различных зрительных эффектов.

Магические приемы позволяют преобразить жилье, а также визуально расширить пространство, что весьма актуально для малогабаритных квартир.

Наиболее распространенные приемы дизайнеров

Список методов, которые применяют дизайнеры, достаточно обширный. Используя проверенные способы, несложно сделать незаметными недостатки квартирных помещений. Дизайнеры за счет применения зрительных иллюзий визуально увеличивают высоту потолков и расширяют тесные помещения.

Для реализации задумок интерьерных дизайнеров нет необходимости выполнять глобальную перепланировку или заниматься капитальным ремонтом. Специалисты используют особенности человеческого зрения для достижения различных 3D-эффектов.

Для оптических иллюзий дизайнеры применяют различные способы и предметы интерьера. К ним относятся:

  • световые эффекты;
  • зеркальные поверхности;
  • сочетание различных цветов;
  • зонирование помещения;
  • стены-обманки;
  • двери-невидимки;
  • нестандартная мебель;
  • 3D-обои;
  • имитация фактурной отделки.

Рассмотрим наиболее популярные методы, позволяющее исказить реальность и создать нестандартную перспективу.

Цветовые иллюзии

Использование цветовых комбинаций – эффективное средство, позволяющее добиться изменения пространства. Например, для расширения стен и увеличения высоты небольшого помещения следует использовать серо-голубую, бледно-желтую или бежевую отделку.

Окраску стен в просторной комнате следует выполнять пастельными цветами с глубоким оттенком. С помощью темных цветов объем помещения можно уменьшить, а потолки опустить. Важно правильно подобрать цвет пола, который должен гармонировать с отделкой стен. Для создания эффекта объемности напольная основа и стены должны выполняться в общей цветовой гамме. Насыщенный цвет пола в сочетании с правильно подобранной отделкой позволяет добиться эффекта увеличенной высоты.

Световые эффекты

При визуальной корректировке пространства важная роль отводится правильно подобранному освещению. Потолочные светильники позволяют зрительно увеличить расстояние от пола до потолка. Точечная подсветка стен и угловых зон небольшими лампами визуально увеличит комнату. Для достижения обратного эффекта и уменьшение размеров помещения необходимо направить свет ламп к верхним углам.

Правильно выполненная игра света визуально расширяет помещение.

Оригинальный эффект достигается при освещении трех стен комнаты и затемнении дальней стены. При взгляде вдаль помещения, оно будто расширяется. С помощью источников освещения можно оригинально зонировать пространство комнаты.

Отражающие поверхности

Зеркало является проверенным инструментом, позволяющим трансформировать пространство. За счет расположения отражающих поверхностей можно лучше осветить помещение комнаты и добиться эффекта увеличенного объема. Совершенно необязательно полностью покрывать зеркальной плиткой стену. Иногда достаточно и пары зеркал, расположенных против окна.

Возможен также вариант размещения зеркал с противоположных сторон помещения. Однако, наряду с расширением узкого пространства он создает неприятное ощущение бесконечного лабиринта. Эффектом отражения обладают не только зеркала, но и глянцевые поверхности дверок шкафов, столешницы, отделка мебели. Вертикально расположенные отражающие поверхности увеличивают высоту комнату, а горизонтальные – делают ее шире.

Эффекты 3D

Они создают иллюзорное ощущение псевдообъемности за счет особенностей человеческого восприятия и позволяют плоские изображения зрительно воспринимать в виде объемной картинки.

Вариантов реализации эффекта множество:

  • использование 3D обоев, поверхность которых реалистично воспроизводит фактурную отделку;
  • имитация на стенной поверхности пейзажей, библиотечных полок, каменных стен или бревенчатого сруба;
  • создание на поверхности стен уникальных орнаментов, завораживающих неожиданными зигзагами, волнами или спиралями;
  • применение фейкового декора, например, в виде старинного камина с горящими поленьями, выполняющего декоративные функции.

Создание реалистичных зрительных иллюзий – настоящее искусство, тонкости которого в совершенстве освоили дизайнеры интерьеров. Они помогут создать оригинальные решения в интерьере благодаря зрительной трансформации пространства.

В результате обновленный интерьер квартиры заиграет свежими оттенками.

Как превратить недостатки помещения в достоинства с помощью потолка Cerutti ST?

Не все помещения идеальны. Одним не хватает высоты, другим – освещенности, третьи страдают от недостатков геометрии. Решить эти проблемы можно с помощью хорошо продуманного корректора – дизайна, где потолок играет одну из важнейших ролей, ведь он всегда виден и его нельзя скрыть. Правильный выбор средств может расширить, сузить, увеличить или уменьшить любое помещение. Дизайн-бюро текстильного дома CeruttiST AG предлагает Вам нехитрые рецепты оптических трансформаций.

Маленькое помещение: “добавим форм”

Для визуального расширения пространства и оптического увеличения ощущения объема следует всегда использовать:

  • белые или пастельные тона потолка (белоснежный Neve, жемчужная Perla), ванильная магнолия Vela);
  • светлые оттенки для стен.

Будьте осторожны: переизбыток светлых тонов сделает комнату блеклой и невыразительной, или же, что еще хуже, – похожей на больничную палату. Поэтому мы рекомендуем использовать яркие аксессуары (подушки, покрывала, вазы) и темную мебель.

Узкое помещение: “хитрый гардероб”

Слишком вытянутые, прямоугольные помещения напоминают вагон и находиться в них не совсем комфортно. Для устранения данной проблемы мы предлагаем использовать:

  • Светлые оттенки стен;
  • Оттенки потолка слегка темнее стены (сливочная Crema, пыльно-розовый Fenicottero, дымчатый Myst.)

Опасность данного метода заключается в том, что если выбрать слишком темный оттенок для потолка, то это визуально понизит высоту помещения, для стандартного типового жилья это неприемлемо. Поэтому данное правило работает с оговоркой: чем выше потолок, тем темнее можно выбирать его цвет.

Низкие потолки: “гормон роста”

Да, это – самая распространенная проблема в нашей стране. Но и ее можно решить нехитрыми методами:

  • Светлый, желательно белый потолок (белоснежный Neve, белая пена Attica Pro), ванильная магнолия Vela);
  • Темные стены.

Данный случай является противоположным к предыдущему, поэтому, визуально увеличивая высоту потолка, мы неизбежно его сужаем. Очень важно параллельно использовать средства для его расширения, а именно: зеркала, полки, горизонтальные полосы или узоры на обоях, квадратные или круглые ковры. Частым заблуждением является то, что глянцевые натяжные потолки способны увеличивать пространство. С дизайнерской точки зрения это не так. Высоту дает прежде всего именно светлый потолок, а глянец хоть и отражает предметы, не обладает эффектом настоящего зеркала, а лишь вносит элемент нагроможденности.

Темные потолки и темные стены: где и как?

Обычно данная комбинация используется в общественных местах – барах, дискотеках, клубах. Применение данного сочетания в жилых квартирах достаточно рискованно ввиду его необычайной мрачности. Тем не менее, его часто используют в маленьких помещениях наподобие ванны. Чтобы это было действительно эффектно, следует позаботиться о большом количестве искусственного света и блеска или использовать технологию “звездного неба”.

Наше дизайн-бюро всегда на связи

Обращайтесь к специалистам

Профессионалы, работающие с брендом Cerutti ST, – предмет особой гордости. Наша команда Дизайнеров, Технологов, Мастеров-установщиков и Консультантов разработает и воплотит в жизнь любой проект во всех уголках нашей страны. Элегантные решения всегда сплетаются с рациональным и функциональным подходом.

Звоните – наши мастера и региональные представители справятся с каждым, даже самым сложным случаем: 8 495 198-08-23, +7-991-109-6967 (WhatsApp, Viber) , для Москвы приглашаем заполнить on-line заявку , для жителей других городов предусмотрена форма.

Примеры выполненных проектов размещены в нашей Фотогалерее.

Практическая работа. Восприятие интерьера и зрительные иллюзии

Восприятие интерьера и зрительные иллюзии

Используя раздаточный материал ответить на следующие вопросы (ответы должны быть развернутыми, аргументированными и, по возможности многовариантными):

1. Как при помощи законов зрительного восприятия (цвет, рисунок, членение плоскости, световые эффекты, зеркала, использование зрительных иллюзий и др.) скорректировать

· Пространство длинной и узкой комнаты

· Пространство комнаты с излишне высоким потолком

· Пространство комнаты с низким потолком

· Пространство темной комнаты с недостатком естественного освещения

· Пространство темной комнаты с недостатком искусственного освещения

· Ощущение теплоты в комнате, ориентированной на север т. н. «холодной»

· Пространство маленькой и тесной комнаты (т. е. зрительно расширить)

2. Приведите примеры использования зрительных иллюзий в интерьере, искажающих пространство (3 – 4 примера с пояснениями)

3. Приведите примеры корректировки пространства с помощью контрастной цветовой окраски поверхностей и зеркал (1 – 2 примера с пояснениями)

Цвет и фактура основных элементов интерьера, размещение светильников и учет направления световых потоков позволяют сохранить или откорректировать имеющиеся пространство с помощью зрительных иллюзий. Под оптическими иллюзиями понимаются те изменения в зрительном восприятии размеров помещения, которые возникают под воздействием психологических явлений, контраста, зрительной памяти, т. е. помещение зрительно можно углубить, сузить, расширить, повысить или понизить. Эффект зрительного увеличения высоты помещения обеспечивается следующими приемами декорирования потолка:

Читайте также:  Восхитительная мозаика цветочного партера в старинном английском парке

· Устройством встроенных светильников;

· Использованием пространственной структуры подвесного потолка;

· Созданием блестящей поверхности или использованием зеркального стекла;

· Использованием подсветов в верхней зоне помещения, увеличивающих яркость потолка.

Зрительное расширение пространства достигается:

· При контрастном противопоставлении цветов вертикальных и горизонтальных ограждающих плоскостей;

· При сопоставлении контрастных фактур;

При использовании оптических иллюзий для зрительной корректировки пространства значительный эффект дает направленное применение осветительной системы (изменение яркости отдельных участков ограждающих поверхностей, использование направленных световых потоков).

Влияние зрительных иллюзий на кажущееся изменение размеров пространства (зрительные иллюзии – светокомпозиционный прием):

· Увеличение объема помещения очень сильное равномерное освещение ограждающих поверхностей;

· Уменьшение объема помещения: уменьшение яркости ограждающих поверхностей;

· Удлинение и сужение помещения: увеличение яркости стен, перпендикулярных к направлению «удлинения», расположение световых полос в направлении «удлинения».

· Членение помещения: резкое повышение яркости отдельных участков с использованием цветовых контрастов;

· Увеличение высоты помещения: равномерное повышение яркости потолка и верха стен относительно остальных поверхностей;

· Рельефность стен: повышение яркости отдельных участков стен для создания световых пятен, ритмичное освещение стен светом двух разноцветных источников;

Еще несколько приемов оптического изменения пространства:

· Использование вертикалей в декоре стен зрительно увеличивает высоту помещения;

· Этот же эффект сохраняется, если вертикаль присутствует в виде вертикально вытянутых картин, в вертикальной форме светильников, вертикальном расположении полос в обивочной ткани. На силе зрительного эффекта здесь сказывается явление преувеличения вертикальных отрезков – из двух равных по величине отрезков вертикальный отрезок прямой кажется длиннее горизонтального;

· Интерьер с использованием вертикалей в декоре кажется выше интерьера с горизонтальным и диагональным членением плоскостей;

· Если жилую комнату подвергают «растягивания» вдоль источника дневного света, т. е. параллельно стене с окном, то для примыкающей группы мебели используется декоративная ткань с активно выраженными горизонтальными полосами, горизонтальным рисунком на ковре;

· Белые предметы на темном фоне зрительно «раздвигают» пространство, расширяя и удлиняя его;

· Клетчатые, полосатые, заполненные рапортным рисунком участки кажутся больше, чем одинаковые с ними по размеру однотонные

http://www. sirius-design. ru/opticheskie-illjuzii-v-interere/

Иллюзии цвета. Для изменения восприятия пространства дизайнерами применяются так называемые оптические иллюзии. Само понятие иллюзия – это нечто кажущееся, с помощью иллюзий изменяется фактически не само помещение, а зрительное его восприятие. Обман восприятия возникает под воздействием психологических явлений, контрастных сочетаний, тем самым, углубляя, сужая, расширяя, повышая либо понижая помещение. Основными методами корректировки пространства интерьера является фактура, цвет и свет.

Цвет и сочетания цвета – основной инструмент в изменении пространства, используемый дизайнерами интерьера и декораторами. Умело расставляя цветовые акценты на нужном фоне и используя необходимую цветовую гамму возможно менять размеры помещения во всех трёх измерениях. В дизайне интерьера, к примеру, небольшой комнаты, в которой требуется увеличить пространство, уместными будут как бы «отдаляющиеся» оттенки голубой или лазурный, и наоборот подчеркнуть уют просторной комнаты уместно тёплыми насыщенными тонами и цветовыми акцентами. Также не следует забывать о ставшем уже традиционным приёме – всё светлое кажется больше, а тёмное меньше, иными словами – раздвинуть стены в маленькой комнате и поднять потолки можно, выкрасив их в светлые тона, и наоборот, тёмными тонами понизить потолок и уменьшить пространство комнаты.

К оттенкам, способным зрительно увеличить пространство, относятся: белый, бежево-оранжевый, жёлтый, холодный светло-голубой, голубой, холодный сине-зелёный.

К цветам, создающим эффект камерности, замкнутости пространства, относятся: чёрный, тёмно-коричневый, тёмно-синий, голубовато-зелёный, сине-фиолетовый, ярко-красный, оранжево-красный, тёплые красноватые оттенки.

Среди цветов существуют и такие, которые никак не влияют на восприятие пространства – это зелёный, пурпурно-красный, серый.

Зрительному увеличению пространства способствует решение интерьеров смежных помещений в единой цветовой гамме, к примеру, в дизайне гостиной, кухни и столовой цвет напольной и настенной плитки должен повторять основные цвета остальных помещений. Более просторной будет выглядеть квартира, главные помещения которой решены в светлых и тёплых оттенках. Традиционное распределение тонов – снизу тёмное, сверху светлое, также способствует увеличению высоты помещения. Наиболее положительно с точки зрения психологии восприятия пространства, на полу смотрятся оттенки земли — коричневый, красно-коричневый, тёмно-серый, что даёт ощущение устойчивости, надёжности, спокойствия. Полы, выкрашенные в небесные цвета (голубой, бирюзовый, фиолетовый), вызывают беспокойство, не внушают доверия, и не располагают к долгому пребыванию в комнате.

Оптические особенности цвета в интерьере:

· Темные тона – зрительно сужают пространство, понижают потолки;

· Светлые тона – расширяют пространство, помещение воспринимается более просторным и высоким;

· Желтый – добавляет помещению объём;

· Зеленый – никак не влияет на восприятие объёма помещения;

· Голубой – увеличивает пространство, комната в этих тонах кажется просторней;

· Синий – зрительно сокращает объём помещения;

· Красный – привлекает внимание, зрительно сокращая расстояние до предмета, одновременно с этим подавляя зрителя;

· Оранжевый – сокращает комнату;

· Коричневый – сужает пространство, создаёт камерность помещения;

· Черный – резко сокращает пространство;

· Белый – зрительно увеличивает объём помещения;

· Серый – не влияет на восприятие объёма.

Иллюзии фактуры. Немаловажную роль в формировании интерьера и создании пространства имеет фактура используемых отделочных материалов и предметов интерьера.

Популярным методом формирования внутренненего пространства, является использование в дизайне интерьера горизонтальных и вертикальных полос. Это может быть как направление укладываемого материала, вытянутая форма рамок для картин, длинные тонкие светильники, расположенные вертикально либо горизонтально, так и изображённые на стенах декоративные полосы. Использование горизонтальных полос в дизайне интерьера зрительно увеличивает его площадь, однако понижает высоту, и наоборот – использование вертикальных полос ведёт к зрительному увеличению высоты потолка и сокращению площади.

Использование мелких деталей в интерьере, орнаментов, обоев с мелким рапортом (рисунком) – увеличивает пространство, использование крупных панно и предметов интерьера — сокращают размеры комнаты.

В дизайне интерьера небольших помещений всегда приветствуется использование материалов с глянцевыми , отражающими поверхностями, в том числе и зеркал. Использование контрастов в фактуре и цвете, также применимо в маленьких помещениях.

Иллюзии света. При помощи грамотного применения света можно значительно изменить размеры, высоту и даже форму помещения. Основной приём – применение световых акцентов. Для увеличения высоты помещения световые акценты переносятся в верхние части стен, на потолок. Этому способствует применение встроенных светильников, создание пространственной структуры потолка, использование направленных потолок света, применение глянцевых поверхностей на потолке.

Противопоказано применение в небольших помещениях массивной свисающей люстры, если её заменить на группу встроенных точечных светильников в сочетании с глянцевой поверхностью потолка, то возможно добиться эффекта «парения» потолка над комнатой. Если же необходимо зрительно приблизить дальнюю стену вытянутой по форме комнаты, её необходимо подсветить ярче, чем остальные три стены. Чтобы разнообразить интерьер, можно попробовать отдельно подсветками выделить определённые детали интерьера, будь то картина на стене, либо ниша.

Зеркальные иллюзии. Самый эффективный способ расширить пространство практически вдвое, является применение в интерьере комнаты зеркал и глянцевых поверхностей. Зеркало способно отражать не только пространство, но и свет, что поможет добиться в интерьере интересных цветовых и световых иллюзий.

Применение зеркал уместно как на вертикальных, так и на горизонтальных плоскостях комнаты. Очень эффективным является применение зеркальных и сильно отражающих вставок на потолке. Однако при применении зеркал не стоит забывать, что нельзя увлекаться зеркалами в спальных помещениях, располагать зеркала напротив входных дверей. Этот приём особенно удачен в дизайне интерьера спальни либо зала, отличающихся малыми габаритами. Игра с перспективой, многочисленными «обманками» в виде зеркал, ниш и накладных элементов контрастных цветов, зрительно углубляет помещение. Они создают иллюзию многочисленных выходов в другие пространства

Таблица Особенности зрительного восприятия пространства

Особенности зрительного
восприятия

Любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой поверхности

Форма и величина пространства воспринимаются как подлинные. Ощущение неустойчивости пола

Отступающие, независимые, холодные, преимущественно светлых оттенков, малонасыщенные, неброские, легкие, мелкофактурные (светло-голубой, синий, зеленый, голубо-зеленый, белый и серый)

Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия расширения пространства. Ощущение неустойчивости пола

Выступающие, поверхностные, теп-лые, насыщенные, интенсивные, броские, плотные, тяжелые, фактурные (темно-красный, красно-коричневый, оранжевый, желтый, черный)

Форма воспринимается как подлинная. Иллюзия сужения пространства. Ощущение замкнутости, цельности, явно ощутимого ограничения. Неопределенность основания

Выступающие цвета стен, отступающий – потолка, локальный – пола

Ощущение ограничения пространства по глубине и ширине, замкнутости. Иллюзия увеличения высоты

Отступающие цвета стен, выступающие – пола и потолка

Ощущение понижения высоты помещения, но расширения его по ширине и глубине

Отступающие цвета стен и потолка, выступающий – пола

Форма воспринимается как подлинная. Ощущение устойчивости пола, раскрытия, расширения и легкости пространства

Выступающие цвета фронтальной стены, пола и потолка, отступающие – боковых стен

Ощущение изменения формы, ограничения пространства по высоте и глубине, его понижения и расширения

Выступающий цвет фронтальной стены, локальные – боковых стен и пола, отступающий – потолка

Изменение формы. Ощущение сокращения глубины, фронтальный характер пространства, значимость фронтальной плоскости

Пол и нижняя часть стен окрашены в выступающие цвета, стены и потолок – в отступающие

Изменение пропорций, расширение и легкость пространства, ощущение надежности пола, зрительное увеличение его площади

Вертикальные, линейные элементы и пол окрашены в выступающие цвета. Стены и потолок – в отступающие или локальные

Выявление глубинности пространства, ритм членения приобретает в пространстве ведущее значение

Полосы на потолке и полу, стены выполнены в выступающем цвете, пол – в локальном, потолок – в отступающем

Иллюзорное ощущение замкнутости пространства, увеличение высоты

Все стены (не на полную высоту) и пол окрашены в выступающие цвета, потолок и верхняя часть стен – в отступающие

Изменение пропорций, иллюзорное понижение высоты и расширение пространства вследствие изменения соотношения высоты и ширины

Стена окрашена в отступающий цвет, пол – в локальный (любые цветовые тона средней насыщенности и светлоты с хорошо различимой фактурой), потолок и верх стен – в выступающий

Читайте также:  Фен-шуй движение энергий в вашем доме

Ощущение давящей тяжести сверху и раскрытие в стороны

Произвольное членение плоскости выступающими, отступающими и локальными цветами вне связи с подлинными очертаниями плоскостей

Полная деформация пространства, невозможность уяснить его подлинную форму

Линейные элементы выражены в выступающем цвете, пол и потолок – в локальном, торцевая стена – в отступающем

Ощущение глубинности пространства, направленности зрительного движения

Основные правила оптического изменения пространства комнаты с помощью рисунков

(http://www. remont2x2.ru/visualillusions/picture. htm)


Крупный рисунок: притягивает к себе внимание. В данном случае на задней стене – укорачивает и уменьшает комнату.


Мелкий рисунок: увеличивает и раздвигает комнату, особенно если в нем преобладают светлые тона.


Поперечные полосы: раздвигают стены, а комнату делают ниже. На задней стене – укорачивают помещение.


Вертикальные полосы: удлиняют стену, комната кажется благодаря этому выше. Чем шире полосы, тем сильнее эффект.


Поперечные полосы на полу: оптически делают комнату шире и короче.


Полосы в длину на полу: удлиняют комнату тем больше, чем шире полосы и ярче их цвет.

Основные приемы зрительной трансформации за счет тона (цвета)

Основные приемы светопластической моделировки внутреннего пространства:

Левый вертикальный ряд – моделировка естественным светом

Правый вертикальный ряд – моделировка искусственным светом

Оптические иллюзии в интерьере и искусстве (картинки)

Недостатки (аберрации) оптических систем

При построении изображения малого предмета в тонкой линзе мы пользовались параксиальным пучком света. Кроме того, лучи параксиального пучка составляли небольшие углы с главной оптической осью. Далее, падающий свет считали монохроматическим, а показатель преломления материала линзы – не зависящим от длины волны падающего света. На практике всё эти условия не соблюдаются и возникают соответствующие недостатки оптических систем. Коротко остановимся на некоторых из них.

Сферическая аберрация. В случае тонкой линзы параксиальный пучок, исходящий из точки S, после преломления в линзе пересекает оптическую ось в одной точке. Если же пучок света, исходящий из источника S, составляет большой угол с главной оптической осью, то лучи, составляющие разные углы, пересекают оптическую ось не в одной точке, а в разных точках, например точки S1, S2, на рисунке 1.10.

Рисунок 1.12 – Сферическая аберрация

Лучи, более удаленные от центра линзы, сильнее преломляются и пересекают главную оптическую ось на сравнительно близких расстояниях от центра линзы. Если экран Э, расположенный перпендикулярно главной оптической оси, передвигать влево от F1 к F2, то вместо стигматического точечного изображения получается расплывчатое пятно. Такая погрешность, связанная со сферичностью преломляющих поверхностей, называется сферической аберрацией.

Визуально сферическая аберрация проявляется в нечеткости (размытии) изображения по краям.

Для количественной характеристики сферической аберрации вводится понятие продольной аберрации. Линейная аберрация зависит от материала линзы, от кривизны поверхностей. Продольные аберрации собирательной и рассеивающей линз противоположны по знаку. Это позволяет, комбинируя такие линзы, уменьшить сферическую аберрацию.

Хроматическая аберрация. Из-за явления дисперсии (зависимость показателя преломления от длины волны) для данной линзы фокусы для разных цветов будут смещены друг относительно друга (на рисунке 1.13 показаны фокус Fф для фиолетовых и фокус Fkp для красных лучей). В результате этого изображения белого пятна или четкой границы свет-тень получаются цветными. Чередование цветов зависит от положения экрана, наблюдения, а соответствующее искажение носит название хроматической аберрации. Хроматическая аберрация, подобно сферической, количественно характеризуется продольной хроматической аберрацией (Fф, Fкp).

Рисунок 1.13 – Хроматическая аберрация

Для сведения по возможности к минимуму хроматической аберрации пользуются комбинацией линз, изготовленных из специально подобранных материалов. Такая система называется ахроматической. Ахроматические системы, безусловно, не могут полностью устранить хроматическую аберрацию. Самая простая ахроматическая система состоит из выпуклой линзы, изготовленной из кронгласа (легкого сорта стекла) и при­клеенной к двояковыпуклой линзе из флинтгласа (тяжелого сорта стекла). Прибавление рассеивающей линзы к системе приводит к увеличению ее фокусного расстояния. Однако такое увеличение фокусного расстояния зависит от длины волны, причем фокусное расстояние для фиолетового света увеличивается больше, чем фокусное расстояние для красного света. Обычно при изготовлении ахроматической системы расчет производится так, чтобы фокусы для двух и более длин волн совпали.

Дисторсия изображения. В случае, когда лучи, участвующие в построении изображения, образуют достаточно большие углы с главной оптической осью, увеличение системы зависит от угла между пучком и главной оптической осью. В этом случае изображение не является подобным предмету. Это обусловлено тем, что отношение тангенсов углов поля зрения и поля изображения не является постоянной величиной для точек по всему полю изображения. Поэтому, например, предмет в виде правильного квадрата изображается в искаженном виде – в виде подушки, бочки или еще более сложной фигуры. Недостатки такого рода называются дисторсией. Соответствующий подбор составленных частей оптической системы позволяет сделать исправление на дисторсию. Оптическая система, свободная от дисторсии, называется ортоскопической.

Кома. Кривизна поверхности оптических систем кроме сферической аберрации вызывает также и другую погрешность – кому (рисунок 1.14). Лучи, идущие от точечного объекта, лежащего вне оптической оси системы, образуют в плоскости изображения в двух взаимно перпендикулярных направлениях сложное несимметричное пятно рассеяния, напоминающее по виду комету с хвостом. Поэтому подобная аберрация во внеосевых пучках была названа комой. На рисунке 1.14 представлено несимметричное пятно рассеяния в так называемой сагиттальной (перпендикулярной к оптической оси) плоскости. Кома обусловлена, как выше отметили, как сферичностью поверхности, так и удаленностью точки от оси, в результате чего построение изображения производится внеосевыми (наклонными) пучками. Действительно, при той же сферической поверхности в осевом пучке, вверх и вниз от оптической оси, существует полная симметрия в отношении преломления. В случае же наклонного пучка ввиду полного отсутствия подобной симметрии верхние и нижние части преломляются по-разному и в итоге получают различные погрешности.

Кома является одной из наиболее существенных аберраций. Поэтому, подбирая соответствующие совокупности частей оптической системы, нужно свести ее к минимуму. У системы с исправленной сферической аберрацией кома отсутствует, если для нее удовлетворено условие синусов Аббе. Если в оптической системе полностью устранены кома и сферическая аберрация для всего отверстия и всех наклонов лучей, то монохроматический свет в данной системе образует идеальное изображение, лишенное всех недостатков.

Рисунок 1.14 – Аберрация – кома

Астигматизм наклонных пучков. Астигматизм наклонных пучков (рисунок 1.15) заключается в том, что лучи одного и того же пучка, исходящие из точки и идущие в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, после преломления в оптической системе, теряя гомоцентричность, не собираются в одну точку, а образуют две точки схода. Представим себе пучок лучей, исходящий из точки А и падающий на оптическую систему под углом к ее оси. Рассмотрим лучи, как бы выделенные крестообразной узкой диафрагмой, кресты которой направлены по меридиональной и сагиттальной плоскостям. Из такой диафрагмы выйдет плоская ленточка лучей, расположенных (при соответствующей ориентации крестов диафрагмы) в меридиональной и сагиттальной плоскостях. Эти ленточки лучей из-за различия кривизны по двум взаимно перпендикулярным направлениям преломляются по-разному, и в результате изображением точки А являются две линии на двух взаимно перпендикулярных фокальных плоскостях.

Линия ASAS образуется в результате преломления сагиттальных лучей и ориентирована в меридиональной плоскости, а линия Аm Аm образуется при преломлении меридиональных лучей и ориентирована в перпендикулярной плоскости. Эти две фокальные плоскости расположены на разных расстояниях от главной плоскости системы. Если изображение точки А в плоскости I служит линия Аm Аm , а в плоскости III – линия ASAS, перпендикулярная линии Аm Аm, то изображение при перемещении от плоскости I к плоскости III превращается в фигуры рассеяния в виде эллипсов различного эксцентриситета. Фигура рассеяния только в одной плоскости, расположенной посредине между плоскостями I и III, имеет вид круга (II). Следовательно, и в случае астигматизма наклонных пучков изображение точки имеет вид пятна рассеяния, форма которого, как следует из вышеизложенного, зависит от положения экрана наблюдения.

Рисунок 1.13 – Астигматизм наклонных лучей

Астигматизм оптической системы может быть исправлен путем подходящего подбора радиусов кривизны линз и их фокусных расстояний. Оптическая система, свободная от астигматизма, называется анастигматом.

Исправление всех недостатков оптической системы одновременно практически невозможно. В каждом конкретном приборе устраняется тот или иной недостаток, в зависимости от предназначения данного прибора.

Асферическая оптика. Возможности асферической оптики сравнительно со сферической оптикой видны при рассмотрении параметров, определяющих форму несферических поверхностей. Асимметричное сечение поверхности 2-го порядка выражается уравнением вида Y 2 = Ax + Bx 2 , определяющим эллипс при В 0 и параболу при В = 0. Радиус кривизны кривой в её вершине равен r = А/2. Коэффициент В на этот радиус не влияет, и его изменения, влекущие изменения формы поверхности, не приведут к изменению ни фокусного расстояния, ни увеличения системы для параксиального пучка лучей, падающих на поверхность оптической детали такого сечения. Таким образом, несферические поверхности 2-го порядка, в отличие от сферы, характеризуемой только одним параметром – радиусом, имеют ещё один расчетный параметр, позволяющий изменять ход краевых лучей в системе, не затрагивая хода параксиальных лучей, что создаёт дополнительные возможности для построения оптических систем.

Ещё большие возможности открываются при использовании поверхностей более высоких порядков. Поэтому при расчёте оптических систем с заданными аберрациями одна асферическая поверхность может заменить
2 – 3 сферических, что приводит к резкому сокращению числа деталей системы. Асферическая оптика существенно расширяет возможности разработки оптических систем, но её распространение ограничивается сложностью изготовления и контроля асферических поверхностей. Хорошо отработанная технология изготовления сферических поверхностей, основанная на принципе притирания изготавливаемой поверхности и инструмента, неприменима в общем виде для асферических поверхностей из-за непостоянства их кривизны в разных местах детали. Асферическая оптика произвольной формы изготавливается с помощью инструмента, давление которого на обрабатываемую поверхность заданным образом зависит от расстояния до оси вращения детали.

Асферическая оптика без осевой симметрии (оптические системы с цилиндрическими линзами) имеет различные фокусные расстояния в разных плоскостях, проходящих через оптическую ось, т. е. обладает астигматизмом. Оптические системы с цилиндрическими линзами применяются в очках для исправления астигматизма глаза, в анаморфотных системах для получения различного масштаба изображения по разным направлениям.

Оптические приборы

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 806 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Ссылка на основную публикацию