Безопасность подъема с помощью подъемных цилиндров

Установка и эксплуатация автомобильного подъемника

Некоторые виды работ по ремонту кузова и ходовой части очень трудно, а иногда и невозможно выполнить без подъёма машины. Совершенствование технологии авторемонтных работ привело к созданию целого ряда устройств для подъёма автомобиля на необходимую высоту, обеспечения доступа к его узлам и агрегатам.

Так как ремонт авто выполняется в различных производственных условиях, от ремонтного цеха до простого гаража, то их разнообразие отразилось и в конструктивных схемах подъемников.

В статье использованы фотографии автомобильных подъемников WiederKraft https://wiederkraft.ru/shop/avtomobilnye-podemniki/ подробную информацию о других моделях можно найти на официальном сайте. Также здесь представлено оборудование производителей Direct Lift, Trommelberg.

По способу перемещения опорных точек или площадок, подводимых под низ кузова, наиболее распространенными являются:

  • с движением по вертикальным стойкам, колоннам (одно-, двух-, четырехстоечные);
  • с подъёмом с помощью рычажного механизма (ножничные);
  • с гидроцилиндром в качестве привода и несущего элемента одновременно (плунжерные).

Подъемные устройства бывают как стационарного типа, так и мобильные. Стационарные подъемники требуют выделения необходимого пространства для них в помещении цеха, гаража, подготовки бетонного основания. Переносные, подкатные устройства более универсальны и менее требовательны к обустройству помещения, могут быть использованы даже на открытой площадке.

Особенности выбора и монтажа подъемника

На выбор подъемника для авторемонтного предприятия, гаража, мастерской влияют следующие факторы:

  • обслуживаемый автопарк (типы машин, их габариты, масса);
  • виды работ, которые планируется выполнять в данной рабочей зоне;
  • располагаемое рабочее пространство (площадь помещения, высота потолка, и т.п.);
  • оснащённость источниками энергии.

В зависимости от весовых параметров выбирают грузоподъемность оборудования. Различные виды ремонта требуют удобного доступа к определенным узлам машины, который может обеспечить не каждая конструктивная схема подъемного устройства. Размеры помещения, проходы, подъезды влияют на тип и размеры подъемника, наличие электро- и пневмосетей – на выбор привода. Многие типы подъемных устройств, если позволяет грузоподъемность, можно использовать как для легковых, так и грузовых автомобилей, но значительная часть оборудования разрабатывается в расчете на конкретный класс машин.

Типичным и наиболее популярным для автосервиса и небольшого авторемонтного предприятия, ориентирующегося на легковые авто, стал выбор подъемника двухстоечного типа с механическим или гидравлическим приводом.

Живой пример – известная модель WDK-523/524 фирмы Wiederkraft грузоподъемностью 4-5т на фото выше с машиной от компании “Оазис” по доставке воды.

Опорами для поднимаемого автомобиля у такого устройства служат выдвижные поворотные кронштейны (лапы), попарно размещённые на каретках, синхронно перемещающихся по направляющим двух вертикальных колонн (стоек). Движение кареток осуществляется с помощью электромеханического (электромотор плюс винтовая пара) либо электрогидравлического (элетромотор – насос – гидроцилиндры) механизмов.

Синхронность их подъёма обеспечивается обычно с помощью роликов и троса, пропущенного через поперечину, соединяющую балки сверху или снизу (верхняя или нижняя синхронизация).

При самостоятельной установке двухстоечного подъемника особое внимание следует уделить подготовке основания. Опорные площадки несущих стоек крепятся к полу с помощью анкерных болтов, заглубляемых в бетон. Относительно небольшая площадь опоры и значительные продольные и поперечные нагрузки, воспринимаемые стойками, передаются на материал основания и болты. Этим объясняется необходимость в толстом (от 15-20 см) слое прочного армированного бетона.

Но даже надёжное крепление стоек не исключает их упругую деформацию, отклонение от вертикали под нагрузкой. Поэтому часто при установке и выравнивании с помощью уровней намеренно создают небольшой “развал” стоек относительно друг друга. Значительно большей жесткостью обладает схема с верхней синхронизацией за счёт наличия траверсы, связывающей свободные концы стоек.

При сборке подъемника необходимо следовать инструкциям изготовителя, требованиям чертежей, и другой технической документации. Это гарантирует его надёжность и безопасность. Вторым важным условием эффективности использования стационарного оборудования является его оптимальное размещение. Необходимо заранее спланировать рабочую зону и пространство вокруг нее. Схема расположения подъемника должна обеспечить наилучший доступ к агрегатам машины, удобство работы по их демонтажу и ремонту. Кроме этого, нужно продумать заезд и выезд автомобиля, при необходимости надстроить аппарели для прохождения через напольные элементы конструкции или заглубить до уровня пола выступающие части. И не забыть про высоту потолка. В него не должна упереться ни крыша кузова, ни его детали (капот, дверь багажника, его крышка и т.п.).

Особого внимания требует сборка гидросистемы. Необходимо исключить попадание не только грязи, но и пыли на детали соединительной арматуры, уплотнительные кольца, манжеты. Для монтажа гидропривода желательно привлечение опытного специалиста. Участия квалифицированного слесаря-электрика потребует также монтаж и подключение электрооборудования.

Техническое обслуживание подъемника

Регламент проверки и обслуживания систем и механизмов подъёмного устройства подробно изложен в документации на каждую модель. Обобщенно можно выделить следующие моменты.

Движущиеся детали требуют регулярной смазки. Особенно важно это для винтовой пары подъемника электромеханического типа. На нее приходится вся нагрузка от веса автомобиля. Смазка, постоянный контроль и регулировка необходимы для механизма синхронизации, стопорных устройств электрогидравлических подъёмников, ограничителей высоты подъёма. Следить нужно и за состоянием элементов конструкции, затяжкой анкерных болтов.

Гидравлическая система нуждается в специфическом обслуживании, которое включает в себя контроль герметичности трубопроводов, шлангов и их соединений, целостности уплотнений гидроцилиндров, проверку заполнения рабочей жидкостью, настройку системы управления.

Меры безопасности при работе с подъемным оборудованием

Автомобильный подъемник – объект повышенной опасности. Вызванная неправильной установкой и нарушением правил эксплуатации авария может привести к травмам и даже гибели людей. Поэтому выполнение требований техники безопасности при работе на нем – жизненно необходимо.

Руководитель, хозяин авторемонтного предприятия, несущие ответственность за безопасность работ, обязаны обеспечить неуклонное выполнение требований отраслевых и корпоративных инструкций, определяющих порядок эксплуатации подобных объектов. В качестве основных следует упомянуть положения о том, что:

к работе на подъемном оборудовании допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие соответствующее обучение и прошедшие инструктаж по технике безопасности;

  • допущенный персонал обязан проходить регулярные медосмотры;
  • работники должны быть обеспечены спецодеждой;
  • в подъеме машины должны участвовать двое работников: один – на пульте управления, другой – следить за положением автомобиля, сигнализировать о возникающей опасности;
  • запрещается выходить за пределы допустимого веса;
  • никого не должно быть под машиной во время подъема вплоть до фиксации ее положения с помощью стопорных устройств, а также в процессе опускания;
  • необходимо проверить приведение в действие стопорных механизмов по окончании подъема и их отключение перед началом спуска;
  • перед опусканием машины следует убедиться в отсутствии посторонних предметов и других помех на площадке под подъемником;
  • в случае возникновения аварийной ситуации необходимо прекратить работу и оповестить руководителя.

Полный перечень требований по безопасной работе излагается в инструкции, утверждаемой руководителем. С ее положениями под расписку знакомится каждый работник.

Общие рекомендации для покупателей при выборе подъемника

Оснащение авторемонтного предприятия, гаража подъемным оборудованием – обязательное условие качественной работы. Какой подъемник выбрать, самостоятельно или с привлечением специализированного сервиса производить монтаж – решать руководителю. Важно правильно с точки зрения потребностей и возможностей производства подобрать модель оборудования и соблюсти все требования по его установке, наладке, эксплуатации.

Рынок автомобильных подъемников предлагает широкий выбор моделей, брендов, поставщиков. Многие известные производители, например, WiederKraft, Trommelberg, и другие имеют представительства в России и оказывают полный комплекс сервисных услуг, включая установку, наладку и обучение персонала.

Останавливаясь на монтаже своими силами, следует оценить возможности и степень ответственности. В частности, прежде чем принять решение об установке подъемника своими силами, есть смысл согласовать с поставщиком условия гарантии на оборудование. Самостоятельный монтаж подъемника может привести к ее потере. Тем не менее, во многих случаях такое решение себя вполне оправдывает.

Устройства и приборы безопасности автовышек и автогидроподъемников

Предназначение автовышек и автогидроподъёмников подъём людей на определённую высоту. Именно из-за работы с людьми к автовышкам выдвигаются достаточно высокие параметры безопасности при работе и эксплуатации типичных устройств.

На подъёмниках установлен следующий перечень устройств отвечающих за безопасность:

  • Система ориентации люльки (рабочей поверхности) — предназначена для удержания люльки в вертикальном положении;
  • Конечные выключатели – с их помощью ограничивается зона обслуживания, а именно угол раскрытия колен;
  • Блокировка подъёма колен при неустановленных дополнительных опорах;
  • Блокировка подъёма гидроопор при рабочем оборудовании, выставленном в поднятом положении;
  • Система аварийного спуска люльки. Она предназначена для эвакуации людей при сбое в работе гидросистемы;
  • Предохранительный клапан гидросистемы;
  • Гидрозамки гидроцилиндров;
  • Сигнализирующие кнопки на верхнем и нижнем пультах управления;
  • Кнопки, отвечающие за аварийную остановку двигателя машины непосредственно из люльки, а также дополнительные кнопки расположенные и на нижнем пункте управления;
  • Ограничители грузоподъёмности, предельного груза люльки (предохраняют конструкцию от перегрузок во время работы);
  • Боковые ограничители, останавливающие движение колен работающего подъёмника при его касании базовой машины, у которой находится люлька.

В соответствии с «Правилами устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)» ПБ 10-11-92, начиная с 1992 года, в современном производстве используются более совершенные системы безопасности.
Система предусматривает приборы и устройства, отвечающие за безопасность эксплуатации, а именно: ограничитель максимально допустимого груза, который автоматически отключает (останавливает) процесс подъёма или подаёт сигнал в случае превышения предельно допустимой грузоподъёмности площадки (люльки);

  • ограничитель зоны обслуживания – предназначен для автоматизации отключения подъёмника и предотвращает пересечения площадкой (люлькой) зон обслуживания;
  • блокировка подъёма опор при рабочем положении колен – отключает механизм подъёма опор в момент когда колени находятся в рабочем положении;
  • конечный выключатель – автоматически отключает механизм подъёма при переходе его движущимися частями стандартных положений;
  • предохранительное устройство – система ориентации площадки отвечающее за ориентацию люльки в вертикальном положении при любом угле раскрытия колен;
  • система аварийного опускания люльки, предназначенная для аварийного опускания люльки (площадки) при остановке (отказе) в работе гидросистемы или двигателя базового автомобиля;
  • указатель наклона подъемника, который определяет угол наклона непосредственно самого подъёмника (вышки);
  • прибор, определяющий скорость ветра – анемометр;
  • предохранительное устройство отвечающие за аварийную остановку двигателя базовой машины непосредственно с площадки и дополнительно – с нижнего пульта управления.

Все вышеперечисленные устройства и приборы по возможности объединяются в единую систему с помощью электронных средств. При этом все параметры о работе и положении подъёмника выводятся на дисплей, обеспечивая максимальную информированность оператора-машиниста.

Коленчатые автогидроподъёмники оснащены устройствами, отвечающими за безопасность; они ограничивают углы раскрытия колен, а иной раз и опрокидывающий момент для обеспечения устойчивости. Так, система ограничения угла подъёма верхнего колена, предотвращающая перегрузку нижнего колена и предупреждающая столкновение люльки с верхним коленом, предусмотрена на подъёмниках типа АГП. Эта система состоит из выключателя-гидрораспределителя, расположенного близ оси подвеса площадки (люльки) и кулачка на оси подвеса площадки (люльки), который действует на него. При отклонении в 80° по отношению к горизонту верхнего колена люлька, которая снабжена системой ориентации в вертикальном положении и вращающаяся относительно верхнего колена, приводит в движение кулачок и распределитель, заставляя их взаимодействовать. Нажатие на распределитель блокирует все движения колен в сторону увеличения угла (напор соединяется со сливом). Этой же системой ограничивается угол раскрытия нижнего колена, а в некоторых случаях ходом гидроцилиндра подъёма нижнего колена (при повышении давления в данном случае срабатывает предохранительный клапан).

На автовышках ВТ-23 высоту выдвижения телескопа ограничивают, отключая коробку отворота мощности и, следовательно, лебедки телескопа. Достигая предельно максимальной высоты выдвижения телескопа канат автоматического отключения натягивается и воздействует на механизм отключения коробки отбора мощности.
В некоторых моделях подъёмников установлены ограничители нагрузки на пол площадки (люльки). При превышении максимальной паспортной нагрузки автоматически срабатывает конечный выключатель — и подъём люльки прекращается. В момент проведения технического осмотра подъёмника с грузовыми испытаниями этот выключатель должен быть отключён. Конструкцией определённых подъёмников предусматриваются ограничители выдвижения телескопических колен (гидравлический золотник, срабатывающий при переходе телескопической секции в крайнее положение). Зачастую непосредственно предохранительный клапан выполняет функцию ограничителя как для крайних положений (срабатывает при повышении давления при крайних положениях цилиндров выдвижения), так и для механизмов выдвижения гидроопор (и крайних положений колен в некоторых конструкциях подъемников и вышек).

Читайте также:  Образец современной немецкой архитектуры: коттедж из натурального камня

В случае, когда в конструкции подъемника не предусмотрено гидравлическое шарнирное соединение и вращающееся соединение электрооборудования, то во избежание перекручивания шлангов и кабелей при вращении поворотной части установлен ограничитель угла поворота платформы, который обеспечивает максимальный поворот на 270° в каждую сторону.

В большинстве случаев система ориентации площадки (люльки) в пространстве представляет собой систему тяг и цепей (канатов) и работает по принципу параллельности сторон параллелограмма. Более совершенные конструкции, оборудованные телескопическим коленом, функционируют при помощи системы, состоящей из двух взаимосообщающихся цилиндрических ёмкостей (внизу на платформе и у люльки). В таких автовышках применена система, которая автоматически ограничивает высоту выдвижения телескопа, выключая двигатель автомобиля при выдвижении телескопа более чем на 26 м. Такая система представлена конечным выключателем, пусковой кнопкой, соединительными проводами и подведена в цепь зажигания автомобиля. Таким образом, при выдвижении телескопа на предельно максимальную длину срабатывает конечный выключатель (который крепится на кронштейне на телескопе в верхней части первой трубы), затем происходит выключение зажигания и срабатывание звукового сигнала.

Только тогда движение нижнего или верхнего колена (давление на верхней части) возможно, когда гидроопоры зафиксированы в выдвинутом положении и машина соответственно вывешена. В таком случае золотник блокировки выносных опор переключается и разъединяет напорную магистраль верхней части со сливом.
По такому же принципу работает и блокировка подъёма дополнительных гидроопор. До тех пор, пока рабочее оборудование (нижнее колено) не уложено на опорную стойку и соответственно не сработал золотник блокировки, дополнительные опоры нельзя убрать в транспортное положение. Для таких случаев, когда необходимо опустить верхнее колено при отказе гидросистемы на нижнем пульте, предусмотрен игольчатый вентиль, который плавно открывается. Степенью открытия игольчатого вентиля регулируется скорость опускания верхнего колена. Происходит это так, что при опускании верхнего колена (поворачивая платформу, управляя рукоятками распределителей поворота платформы и нижнего колена) соответственно и происходит опускание нижнего колена, используя напор в магистрали от массы верхнего колена с люлькой.

Устройства безопасности, отвечающие за аварийный спуск необходимы в тех случаях, когда неизбежны ситуации, которые сопряжены с внезапной блокировкой (остановкой) механизмов вывешенной люльки в то время, когда в ней находятся люди. Причины таких остановок могут быть разнообразны — от разрыва шлангов и трубопроводов и отказа двигателя до выхода из строя насоса, что происходит в результате отсутствия электроэнергии для питания подъёмников от внешней цепи, в частности прицепных. Для предотвращения подобных случаев в подъёмниках предусматриваются специальные устройства, предназначенные для опускания люльки на землю при эвакуации рабочих, а также для складывания подъёмника с последующей транспортированием его для ремонта.

Спуск в аварийной ситуации происходит следующим путём: устанавливается ручной насос, который оснащён длинными шлангами с прикреплёнными на его концах полумуфтами, подключающими к присоединительным муфтам приводы поворота платформы, подъема опор, опускания колен подъемника. Подкачивающий насос срабатывает медленнее, но зато он без волновой динамики опустит колена для безопасной эвакуации рабочих; особым ключом приоткрывают гидрозамок цилиндров для начала спуска нижнего, а затем и верхнего колена и гидроопор; устанавливается специальный аварийный вентиль, который соединён с поршневой полостью цилиндра (цилиндров) подъёма нижнего колена.

В свою очередь, аккуратно открывая вентиль и медленно опуская колено, одновременно есть возможность использовать появившееся давление в гидросистеме, управляя рукоятками. При этом колена складываются в транспортное положение, а выносные опоры поднимаются.

Звуковая и световая аварийная сигнализация автоматически срабатывает при перегрузках, воздействующих на люльку и при столкновении ее с препятствием. Например, при давлении на люльку свыше 380 кг, автоматически срабатывает защита от перегрузок, соответственно на пультах управления включаются мигающие красные лампы и прерывистый звуковой сигнал, сообщающий об опасности. При перегрузках свыше 400 кг сигнальные лампы (расположенные на пультах) горят постоянно, звуковой сигнал прекращается, движение люльки останавливается. При столкновении люльки с каким-либо препятствием автоматически срабатывает «защита от столкновений», люлька прекращает своё движение, на пультах горит красная лампочка. Также конструкцией предусмотрена система двусторонней громкоговорящей связи, которая обеспечивает связь между пультом люльки и пультом управления поворотной рамы.

Электрооборудование, используемое при конструкции автовышек и автогидроподъёмников, классифицируют на вспомогательное и основное. Вспомогательное оборудование обеспечивает работоспособность машин, предусматривает возможность осуществлять любые рабочие операции. Основное оборудование отвечает за безопасность во время работы, электрооборудование подъёмника с электроприводом, подъемники, имеющие электрогидравлическое управление и т.д.
Вспомогательное электрооборудование подъёмников и вышек включает в себя:

  • габаритные фонари и отражатели;
  • систему световой и звуковой сигнализации;
  • боковые отражатели;
  • белый верхний фонарь и желтый мигающий фонарь, (который имеют некоторые подъемники на люльке и кабине шасси либо на выносных опорах) призванные предупреждать проходящий транспорт при работе в условиях интенсивного движения или в темное время.

Основное электрооборудование подъёмников и вышек — это элементы системы безопасности (коленчатые выключатели, ограничители, дисплеи) и элементы электрогидравлического управления (кнопки, переключатели, кабели, катушки и т.п.). Конструкции подъёмников, оборудованные функцией питания от внешней сети оснащены электродвигателем насосов, системой управления ими и электродвигателем механизмов прицепных подъёмников.

Напряжение основного и вспомогательного оборудования, как правило, составляет 12 или 24 В (в зависимости от напряжения сети базового автомобиля). Питающееся от внешней сети силовое электрооборудование работает от напряжения в 380 В переменного тока.

Статьи написанные углём.

Горные подъёмные установки.

1. Классификация подъёмных установок.

Подъемные установки классифицируют по:
1) высоте подъема для шахт: неглубоких — до 500 м; средней глубины — от 500 до 1000 м; глубоких от 1000 до 1500 м; сверх­глубоких — более 1500 м;

2) назначению: главные — для подъема полезного ископаемого; вспомогательные — для спуска — подъема людей и транспортирования различных грузов, причем они могут быть людские, грузовые и грузолюдские; проходческие — для транспортирования грузов и людей при проходке и углубке стволов шахт;

3) ориентировке пути транспорта: вертикальные, наклонные (последние изучаются в курсе шахтного транспорта);

4) типу подъемных сосудов: с бадьями, с неопрокидными клетями, со скипами, с опрокидными клетями;

5) типу органов для навивки подъемного каната: с органами навивки постоянного радиуса, с органами навивки переменного радиуса.

6) числу подъемных канатов: одноканатные, многоканатные;

7) уравновешиванию: неуравновешенные системы, уравнове­шенные системы (с уравновешивающим подвесным канатом при органах навивки постоянного радиуса, с органами навивки пере­менного радиуса);

8) типу электропривода: с асинхронным электроприводом, с приводом постоянного тока.

2. Подъёмные сосуды. Назначение и устройство.

применяют при проходке и углубке стволов шахт для спуска-подъёма людей и транспортировке породы, материалов, оборудования. Бадья состоит из сварного кузова и дуги.

Неопрокидные клети применяют для спуска-подъёма людей и различных грузов. Клеть состоит из каркаса, парашюта, направляющих башмаков, стопоров, дверей, крыши.

Опрокидные клети выполняют те же функции, что и неопрокидные. Опрокидная клеть состоит из рамы, поворотной платформы с разгрузочным роликом, парашюта, направляющих башмаков, направляющих муфт, стопорного устройства, дверей, крыши, запорного устройства, предназначенного для предотвращения опрокидывания платформы при движении клети по стволу.

Скип с неопрокидным кузовом состоит из кузова, жёстко связанного с рамой. К раме прикреплена зонт-площадка. Разгрузка скипа осуществляется с помощью секреторного затвора и выдвижного рештака.

Скип с опрокидным кузовом имеет раму, с которой при помощи шарнира связан кузов. Опрокидывание кузова на угол 135-145o относительно рамы происходит у бункера благодаря роликам, перемещающимся по разгрузочным кривым.

3. Проводники и направляющие устройства.

Для плавного движения подъемных сосудов параллельно оси ствола шахты применяют металлические или деревянные провод­ники, закрепленные вдоль ствола. Для каждой клети имеется по два проводника, расположенных по отношению к клети с одной или двух длинных ее сторон.

Металлические проводники бывают рельсовые, коробчатого сечения и канатные. Проводники первых двух типов крепят к расстрелам, а канатные закрепляют на копре и натягивают грузами в зумпфе ствола. При деревянных и канатных проводниках сосуды имеют плавный ход, ремонт деревянных проводников более легок. По сравнению с деревянными металлические проводники занимают меньше места, менее чувствительны к исходящей вентиляционной струе и имеют больший срок службы.

По проводникам движутся направляющие устройства, закреплённые на подъёмных сосудах. Башмаки скольжения применяют на рельсовых и деревянных проводниках. При коробчатых проводниках использую направляющие устройства виде роликоопор.

4. Парашюты ПТК. Принцип работы. Устройство.

Парашюты ПТК с мгновенным захватом ловителями при обрыве подъемного каната двух тормозных канатов. В парашютах ПТК при обрыве подъемного каната пружина отжимает вниз шток 2 и с помощью траверсы 3 и серег 4 поворачивает рыча­ги 5 вокруг осей 6. В связи с этим клинья 7 посредством рычага 5 поднимаются вверх и захватывают тормозные канаты 8, на которых повиснет клеть.

5. Подъёмные канаты. Назначение и устройство.

Подъёмные канаты изготавливают из проволок высокосортной стали марки В для людских и грузолюдских установок и марки І для грузовых установок. При изготовлении каната определённое количество проволок свивается вокруг центральной проволоки так, что каждая из них принимает вид винтовой линии. Такой свитый пучок называется прядью.

Если прядь применяется как самостоятельный канат, то она называется канатом простой свивки. Если несколько прядей свиты между собой вокруг органического сердечника, то получается канат простой свивки. Канат двойной свивки, являющийся составной частью каната более сложной конструкции, называется стренгой.

По конструкциям прядей и характеру взаимного соприкасания проволок в прядях различают канаты точечного каната ТК, точечно-линейного касания ТЛК, линейного касания ЛК, поверхностного контакта ПК. По способу свивки различают канаты: раскручивающиеся Р, нераскручивающиеся Н, малокрутящиеся МК.

6. Направляющие и отклоняющие шкивы.

Направляющие шкивы одноканатных подъёмных машин располагаются на подшкивной площадке копра и служат для поддерживания подъёмных канатов и направления их в стволе.

Основными частями направляющих шкивов являются обод, спицы, ступица, ось, подшипники. Ступицу закрепляют на оси шкива на шпонке. Для предотвращения осевого сдвига шкива на оси его насаживают кольца. Подъёмный канат движется в канавке обода шкива.

Отклоняющие шкивы многоканатных подъёмных установок располагают на копре ниже машины; они необходимы для того, чтобы установить необходимое расстояние между осями подъёмных канатов в стволе независимо от диаметра ведущего шкива.

Один из отклоняющих шкивов закреплён на оси, а остальные могут свободно вращаться на подшипниках. Шкивы фиксируются от осевого смещения кольцами. Ось опирается на роликовые подшипники. Ободы шкивов имеют футеровку из пластиката или маслостойкой резины. На оси закреплён тахогенератор и датчик аппарата контроля хода.

7. Копры. Назначение. Основные части.

Копры необходимы для поддержания направляющих шкивов и восприятия си, действующих на них, для крепления проводников, выходящих из ствола, разгрузочных кривых. При многоканатном подъёме с ведущим шкивом трения на копре в специальном помещении располагается подъёмная машина. Основные части копра установок, машины которых располагаются на уровне земли: вертикальный станок, укосина, подпирающая его в верхней части и укреплённая на бетонном фундаменте, площадка для направляющих шкивов.

По количеству обслуживаемых подъёмов копры делятся на одноподъёмные и многоподъёмные. Копры изготавливают из стали и железобетона. Различают А-образные копры, четырёхстоечные копры, шатровые копры, применяющиеся для обслуживания двух подъёмных установок, расположенных в одном стволе, и башенные копры, которые применяют при многоканатных подъёмных установках с расположением машины в верхней части копра.

Проходческие копры бесстанковые, сборно—разборные, их изготавливают из стали, они имеют шатровую конструкцию.

8. Двухбарабанные подъёмные машины. Общее устройство.

При двухбарабанной машине каждый из барабанов обслуживает свой канат. В двухбарабанной машине один из барабанов жёстко закреплён на валу – заклиненный барабан, а другой может быть соединён с валом или отсоединён от него – переставной вал. Переставной вал даёт возможность регулировать расположение подъёмных сосудов друг относительно друга, что необходимо при обслуживании нескольких горизонтов шахты, и упрощает операции навески, смены канатов и регулирования их длины.

Читайте также:  Как создать самое винтажное место в городе: дизайн шоурума levi’s

2Ц-4×1,8; 2Ц—Цилиндрические барабаны, 4- диаметр барабана, 1,8- ширина барабана.

Коренная часть двухбарабанных машин состоит из вала с зубчатой муфтой, заклиненного и переставного барабанов. На обечайках нарезаны канавки для каната. Заклиненный барабан крепится к валу при помощи ступицы и болтов, переставной барабан устанавливается на валу на подшипниках. При помощи зубчатого механизма перестановки барабан соединяется с валом и отсоединяется от него.

9. Однобарабанные подъёмные машины.

В установках с однобарабанной машиной барабан обслуживает два каната, причём при свивки с барабана каната опускающегося подъёмного сосуда на его место навивается канат поднимающегося сосуда. Однобарабанная машина по сравнению с двухбарабанной машиной имеет меньшую массу и ширину. Одинарный барабан может быть цельным и разрезным. При цельном барабане регулировать расположение подъёмных сосудов сложнее по сравнению с разрезным.

ЦР-5×3/0,6 ЦР- цилиндрический разрезной барабан, 5- диаметр барабана, 3- ширина барабана, 0,6- ширина переставной части.

Машины в коренной своей части имеют вал, опирающийся на подшипники, заклиненную часть барабана, закреплённую на валу при помощи болтов, переставную часть барабана, опирающегося на роликовые подшипники, с зубчатым механизмом перестановки. Барабан сварной конструкции с внутренними кольцами жёсткости. На обечайке нарезаны канавки для каната. На концах барабана имеются реборды и тормозные ободы.

10. Многоканатные подъёмные установки. Применение. Устройство.

Многоканатные подъемные установки в настоящее время получили широкое распространение на глубоких и сверхглубоких шахтах.

Принцип действия многоканатной установки та­кой же, как и установки с одноканатным ведущим шкивом трения, но с той разницей, что здесь подъемные сосуды 1 подвешены на не­скольких подъем­ных канатах 2. К подъемным сосудам прикреплены уравновеши­вающие канаты 3. На башенном копре располагается машина с ве­дущим шкивом 4. Для соблюдения необходимого расстояния между подъемными сосудами применяют отклоняющие шкивы 5. Коренная часть машин имеет вал 7, опирающийся на роликовые подшипники 8, на который на­сажен неразъемный сварной канатоведущий барабан Р. Обечайка 4 прикреплена к двум лобовинам 3 и к кольцевым ребрам 6. Лобовины приварены к ступице 2. На лобовины опираются также тор­мозные обода 5.

Преимущества: возможность подъема со значительных глубин больших грузов; большая безопасность работы; диаметр каждого подъемного каната значительно меньше диаметра каната при одноканатном подъеме, герметизация копра, устраняющая влияние атмосферных факторов на канаты.

Недостатками многоканатных установок являются необходи­мость в громоздком и дорогостоящем башенном копре; сложность надзора за канатами, навески и смены их; неравномерное распре­деление нагрузки между подъемными канатами, которое возникает в связи с небольшим различием в диаметрах канатов.

11. Подъёмная машина с бицилиндроконическим барабаном.

В настоящее время на шахтах средней глубины и глубоких шахтах применяют бицилиндроконические барабаны.

Бицилиндроконические барабаны состоят из трёх секций: малого цилиндра, конуса, большого цилиндра, с внешней стороны малого цилиндра прикрепляется тормозной обод. В начале подъёма канат поднимающегося подъёмного сосуда навивается на малый цилиндр, далее на конус и на большой цилиндр. Большой цилиндр обслуживает две ветви каната. Для удобства регулирования каната барабаны изготавливают разрезными у большого основания конуса. Витки трения располагаются на малых цилиндрах, а канат испытания – обычно внутри малых цилиндров на бобинах.

БЦК-8/5×2,7 — бицилиндроконический барабан, 8- диаметр большого барабана, 5- диаметр малого барабана, 2,7- ширина большого барабана. Ширина конической части составляет 1000 мм.

12. Расположение подъёмных установок относительно ствола шахты.

Одноканатные и барабанные двухканатные подъёмные машины располагаются в здании на уровне земли, а многоканатные – в машинном зале. В одноканатных установках направляющие шкивы на копре в зависимости от способа размещения подъёмных сосудов в стволе, места расположения здания машины и типа органа навивки канатов могут быть установлены на одной геометрической оси.

1. Высота копра hк состоит из: hв – высота от устья шахты до верхней приёмной площадки; hс – высота от уровня верхней приёмной площадки до верхнего зажима каната; hп – высота переподъёма; добавочного расстояния 0,75Rн.ш.

2. Расстояние между осью ствола и осью барабана.

3. Максимальная длина Lc струны, т. е. отрезка каната от направляющего шкива до барабана согласно ПБ не должна превышать 65 м.

4. Угол β между струной каната и её проекцией на горизонтальную плоскость, согласно ПБ должен быть не менее 30 o и не более 50 o .

5. Угол отклонения струны каната α.

13. Подъёмные установки и противовесы.

Подъёмные установки с противовесом применяют в том случае, когда в стволе не могут быть размещены 4 подъёмных сосуда, что бывает при расположении 2-х подъёмных установок в стволе. Одна из этих установок одноклетьевая с противовесом.

Установки с противовесом в последнее время широко применяют при многоканатных подъёмных системах на шахтах, где разработка месторождения ведётся на нескольких горизонтах. Две односкиповые установки с противовесами выгоднее, чем одна двухскиповая, т. К. при этом обеспечивается независимость работы с нескольких горизонтов, устраняется влияние вытяжки и повышается надёжность работы.

Противовес, так же как и подъёмный сосуд, с помощью своего каната перемещается в стволе и необходим для уравновешивания собственной массы подъёмного сосуда и части полезного груза. Согласно ПБ подъёмный канат противовеса должен быть одинаковым с подъёмным канатом подъёмного сосуда, и в отношении надзора и испытания к нему предъявляются те же требования, что и к канату сосуда.

14. Пульт управления шахтного подъёма. Функция пульта.

Пульт шахтного подъёма ПШП предназначен для местного и дистанционного управления подъёмными установками. Функциями пульта являются: операции управления разгоном и замедлением подъёмного двигателя и дистанционное управление тормозов при помощи команд-аппаратов; визуальный контроль положения подъёмных сосудов при помощи сельсинных датчиков; визуальный контроль и запись диаграммы скорости подъёма; контроль нагрузки на подъёмный двигатель; отключение подъёмной машины кнопкой в аварийных случаях; сигнализация о наличии напряжения в главных и оперативных цепях; о давлении в тормозной системе; управление вспомогательными приводами.

На пульте имеются рукоятки: правая – для управления двигателем подъёмной машины, левая – для управления тормозом. Под ногами машиниста расположены посты аварийной остановки и включения динамического торможения. В центральной части пульта расположены 2 сельсинных указателя глубины, на правой и левой тумбах – измерительные приборы.

15. Тормоз подъемных машин. Основные элементы.

Различают рабочее и предохранительное торможение. Рабочим торможением обеспечивается выполнение заданного режима движения подъёмных сосудов и остановка их в нужном положении. Предохранительное торможение необходимо для предотвращения аварий.

Исполнительный орган тормоза является общим для рабочего и предохранительного торможения и представляет собой тормозные балки с закреплёнными на них пресс-массовыми колодками, действующими на стальные тормозные ободы органа навивки. Подъёмная машина имеет два тормозных обода и на каждый из них действует индивидуальный исполнительный орган. Тормоза бывают с угловым и поступательным перемещением колодок.

Привод тормоза бывает: пружинный гидравлический безгрузовой, пневматический грузовой, пружинный пневматический грузовой и безгрузовой, пневматический грузовой. В привод гидравлического тормоза поступает масло под давлением 0,5-0,8 МПа. В привод пневматического тормоза поступает сжатый воздух от компрессора.

Пружинные гидравлические безгрузовые приводы применяют на малых подъёмных машинах. Пневматические грузовые тормоза применяют на крупных подъёмных машинах, причём установка имеет два привода, каждый из которых действует на свой исполнительный орган.

16. Указатели глубины и скоростемеры.

Указатели глубины, указывающие местонахождение подъемных сосудов в стволе в любой момент подъемной операции, бывают механические и электрические.

Механические указатели глубины непосред­ственно связаны с валом подъемной машины. Через приводной вал и систему зубчатых передач указателя глубины вращение пере­дается от коренного вала двум вертикальным винтам с установлен­ными на них гайками. При этом стрелки, укрепленные на гайках, указывают на шкале место нахождения сосудов в стволе. Механические указатели глубины не обеспечивают точных показаний и потому в настоящее время они не изготавливаются.

Электрические указатели глубины не имеют механической связи с коренным валом. Они обеспечивают высокую точность определения места нахождения сосуда в стволе. Применение получили сельсинные указатели глубины, устанавли­ваемые на пульте управления.

Скоростемеры бывают механические, имеющие непосредствен­ную связь с коренным валом подъемной машины, и электрические, не имеющие такой связи.

Механиче­ские ртутно-поплавковые скоростемеры СШ-1. От коренного вала подъемной машины через ременную передачу приводится во вра­щение система трех сообщающихся между собой трубок, в которых помещена ртуть. Центробежными силами ртуть вытесняется из средней трубки в крайние. При этом поплавок, находящийся в средней трубке, через систему рычагов приводит в движение стрелку прибора и перо записывающего устройства. Последнее вычерчивает на бумаге диаграмму скорости подъема. Скоростемеры СШ-1 недостаточно чувствительны к малым скоростям, имеют ненадежную ременную передачу. На пультах управления современных подъемных машин уста­навливают электрические скоростемеры, в качестве которых при­меняют самопишущие вольтметры. Вольтметр получает питание от измерительного тахогенератора. Так как тахогенератор вращается от коренного вала подъемной машины, его выходная э.д.с. пропорциональна действитель­ной скорости подъема. Поэтому шкала вольтметра отградуиро­вана в м/с.

17. Эксплуатация подъёмных машин.

Здание одноканатных подъёмных машин имеет зал и подвал. Машинный зал многоканатных установок располагают на копре. В машинном зале располагаются органы навивки, редуктор, двигатель, пульт шахтного подъёма, реверсор, в подвале – роторную магнитную станцию, ящики сопротивления, аккумуляторные батареи аварийного освещения. В здании должно быть рабочее и аварийное освещения.

Подъёмная установка находится в ведении главного механика шахты. Планово-предупредительные осмотры и ремонты представляют собой систему периодически повторяющихся мероприятий по проведению запланированных по времени профилактических работ по осмотру, уходу, надзору с устранением неисправностей, а также ревизий и ремонтов, восстанавливающихся работоспособность оборудования установки.

Для подъёмных установок приняты следующие виды осмотров: ежесменный, ежесуточный осмотры. Текущий ремонт производят еженедельно бригадой по осмотру и ремонту подъёмной установки под руководством механика подъёма. Капитальный ремонт из-за сложности работ предусматривает остановку подъёма на длительное время по графику, составленному главным механиком ПО.

Особенности устройства подъёмника

Без использования гидравлического подъёмника не обходится ни одно предприятие, деятельность которого прямо или косвенно связана с тяжёлыми грузами – будь то мешки с зерном или грузовые автомобили. Данное устройство позволяет быстро и без применения физических усилий осуществить подъём груза на заданную высоту и зафиксировать на ней для проведения дальнейших диагностических, ремонтных, складских и прочих видов работ.

Наиболее часто гидравлические приводы входят в состав автоподъёмников – в основном, благодаря обеспечиваемой ими плавности подъёма при большом показателе грузоподъёмности. В данной статье мы подробно рассмотрим устройство гидравлического привода, его принцип работы, а также некоторые типы подъёмников, в которых используются данные механизмы.

Как работает гидравлический привод?

Самого слово «гидравлика» заранее подразумевает, что работа данной конструкции будет осуществляться за счёт давления жидкости (а не, например, сжатого воздуха, как в пневматических приводах). Проще говоря, при включении гидравлического механизма его «внутренности» заполняются специальной жидкостью, которая и создаёт нужное давление, которое и производит поднимающую силу.

Но – всё по порядку. Стандартный гидропривод состоит из следующих элементов:

  • сообщающиеся рабочие цилиндры, внутрь которых поступает жидкость (гидравлическое масло);
  • рабочий поршень, который поднимает рабочую платформу при возрастании давления;
  • бак или иная ёмкость, в которой хранится масло;
  • насос, с помощью которого осуществляется передача жидкости из бака с цилиндры;
  • предохранительный клапан, защищающий гидравлическую систему от перегрузок, связанных с избыточным давлением;
  • гидрораспределитель, использующийся для изменения потока жидкости при подъёме и опускании платформы;
  • система фильтров, которая служит для очищения поступающего в бак масла.

Принцип работы гидропривода невероятно прост. При включении, насос осуществляет подачу масла из бак в цилиндры (либо наоборот), проводя его при этом через гидрораспределитель. По принципу сообщающихся сосудов, уровень жидкости в обоих цилиндрах равен, а значит, давление будет одинаковым во всех точках. Если уровень давления в системе превышает безопасную норму, срабатывает предохранительный клапан, после чего излишки масла направляются обратно в бак.

После окончания работы использованное масло сливается и фильтруется, после чего его можно использовать снова один или два раза.

Для стабильной работы гидропривода все элементы описанной выше схемы должны находиться в рабочем состоянии, не иметь протечек и других повреждений. Использованное несколько раз масло необходимо заменять новым – в противном случае, создаваемое давление будет слишком слабым, что может привести, в лучшем случае, к большим затратам электроэнергии для поддержания работы привода, а в худшем – к незапланированному опусканию рабочей платформы при проведении работ.

Сложно поверить, но такая система и вправду способно выдать усилие, которого достаточно для подъёма многотонных грузов, благодаря чему она широко распространена в различных подъёмных устройствах, начиная от рядовых домкратов, имеющихся в запасе у любого автомобилиста, и заканчивая промышленными подъёмниками, использующимися на крупных предприятиях. Рассмотрим некоторые типы данных устройств.

Читайте также:  Какие радиаторы отопления лучше: биметаллические, алюминиевые, чугунные?

Ножничные подъёмники

Пожалуй, наиболее функциональные подъёмные устройства на сегодняшний день, отличающиеся максимальной простотой работы, малыми габаритами, неплохой грузоподъёмностью и невысокой ценой. В данной конструкции гидропривод осуществляет движение рычажной системы, которая по форме напоминает ножницы; двигаясь по специальным пазам навстречу друг к другу они, тем самым, распрямляются и осуществляют подъём рабочей платформы с грузом:

  • дело редко когда ограничивается одними ножницами, поскольку они зачастую не могут обеспечить необходимой высоты подъёма – например, при складировании грузов на верхние полки стеллажных конструкций. Специально для этого изготавливаются подъёмники с двумя, тремя, четырьмя и пятью ножницами, которые могут работать на значительно большей высоте, хотя и с меньшей надёжностью. Что касается надёжности, существуют конструкции с параллельным расположением ножниц (для подъёма одной или даже нескольких платформ), использование которых хотя и не способствует работе на высоте, но обеспечивает дополнительную устойчивость и грузоподъёмность приспособления;
  • также ножничные подъёмники могут быть стационарными или передвижными. Стационарные монтируются непосредственно в пол для долгосрочного использования на одном месте – например, обслуживания конкретной погрузочно-разгрузочной зоны. Передвижные же – их ещё называют гидравлическими тележками – могут быстро перемещаться по территории предприятия, что особенно удобно при большом количестве рабочих зон или протяжённых систем хранения.

Стоечные подъёмники

Чаще всего используются в сервисах, СТО и автопарках, а также на автомобилестроительных заводах и складах легковой техники. Устройство подъёмника включает в себя непосредственно рабочую платформу, на которую осуществляется заезд техники, вертикальную либо наклонную металлическую стойку/стойки, вдоль которой платформа движется, приводной системы, которая и осуществляет подъём, а также устройств безопасности, которые блокируют платформу в случае возникновения внештатных ситуаций. Основным параметром, по которому данные подъёмники отличаются друг от друга – количество стоек:

  1. одностоечные подъёмники используются для работы с маловесными грузами и чаще всего изготавливаются в мобильном исполнении. Также могут использоваться в качестве вспомогательных подъёмных платформ при подъёме тяжёлой техники другим подъёмником;
  2. двухстоечные подъёмники распространены наиболее широко благодаря своей надёжности, высоким параметрам, средним габаритам и доступной цене. Соответственно, здесь платформа двигается вдоль двух стоек, которые, для дополнительной надёжности, соединены друг с другом перекладиной (также эта перекладина может использоваться при прокладке шлангов для подачи гидравлического масла – в целях экономии рабочего места и снижения риска повреждения шланга при заезде техники на платформу);
  3. четырёхстоечные подъёмники используются для обслуживания более тяжёлой легковой и малой грузовой техники, так как отличаются огромной грузоподъёмностью, наличием дополнительных блокирующих систем и общей высокой производительностью. Может выходить в различных конфигурациях, способствующих более лёгкому заезду техники на платформу с нескольких сторон, комплектоваться дополнительными платформами, поворотными кругами, грузовыми траверсами и.т.д. Главным недостатком данного вида оборудования можно считать весьма внушительные габариты и столь же внушительную цену.


Требования при эксплуатации мачтовых подъёмных механизмов

Область применения грузоподъёмных механизмов мачтового типа включает в себя работы, связанные с вертикальным перемещением различных грузов в строительстве, промышленном производстве и складском хозяйстве. Конструктивные особенности этого типа оборудования позволяют осуществлять подъёмные операции на высоты до 250 м. Относительная простота конструкции обеспечивает высокую надёжность и ремонтопригодность. В процессе эксплуатации технические службы предприятия должны руководствоваться общестроительными нормативными документами, положениями Гостехнадзора и требованиями заводской инструкции по эксплуатации конкретной модели грузоподъёмного механизма.

По окончании монтажных работ для ввода в эксплуатацию нового мачтового подъёмника необходимо произвести полное техническое освидетельствование, включающее в себя, в том числе, грузовые испытания на статическую и динамическую нагрузки, контроль работы аварийно-предохранительных устройств и механизмов. В соответствии с действующими положениями Гостехнадзора, испытания грузоподъёмного механизма на соответствие норме при статическом нагружении производятся грузом на 25-50 процентов (в зависимости от конструктивных особенностей и технических требований), превышающим паспортную грузоподъёмность данного механизма. При испытании на соответствие динамическим нагрузкам, превышение паспортной грузоподъёмности контрольным грузом должно составлять 10 процентов от номинала. Результаты проведения данного технического освидетельствования фиксируются в паспорте подъёмника, с обязательным указанием фамилии и должности специалиста, проводившего освидетельствование, и указанием даты проведения следующего очередного освидетельствования.

По завершении полного технического освидетельствования в паспорте должна быть выполнена соответствующая отметка, подтверждающая что результаты испытаний, контроль технического состояния и качество выполнения работ по монтажу оборудования соответствуют отраслевым нормативным документам. В процессе эксплуатации подъёмный механизм должен проходить ежедневный технический осмотр, результаты, которого должны быть зафиксированы в вахтенном журнале. При выявлении в процессе ежедневного технического осмотра неисправности механических узлов или систем электрооборудования, эксплуатация подъёмника должна быть немедленно остановлена.

Грузовые подъёмные механизмы мачтового типа не подлежат обязательной регистрации в органах Гостехнадзора. По окончании монтажных работ на предприятии создаётся внутренняя комиссия, которая на основании положительных результатов полного технического освидетельствования принимает решение о вводе грузоподъёмного механизма в эксплуатацию, а так же назначает ответственного по перемещению грузов из числа штатных инженерно-технических работников, которые прошли соответствующее обучение.

Персонал предприятия, работающий в зоне работ по перемещению грузов с использованием грузоподъёмного механизма, должен быть проинструктирован перед началом смены, о чем должна быть выполнена соответствующая запись в журнале ежедневного инструктажа, заверенная подписью работника, прошедшего инструктаж, и подписью специалиста, проводившего данный инструктаж. К управлению грузоподъёмным механизмом допускаются работники предприятия, прошедшие обучение, ознакомленные с инструкцией по эксплуатации и правилами безопасной эксплуатации грузоподъёмного оборудования. В случае наружного (уличного) размещения подъёмника, рабочее место оператора должно быть защищено от прямых осадков навесом, и должно быть оборудовано сигнализацией или другим видом оперативной связи с людьми, работающими на всех уровнях, куда осуществляется подача груза. При работе внутри помещения или в период тёмного времени суток зона работы подъёмного механизма должна быть полностью освещена. Перед началом подъёма или спуска грузовой платформы (клети) в обязанности оператора входит контроль за наличием механических и прочих препятствий на пути движения подвижной каретки.

Техническое и сервисное обслуживание данного оборудования проводится периодически в соответствии с техническими требованиями инструкции по эксплуатации, разработанной заводом изготовителем. Периодичность проведения технического и сервисного обслуживания устанавливается в соответствии с фактическими условиями эксплуатации, исходя из которых техническими службами предприятия разрабатывается график планово-предупредительных (ППР) ремонтов. Работы по выполнению текущего технического обслуживания и ремонтные работы в объёме ППР должны выполняться специализированными предприятиями, либо специально обученными ремонтными бригадами. В случае реконструкции, капитального ремонта, либо выполнения работ в рамках текущего ремонта с полной заменой некоторых основных узлов, частей и механизмов, мачтовый грузовой подъёмник перед началом эксплуатации подлежит повторному полному техническому освидетельствованию.

Строгое соблюдение правил эксплуатации, грамотное техническое обслуживание и своевременное проведение планово-предупредительных ремонтных работ, является обязательным условием для обеспечения безаварийной работы подъёмного механизма. При соблюдении всех технических условий, а так же при эксплуатации данного оборудования обученным и технически грамотным персоналом строительные, складские и специальные подъёмники мачтового типа являются оптимальным решением для строительных и промышленных предприятий любого профиля.

Эксплуатация грузовых подъемников

Эксплуатация грузовых подъемников должна производиться в соответствии с требованиями изготовителя грузового подъемника, изложенными в руководстве по эксплуатации и приказом Ростехнадзора № 533 от 12 ноября 2013 г.;

Ниже последовательно приведены необходимые мероприятия для эксплуатации подъемника:

1. Назначение ответственных специалистов

Владельцу подъемника необходимо разработать и утвердить распорядительным актом, инструкции с должностными обязанностями, а также поименный перечень лиц ответственных за промышленную безопасность в организации из числа ее аттестованных специалистов:

• специалиста, ответственного за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемника;

• специалиста, ответственного за содержание подъемника в работоспособном состоянии;

• специалиста, ответственного за безопасное производство работ с применением подъемника;

Указанные специалисты должны быть аттестованы в Ростехнадзоре;

В организациях, где производство работ с применением ПС выполняется на одном участке (цехе), разрешается одному специалисту совмещать обязанности ответственного за содержание ПС в работоспособном состоянии и за безопасное производство работ;

Допускается возложение обязанностей ответственных специалистов на специалистов специализированных организаций и инженерных центров, по заключенному с ними договору.

2. Полное техническое освидетельствование

Техническое освидетельствование подъемника должно проводиться специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемника, а также при участии специалиста, ответственного за содержание подъемника в работоспособном состоянии;

Так же, проведение технического освидетельствования подъемника разрешается осуществлять экспертным организациям и специализированным организациям, занимающимся деятельностью по ремонту, реконструкции подъемников;

Результаты технического освидетельствования подъемника записываются в его паспорт специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемника, проводившим освидетельствование, с указанием срока следующего освидетельствования. При освидетельствовании вновь смонтированного подъемника запись в паспорте должна подтверждать, что подъемник смонтирован и установлен в соответствии с руководством по эксплуатации, с ФНП и выдержал испытания;

Записью в паспорте действующего подъемника, подвергнутого периодическому техническому освидетельствованию, должно подтверждаться, что подъемник отвечает требованиям ФНП, находится в работоспособном состоянии и выдержал испытания. Разрешение на дальнейшую работу подъемника в этом случае выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемника.

3. Запуск в эксплуатацию

Решение о пуске в работу подъемника, выдается специалистом, ответственным за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемника, на основании положительных результатов технического освидетельствования в следующих случаях:

а) перед пуском в работу;

б) после монтажа, вызванного установкой подъемника на новом месте;

в) после реконструкции;

г) после ремонта расчетных элементов или узлов металлоконструкций с применением сварки;

Специалистом, выдавшим разрешение на пуск в работу подъемника, должна быть сделана соответствующая запись в его паспорте, а для подъемников, указанных в подпункте «б» настоящего пункта, запись должна быть сделана в вахтенном журнале;

Специалист, выдающий разрешение на пуск подъемника в работу должен быть аттестован в Ростехнадзоре.

4. Техническое обслуживание

Техническое обслуживание – обязательное мероприятие при эксплуатации грузовых подъемников. Ответственность за своевременное выполнение технического обслуживания подъемника лежит на владельце подъемника;

Для технического обслуживания владельцу подъемника необходимо назначить оперативно-ремонтный персонал – электромехаников для обслуживания и ремонта подъемника, организовать их обучение, повышение квалификации и аттестовать в учебно-производсвенном центре;

Допускается возложение обязанностей по обслуживанию и ремонту подъемника на специалистов специализированных организаций и инженерных центров, по заключенному с ними договору.

5. Регистрация ОПО

Регистрация ОПО (опасного производственного объекта) в Ростехнадзоре, при установке грузового подъемника не требуется;

6. Надзор за эксплуатацие подъемника

Надзор за выполнением правил эксплуатации подъемника, осуществляет специалист, ответственный за осуществление производственного контроля при эксплуатации подъемника;

Находящиеся в эксплуатации ПС должны быть снабжены табличками с обозначениями заводского номера подъемника, паспортной грузоподъемности и даты следующего полного технического освидетельствования;

Не эксплуатируемые подъемники должны быть выведены из эксплуатации и законсервированы в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации. Специалистом, прекратившим эксплуатацию подъемника, должна быть сделана соответствующая запись в его паспорте;

Подъемники не прошедшие полное техническое освидетельствование, должны быть выведены из эксплуатации и приведены в соответствие паспортной документации завода изготовтеля;

Отработавшие паспортный срок службы подъемники, должны быть выведены из эксплуатации, подвержены обследованию, реконструкции или утилизации.

Ссылка на основную публикацию