Чем примечательны пневматические шины для спецтехники?

Конструкция пневматических шин

Пневматическая шина представляет собой упругую оболочку, предназначенную для установки на ободе колеса и заполняемую воздухом или азотом под давлением. Современная шина имеет довольно сложную конструкцию. Основным материалом для изготовления шины служит резина и специальная ткань — корд. Резина, использующаяся для производства шины, изготавливается из каучука (натурального и синтетического), к которому в процессе производства добавляются различные наполнители: сера, сажа, смолы и др. При изготовлении пневматических шин для первых автомобилей использовался только натуральный каучук, который получали из смолы деревьев — каучуконосов.

Синтетический каучук был впервые получен в нашей стране. Это изобретение принадлежит академику С. В. Лебедеву, который в 1931 — 1932 г. впервые в мире разработал технологию производства синтетического каучука. Для того чтобы эластичный каучук с наполнителями превратился в упругую резину, он должен пройти процесс вулканизации (соединение серы с каучуком, которое происходит при повышенной температуре). Шины вулканизируются в специальных пресс-формах, внутренняя поверхность которых соответствует наружной поверхности шины. Перед тем как шина попадает в пресс-форму, она собирается из составляющих ее элементов на специальных станках.

Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, боковины и борта (рис. 1)

Каркас — резинокордная основа (силовая часть) покрышки; выполнен из одного или нескольких слоев обрезиненного корда с резиновыми прослойками, закрепленных на бортовых кольцах Корд бывает текстильным, металлическим или стекловолоконным. Текстиль и стекло применяются в легковых шинах. Металлокорд — в грузовых. Стекловолокно отличается абсолютной стойкостью к гниению и растягиванию. Шины с использованием стекловолокна меньше разнашиваются и меньше подвержены порче в условиях высокой влажности и температуры (тропики).

Брекер состоит из одного и более слоев разреженного прорезиненного корда, разделенных резиновыми прослойками, и расположен между каркасом и протектором. Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте соприкосновения с дорожной поверхностью и для защиты камеры от проколов. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещенных слоёв металлокорда. В зависимости от материала корда в брекере шины подразделяются на шины с текстильным брекером (ТБ) и металлобрекерные (МБ), а при использовании металлокорда и в каркасе, и в брекере — цельнометаллокордные (ЦМК).

Протектор — наружная часть покрышки, представляющая собой массивный слой резины с рельефным рисунком на внешней поверхности. Он обеспечивает сцепление с дорогой и предохраняет каркас шины от механических повреждений. Рельефная часть поверхности протектора, состоящая из совокупности выступов и выемок или канавок, называется рисунком протектора. В зависимости от рисунка протектора и условий эксплуатации шины подразделяются на:

  • Дорожные (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
  • Зимние, используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая дорожным шинам. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или уже ошипованы на заводе-изготовителе.
  • Всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
  • Универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
  • Повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

На боковых стенках покрышки протектор переходит в более тонкие резиновые слои — боковины, прикрывающие боковые части каркаса.

Борт состоит из одного и более проволочных колец, на которых закреплены слои каркаса, и обеспечивает крепление покрышки на ободе колеса. Изнутри он покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резины, что позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса.

По способу герметизации шины делятся на камерные и бескамерные.

Камерные шины (TUBE TYPE) (рис. 2) состоят из покрышки и камеры с вмонтированным в нее вентилем.

Размер камеры всегда несколько меньше внутренней полости соответствующей ей по обозначению покрышки. Это позволяет избежать образования складок камеры в накачанном состоянии. Вентиль представляет собой обратный клапан, позволяющий нагнетать воздух в шину и препятствующий выходу его наружу.

Грузовые камерные шины, монтируемые на плоские разборные обода, оснащаются ободными лентами (флипперами). Ободные ленты располагаются между ободом и камерой и предназначены для защиты камеры от повреждений.

Бескамерная шина (TUBELESS) представляет собой усовершенствованную покрышку, которая одновременно выполняет функции обычной покрышки и камеры. Внутренняя полость в бескамерной шине образуется покрышкой и ободом колеса.

У бескамерных шин (рис. 3) внутренний объем герметизируется воздухонепроницаемым резиновым слоем толщиной 2-3 мм, наложенным на внутренний слой каркаса, а на наружную поверхность борта наносят эластичную резину, которая обеспечивает герметичность при посадке шины на обод. Вентиль специальной конструкции вставляется в отверстие в ободе колеса. Бескамерные шины имеют немало преимуществ перед камерными, а потому постепенно завоевывают рынок, вытесняя прежнюю конструкцию. При проколе бескамерной шины небольшим предметом этот предмет растягивает воздухонепроницаемый внутренний слой резины бескамерной шины и обволакивается ею. При этом воздух из бескамерной шины выходит очень медленно, в отличие от камерной, в которой камера находится в растянутом состоянии, и, следовательно, любое ее повреждение вызывает увеличение образовавшегося отверстия. Поэтому бескамерные шины более безопасны. Ремонт небольших повреждений бескамерных шин можно производить без снятия шины с обода, герметизируя образовавшееся отверстие специальным материалом. Важным преимуществом бескамерных шин по сравнению с камерными является меньшая масса и нагрев при движении. Последний обусловлен отсутствием трения камеры о шину и лучшим охлаждением. Так как износ шин в значительной степени зависит от рабочей температуры, бескамерные шины долговечнее. Не рекомендуется устанавливать в бескамерные шины камеры, поскольку при накачивании камеры между шиной и камерой могут образоваться воздушные подушки, которые будут мешать отводу тепла и приведут к местному перегреву шины. К недостаткам бескамерных шин следует отнести большую сложность ремонта в пути в случае сильных повреждений, а также необходимость в высокой чистоте и гладкости закраины обода для обеспечения герметичности.

Шинные заводы выпускают пневматические шины двух основных конструкций: диагональные и радиальные (рис. 4).

Радиальная шина (шина типа R) имеет меридиональное (от борта к борту) направление нитей в слоях каркаса, а направление нитей в слоях брекера близко к окружному. В диагональной шине каркас и брекер состоят из наложенных друг на друга слоев корда, нити которых перекрещиваются под заданным углом. Угол наклона нитей в брекере посередине беговой дорожки 45 — 60°. Радиальные шины имеют технико-экономические преимущества перед диагональными шинами (повышенная долговечность, высокое сцепление с дорогой, пониженное сопротивление качению, что обусловливает сокращение расхода топлива, пониженное теплообразование и др.). Однако диагональные шины предпочтительны для некоторых условий эксплуатации, например, в условиях высоких ударных нагружений на дорогах низкого качества и в условиях бездорожья.

О пневматической шине

Время на чтение: 7 минут

Важным элементом колес любого автотранспортного средства считаются пневматические шины. Они стоят на автодиске и создают полноценный контакт с трассой. Когда авто едет, шина нейтрализует покачивания, а также вибрации от езды по впадинам, ямам, возвышениям и другим препятствиям. Так пневматика шины создает комфортабельность и безопасность. Производят сегодня различные типы покрышек, отличающиеся материалами, химическим составом, эксплуатационными качествами. Шины имеют различный протекторный узор, что обеспечивает максимум сцепки с разными покрытиями.

Пневматика покрышки — что это

Пневматические колеса: что это — интересно каждому автомобилисту. Пневматика является одним из главных комплектующих ходовой части транспорта. Во время применения пневматика колеса создает не только качественную сцепку с дорожным полотном, но и передачу тяги и тормоза, нейтрализацию проявлений при передвижении авто, маневренность и безопасность езды, динамику и плавность хода, проходимость в разных условиях на дороге. Кроме того, пневматика колеса сказывается на расходе горючего и образовании шума. Разделить шины можно по:

Пневматическая покрышка

  • области применения;
  • методике герметизации;
  • конструктивным особенностям;
  • профильному рисунку;
  • протекторному узору;
  • применению в климате;
  • весу, размеру.

По использованию автошины можно разделить на:

  • Колеса для легковушек (Госстандарт 4754), которые используются на легковых авто, легкогрузных грузовиках, мини-автобусном транспорте и прицепных конструкциях.
  • Пневматика для грузовиков (Госстандарт 5513), устанавливаемая на грузовые авто, прицепные конструкции к ним, автобусный и троллейбусный транспорт.
  • Автошины для грузовиков с давлением, которое регулируется (Госстандарт 13298), используемые на грузовиках с полным приводом, применяемых на почве и в условиях отсутствия асфальтированной дороги.

В комплектацию пневматики входят:

  • Для камерных изделий легковушек — шина, камера с вентилем, укомплектованным мини-колпаком или колпаком-ключом.
  • Для камерных изделий грузовиков — шина, камера с вентильным устройством и обод-лента.
  • Для бескамерных легковушек и грузовиков — шина и вентильный механизм, устроенный в ободе.

Радиальная покрышка

  • Шина — торооболочка изделия пневматики, полностью воспринимающая усилия, которые действуют при передвижении авто.
  • Камера — герметизированная торообразная мягкая оболочка, которая наполняется газом либо воздухом.
  • Вентильная часть камеры или покрышки бескамерной — оборотный воздухоклапан, требуемый для накачки, сдерживания, спуска воздуха и создания контроля давления внутри.
  • Обод-лента — кольцо из резины, устроенное между бортами изделия, камерой и колесным ободком. Ободок-лента используется в камерах грузовиков для защиты камер от «травм».

В первых нитки корда каркасной части пересекаются в касающихся слоях и обладают углом наклона волокон в центре беговой дорожки примерно 45-60°. Данное устройство кордовых нитей именуется диагональным.

Во вторых покрышках кордовые нитки во всех каркасных слоях в средине беговой дорожки обладают углом наклона около 0°, то есть кордовые волокна в соприкасающихся слоях идут в параллель друг другу или перекрещиваются под малым уклоном.

По климат-исполнению пневматика бывает:

  • Для умеренных климатических условий, используемые при температурном режиме не менее минус 45 °С.
  • Морозоустойчивые покрышки, необходимые для работы в районах с температурным режимом менее минус 45 °С.
  • Изделия для тропических климатических условий, создаваемые из материалов влагостойких и сдерживающих высокий температурный режим.

По типоразмеру пневматика разделяется на:

  • Габаритные — с профильной шириной 35 см (14″) и больше в независимости от диаметра посадки.
  • Средние по габаритам — с профильной шириной 20-35 см (7-13″) и диаметром посадки не меньше 45.7 см (18″).
  • Малогабаритные — с профильной шириной меньше 20 см (7″).

Пневматика для легковушек

  • Каркасная часть — основа изделия, которая состоит из одного или нескольких слоев, покрытых кордовой резиной, прикрепленных обычно на кольцах борта. Корд — это материя, которая состоит из плотных ниток основы и тончайших редких волокон, создаваемых на основе синтетики или натуральных материй, или тонких ниток из стали (металлический корд).
  • Брекер — элемент внутри шины, устроенный между каркасной и протекторной частью, включающий нескольких слоев резинового корда из металла или иного материала. Брекер нужен для защиты покрышки от перегрузок, которые возникают при передвижении авто по трассе.
  • Протекторный узор — часть колесного изделия, снаружи выполненная из резины, обычно рельефная, создающая сцепку с трассой и защищающая каркас от деформаций.
  • Боковина — покровной резиновый слой, устроенный на стенке сбоку шины, защищающий каркасную часть от деформации и «травм».
  • Борт изделия — жесткая комплектующая пневматики, создающая ее крепеж на колесном ободе.
Читайте также:  Особенности гидромассажного бокса

На продукции сезона «лето» нет микроскопического узора. Однако здесь присутствуют ярко выраженные бороздки. Они требуются для того, чтобы в непогоду по ним отходила вода. Это позволяет получить максимум сцепки. Покрышки сезона «зима» различаются тонкими канавками на протекторном узоре. Данные канавки придают покрышке эластичности и обеспечивают сцепку даже на обледеневшей трассе. Фрикционные шины хорошо выдерживают летний зной и морозы. Однако эксплуатационные качества всесезонки весьма посредственны.

Для каких авто подходят пневматические колеса

Покрышки пневматика гасят колебания от препятствий на дороге, создают качественное касание колеса с трассой. За счет пневматики сокращаются проскальзывание в грязи и уменьшаются повреждения при передвижении. Резина создает проходимость в непростых ситуациях.

Пневматика — это востребованные автошины, они стоят на многих легковушках для бездорожья, автобусном транспорте. Используются они и на специализированном транспорте, в частности на погрузчиках.

Несмотря на то, что пневматика востребована среди специализированных видов техники, она используется далеко не всегда. Более оптимально ее применение в тех местах, где присутствуют неровные покрытия из камня. Но нужно хотя бы ограничить риск прокола шины: на территории организации не должно быть досок с гвоздями, битое стекло, торчащая из земли арматура и так далее.

ГОСТ 4754-97

Госстандарт распространен на пневматику для транспорта категорий M1, О1, О2 и покрышек с индексацией, несущей способности Госстандарта 4754-97. ГОСТу соответствуют покрышки для легковушек, прицепов к ним, легкогрузовых авто и автобусного транспорта малой вместимости. Технические условия 121 для транспорта категорий М2, N1 и N2 предусматривают применение пневматики Госстандарта 4754-97 на дорожном полотне разных категорий в любом климате при температурном режиме от -45 °С до +55 °С (изделия сезона «зима» — до +10 °С).

Для Минобороны покрышки увеличенной проходимости и универсальные, необходимые для применения в условиях отсутствия асфальта, на мягкой почве, а также на дорожном полотне разных категорий, во всех климатах, используются при температурном режиме от -60 °С до +55 °С.

Теперь стало понятно, что представляет собой пневматическая шина, как она сделана и каких видов может быть. Это подсказка для выбора продукции. От верного выбора зависит комфортабельность, маневренность и защита от аварий. Важный фактор при приобретении — мнения пользователей о покрышках. Они дадут возможность оценить шины правильно, ведь часто из-за рекламщиков на авторынок проникает некачественный продукт с плохими характеристиками.

Если имеются сомнения, правильно обратиться к менеджеру специализированного магазина или изучить инструкцию к своему автотранспортному средству.

Чем примечательны пневматические шины для спецтехники?

Введение

Любой специалист в области спецтехники скажет, что основными статьями расхода в его бизнесе является топливо и шины для техники на колесной базе. К сожалению, на цену топлива мы с вами повлиять никак не можем, а вот правильный выбор шин – это способ существенно снизить расходы и увеличить время безотказной работы машины. К тому же если изначально вы обуете своего «коня» в неправильные шины, это существенно увеличит расход потребляемого им топлива. Цену такой ошибки просчитать несложно: «неправильные» шины увеличивают расход топлива примерно на 3%. Теперь умножьте эту цифру на часы работы техники и стоимость литра дизтоплива, и вы получите сумму, утекающих сквозь ваши пальцы денег.

Только потому, что все шины черные и круглые, это не означает, что все они одинаковы. Именно различиям шин и будет посвящена данная статья.

Шины строительной техники подвергаются нагрузкам, в разы превышающим нагрузки обыкновенной автомобильной техники. Это обусловлено тяжелыми условиями работы и, разумеется, весом самой спецтехники. И значит, совершенно закономерно, что в подобных обстоятельствах сроки эксплуатации таких шин в несколько раз меньше.

Однако, как это ни удивительно, некоторые специалисты в кавычках умудряются сделать его еще меньшим, подбирая для своей техники неправильную «обувь». Руководствуясь только такими качествами шин, как их прочность, сцепление с грунтом и износостойкость, ни в коем случае нельзя забывать, что одним из базовых факторов являются те условия работы, в которых машину планируется эксплуатировать. Ибо, условия стройплощадки в городе и условия карьерных работ совершенно различны. К тому же важен сезон использования шин, температурная нагрузка и скоростные режимы, которым они будут подвергаться.

Важным является и верный подбор размера шин. Ведь если вы установите на спецтехнику шины с шириной профиля, больше, чем указал ее производитель, вы опять таки увеличите расход топлива и получите технику, которой труднее управлять. А шины с меньшей шириной профиля делают технику опасной, ибо на ее вес будет приходиться меньшая площадь сцепления с поверхностью.

Конструкция шины

Первоначально, пожалуй, стоит уяснить, что все шины состоят из каркаса, нескольких слоев брекера, протектора, борта и боковой части.

Здесь на фото: 1 и 2 – это слои брекера, 3 – каркас, 4 и 5 – это борт колеса. Сверху на шине виден протектор, а сбоку колесо защищают боковины, выполненные из эластичной резины.

Конечно, простые автомобильные шины и шины для спецтехники имеют различия, но основное их строение одинаково.

Каркас является в шине тем силовым элементом, который в первую очередь держит давление шины изнутри и принимает на себя основную внешнюю нагрузку. Он состоит из некоторого количества слоев корда, включающего в себя нейлоновые или металлические нити.

Между каркасом и протектором расположены слои брекера, которые удерживают и усиливают протектор, а также снижают нагрузку на каркас. Чем больше в шине слоев брекера, тем равномернее сцепление колеса с поверхностью дороги, а это означает безопасность управления и износостойкость шин.

Протектор – это прочный толстый слой резины со специальными бороздками различного рисунка, называемые ламелями.

Боковины шины защищают ее боковые части от ударов и проколов, смягчают нагрузку на каркас и изгибаются без образования трещин.

Итак, если мы уже разобрались с конструкцией шины, стоит перейти к их видам.

Виды шин. Их особенности и специфика использования на определенной спецтехнике.

Шины для строительной техники бывают таких видов:

Такие шины имеют внутри себя полость, заполненную воздухом под давлением. Они бывают камерными, где воздух закачивается в специальную камеру, и бескамерными, где воздушная полость – это пространство между покрышкой и ободом колеса.

Камерные пневматические шины обозначаются буквами ТТ или Т/Т и в свою очередь тоже бывают двух видов – диагональные и радиальные.

Здесь на рисунке: 1 – обод колеса, 2 – воздушная камера, 3 – покрышка.

Достоинства: высокие амортизационные качества, что немаловажно при осуществлении перевозок «хрупких» грузов. Такие шины прочны и меньше повреждают грунт.

Недостатки: самым главным недостатком является то, что такие шины при проколе быстро теряют закачанный воздух и сдуваются. Если это происходит при движении, машина становится неуправляемой и на ней легко попасть в аварию. На такой шине практически невозможно доехать до сервиса. Также при нагрузках они нагреваются, а на замену такой шины уходит уйма времени.

Вывод: такие шины подходят для спецтехники, работающей в условиях ровного рельефа, без вкраплений острых камней и режущих кромок, способных проколоть пневматическую камерную шину.

Бескамерные пневматические шины обозначаются литерами TL или Т/L.

Строение бескамерной пневматической шины.

Достоинства: эластичны, ибо их производят из смеси резин. Не боятся перепадов температур. За счет специального герметизирующего слоя обеспечивают выход закачанного воздуха исключительно в месте прокола. Благодаря этому при повреждении шины воздух выходит медленнее и техника может успеть доехать до сервиса или стоянки.

Недостатки: как ни крути, такие шины легко прокалываются, теряют воздух и делают технику неуправляемой, а значит опасной. Единственная разница с камерной пневматической шиной – это скорость выхода воздуха из шины.

Вывод: для спецтехники предпочтительнее все же использовать именно бескамерные пневматические шины. Однако и их стоит эксплуатировать только в условиях ровного рельефа, дабы уберечься от проколов.

В отношении пневматических шин нужно уделить особое внимание давлению в них.

Повышенное давление в шинах увеличивает напряжение в каркасе, тем самым снижая способности шин выдерживать внешние удары и нагрузки, а также уменьшает сцепление колес с дорогой.

Низкое давление приводит к нагреванию шины, они быстро изнашиваются и увеличивают расход топлива. А сильное падение давления может привести к излому каркаса.

Поэтому давление в шинах спецтехники следует постоянно измерять и варьировать его в зависимости от планируемой нагрузки. Специалисты рекомендуют подкачивать шины, если планируется большая загрузка техники, а после разгрузки машины снижать давление до рекомендованной производителем нормы.

Процесс измерения давления в шине карьерной техники.

Такие шины отличаются от пневматических тем, что у них присутствует специальный слой, усиленный стальными нитями и позволяющий шине крепиться прямо на ободе. Такие шины получили в народе множество названий: от сплошной шины до шины суперэластик, и считаются видом шин, стойким к проколам.

Строение цельнолитой шины.

Достоинства: не боятся проколов. В них не нужно постоянно измерять рабочее давление. Очень износостойкие. И неожиданный вариант – такие шины бывают совершенно белого цвета, без добавления в покрышку сажи. Подобный вариант может потребоваться в случае, если от спецтехники ожидают соблюдения особенных санитарных норм на месте проведения работ.

Недостатки: такие шины довольно грубы, больше повреждают грунт и имеют низкие амортизационные качества. Так что на них оператор машины прочувствует каждый ухаб и выбоину на дороге и стройплощадке. Самое неприятное – для монтажа таких шин требуется специальное оборудование. Поэтому вам придется либо на него раскошелиться, либо обращаться за услугами к профессионалам.

Вывод: Если вы готовы пожертвовать комфортом и деньгами ради безопасности и надежности, то это прекрасный выбор шин. Они подойдут для работы на стройплощадках, где можно наехать на острые камни и предметы, не боясь остановиться из-за прокола колеса.

Бандажные шины, это, пожалуй, самые простые по конструкции шины. Они, по сути, состоят только из металлического кольца, называемого бандажом, и наваренного на него протектора. Это самый «благородный» вид шин из всех существующих, ибо их протектор делают исключительно из натурального каучука, что, как вы понимаете, делает их крайне дорогими. Однако, при этом они считаются одними из самых надежных шин, обеспечивающих безопасность и длительность эксплуатации.

Белая бандажная шина.

Достоинства: отличаются большой грузоподъёмностью и устойчивостью. Не перегреваются и не повреждаются при совершении техникой частых маневров. Невелики в своих габаритах и этим становятся удобны для использования на складской и портовой технике, в условиях ограниченного пространства. Не боятся проколов, порезов и вообще агрессивных сред. Выпускаются зеленых и серых цветов, что необходимо при работе, где на поверхностях нельзя оставлять черные следы, к примеру, на полах производств или складов.

Недостатки: в первую очередь – дороговизна. Во-вторых, их амортизирующие качества еще хуже, чем в цельнолитых шинах. Также требуют специального оборудования для монтажа. Таким образом, выходит, что подобные шины – надежны, но высокозатратны.

Вывод: шины очень хороши, но не каждому по карману.

Виды протекторов шин. Условия их правильного выбора.

Вид протекторов на шине, которую вы хотите установить на свою спецтехнику, имеют не меньшее значение, нежели конструкция шины.

Существуют такие виды рисунка протектора:

Но каждый из них сегодня имеет массу вариантов. В итоге создается ощущение, будто рисунков протекторов существует сотня видов. На самом же деле нужно просто понять, к какому виду относится каждый из них, и использовать в зависимости от условий эксплуатации техники.

Читайте также:  Деревянный интерьер — как организовать пространство

Где стоит использовать:

  • протектор типа «елка» является самым стандартным, его используют, по большей части, на ведущих колесах и желательно только на мягких грунтах. Такой рисунок протектора хорошо использовать на машинах, работающих в сельской местности и в лесных хозяйствах.

  • протектор «клюшка» – это самые универсальные шины, которые стоит эксплуатировать в условиях городского строительства. Они износостойкие, не боятся перегрева, обеспечивают хорошее сцепление с поверхностью. Неплохо себя зарекомендовали на заснеженных и обледеневших дорогах.

  • рисунок протектора «шашка» подходит для эксплуатации техники в тяжелых условиях, это самый усиленный протектор – его используют в карьерных работах и на агрессивных грунтах. У них укрепленные боковины и повышенная слойность брекера.

  • рисунок «дорожки» стоит использовать исключительно на прицепных частях спецтехники. Такой протектор позволяет прицепам «не вилять» и быть стабильными, то есть плотно удерживает технику на дороге.

  • протектор типа «гладкий» встречается крайне редко. По большей части его используют на технике, работающей на самых низких скоростях, к примеру, на катках.

Отдельно стоит остановиться на таких двух видах протектора, как шипованные и фрикционные, ожесточенные споры о которых ведутся на просторах интернета. Данные виды протектора являются сезонными, и используются только в холодное время года.

  • Шипованные шины судя из названия, оснащены специальными шипами. Используются в зимний период для лучшего сцепления колес с заледеневшей поверхностью дороги.

Фото шипованной шины.

Достоинства: хороши для неопытных водителей. Прекрасно справляются с эксплуатацией на дорогах и грунтах, покрытых ледяной коркой.

Недостатки: стоит понимать, что такие шины хороши именно для льда (в том числе под слоем снежной каши) и для мокрого асфальта, но они не особо годятся для езды по снегу. Их обязательно нужно «обкатать», наездив не меньше 400-500 километров, при этом во время «обкатки» избегать резких торможений и маневров.

Вывод: зависит от условий эксплуатации. Нужно четко понимать, в каких погодных обстоятельствах будет работать спецтехника.

  • Фрикционные шины. Этот тип резины также является зимним, но он предназначен для эксплуатации техники в условиях заснеженности, а не льда. Имеет глубокий рисунок протектора, придает технике устойчивость и хорошее сцепление колес с дорогой.

Фото фрикционной шины.

Достоинства: являются самым тихим видом шин. Их можно устанавливать на спецтехнику уже в конце осени и в середине весны, когда еще/уже нет снега и льда, но погода демонстрирует изменчивость.

Недостатки: нужно быть особо осторожным, если ваша машина попадет на участки льда или плотно утрамбованного снега – такие шины с ним справляются плохо.

Разумеется, данное описание видов протекторов шин является несколько условным, ибо в наше время часто встречаются шины со смешанным рисунком, и правильный их выбор заключается в умелом смешении. То есть вам стоит учитывать условия эксплуатации техники, и в зависимости от них выбирать нужную «смесь».

Пневматические шины

Пневматическая шина, являющаяся одним из наиболее важных элементов автомобиля, состоит из покрышки и камеры, расположенных на ободе колеса. Шина воспринимает вертикальную нагрузку, от веса автомобиля, и все усилия, возникающие в пятне контакта шины с дорогой при ускорении, торможении и повороте автомобиля. Шина также поглощает и смягчает удары, возникающие при движении автомобиля по дороге. Во время движения автомобиля эластичная пневматическая шина в нижней части деформируется, мелкие неровности дороги поглощаются за счет деформации шины, а большие вызывают плавное перемещение оси колеса. Такая способность шины называется сглаживающей. Сглаживающая способность шины обусловлена упругими свойствами сжатого воздуха, которым заполнена шина. При деформации шины неизбежно возникают потери энергии, обусловленные внутренним трением в материале шины. Внутреннее трение повышает температуру шины, что неблагоприятно сказывается на ее долговечности. Чем больше деформация шины, тем больше затраты энергии на внутренние потери и тем бОльшая мощность затрачивается на движение автомобиля. Свойства и работоспособность шины в значительной степени зависят от ее конструкции.

Конструкция шины
Классификация шин
Рисунки протектора шин
Маркировка шин
Безопасные шины
Езда на проколотой шине
Колесный диск

Содержание

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Самое важное свойство любой шины – обеспечение надежного сцепления с дорожным покрытием. Эту задачу выполняет резина протектора, «облегая» благодаря своей эластичности микронеровности дороги в пятне контакта. В сырую погоду, даже на небольшой скорости движения, между протектором и дорогой образуется водяная пленка, препятствующая их контакту между собой. Для исключения потери управляемости в таких условиях необходимо отвести воду из пятна контакта, поэтому на протекторе делают как продольные, так и поперечные канавки различной формы. Чтобы лучше удалять из пятна контакта грязь, обладающую большей вязкостью, чем вода, канавки должны быть шире.
Однако с увеличением количества канавок или их ширины возрастает нагрузка на выступы протектора и ухудшается сцепление с сухим покрытием, из-за уменьшения площади соприкосновения резины с дорогой. К тому же большая нагрузка на выступы протектора способствует ускорению износа шины.
Характеристики каждой конкретной шины достигаются путем сложного сочетания особенностей конструкции, рисунка протектора и качества использованных резиновых смесей. От протектора шины и его рисунка зависит уровень шума во время качения, износостойкость, сцепление с дорогой. Нередко конструкторы улучшают один или два параметра в ущерб другим, например: уменьшают шумность и повышают плавность хода за счет некоторого снижения устойчивости и управляемости.
Добиться высоких результатов оценки по всем показателям одновременно с одним типом шин невозможно. Поэтому количество и разнообразие выпускаемых шин и рисунков протектора даже не поддается описанию, так как ежегодно появляются все новые и новые оригинальные образцы.

ТИПЫ ШИН

При эксплуатации легкового автомобиля летом наибольшее распространение получили дорожные, всесезонные и универсальные типы шин. Дорожные шины (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухим и мокрым твердым покрытием, топливную экономичность, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны. Рисунок протектора отличают четко выраженные продольные канавки для отвода воды из пятна контакта протектора с дорогой, слабо выраженные поперечные канавки и отсутствие микрорисунка. Кроме того, они имеют обязательный плавный (скругленный) переход от протектора к боковинам.
Всесезонные шины являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают им по обеспечению сцепления с дорогой при использовании в соответствующем сезоне. Они приспособлены для работы на сухом и мокром асфальте, к зимним дорогам, обеспечивают неплохой уровень комфорта и удовлетворительную экономичность, но отличаются несколько большим износом, чем летние.
Один комплект таких шин обеспечивает приемлемую реализацию характеристик автомобиля при круглогодичной эксплуатации. Рисунок протектора всесезонной шины более разветвленный, причем элементы рисунка группируются в хорошо различимую «дорожку» и разделены канавками разной ширины. На крупных элементах рисунка имеются узкие прорези (ламели), обеспечивающие сцепление с обледенелой или заснеженной дорогой.
Как правило, на этих шинах проставлена маркировка all season, tous terrain или условные знаки (снежинка или капля).
Универсальные шины (по отечественной терминологии) предназначены для работы на дорогах любого качества. Причем четкую границу между ними и всесезонными провести бывает довольно трудно. Отличаются они прежде всего более глубоким и разветвленным рисунком протектора.
Дело в том, что под дорогами «любого качества» в СНГ можно понимать 60–80 % всех дорог, включая и бездорожье, поэтому этот тип шин во многом – отечественное изобретение. По западным меркам к универсальным можно отнести шины типа М+S (Mud and Snow – грязь и снег) в варианте с менее расчлененным канавками рисунком протектора, со слабо выраженным микрорисунком или без него.

РИСУНОК ПРОТЕКТОРА

Рисунок протектора образуется определенным расположением его элементов относительно друг друга и направления вращения шины. На любом типе шины может быть использован ненаправленный, направленный или асимметричный рисунок протектора, что оказывает существенное влияние на ее эксплуатационные характеристики.
1 — ненаправленная шина устанавливается на автомобиль произвольно;
2 — направленная шина устанавливается на автомобиль по направлению стрелки на ее боковине;
3 — асимметричная шина устанавливается на автомобиль в соответствии с надписью на ее боковине:
«Outside» — наружняя сторона;
«Inside» — внутренняя сторона
Ненаправленный наиболее универсальный рисунок, поэтому часть шин выпускается именно с ним. Он допускает пропроизвольную установку колеса и любое направление вращения шины, но уступает другим рисункам по способности интенсивно отводить воду из пятна контакта с дорогой.
Направленный рисунок отличается тем, что его элементы (упрощенно) расходятся «елочкой», и это требует определенного направления вращения колеса. Такое построение элементов позволяет более эффективно, чем при ненаправленном рисунке, отводить из пятна контакта воду, жидкую грязь и понизить уровень шума, создаваемого шиной при движении. На боковинах шин с этим рисункам обязательно указано направление вращения. Определенное неудобство связано с тем, что «запаска» совпадает по направлению вращения только с колесами одной стороны автомобиля, а на другой стороне она может использоваться только для поездки с небольшой скоростью до ближайшего шиномонтажа.
Асимметричный рисунок – один из способов реализовать разные свойства в одной шине, например наружную сторону протектора выполняют с рисунком, обеспечивающим наилучшее сцепление с сухой дорогой, а внутреннюю – с мокрой. Он характерен различным расположением канавок и шашек с одной и другой стороны от середины протектора. Шины с асимметричным рисунком чаще всего бывают ненаправленными,а изредка – направленными; в этом случае требуются разные шины для левых и правых колес автомобиля. На боковинах шин с асимметричным рисунком обязательно указано, какая сторона должна быть направлена внутрь, а какая наружу. Если комплект шин с асимметричным ненаправленным рисунком, то запасное колесо подходит на любую сторону автомобиля.

РЕКОМЕНДАЦИИ

При выборе и эксплуатации шин могут быть полезны некоторые общие правила.
• Используйте размеры шин, рекомендованные инструкцией по эксплуатации автомобиля.
• Так как идеальных шин не бывает, при их выборе целесообразно для себя определить, какие свойства, помимо надежного сцепления, наиболее важны – «спортивность», комфортность, экономичность и т.п.
• Шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях.
• Шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности.
• Как правило, производители указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины, но при этом умалчивают, какими свойствами для этого «пожертвовали».
• Подбирая параметры шин при их замене, можно улучшить одни показатели автомобиля, но непременно за счет снижения других.
• Низкопрофильные шины улучшат управляемость автомобиля, особенно на высоких скоростях, но они в большей степени подвержены повреждениям на дорогах с дефектами покрытия.
• Лишь внешнее сходство или, наоборот, отличия шин разых производителей не позволяют делать однозначный вывод о схожести или различии их эксплуатационных свойств.
• Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора.
• Эксплуатация зимних шин в летнее время, помимо их ускоренного износа, ухудшает курсовую устойчивость, управляемость («ватный руль») и тормозные свойства автомобиля.

НЕКОТОРЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ НА ШИНАХ

All season (Тous terrain) – всесезонная шина.
M+S (грязь и снег) – обозначение на шинах для всесезонной и зимней эксплуатации.
Rotation – направление вращения (для шин с направленным рисунком).
Side facing inwards или Inside – сторона, обращенная внутрь*.
Side facing outwards или Outside – сторона, обращенная наружу*.
P (Passenger) – легковая шина (америк.).
Second, Secunda (или DA) – обозначение указывает на наличие второстепенных дефектов, не влияющих на скоростную прочность.
Maximum Pressure – максимальное давление. Нагрузка указывается в фунтах (LBS), а давление – в фунтах на квадратный дюйм (PSI) для шины в «холодном» состоянии (1LBS=0,4536 кг; 1PSI=0,0069 МПа)
TWI (Tread Wear Indication – индикаторная дорожка износа) – знак на боковине шины. Показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Этот знак наносят возле протектора равномерно в шести местах по окружности.
*Надписи, которые могут наноситься на борта ассиметричных шин. Они указывают на ориентацию шины относительно продольной оси машины при монтаже ее на колесо.

Читайте также:  Проточный фильтр для очистки воды. Плюсы и минусы

Более подробно об обозначениях на шинах: ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН

Взаимозаменяемость цельнолитых и пневматических шин

Подбор шин для погрузчика, как и для любой другой промышленной техники, – это дело довольно непростое. И непростое даже не потому, что тяжело подобрать резину, которая бы полностью соответствовала требованиям по индексу скорости и индексу нагрузки, а потому, что для погрузчиков используют несколько видов покрышек, каждая из которых имеет свои преимущества, недостатки и рекомендуется для использования в определенных ситуациях.

О том, почему быстро изнашиваются пневматические или цельнолитые шины и индикаторах износа здесь

Двумя основными классами шин являются пневматические шины и литые на вилочный погрузчик . Они кардинально отличаются друг от друга по составу и структуре, что и обусловливает разницу в «показаниях» для их использования.

Давайте разберемся для начала, что из себя представляют цельнолитые шины, а что – пневматические.

Пневматические шины – это привычные для нас покрышки, которые могут иметь или же не иметь камеры, и для того, чтобы они функционировали, их накачивают воздухом, находящимся под давлением, что придает шине жесткости и способности выдерживать вес техники и ее груза. На сегодняшний день самым распространенным является именно такой вид шин, так как имеет более низкую стоимость по сравнению с цельнолитыми и является гораздо более универсальным. Пневматика используется практически во всех сферах промышленности. Мы можем видеть грузовики, трактора, экскаваторы или же катки на пневматических шинах.

Ещё больше интересного на specshyna.ru: о шине низкого давления как специальной разработке для отрасли сельского хозяйства

Цельнолитые покрышки используются, в основном, для погрузчиков, так как именно их конструкция колеса и условия работы позволяют использовать такой тип резины. Их стоимость может в несколько раз превышать стоимость пневматики и при этом условия, в которых сможет безопасно работать погрузчик, на который надеты цельнолитые шины, являются довольно строгими и не всегда доступными.

Цельнолитая покрышка представляет собой шину, которая не имеет свободного пространства внутри и сделана из нескольких слоев материала, каждый из которых имеет свое предназначение. Такие шины не накачиваются воздухом и, как следствие, – не лопаются и не боятся большинства физических повреждений (гвоздей и т.д.). Бывают специальные, не оставляющие следов белые – для пищевой, фармпромышленности и др.

Отвечая на вопрос темы статьи, сразу можно сказать – пневматические и цельнолитые шины взаимозаменяемы, и на колесные диски погрузчика можно установить как первый тип резины, так и второй. Однако не стоит забывать, что производитель погрузчика рассчитывал конструкцию для какого-то определенного типа шин.

Пневматическая шина имеет гораздо меньший вес и большую упругость по сравнению с цельнолитой, что уменьшает нагрузку на двигатель погрузчика (которому не приходится так сильно напрягаться, чтобы катить колесо) и нагрузку на мост, поскольку шина частично амортизирует неровности поверхностей и отлично предохраняет ходовую от излишней нагрузки. Использование пневматических шин будет аргументировано в том случае, когда место работы погрузчика неровное, имеет какие-либо ямки, горбики и прочие препятствия, работу с которыми должна будет взять на себя резина.

Но вот если место работы погрузчика ограничивается складом, в котором положен ровный пол, без трещин, горбиков и прочих дефектов (такими свойствами обладают, в основном, наливные полы), то куда более рациональным будет использовать именно цельнолитые шины, так как на такой поверхности они практически не снашиваются, выдерживают очень большие нагрузки (значительно бóльшие, чем могут выдержать пневматические шины).

К тому же, у цельнолитых покрышек есть еще одно большое преимущество – они производятся в двух цветовых гаммах. Конечно, может показаться, что это просто дело вкуса, какой цвет шин использовать, однако в тому случае, если к складскому помещению предъявляются жесткие требования санэпидстанции, то такая резина будет незаменимой. Незаменимой потому, что не оставляет следов на полу и имеет более натуральный состав.

Вот, в принципе, и все основные преимущества и недостатки двух основных видов покрышек для погрузчика. Перед покупкой шин настоятельно рекомендуется тщательно обдумать все моменты работы Вашей техники и приобрести именно тот вид резины, который больше всего Вам подойдет.

Выбираем шины для спецтехники. Часть 1

Однако и строительные машины также имеют различное назначение и вид базового пневмоколесного транспортного средства. Поэтому выбор шини для спецтехники определяется условиями эксплуатации каждого типа и каждой модели используемых в строительстве машин.

К первому типу следует отнести машины, устанавливаемые на шасси грузовых автомобилей и предназначенные не только для выполнения определенных видов работ, но и для достаточно высокой скорости их транспортирования. При этом они могут перемещаться по магистралям на дальние расстояния, по городским и местным дорогам, а также по бездорожью. К этим машинам относятся автомобильные краны, в том числе краны на специальных шасси автомобильного типа, короткобазовые и т.п., краны-манипуляторы и автогидроподъемники, бурильнокрановые машины и экскаваторы-планировщики, погрузчики с телескопической стрелой, автобетоносмесители, авторастворовозы и автобетононасосы, машины для содержания и ремонта дорог, а также самосвалы и различного вида грузовые автомобили и специализированный подвижной состав автомобильного транспорта, используемого для перевозки строительных материалов, изделий, машин и т.п. (цементовозы, панелевозы, трейлеры и т.д.). Шины для спецтехники должны обладать определенной износостойкостью и теплостойкостью в связи с перемещением последних по магистралям и городским автодорогам со скоростью до 85 км/ч. Ко второму типу относится основной парк различных строительных машин, каждая из которых имеет свою сферу деятельности и, соответственно, свои эксплуатационные особенности. Эти машины, в силу своей специфичности, работают как в «чистом» строительстве (с грунтом и на нём), так и, частично, в карьерах на перемещении и погрузке каменных материалов. В соответствии с этим различные требования предъявляются и к шинам. Так, шины бульдозеров, одноковшовых экскаваторов, ковшовых погрузчиков, пневмоколёсных кранов и т.д. должны обеспечивать износостойкость и стойкость к порезам от острых краёв камней и других предметов, автогрейдеров — устойчивость при их работе и перемещении, маневренность и требуемое тяговое усилие, а пневмоколёсных дорожных катков и асфальтоукладчиков — стойкость к температуре, износу, маслам и порезам.

Для перевозки больших объёмов грунта, угля и каменных материалов используются строительные скреперы с вместимостью ковша до 24 м 3 и максимальной скоростью передвижения до 50 км/ч, скреперы для горной промышленности с ёмкостью ковша до 35 м 3 полуприцепные и самоходные тележки с донной разгрузкой (для грунта и угля) грузоподъёмностью до 300 т, а также самосвалы: шарнирносочленённые г/п до 50 т, с механическим приводом г/п до 100 т и большегрузные с дизель-электрическим приводом г/п до 360 т. Шины этих машин должны быть износо- и теплостойкими, устойчивыми к порезам и разрывам от ударов камней и других предметов при загрузке и транспортировке последних.

Вилочные, многоковшовые, малогабаритные и специальные погрузчики, различного вида траншейные экскаваторы, трубоукладчики и другие машины также предъявляют определённые требования к шинам, частично или полностью указанные выше. При этом следует отметить, что шины для спецтехники должны обеспечивать необходимое тяговое усилие и повышенную проходимость машин. Также необходимо отразить и то, что именно от шин в значительной степени зависят и такие технико-эксплуатационные характеристики строительных машин, как их экономичность, управляемость, безопасность и комфортабельность. В части повышения комфортабельности машин смягчение ударов и погашение небольших толчков при неровностях дороги или наезде на препятствия осуществляется также и за счёт упругости шин, наполненных сжатым воздухом. В дальнейшем рассматриваются практически только шины для спецтехники повышенной производительности.

В соответствии с вышеизложенным, пневматические шины для спецтехники по назначению делятся на шины строительных машин, установленных на шасси грузовых автомобилей, эксплуатируемые на дорогах различных категорий, в том числе и на бездорожье, при температуре окружающей среды до –45 С, и шины повышенной проходимости, в том числе с регулируемым давлением, для остальных строительных машин и всех видов дорог и бездорожья при работе в любых климатических зонах (от +60 до –60 С). Характеристика шин для спецтехники и ободьев, на которые они устанавливаются, включает в себя как основные размеры (габариты), так и другие показатели, связанные с особенностями конструкций и видом эксплуатационной деятельности строительных машин. В соответствии с этим пневмоколёсные шины для спецтехники классифицируются по ряду направлений.

Основными размерными параметрами шин являются ширина В (дюймы или мм) и высота Н (мм) профиля, номинальный посадочный d (дюймы) и наружный D (мм) диаметры, а также ширина опорной части протектора B1, габаритная ширина профиля В2, учитывающая противоударные выступы, статический радиус Т и ширина профиля В3 при статической нагрузке (все в мм). При этом необходимо отметить, что практически все (кроме двух последних) размеры шин указываются для смонтированных на обод и накачанных воздухом шин без приложенной к ним нагрузки. К основным размерам обода, помимо посадочного диаметра d, относятся также его посадочная ширина С (мм) и высота его фланца h (мм).

Одним из главных параметров шины для спецтехники является также их серия, представляющая собой отношение высоты профиля шины к её ширине (Н/В) и обозначаемая в процентах. Причём если в характеристике шин обозначение серии составляет 80% и менее (75, 70, 65, 60, 55%) — ширина профиля указывается в мм, а за дробной чертой ставится отношение Н/В в процентах. Если же обозначение серии составляет 80% и более, то ширина профиля даётся в дюймах, а отношение Н/В не указывается. Однако возможно обозначение ширины профиля шины как в дюймах, так и в мм с приведением и соотношения Н/В в процентах после дробной черты, а также двойное обозначение (и в мм, и в дюймах). Например, обозначение шины для спецтхники 10.00R20 показывает, что 10 — ширина, а 20 — посадочный диаметр шины (в дюймах), а шины 315/80R22,5: 315 — ширина в мм, 22,5 — посадочный диаметр в дюймах. Буква R обозначает шину радиальной конструкции.

Пневматическая шина для спецтехники со сменной резиновой камерой и покрышкой, имеющей тканевый каркас и проволочные прямые борта, впервые была запатентована в 1896 году англичанином Велчем. Вначале были разработаны камерные диагональные, а в 1946 г. — радиальные шины, конструкция которых преобразовалась затем и в бескамерную. Начиная с этого времени конструкции шин и ободьев для них, оставаясь принципиально неизменными, постоянно совершенствуются. При этом учитываются как новые материалы для изготовления шин, современные покрытия автомобильных дорог и резко возросшие скорости перемещения машин, так и существенное повышение грузоподъёмности и необходимость их использования в тяжёлых условиях бездорожья и при работе в карьерах.

Ссылка на основную публикацию