Экономия во время реконструкции улиц Ростокино составит около 146 миллионов

Власти Москвы выделят рекордную сумму на программу «Моя улица»

Рекорд по затратам

Согласно проекту столичного бюджета на 2020–2022 годы, на реализацию программы «Моя улица» будет направлено 107,2 млрд руб., из них 45,5 млрд — в 2021 году. Это рекордная сумма за все время исполнения программы, стартовавшей в 2015 году.

Предыдущий рекорд по расходам на программу был поставлен в 2017 году. Тогда затраты на «Мою улицу» составили 42,2 млрд руб. В 2018 году на нее, согласно законопроекту об исполнении бюджета, было заложено 27,6 млрд руб. и реализовано около 80 проектов по благоустройству, в основном в спальных районах столицы (работы в центре проходили в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу). В 2018–2020 годах «Моя улица» должна обойтись столичному бюджету в 71 млрд руб.

На подпрограмму «Содержание и благоустройство территории жилой застройки и иные мероприятия в сфере жилищного хозяйства» на 2020–2022 годы в столичном бюджете заложено 177,4 млрд руб. По подсчетам РБК, собственно на благоустройство в ее рамках в течение трех ближайших лет потратят 112 млрд руб.: на благоустройство жилой застройки — 12,6 млрд руб., на ремонт и содержание дворов — 96,2 млрд, на мероприятия по развитию районов — 3,3 млрд руб.

На благоустройство парков и озеленение заложено 18,6 млрд руб., на благоустройство административных округов — 60 млрд, на содержание памятников, прилегающих к ним территорий и зон отдыха — 6,2 млрд, на благоустройство территорий образовательных учреждений — 8,7 млрд.

В целом на благоустройство за три года планируется потратить 312,7 млрд руб.

Что планируется благоустраивать

«Это крупнейший проект благоустройства в современной истории Москвы. Программа формируется с учетом мнения жителей и необходимости достижения конкретных результатов», — заявил РБК собеседник в мэрии столицы. Он объясняет рекордные расходы на «Мою улицу» увеличением территории программы в 2021 году. «В 2020 году восстановление исторического облика улиц запланировано на восьми объектах площадью 13 га, в 2021 году благоустройству подлежат уже 38 объектов площадью 44,9 га», — уточнил собеседник РБК. В 2020 году запланировано благоустроить пять набережных Москвы-реки на 95,7 га, в 2021 году — восемь набережных площадью более 150 га.

По данным собеседника РБК, на 2021 год запланированы работы по «экологической реабилитации» Битцевского лесопарка, долины реки Сетунь, Покровского-Стрешнево, Лианозовского и Медведковского лесопарков и других парковых территорий площадью более 1500 га. В 2020 году планируется обновление пяти парков площадью 500 га.

В предыдущие годы на благоустройство закладывались меньшие суммы, поскольку шел ремонт центральных улиц, теперь же усилия в рамках программы пойдут на благоустройство районов за пределами Садового кольца, утверждает президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева. «Один только Новомосковский округ гораздо больше центра, поэтому и денег нужно больше», — считает она.

Через несколько лет в Москве будут благоустраивать набережные Москвы-реки и Яузы, что потребует серьезных расходов, — нужны береговые укрепления, специальные зоны отдыха, а «это уже не просто плитку поменять», заметила Косарева. «Территории, которые были благоустроены, лет через 10–15 потребуют восстановления из-за естественного износа», — считает эксперт.

Финансирование программ благоустройства в Москве выросло не менее чем в два раза с 2010 года, отмечает директор Института региональных исследований и городского планирования ВШЭ Ирина Ильина. По ее мнению, растущие расходы на программу «Моя улица» связаны с тем, что городские власти придерживаются «стратегии быстрых результатов». «Если город благоустроили, не решив другие проблемы, то создается видимость благополучия, — пояснила она. — Приезжаешь в Москву и как будто попадаешь в сказку: все чисто, зелено, красиво». Но из-за масштабов благоустройства городу приходится постоянно использовать типовые решения, отмечает Ильина. «Благоустройство — творческая работа, и она требует индивидуального подхода, красивых решений», — считает эксперт.

Улица без конца

Инициированная московской мэрией в 2015 году программа комплексного благоустройства «Моя улица» включает в себя обновление и расширение пешеходных зон, обновление тротуаров, фасадов и освещения, создание велосипедных дорожек, посадку деревьев, обустройство малых архитектурных форм. Также благоустройство столичных улиц предусматривает замену дорожного полотна и тротуаров, установку новых фонарей, оборудование велопарковок и другие работы.

Изначально «Моя улица» была рассчитана до 2018 года, однако в 2017 году вице-мэр по ЖКХ и благоустройству Петр Бирюков заявил, что программа не закончится никогда.

За первый год реализации программы на нее было потрачено около 20 млрд руб., на эту сумму было благоустроено 40 улиц. Эксперты в 2017 году оценивали потери ресторанов и кафе в районах, попавших в программу благоустройства, в треть трафика и четверть выручки. Возглавлявший департамент экономической политики и развития Москвы Владимир Ефимов говорил РБК, что ставки аренды на территориях в центре города, благоустроенных по программе «Моя улица», выросли на 10–50%.

Весной этого года, согласно опросу Левада-центра, москвичи назвали недостаточность благоустройства и озеленения Москвы одной из ключевых проблем столицы, а усилия властей города по ее решению позитивно оценили подавляющее число опрошенных.

Что местные жители думают о программе «Мой район» и чем недовольны

Район Дорогомилово оказался в эпицентре благоустройства: там разом перекопали десятки улиц, в том числе Большую Дорогомиловскую. Из-за этого сократилось число полос движения, а пешеходы лишились тротуаров. Местные жители не понимают, почему работы ведут везде и сразу, а не поэтапно. По улицам Дорогомилова прошел корреспондент «Коммерсантъ FM» Иван Корякин.

Бородинский мост, метро «Киевская», ТЦ «Европейский» — здесь начинается Дорогомилово и проблемы его жителей. Благоустройства в рамках программы «Мой район» здесь ждали в прошлом году, но его отложили из-за Чемпионата мира по футболу: автобусы привозили болельщиков на площадь Киевского вокзала. Теперь же на этой территории ряды траншей и заборов, но кое-что остается неизменным — это торговля цветами.

— Людям парковаться негде, негде проходить.

— Вас сложнее найти?

— Сложнее, да, поэтому мы здесь стоим, чтобы клиентов не потерять.

В ТЦ «Европейский» упирается Брянская улица, тротуары здесь расширяют за счет проезжей части, и уже установлены новые бордюры. На Брянской находится и подстанция скорой помощи. Житель дома напротив Георгий признает, что медикам сейчас работать трудно: «До начала работ по благоустройству у скорой была очень широкая полоса для подъезда к подстанции. И местные жители прекрасно понимали, что она в случае необходимости выезжает либо по встречке, либо объезжает небольшой затор. Сейчас же автомобиль скорой неминуемо оказывается в пробке».

Брянская перетекает в Платовскую улицу, неподалеку от которой Дорогомиловский рынок. На перекрестке — пекарня «Раиса Захарна», которая претендует на звание народного районного кафе. Вот только теперь за заборами его почти не видно, и заведение потеряло 40% выручки, сетует управляющая заведения Евгения: «Раскопанные дороги мешают, люди до нас не доходят. Прямо при мне несколько гостей рассуждали о том, завтра к нам уже не придут, потому что неудобно добираться.

Студенческая — эта параллельная Кутузовскому проспекту улица. Когда-то по ней объезжали пробки, но сейчас и две машины тут с трудом могут разъехаться. Тротуары местами закрыты, и людям приходится идти по проезжей части, рассказывает Светлана: «Здесь неподалеку находится совет ветеранов, но пройти к нему нельзя. Мы поднимали этот вопрос, и в результате положили какие-то деревяшечки, но кто по ним пройдет? Старики?».

Как программа «Моя улица» отразилась на столичном бизнесе

Местные жители вынуждены парковать машины во дворах и там же гулять с детьми. Многие из москвичей недоумевают, почему работы начались одновременно во многих местах. Есть мнение, что рабочие хотят успеть закончить благоустройство ко Дню города. Между тем, бордюрам и асфальту, под который спрячут провода, в районе многие будут рады. «Мы не против того, что делают, мы против того, как это делают», — говорят собеседники «Коммерсантъ FM». И особенно их раздражает отсутствие точного плана, делится жительница района Юлия: «Так и не представлен проект этих работ. Например, жители одного из домов в районе просили показать им, в каком месте у них через двор протянут провода. Но получить ответ на свой вопрос они не смогли.

Фактически исполнители работ сказали, что место они определят методом тыка.

Но таким способом разворотить весь район — это, конечно, криминал».

Вместе с тем, все документы, вопросы, предложения от москвичей каждые две недели принимают в здании управы. Жителям приходится фотографировать чертежи, чтобы самим разобраться, где будет дорожный переход, а где посадят деревья, а на предыдущую встречу подрядчик вообще не пришел.

Читайте также:  Применяем печной кирпич и клинкерную плитку правильно.

«Коммерсантъ FM» позвонил одному из авторов концепции благоустройства района — руководителю проектного бюро Т.М. Александру Шуткину — и узнал, почему, например, сужают Дорогомиловскую улицу: «Мы предлагали значительно расширить тротуар за счет оптимизации проезжей части и, конечно, общались со специалистами по транспорту по этому поводу. В частности, брали у них исходную информацию по пропускной способности и так далее. Собственно, концепция предполагала увеличение числа пешеходных переходов, усиление проницаемости территории, чтобы это рекреационное пространство жило».

Но финальную редакцию проекта, если она вообще готова, авторы концепции не видели. Им не возвращали документ на доработку, хотя изменения в него вносили. Возможно, бумаги затерялись где-то в управе или мэрии, но здесь не смогли предоставить оперативный комментарий.

Очевидно, что благоустройство в Дорогомилове продлится до конца лета, и местные жители могли бы уехать от него в места поспокойнее, да только Филевскую ветку метро в эти выходные вновь закроют тоже на ремонт.

8 и 9 июня не будет движения поездов от «Киевской» до «Кунцевской» — вместо них мэрия пустит бесплатные автобусы. Филевскую ветку метро и дальше будут перекрывать в выходные — каждые две недели до конца сентября.

Планы развития района Ростокино

Ваш браузер не поддерживает видео html5.

Строительство отдела полиции

Будет построен отдел полиции по адресу: ул. Бажова, вл. 15А, взамен старого, аварийного здания, не соответствующего современным требованиям.

Строительство гостиничных корпусов

Запланировано строительство 2 гостиничных корпусов по адресу: ул. Сельскохозяйственная, вл.4. Гостиничный комплекс позволит предоставить новые рабочие места жителям Северо-Восточного округа и обеспечит предоставление услуг гостям нашего города.

Строительство офисного центра

Запланировано строительство офисного центра на 1-й ул. Леонова. На первом этаже Центра будут открыты кафе и магазины для широкого доступа,

Предприятия торговли и услуг

Запланировано открыть 4 предприятия торговли и услуг. Кафе по адресу: пр. Мира, д.188 Б, корп.2, магазин “Цветы”по адресу: пр.Мира, д.169, 2 продовольственных магазина по адресам: пр. Мира, д.131,корп.2 и пр.Мира, д.163.

Открытие нового здравпункта

Запланировано открытие нового дополнительного здравпункта, с дополнительными кабинетами врачей общей практики на территории района, расположенного на нечетной стороне проспекта Мира. Новый здравпункт обеспечит возможность пожилой части населения района в шаговой доступности получать необходимую медицинскую помощь.

Ремонт спортивно-досугового центра “Норд-СВАО”

Будут капитально отремонтированы два помещения спортивно-досугового центра «Норд-СВАО» по адресу: ул.Сельскохозяйственная, д.11, к.3 и к.4, выделенных под работу с населением. Проведение работ позволит дополнительно предоставить для жителей района разных возрастов благоустроенные помещения, отвечающие санитарным требованиям. Для организации секций и кружков будут оборудованы специализированные классы. В помещениях будет размещено новое современное оборудование. Будут открыты танцевальный зал, зал для занятия фитнесом.

Строительство учебного корпуса

Будет построен учебный корпус «Школы № 1499» по адресу: ул.Малахитовая, д.15, что позволит обеспечить дополнительными школьными местами и развивать новые направления образовательной деятельности.

Реконструкция УСК «Искра»

Запланирована реконструкция учебно-спортивного комплекса «Искра» по адресу: ул. Сельскохозяйственная, вл. 26. В результате реконструкции планируется строительство бассейна, расширение 3 футбольных полей, развитие спортивной инфраструктуры.

Благоустройство школы

Запланировано благоустройство школ по адресам: пр-д Кадомцева, д. 15, ул. Докукина, д. 7, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, д. 2. Территории образовательного учреждения будут оснащены современными игровыми и спортивными площадками для организации отдыха и занятий спортом детей.

Ремонт школ

Будут отремонтированы и оснащены новым оборудованием две школы, расположенные по адресам: пр-д Кадомцева, д. 15, ул. Сельскохозяйственная, д. 20, корп. 1.

Строительство корпуса пансиона

Будет завершено строительство корпуса пансиона «Дети будущего» по адресу: Будайский пр-д, д. 5, которое позволит детям из малообеспеченных семей, проживающим в пансионе, заниматься спортом, организовывать свой досуг и образовательную деятельность.

Ремонт библиотек

Будут отремонтированы и переоборудованы в медиацентры публичные библиотеки района по адресам: улица Сельскохозяйственная, дом 13, корп. 2,проспект Мира, дом 198 и Будайский проезд, д.7, корп.2, что позволит более активно взаимодействовать с подростками и молодежью района.

Открытие подхода к станции МЦК “Ростокино”

Будет открыт прямой подход и подъзд к станции МЦК “Ростокино” от ул. Бажова до проектируемого проезда 12/14, что позволит организовать движение общественного городского транспорта по улице Бажова. Жители района смогут свободно проходить к станции МЦК “Ростокино».

Строительство пешеходного перехода через Проспект Мира

Будет введен эксплуатацию надземный пешеходный переход по адресу: ул. Докукина – Проспект Мира, д. 169, что позволит жителям четной стороны проспекта Мира беспрепятственно попадать к станции МЦК “Ростокино”, платформе “Северянин” Ярославской железной дороги и к остановкам общественного транспорта.

Открытие участка Северо-Восточной хорды

Запланирован ввод в эксплуатацию участка Северо-Восточной хорды, который обеспечит связь между севером, северо-востоком, востоком и юго-востоком столицы.

Реконструкция депо

Будет реконструировано Трамвайное депо управления ГУП “Мосгортранс” по адресу: ул. Сельскохозяйственная, дом 9/2 (Трамвайное депо им. Н.Э. Баумана) для эксплуатации и обслуживания трамваев нового поколения.

Замена павильонов остановок

Будут заменены все павильоны остановок общественного транспорта на павильоны нового поколения. Новые павильоны будут оборудованы точками wi-fi, зарядными устройствами, и информационными табло.

Проект планировки УДС

Улица Бажова будет продлена до станции МЦК “Ростокино”, что позволит организовать движение общественного городского транспорта по улице Бажова. Жители района смогут свободно проходить к станции МЦК “Ростокино”.

Благоустройство парковой зоны

Будет благоустроена парковая зона Ростокинского акведука с обустройством прогулочных дорожек, детских игровых зон, комнаты матери и ребёнка, футбольной и воллейбольной площадок, сцены для проведения мероприятий, установкой новых опор освещения, высадкой деревьев и кустарников.

Благоустройство сквера

Будет благоустроен сквер по ул. Бажова, в котором будут разбиты новые цветники и клумбы, установлены удобные скамейки, обустроены новые детские площадки, заменен асфальт.

Ремонт культурных центров

Запланирован капитальный ремонт 2-х культурных центров: им. А.В. Луначарского (ул. Сельскохозяйственная, д. 24) и “Товарищ” (пр. Мира, д.163, корп.1).

Экономия во время реконструкции улиц Ростокино составит около 146 миллионов

Год назад актив жителей и общественный совет района выступили против проекта в его первоначальном виде и несколько раз принимали участие в рабочих встречах с разработчиками проекта, и часть возражений жителей была услышана проектировщиками.

В новой версии проекта (чертеж, пояснительная записка):
Уже не предполагается расширять Рижский проезд (сохранится движение по одной полосе в каждую сторону), не будут сносить гаражи вдоль железной дороги (однако нельзя исключать, что этого не будет сделано в дальнейшем). Таким образом будет реализовано соединение с Ростокино минуя проспект Мира без строительства широкой магистрали. В Ростокино продолжение Рижского проезда переходит в существующие районные улицы (т.е. не идет по прямой вдоль ж/д), петляет и итоге выходит к станции МЦК Ростокино, также есть возможность выехать на проспект Мира в районе Триколора и моста под Яузой.
— Будет организован новый выезд из района в центр к развязке у Крестовского моста путем продления Рижского проезда и соединения его с 1-й Мытищинской улицей (без расширения).
— Предусматривается продление 3-й Мытищинской улицы и соединение с Ярославской улицей.
— Съезд с Крестовского моста остается как сейчас (первоначальным проектом предполагался снос части нового бизнес центра).

К сожалению, значительная часть наших замечаний и конструктивных предложений отклоняется проектировщиками и в проекте, например, всё ещё существуют планы по расширению улиц: Павла Корчагина, Новоалексеевской, 1-го Рижского переулка, 3-й Мытищинской, Кулакова и Графского переулков, а также Маломосковской и улицы Константинова. Все еще планируется расширение и спрямление Староалексеевской улицы.
Проектировщики не желают отказываться от организации кругового движение на перекрестке Новоалексеевской и 3-й Мытищинской улиц с диаметром круга – 60 метров, что значительно осложнит выезд автотранспорта из района и создаст дополнительные трудности пешеходам (проектировщики говорят о возможности строительства подземного пешеходного перехода).

В таком виде обновленный вариант проекта был представлен «для ознакомления» Совету депутатов нашего района 22 ноября. На заседание пришло несколько десятков жителей района, которые дали конструктивные замечания против реализации проекта в таком виде, да и сами депутаты, из числа живущих в нашем районе, также были обескуражены планами по расширению улиц.

1. Выделить для реализации в качестве первоочередных мероприятий в рамках проекта планировки линейного объекта улично-дорожной сети:
а) Продление 3-й Мытищинской улицы и соединение её с Ярославской улицей с организацией перекрестка со светофорным регулированием (без организации кругового движения).
б) Продление Рижского проезда и соединение Алексеевского района с районом Ростокино с закреплением красных линий в створе 8 метров (без расширения проезжей части).
в) Соединение Рижского проезда и 1-й Мытищинской улицы с возможностью выезда к Крестовскому путепроводу с закреплением красных линий в створе 8 метров (без расширения проезжей части).

Читайте также:  Как правильно прочитать план этажа – советы архитектора

2. Отказаться от реализации расширения проезжей части улиц Павла Корчагина, Новоалексеевская, Маломосковская, Константинова, 3-я Мытищинская, Староалексеевская, 1-й Рижский, Кулаков, Графский переулки в рамках данного этапа.
Вернуться к рассмотрению данного вопроса после реализации первоочередных мероприятий см. п.1.

3. После реализации первоочередных мероприятий (см.п.1) подготовить и рассмотреть проект планировки улично-дорожной сети района, включающий всю территорию района.

4. Продолжить взаимодействие с проектной организацией для доработки проекта планировки с учетом обозначенных замечаний в рамках созданной рабочей группы жителей района с привлечением депутатов, специалистов управы Алексеевского района и префектуры СВАО.

Видео обсуждения дорожно-транспортной схемы на заседании депутатов 22.11.2016 г.


Экономия во время реконструкции улиц Ростокино составит около 146 миллионов

Ветвь липы символизирует молодые побеги ростки, что отражает название муниципального образования. Серебряный мурованный акведук символизирует часть первого в Москве Мытищинского водопровода – Ростокинский акведук, находящийся на территории муниципального образования. Многоарочный мост, несущий канал для воды, был построен для пересечения водопровода с рекой Яузой. Действующий до настоящих дней акведук является памятником гидротехнической архитектуры. Голубой цвет щита символизирует водные ресурсы местности: Северный водоканал, реку Яузу.

Ростокино – один из самых древних районов Москвы. Район входит в состав Северо-Восточного административного округа. Его граница проходит: по оси р. Яуза, далее по осям: проспект Мира, ул. Сергея Эйзенштейна, восточным границам территории Всероссийского выставочного центра, оси ул. Сельскохозяйственной, оси Малого кольца Московской железной дороги, потом по восточной и юго-восточной границам полосы отвода Ярославского направления МЖД до р. Яуза. Таким образом, площадь района составляет 146 гектаров, а 24% составляет зелёные насаждения.

На месте современного района когда-то располагалось село Ростокино. Слово “росток” принадлежит к общеславянскому языковому фонду и сохранилось в названии ныне немецкого, а прежде славянского города Росток, и означает “раздвоение на два потока”. Село стояло по Яузе и впадавшей в неё речке Горяинке: по Яузе на правом и левом берегах, а по Горяинке только на левом, образуя в плане фигуру, похожую на развилку, т.е. раздваивалось, расходясь на два потока.

Село Ростокино было известно с XI в., по документам – с XV в., тогда оно принадлежало Михаилу Борисовичу Плещееву, ближнему боярину великих князей Московских Василия Тёмного и Ивана III. После смерти жены, на помин её души, Плещеев в 1447 г. передал Ростокино Троицко-Сергиеву монастырю (ныне это подмосковный город Сергиев посад). Став монастырским владением село быстро богатело, т.к. его жители имели “обельную” грамоту, освобождавшую их от всех казённых повинностей и податей, и обязаны были работать только на монастырь. В селе содержалось монастырское стадо, на Яузе стояла мельница, помол которой шёл в монастырскую казну, кроме того, здесь действовал по весне перевоз через Яузу. По документам известно, что вселе была деревянная церковь Воскресения Христова и в ней “образы и святы книги и ризы”, а на колокольне звоноли четыре колокола.

28 сентября 1552 г. у Ростокина московский народ встречал царя Ивана IV Васильевича после победы над Казанским ханством.

По описанию последней четверти XVI в. в Ростокинском владении было около 26 десятин. У села было 2 деревни – Высокая на Яузе и Чесновка, да две пустоши, раньше бывшие деревни. Под пашней было около 150 десятин, под перелогами – 50, под лесной порослью – 45, под дворяным лесом – 10.

В Смутное время Ростокино сильно пострадало: через него проходили то отряды польско-литовских оккупантов, то казаков, поддерживающих Лжедмитриев. Село было разорено, церковь сожжена, жители разбрелись.

В 1613 г. большой отряд казаков, занимавшийся разбоем на Троицкой дороге, послал из Ростокина гонцов к царю Михаилу Фёдоровичу, сообщая. что они готовы покончить с разбоем и идти на службу к государю. Царь послал в село своих людей с наказом переписать казаков, но те воспротивились и принялись самовольно ставить на Троицкой дороге, по направлению к Москве, засады-“сторожки”. Но царю удалось как-то уладить это дело.

После Смутного времени Ростокино восстановилось не скоро. По описанию 1623 г. в селе было 15 дворов, по переписи 1646 г. – 21 двор, в 1678 г. – 16 дворов и 41 житель, и в 1704 г. числинность дворов составляло 27, а вновь построенная Воскресенская церковь ко 2 пол. XVIII в. обветшала и была разобрана. В XVII-XVIII в. в селе было 70-80 “мужиков”, а всего проживало человек 200. Избы стояли по берегу Яузы и по обе стороны Троицкой дороги, всегда очень оживлённой. По этой дороге беспрерывно шли “к Сергию” богомольцы, мчались царские гонцы, ехали служивые люди, тянулись купеческие обозы.

В 1764 г. Ростокино перешло в ведение Коллегии экономии: крестьяне наряду с земледелием начали заниматься извозом. При Павле I Ростокино и Черкизово были отданы митрополиту Платону. Во время Александра I село вновь становиться гос. собственностью. Со 2 пол. XIX в. Ростокино постепенно превращаетя в промышленный пригород. Одно за другим здесь возникают небольшие предприятия: ситценабивная и бумагопрядильная фабрика, заводы по изготовлению брезента и по производству револьверных патронов. Тем не меннее, Ростокино ещё долго оставалось для москвичей дачной местностью.

Ростокино оказалось внутри кольца Окружной железной дороги, построенной в 1903-1908 г. и ставшей весной 1917 г. официальной границей города.(На ОКЖ была построена станция “Ростокино”). Однако ещё долго сохранялся его сельский вид, и лишь в послевоенное время началось застройка современными типовыми жилыми домами.

С XVI в. село Ростокино соседствует с другим селом: Леоновым, территория которого сейчас входит в муниципальный район Ростокино. В документах о нём впервые упоминается в конце XVI в. Около 1663 г. в Леоново выстроили церковь, а в 1722 г. возвели каменную церковь Ризоположения, существующую и в наше время. Само село распологалось на берегу Яузы. Оно принадлежало известному богачу П.Г. Демидову; в нём живали летом у гостеприимного хозяина Н.И. Новиков и Н.М. Карамзин (последний писал здесь свою “Историю государства Российского”) (сер. 10 г. XIX в.).

Главной достопримечательностью района является Ростокинский акведук, построенный и введенный в действие в 1804 году для снабжения водой города Москвы из Мытищинских родников и ключей. Работы по строительству акведука тянулись 25 лет и обошлись российской казне в 4 миллиона 183 тысячи рублей. Именно за это он получил название “Миллионный”. В XIX и XX веках Мытищинский водопровод не раз модернизировался. Существуют планы превращения этого памятника русской архитектуры и техники в пешеходный мост.

Со второй половины XIX века село Ростокино постепенно превращается в промышленный пригород Москвы. Одно за другим возникают тут небольшие предприятия: ситценабивная и бумагопрядильная фабрика, заводы по изготовлению брезента и по производству револьверных патронов. Тем не менее Ростокино еще долго оставалось для москвичей дачной местностью. Ростокино оказалось внутри кольца Окружной железной дороги, построенной в 1903-1908 годах и ставшей весной 1917 года официальной границей города. Однако еще долго сохранялся его сельский вид, и лишь в послевоенное время началась застройка современными типовыми домами.

Ростокино типичным московским районом не назовешь. Скорее он напоминает тихий, утопающий в зелени провинциальный городок со своим неспешным укладом жизни, а ведь до центра столицы всего ничего – минут десять на метро.

Восточная и северная границы района проходят по путям окружной и октябрьской железных дорог. Южная граница – улица Сергея Эйзенштейна и река Яуза, западная – улица Вильгельма Пика.

Ростокино – район небольшой, на территории 146 га проживает около 28 тыс. человек. При этом почти половину населения составляют люди преклонного возраста, а вот детей и подростков мало – чуть более 4 тыс. человек.

Инфраструктура Ростокина формировалась в разное время. Это связано с тем, что изнутри район делится на две части крупной городской автомагистралью – проспектом Мира. Правая часть (от центра) – более старая, застраивалась в 40-50-е годы кирпичными малоэтажными домами. В то время это было одно из самых престижных мест для проживания, что подтверждает до сих пор употребляемое неофициальное название – городок Моссовета. Левая часть застраивалась позднее: наряду со “сталинским ампиром” тут можно встретить многоэтажные дома 60-70-х годов.

Читайте также:  Металлические двери для дома и не только

Всего в Ростокине 149 домов, общая площадь которых составляет 603 тыс. кв. м. Ветхих домов практически нет: общая площадь жилого фонда с износом более 70% составляет всего 3 тыс. кв. м. Поэтому программы московского правительства по реконструкции и сносу пятиэтажек Ростокина не коснулись.

Новостроек в районе мало – из-за плотной застройки практически невозможно найти свободный кусок земли. Тем не менее в прошлом году сдали в эксплуатацию нетиповой дом по адресу: проспект Мира, д. 161. Еще один в стадии завершения строительства.

В Ростокине нет ни парков, ни лесных массивов, но район считается одним из самых “зеленых” в Москве. Дворы так плотно засажены деревьями и кустарниками, что администрация заботится не столько о насаждении новых, сколько о вырубке сухих и старых деревьев. На территории прихода церкви в Леонове растут уникальные тополя, которым по 300 и более лет.

Экономия во время реконструкции улиц Ростокино составит около 146 миллионов

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Ранее на месте района располагалось село Ростокино, которое дало название Ростокинскому акведуку, Ростокинскому путепроводу, Ростокинским мостам, улице и станции окружной железной дороги Ростокино.

Село Ростокино было известно с XI века [источник не указан 695 дней] , но по документам — с XV века, тогда оно принадлежало Михаилу Борисовичу Плещееву, ближнему боярину великих князей Московских Василия Тёмного и Ивана III. Но, судя по названию, оно возникло гораздо раньше [источник не указан 695 дней] .

Это слово, неупотребительное в современном русском языке, принадлежит к общеславянскому языковому фонду и сохранилось в названии ныне немецкого, а прежде славянского города Росток и означает «раздвоение на два потока». Село Ростокино стояло по Яузе и впадавшей в неё речке Горяинке (Горячке): по Яузе на правом и левом берегах, а по Горяинке (Горячке) только на левом, образуя в плане фигуру, похожую на развилку, то есть раздваивалось, расходясь на два потока.

После смерти жены, за упокой её души, Плещеев в 1447 году передал Ростокино Троицко-Сергиеву монастырю [источник не указан 695 дней] . Став монастырским владением, село быстро богатело, так как его жители имели «обельную» грамоту, освобождавшую их от всех казённых повинностей и податей, и обязаны были работать только на монастырь. В селе содержалось монастырское стадо, на Яузе стояла мельница, помол которой шёл в монастырскую казну, кроме того, весной здесь действовал перевоз через Яузу. По документам известно, что в селе была деревянная церковь Воскресения Христова и в ней «образы и святы книги и ризы», а на колокольне звонили четыре колокола.

По описанию последней четверти XVI века в Ростокинском владении было около 26 десятин. У села было 2 деревни — Высокая на Яузе и Чесновка, а также две пустоши, раньше бывшие деревни. Под пашней было около 150 десятин, под перелогами — 50, под лесной порослью — 45, под дворяным лесом — 10 [источник не указан 695 дней] .

С XVI века село Ростокино соседствует с другим селом — Леоновым, территория которого сейчас входит в район Ростокино. В документах о нём впервые упоминается в конце XVI века [источник не указан 695 дней] . Около 1663 года в Леоново выстроили церковь, а в 1722 году возвели каменную церковь Ризоположения, существующая и сейчас. Само село располагалось на берегу Яузы. Оно принадлежало учёному, действительному статскому советнику Павлу Григорьевичу Демидову. В нём «живали летом у гостеприимного хозяина» Н. И. Новиков и Н. М. Карамзин (последний писал здесь свою «Историю государства Российского») [источник не указан 695 дней] .

В Смутное время Ростокино сильно пострадало: через него проходили то польско-литовские отряды, то отряды казаков, поддерживающих Лжедмитриев. Село было разорено, церковь сожжена, жители разбрелись.

В 1613 году большой отряд казаков, занимавшийся разбоем на Троицкой дороге, послал из Ростокино гонцов к царю Михаилу Фёдоровичу, сообщая, что они готовы покончить с разбоем и идти на службу к государю. Царь послал в село своих людей с наказом переписать казаков, но те воспротивились и принялись самовольно ставить на Троицкой дороге, по направлению к Москве, засады-«сторожки».

По преданию [источник не указан 695 дней] из Ростокино была разбойница Танька, прозванная Ростокинской, разбойничавшая в окрестностях. Лес между Медведковом, Свиблово, Ростокино и Останкино (район сегодняшней Сельскохозяйственной улицы) назывался «Татянин» [3] .

После Смутного времени Ростокино восстановилось очень медленно. По описанию 1623 года в селе было 15 дворов, по переписи 1646 года — 21 двор, в 1678 году − 16 дворов и 41 житель, и в 1704 году численность дворов составляло 27, а вновь построенная Воскресенская церковь к второй половине XVIII века обветшала и была разобрана [источник не указан 695 дней] . В XVII-XVIII веках в селе было 70-80 «мужиков», а всего проживало около 200 человек. Избы стояли по берегу Яузы и по обе стороны Троицкой дороги, всегда очень оживлённой. По этой дороге беспрерывно шли «к Сергию» богомольцы, мчались царские гонцы, ехали служивые люди, тянулись купеческие обозы.

В 1764 году Ростокино перешло в ведение Коллегии экономии, крестьяне наряду с земледелием начали заниматься извозом. При Павле I Ростокино и Черкизово были отданы митрополиту Платону. Во время Александра I село вновь становится государственной собственностью.

Во время своих «наездов» в Москву в период с 1826 по 1830 года Александр Сергеевич Пушкин неоднократно бывал в районе современного Ростокино [источник не указан 695 дней] . Он ездил на прогулки с друзьями в район Останкинских прудов. Затем они выезжали на Мещанский тракт и останавливались на взгорке (предположительно, где сейчас расположен ГосНИИ приборостроения (угол просп. Мира и ул. Эйзенштейна)), любуясь с него «першпективной» ростокинского заливного луга и реки Яузы. В лёгкой дымке виднелись кружевные очертания Ростокинского акведука, бабы, подоткнув подолы, полоскали бельё, неспешно пасся домашний скот, сельские ребятишки озорничали на лугу. В эти минуты Александр Сергеевич впадал в глубокую задумчивость. Обычно наблюдения продолжались до получаса. Потом он отдавал команду кучеру: «Трогай!» и ехал обратно в Москву.

Со второй половины XIX века Ростокино постепенно превращается в промышленный пригород. Одно за другим здесь возникают небольшие предприятия: ситценабивная и бумагопрядильная фабрика, заводы по изготовлению брезента и по производству револьверных патронов. Тем не менее Ростокино ещё долго оставалось для москвичей дачной местностью.

Ростокино оказалось внутри кольца Окружной железной дороги, построенной в 1903—1908 года и ставшей весной 1917 года официальной границей города. На ОКЖ была построена станция «Ростокино», на которой, между прочим, в 1908 году побывал Николай II. Однако ещё долго сохранялся его сельский вид, и лишь в послевоенное время началось застройка современными типовыми жилыми домами.

В. И. Ресин Взгляд со стороны (1938-1940 гг.):

По исследовательским материалам жителя района С. И. Шостко.

Транспорт

На территории района расположена платформа Яуза Ярославского направления МЖД, станция Ростокино Окружной железной дороги и станция метро «Ботаническиий сад» Калужско-Рижской линии Московского метрополитена. На территории района также находится депо Московской монорельсовой транспортной системы и трамвайное депо им. Баумана.

Автомобильные дороги

Одной из важнейших транспортных магистралей района на данный момент является проспект Мира, разделяющий район на две части. Также среди основных магистралей улицы Вильгельма Пика, Сельскохозяйственная и Сергея Эйзенштейна.

В планах Правительства Москвы строительство двух новых автомагистралей — Северо-Западной хорды [4] и Северо-Восточной хорды [5] . Обе магистрали пройдут по северной границе района вдоль Окружной железной дороги.
Проект Северо-Восточной хорды находится в стадии разработки, но предполагается, что она включит в себя участок Медведковского шоссе и соединится с Северо-Западной хордой [6] между Снежной улицей и проездом Нансена.
В планировании участка Северо-Восточной хорды между проспектом Мира и районом станции метро “Улица Подбельского” (где предположительно пройдёт участок новой магистрали) существуют проблемы и противодействие экологов – этот участок хорды придётся строить через национальный парк “Лосиный Остров” и скорее всего вдоль путей Окружной железной дороги.
Северо-Западная хорда коснётся района только около станции метро “Ботанический сад”. Северо-Западная хорда насчитывает в себе 5 участков, которые проектируются и строятся отдельно друг от друга. Проезд Серебрякова будет затронут в рамках работ по строительству пятого участка – от Дмитровского до Ярославского шоссе. Планируется расширение проезда, а также строительство дополнительных инженерных сооружений, в том числе дополнительной эстакады к Северянинскому путепроводу.

Ссылка на основную публикацию